'

Основы религиозных культур и светской этики

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Основы религиозных культур и светской этики Диалоговые подходы и работа с информацией Иоффе А.Н., к.ист.н., доцент АПКиППРО


Слайд 1

Понятийный аппарат Диалог –разговор, обмен мнениями двух или более реальных, собирательных, условных или вымышленных лиц. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. СПб. Питер. 2004 (греч. dialogos – разговор) разговор, способ поиска истины в ходе беседы, спора или дискуссии, сложившийся как традиция в античном мире Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005


Слайд 2

Работа с понятиями-1 Толерантность -от англ., фр. tolerance-терпимость, лат. tolerantia-терпение - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. К.М. Хоруженко Культурология. Энциклопедический словарь. Феникс. Р-н-Д.1997 -терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых ценностей демократии. В то же время не тождественна безразличию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.). Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан Введение в политологию. Словарь-справочник под ред. Пугачева В.П. Аспект-Пресс. М. 1996


Слайд 3

Работа с понятиями-2 Гуманизм – (от лат. Humanus – человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Этнопсихологический словарь. Под ред. В.Г. Крысько. М. Московский психолого-социальный институт. 1999. -принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001. -термин, введенный древнеримским философом и оратором Цицероном и обозначающий человечность – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М. Высшая школа.


Слайд 4

Работа с понятиями-3 Милосердие -готовность проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, бескорыстно помочь кому-либо, обусловленная этическими мотивами Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005. -сострадание, проявляющееся в деятельной готовности помогать нуждающимся; духовно-эмоциональная способность сопереживать страданиям других людей и предпринимать конкретные действия по оказанию необходимой помощи; высшее проявление нравственности человека Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2006.


Слайд 5

Работа с понятиями-4 Ритуал -(лат ritualis – обрядовый) исторически сложившаяся норма поведения, в которой форма выполнения действия строго канонизирована, лишена непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение; установленный, исторически сформированный порядок обрядовых действий Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005. -(религиозный) предписанный способ отправления религиозной активности: молитва, крещение, жертва и др. Ритуалы усиливают систему верований в обществе, выполняя функцию, обеспечивающую соответствующие духовные ценности и символические знания К.М. Хоруженко Культурология. Энциклопедический словарь. Феникс. Р-н-Д.1997.


Слайд 6

Работа с понятиями-5 Обычай –установленные в общине или в обществе образцы поведения Джери Дэв., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь в 2ТТ. Вече-АСТ. М. 1999. -особенности жизни, которые стали через сознательное или бессознательное повторение обыкновением для целого народа или индивида; исторически возникший порядок общественной жизни, стиль действий и поступков, принятых среди определенной группы людей Гуревич П.С. Философский словарь. Олимп. Москва. 1997


Слайд 7

Работа с понятиями-6 Традиция –от лат. traditio – передача - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. Этнопсихологический словарь. Под ред. В.Г. Крысько. М. Московский психолого-социальный институт. 1999 -исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001


Слайд 8

Работа с понятиями-7 Уважение -одно из важнейших требований нравственности, предусматривающее такое отношение к людям, при котором практически (в соответствующих действиях, мотивах и т.п.) признается достоинство личности Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005 -почтительно отношение к определенному человеку на основе признания его достоинств, высокая его оценка вне зависимости от социального статуса и социальной роли Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь М. Проспект. 2006


Слайд 9

Притчи для обсуждения Когда боги создавали людей они задумались над тем, где скрыть дар жизни, чтобы вселенная не испортила его и не употребила его во зло. «Не спрятать ли его на вершине высочайшей горы? Не погрузить ли его в океанские глубины? Или, может, стоит оставить его в чаще самого густого леса?» После долгих размышлений они, в конце концов, нашли ответ… ????????????? Они поместили дар в самих людей, потому что тем, конечно же, не придет в голову заглянуть в себя! И чтобы обезопасить себя, боги устроили человеческие глаза так, чтобы они могли смотреть только наружу, а не внутрь.


Слайд 10

Функции притч 1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу. 2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов. 3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. 4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.


Слайд 11

Задания по работе с притчами А. Постановка вопросов. Б. Ответы на поставленные вопросы. В. Выделение основных мыслей и ключевых понятий. Г. Иллюстрация и окончание. Д. Схема.


Слайд 12

Группа А Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств». В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.


Слайд 13

Группа Б Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево. -Эй, старик, - обратился падишах к садовнику, - твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам. -Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему! О каком отношении к жизни и времени говорит притча? Какова её основная мысль? Какие символы используются в этой истории? О каких ценностях идет речь?


Слайд 14

Группа В Шли однажды вместе раввин и мыловар. -Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: - Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? -Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться. -Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!


Слайд 15

Группа Г Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… ??????????????????????????????? Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.


Слайд 16

Группа Д Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень, и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедшие же рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нём плевелы?» Он же сказал им: «Враг человека сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе и то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».


Слайд 17

Способы использования притч в учебном процессе 1. Обсуждение основной идеи и смысла истории. 2. Название притчи. 3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. 4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения). 5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. 6. Выделить ключевые понятия. 7. Инсценировка по рассказу (истории) 8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать) 9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. 10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). 11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.) 12. Сравнение нескольких притч


Слайд 18

Работа с высказываниями А. «Для религии нет ничего губительнее ______________» Безразличия. Э. Берк Б. «__________– это власть над миром; культура – _______ к миру» Цивилизация; Любовь. А. Кэмпиньский


Слайд 19

Работа с высказываниями В. «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией» Тагор Р. Полностью согласен – Согласен в целом – Согласен в определенной степени Сомневаюсь – Не определился (затрудняюсь ответить) Скорее не соглашусь - В целом не согласен - Абсолютно не согласен


Слайд 20

Работа с высказываниями Г. «Религия только одна, но в сотне обличий» Б. Шоу + - Д. «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает такой смысл, который не уничтожается смертью» Л.Н. Толстой Сформулировать тему занятия ____


Слайд 21

Работа с высказываниями Е. «Наука без религии хрома; религия без науки слепа» Эйнштейн А. Сформулировать общественную проблему Ж. «Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто» Э. Эррио Поставить вопросы к высказыванию З. «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе» Т. Харди Перефразировать высказывание


Слайд 22

Вопросы для проверки уровня знаний Чем определяется единство россиян? Что значит быть россиянином? На каких принципах должны сотрудничать представители разных народов? Что такое толерантность?


Слайд 23

Вопросы для проверки уровня умений и навыков Какие примеры культурных особенностей разных народов России Вы можете привести? Какие советы Вы могли бы дать для мирного взаимодействия представителей разных народов? Как Вы могли бы найти дополнительную информацию о культуре народов России? Какие вопросы Вы могли бы задать своему сверстнику, чтобы узнать его осведомленность о культурных особенностях народов России? Что бы Вы рассказали приехавшим гостям из других регионов страны об особенностях культуры народов, проживающих в Вашей местности?


Слайд 24

Вопросы для проверки отношений, ценностных установок Почему в современном мире важно быть толерантным? В каких поступках проявляется толерантность человека? Почему возникают конфликты между представителями разных культур? Не препятствует ли толерантность сохранению уникальности культуры народов России? Хотелось бы Вам больше знать о культуре различных российских народов? Почему? Что, на Ваш взгляд (самое главное), Вам хотелось бы узнать? Как Вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без сотрудничества с представителями других народов? Почему? Приведите примеры.


Слайд 25

Вопросы для проведения рефлексии Как в ходе проведенного занятия вы демонстрировали свое уважение к культурным различиям? Можно ли говорить о создании межкультурного диалога в ходе занятия? Какие примеры это могут показать или опровергнуть? Что было самым трудным для понимания и принятия? Что в обсуждении вызывало наибольшее беспокойство и неудобство? На каких нравственных принципах было построено взаимодействие участников занятия?


Слайд 26

Типы вопросов Открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ Закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов Ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации Проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия Направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию Направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения Проясняющие вопросы


Слайд 27

Подведение итогов Б.Л. Васильев Не стреляйте в белых лебедей -Почему это люди такие злые, Нона Юрьевна? -Неправда, Коля, люди добрые. Очень добрые. -А почему же тогда обижают? Вздохнула Нона Юрьевна: легко вам вопросы задавать. Можно было не ответить, конечно. Но Нона Юрьевна в глаза Кольке заглянула и лукавить уже не могла. -О том, что такое зло, Коля, и почему совершается оно, люди давно думают. Сколько существуют на свете, столько над этим бьются. И однажды, чтобы объяснить все разом, дьявола выдумали, с хвостом, с рогами. Выдумали дьявола и свалили на него всю ответственность за зло, которое в мире творится. Мол, не люди уже во зле виноваты, а дьявол. Дьявол их попутал. Да не помог людям дьявол, Коля. И причин не объяснил, и от зла не уберег и не избавил. А почему, как, по-твоему? -Да потому, что снаружи все искали! А зло – оно в человеке, внутри сидит. -А еще что в человеке сидит? -Живот! Из-за живота-то и зло. Всяк за живот свой опасается и всех кругом обижает. -Кроме живота, есть еще и совесть, Коля. А это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Крохотной остается, зеленой, несъедобной. И тогда человек оказывается словно бы без советчика, без контролера в себе самом. И уже не замечает, где зло, а где добро: все у него смещается, все перепутывается…


×

HTML:





Ссылка: