'

Ведущие педагогические технологии на современном уроке

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Ведущие педагогические технологии на современном уроке


Слайд 1

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С.А. Днепров, В.М. Кадневский)


Слайд 2

Педагогическая технология новое (с 50-х гг 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий (Коджаспировы)


Слайд 3

Педагогическая технология совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б.М. Бим-Бад)


Слайд 4

Условия эффективности использования педагогических технологий на занятиях Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель доминирует над средством, а не наоборот) Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств) Проектирование желаемого результат Отбор наиболее значимого материала, его структурирование Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль) Система коррекционных мер Мотивация учащихся Обязательное последовательное выполнение всех этапов


Слайд 5

Классификация технологий по виду педагогической деятельности Воспитательные Обучающие Коммуникативные


Слайд 6

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности


Слайд 7

Достоинства модульного обучения Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. Задается индивидуальный темп учебной деятельности. Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя. Возможность рейтингового контроля


Слайд 8

Модели структуры обучающего модуля Модель 1: целевой блок (осознание перспектив учения обучающимися, формирование положительной мотивации учения, активной позиции в учебном процессе, развитие самостоятельности) информационный блок (структурирование содержания учебного материала) методический блок (серия способов и путей усвоения содержания обучения) блок контроля и оценки результатов (текущий и итоговый контроль)


Слайд 9

Модели структуры обучающего модуля Модель 2: блок «входа»/входной контроль блок обобщения (постановка проблемы и системное представление структуры данного модуля) теоретический блок (изложение основного содержания в теории вопроса и развитие культуры мышления) блок генерализации (обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде) блок «выхода» (полный, сокращенный или углубленный варианты модуля)


Слайд 10

Модели структуры обучающего модуля Модель 3: учебные цели (сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы детальное оглавление модуля (предъявление всех дидактических единиц на уровне понятий и связей между ними) структурная схема (указание места модуля в модульной программе) учебный элемент модуля (тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля, основной текст учебного элемента, выводы и заключения) библиографический список, источники глоссарий


Слайд 11

Этапы разработки модуля Шаг 1. Выдвижение целей и задач Шаг 2. Установление контроля за усвоением этих задач (формулировка задач обучения и конструирование критериев их оценки, составление контрольных заданий с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностирования трудностей; конструирование эталонного контроля) Шаг 3. Конструирование учебного материала, помогающего обучающемуся освоить тему


Слайд 12

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ Метод анализа конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации


Слайд 13

Технологическая схема создания кейса Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная) Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке


Слайд 14

Технологическая схема создания кейса Определение источников и методов сбора информации Выбор техник работы с данным кейсом Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки) Создание заданной модели Апробация в процессе обучения


Слайд 15

Виды ситуаций Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации) Нормативные ситуации Функциональные ситуации Стратегические ситуации


Слайд 16

Техники анализа решений проблем Гипотеза Прием «ПМИ» (Плюс Минус Интересно) Стратегия ИДЕАЛ Мозговая атака (брейнсторминг) Софт-анализ SWOT-анализ Прием «Как?»


Слайд 17

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ВЫЗОВ «Подсказка» «Знаете ли вы, что…?» «Верите ли вы?» «Ключевые термины» «Разбивка на кластеры (блоки идей)». «Свободное письменное задание»


Слайд 18

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ОСМЫСЛЕНИЕ Стратегия «Зигзаг» «INSERT» (особая маркировка текста) Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Кроссворд» «Толстые» и «тонкие» вопросы «Взаимоопрос» «Двойной дневник»


Слайд 19

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО РЕФЛЕКСИЯ «Возвращение к ключевым терминам» «Предсказание» «Мой эпиграф» «Синквейн» «Рефлексивные вопросы» «Закончи предложение»


Слайд 20

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Структура учебного исследования: выявление и постановка проблемы исследования формулирование гипотезы планирование и разработка исследовательских действий сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка подготовка и написание (оформление) отчета


Слайд 21

Этапы технологии Этап 1. Выбор темы исследования Этап 2. Составление инструкции Этап 3. Проведение работы Этап 4. Оценивание работы учащихся


Слайд 22

Типы урока урок-лаборатория урок-экспертиза урок – творческий отчет урок изобретательства урок фантастического проекта урок-исследование урок – «патент на открытие»


Слайд 23

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ Цель – разработка и внедрение в практику интенсивных методов обучения и развития ребенка. Главное – не сообщить информацию, а передать способы работы. Основные методы – проблемно-поисковые и диалогические


Слайд 24

Суть педагогической мастерской В ней есть Мастер. В ПМ Мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему – он лишь создает алгоритм действий, который способствует развертыванию творческого процесса В работе мастерской важен не только результат, но и процесс творческого поиска


Слайд 25

Алгоритм творческого поиска «индуктор» – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого работа с материалом (сначала «деконструкция» материала, превращение его в хаос, а затем последует «реконструкция» – создание своего мира: текста, рисунка, закона; изобретение «велосипеда») «социализация» – соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Ставится задача не только дать оценку деятельности другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию


Слайд 26

Алгоритм творческого поиска «разрыв» – кульминация творческого процесса. Разрыв как озарение, как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. «рефлексия» – последний, обязательный этап. Не оценочные суждения («Это хорошо, это дурно»), а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения


Слайд 27

Алгоритмы (сменяются последовательно) Алгоритм 1: панель (актуализация знаний) – выделение проблем – работа с материалом, с литературой – обсуждение в парах – обсуждение в группах – постановка вопросов в группах – представление вопросов классу – выбор проблем для исследования


Слайд 28

Алгоритмы (сменяются последовательно) Алгоритм 2: представление проблем – объединение в группы для решения проблем – каждый представляет группе свое понимание проблемы – каждый формулирует гипотезу решения проблемы – выбор в группе наиболее вероятной гипотезы – планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы – формулирование выводов


Слайд 29

Алгоритмы (сменяются последовательно) Алгоритм 3: представление результатов работы групп – составление и обмен вопросами по представленным результатам – ответы на вопросы и корректировка результатов – составление группами серии заданий на применение результатов их поиска – обмен заданиями между группами – знакомство групп с представлением решений различных заданий


Слайд 30

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ Основные идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе


Слайд 31

Приемы Обучение в команде «Ажурная пила» «Учимся вместе» Исследовательская работа учащихся в группах Диада (учебная пара) «Аквариум» Семинар-дискуссия


Слайд 32

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ Педагогические игры бывают: по области деятельности – физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические по характеру педагогического процесса: – обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие; – познавательные; воспитательные; развивающие; – репродуктивные; продуктивные; творческие; – коммуникативные; диагностические; профориентационные; психотехнические; по предметной области – математические; музыкальные; физкультурные и т.д. по игровой среде – без предмета, с предметом; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения


Слайд 33

Этапы технологии игрового обучения Этап 1. Введение в игру: определение содержания данной игры анализ полученной информации формирование игровых групп распределение ролей Этап 2. Конструирование описания разрабатываемого объекта: ролевое общение в группах форматное описание объекта изучения Этап 3. Оценка проектов групп: обсуждение представленных проектов (дискуссия) Этап 4. Экспериментальная реализация представленных проектов: оценка проектов и деятельность игроков анализ игры


Слайд 34

Виды игр, применяемых в учебном процессе Имитационные игры Операционные игры Ролевые игры Психодрама и социодрама


Слайд 35

Примеры игр-конкурсов по усвоению терминов и понятий «Переводчик» «Отгадай термин» «Взаимоопрос» «Стенка на стенку»


Слайд 36

Проектное обучение изначально метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов


Слайд 37

Технология проектного обучения развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления


Слайд 38

Цель проектного обучения самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения) развивают системное мышление


Слайд 39

Перечень возможных выходов проектной деятельности альбом, анализ данных социологического опроса, атлас, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, гербарий, журнал, законопроект, игра, инсценировка литературного произведения, карта, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, система школьного самоуправления, сказка, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, сценарий, фотоальбом, чертеж, экскурсия


Слайд 40

Стадии разработки проекта Разработка проектного задания (выбор темы проекта; выделение подтем в темах проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе – формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности) Разработка проекта Оформление результатов Презентация Рефлексия


Слайд 41

Объемы учебных проектов по времени - краткосрочные (2–6 ч), среднесрочные (12–15 ч), долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки по комплексности (по предметно-содержательной области) - монопроекты (в рамках одного предмета) и межпредметные проекты по характеру контактов между участниками - внутриклассные, внутришкольные, региональные


×

HTML:





Ссылка: