'

1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения.. 2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения. 3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль. 4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Практические работы. Практическая работа №1 1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения.. 2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения. 3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль. 4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения.


Слайд 1

5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина - Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила». Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хотина», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, характер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора. - Новаторство Державина в оде «Фелица»: а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социальные и нравственные идеалы, критерий оценки человека; б) новизна в образе автора и в изображении одической героини; в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина); г) художественная структура образа Мурзы. - Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.). - Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», конкретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.


Слайд 2

Практическая работа № 2 1. Поэтика повестей Н. Карамзина Эстетическая позиция Н.Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» («Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница») как произведение русского сентиментализма: а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя; б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка-рамзина; в) специфика пейзажа и его функций; г) образ автора, речевой строй повествования; д) значение повести в истории русской литературы. «Письма русского путешественника» - предромантическая повесть. Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.


Слайд 3

2. Поэзия Жуковского Элегия Жуковского «Вечер» а) тема и лирический герой стихотворения; б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского? в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительно-выразительное значение эпитетов у Жуковского; г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского; д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер». Баллада Жуковского «Эолова арфа»: а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады; б) композиция баллады; в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символическое значение вещественных деталей, роль пейзажа; г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст; д) ритмико-мелодический рисунок стиха.


Слайд 4

3. Баллада Жуковского «Светлана» Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно-событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно строки, в которых выражается его отношение к героине. Картины природы и лирическое настроение. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы». Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха). Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).


Слайд 5

Практическая работа № 3 I. «Мои пенаты» К. Батюшкова Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшкова и ее отражение в композиции. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворениях.


Слайд 6

III. Конфликт и образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») Вопросы: 1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова. 2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии. 3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену. 4. Центральные образы «Горя от ума»: а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным); б) Фамусов и Молчалин; в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика. 5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы. 6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя от ума».


Слайд 7

Практическая работа № 4 1. А.С.Пушкин. Начало творческого пути. 1. Тема вольности «Вольность», «Деревня», «К Чааадаеву». 2. «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма. 2. А.С.Пушкин. Южная ссылка. 1. («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»). 2. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». 3. Историческая поэма «Полтава». 4. «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». 5. Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 3. Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин». 1. «Евгений Онегин» 4. Драматургия Пушкина. «Борис Годунов». («Подражание Корану», «Пророк»). «Борис Годунов»


Слайд 8

Практическая работа № 5 1. Проза А.С.Пушкина. «Повести Белкина» («Дубровский», «Капитанская дочка»). «История Пугачева». «Пиковая дама». («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). 2. Поэты пушкинского времени Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»). Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. «Сумерки». («Осень», «Последний поэт»). Поэзия Н.М. Языкова. («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). «Пловец». Творчество А.А. Дельвига. Стихотворения П.А. Вяземского. «Русский бог». 3. Е.А. Баратынский и его творчество Анализ стихотворения по выбору 4. А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии. Анализ стихотворения по выбору.


Слайд 9

Практическая работа № 6 1. М.Ю. Лермонтов. Начало творческого пути. 1. Ранняя лирика. «Московский период». («1831-го июня 11 дня»). 2. Период творческого подъёма в творчестве Лермонтова Послание: монологизация жанра. Лирические циклы (ивановский, сушковский, лопухинский). 3. («Свидание», «Договор»). 4. («Не верь себе…», «Есть речи – значенье…»). 5. (Цикл «Восток»: «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Листок»). 6. «Бородино», «Завещание»). 7. “Кавказский пленник” 8. (“Последний сын вольности». 9. («Литвинка»). 10. “Аул Бастунджи” 11. “Измаил-Бей” 12. “Сашка 13. “Тамбовская казначейша


Слайд 10

3. М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». «Маскарад». «Беглец», «Мцыри», «Демон». 4. Период зрелого творчества Лермонтова. Мцыри” 2. “Демон” 3. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, 4. (“Люди и страсти”, “Испанцы”, “Два брата”, “Странный человек”). 5. Роман “Вадим”. 6. “Княгиня Лиговская” 5. Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым


Слайд 11

Практическая работа №7 1. Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия. 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 2. Сборник «Миргород» 3. «Петербургские повести». 4. Драматургия Гоголя. «Женитьба» 5. «Ревизор» 2. Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души». 1. «Мертвые души». 3. Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис. 1. «Повесть о капитане Копейкине 2. «Выбранные места из переписки с друзьями» 4. Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века. Произведения В.И.Даля по выбору. Произведения Гребенки по выбору Произведения Герцена по выбору Характеристика творчества В.Г.Белинского


Слайд 12

Практическая работа №8 (Контрольная) Контрольные работы Контрольная работа 1. Художественные особенности лирики В.А. Жуковского (на примере стихотворения «Невыразимое»). Вопросы: Система оппозиций в стихотворении: динамическое (природа) – статичное (искусство). Антиномическая структура понятия «природа»: сущность и формы выражения. Содержание поэтического идеала Жуковского в стихотворении. Специфика его определения поэтом. Лирический конфликт стихотворения (его связь с жанровым определением) и способ его разрешения. Список литературы: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики (любое издание). Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976; или: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»). Фридлендер Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.


Слайд 13

НЕВЫРАЗИМОЕ Отрывок Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья - Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена,- Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать - И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам - сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката - Сии столь яркие черты - Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою,- Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье - Какой для них язык?.. Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит. 1819


Слайд 14

Контрольная работа 2. Историзм и гуманизм Пушкина: «Капитанская дочка» Вопросы: - Причины обращения А.С. Пушкина к изучению истории – Пугачевского восстания после восстания декабристов. - Трансформация центрального образа дворянина от «Дубровского» к «Капитанской дочке» и ее причины. - Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации. - Пугачев «Истории Пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки». - Долг и человечность в «Капитанской дочке». Список литературы: Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. Т.2. – Минск: Нар. асвета, 1989. – С.345–354.


Слайд 15

Контрольная работа 3. Проблема личности и государства в «Медном всаднике» А.С. Пушкина Вопросы: Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику». Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение. Петровские преобразования в оценке Пушкина. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме. Стиль Пушкина и сюжет поэмы. Список литературы: Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, 1998. – С.249–251. Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., 1979. – С.171–191. Мейлах Б.С. «... Сквозь магический кристалл...»: Пути в мир Пушкина. – М.: Высшая школа, 1990. – С.115–136. Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить...» – М.: Книга, 1987.


Слайд 16

Контрольная работа 4. Тема игры у Пушкина и Лермонтова («Пиковая дама» и «Фаталист») Вопросы: Карточная игра в жизни человека первой половины XIX века как поединок с Судьбой: эпиграф к первой части повести Пушкина «Пиковая дама». Судьба и Случай в «Пиковой даме»: авторская позиция Пушкина в разрешении коллизии. Роль фантастического в повести Пушкина. Судьба и Случай в «Фаталисте»: пари Вулича и Печорина. Пленение казака: Судьба или Случай. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии. Список литературы: Виролайнен М.Н. Ирония в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы пушкиноведения. – Л., 1975. – С.169–175. Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) (любое издание) (раздел «Карточная игра»). Смирнов А.С. Романтическая ирония как конструктивный принцип организации повествования («Фаталист» М.Ю. Лермонтова) // Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.119–124.


Слайд 17

Контрольная работа 5. «Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом Вопросы: Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели: а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина; б) Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана. Романтическое двоемирие в повести Гоголя. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского. Смысл фантастического финала повести. Автор и герой в повести Гоголя. Список литературы: Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. ? 1988. ? № 4. Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии. ? 1993. ? № 8. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. ? 2–е изд., доп. ? М.: Худож. лит., 1988. Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.103–107. Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. ? 1997. ? № 1. Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988.


×

HTML:





Ссылка: