'

Новикова Анна Алексеевна Учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Киржача Владимирской области

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности через использование игровых технологий в предметной области география. Новикова Анна Алексеевна Учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Киржача Владимирской области


Слайд 1

Условия возникновения опыта. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, снижением общекультурного уровня. Для оценки интеллектуального развития учащихся 8-х классов проводился тест ШТУР и были получены следующие результаты:


Слайд 2

Противоречия: Между стремлением личности к саморазвитию и едиными требованиями традиционной школы. Между увеличением объема информации, требующей усвоения и индивидуальными возможностями учащихся. Между ориентацией на развитие творческих способностей учащихся и традиционными формами и методами обучения. Между уровнем подготовки учащихся и современными требованиями жизни, предъявляемых выпускнику. Условия возникновения опыта.


Слайд 3

Актуальность опыта. Использование игровых технологий позволяет учителю: Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками. Создать условия для воспитания детского коллектива. Развивать коммуникативные качества учащихся. Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества. Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.


Слайд 4

Ведущая педагогическая идея. Ученик – субъект учебной деятельности. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. Развитие творческих способностей ребенка происходит в процессе взаимодействия учебной и игровой деятельности.


Слайд 5

Теоретическая база опыта. Классификация дидактических игр по Т.А. Шакурову (1991 г.)


Слайд 6

Новизна опыта. Новизна моего опыта заключается в следующем: Собрала и обобщила теоретический, методологический материал по игровым технологиям. Адаптировала игровые технологии к уже известным методам и средствам обучения и воспитания. Разработала систему игр с учетом индивидуальных особенностей детей и местных условий. Доказала результативность использования игры в учебном процессе


Слайд 7

Технология опыта. Цель: Создать условия для формирования общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности на основе использования игровых технологий. Задачи: Выявить теоретические подходы к определению образовательных игровых технологий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков учебной деятельности. Проанализировать имеющийся опыт в СОШ № 6 по использованию игровых технологий, способствующих формированию общеучебных умений и навыков.


Слайд 8

Технология опыта. Задачи: Разработать систему игр, разноуровневых заданий, направленных на организацию учебного процесса с использованием игровых технологий. Сформировать и апробировать комплект диагностических методик и специальных заданий, тестов, направленных на выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности.


Слайд 9

Технология опыта. Создание предметно-развивающей среды, ориентированной на взаимодействие учащихся с использованием игровых технологий (подготовка карточек-посредников, карт, дидактических материалов, таблиц). Введение дидактических игр пропедевтического характера (обучающие игры) в 6-7 классах: «Четвертый лишний», «Правильно отбери», «Путешествие по карте», «Где оно находится», «Узнай силуэт», «Восхождение на вершину», «Кто больше», «Разреши проблему», «Кто такой? Что такое?» и др. (см. Приложение 1) Введение дидактических развивающих игр в 6-8 классах: «Географический КВН», «Географическое лото», «Игры-путешествия», «Блиц-игры», «Пресс-конференция», «Счастливый случай» (см. Приложение 2).


Слайд 10

Технология опыта. Введение игр проблемно-поискового, творческого характера в 7-9 классах: «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка отправляющемуся в Австралию», «День в природной зоне», «Написание репортажа или интервью», «Австралийский серпантин». Введение ролевых и деловых игр в 9-11 классах, направленных на профилизацию обучения: «Трудовые ресурсы», «Выживание в условиях Арктики», «Рыночная экономика», «Аукцион», «Народные промыслы Центральной России» (см. Приложение 3). Введение контролирующих и обобщающих игр при обобщении и систематизации знаний как одного из видов контроля и обобщения знаний учащихся: зачетные уроки типа «Геобизнес», «КВН», обобщающие игры по всем разделам географии (см. Приложение 4).


Слайд 11

Технология опыта. Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней, требует четкой и слаженной организации; класс готовится заранее в несколько этапов. I. Подготовка игры. 1. Формируется тема игры. 2. Формируются учебные цели игры, создается игровая ситуация, адаптация игры к местным условиям и возможностям класса. 3. Объявляются условия (правила) игры, исходные данные игрового комплекса, материалы, круг рассматриваемых проблем. 4. Определяется состав участников игры, распределяются роли (если это необходимо). 5. Рассматривается полный сценарий игры, порядок действий, характер размещения участников в классе, временные границы проведения игры, консультации учителя.


Слайд 12

Технология опыта. II. Проведение игры (этап взаимодействия). Вступительной слово учителя (ведущего). Ход игры (разрешение проблемной ситуации). Использование музыкального сопровождения (если нужно), технических средств обучения, плакатов, схем, карт. Учитель выступает в роли фасилитатора. судьи-рефери, председательствующего.


Слайд 13

Технология опыта. III. Этап оценивания достижений учащихся. Разбор хода игры. Оценка участников игры. Акцентирование внимания на удачных и неудачных решениях. Оценка общей манеры поведения (при необходимости) – интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплина, быстрота реакции, правильность расчетов. Оценка игры самими участниками, предложения по её совершенствованию.


Слайд 14

Технология опыта. Положительные стороны игровых технологий. 1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи. 2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации. 4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.


Слайд 15

Результативность. I. Уровень овладения общими учебными умениями, навыками, определенными образовательным стандартом по географии. 1. Знать и понимать. 2. Применять знания и умения в знакомой ситуации. 3. Применять знания и умения в новой ситуации.


Слайд 16

Результативность. II. Уровень овладения общеучебными умениями и навыками, определенными образовательными стандартами по географии. 1. Сравнивать. 2. Обобщать. 3. Систематизировать.


Слайд 17

Результативность. Задача формирования общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности, реализуется так (по результатам контрольных работ и тестирования): 1. Умеют сравнивать понятия и явления – 87 % а) Умеют сравнивать по отдельным признакам –95 % б) Умеют сравнивать по системе существенных признаков отличия и сходства с выводами – 81 % 2. Умеют обобщать: а) обобщают на конкретном примере – 97 % б) обобщают на основе типичного, но не последовательны – 85 % в) обобщают по системе существенных признаков, логично – 80 %


Слайд 18

Результативность. Задача формирования общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности, реализуется так (по результатам контрольных работ и тестирования): 3. Умеют выделить главное: а) не владеют умением выделить главное в достаточной мере – 15 % б) нуждаются в помощи учителя – 15 % в) умеют выделять главное – 85 % 4. Умеют «переносить» знания в другие темы и разделы – 75 % 5. Учащиеся умеют «прогнозировать» различные ситуации экономического характера – 65 %


Слайд 19

Результативность. Результативность качественной успеваемости по предмету.


Слайд 20

Результативность. Результатом может являться уровень оценки качества ЗУН по географии по тестам, разработанным ВИПКРО в марте 2006 года. Учащиеся 10-х классов показали - 100% усвоение базового уровня; - 44 % - повышенного; - 70 % десятиклассников выполнили работу на «4» и «5».


Слайд 21

Результативность. Ежегодно учащиеся 9-х и 11-х классов выбирают предмет география для сдачи на итоговой аттестации:


Слайд 22

Игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок-диалог В процессе игры у учащихся формируются важные качества: Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения. Излагать и аргументировать свою точку зрения. Развивать интеллектуальные умения и способности. Анализировать различные варианты и точки зрения. Применять всесторонний подход к обсуждению явления. Сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету.


Слайд 23

Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать её значение нерационально и непродуктивно.


×

HTML:





Ссылка: