'

Из древней Эллады в XXI век

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Из древней Эллады в XXI век (возникновение физической культуры и спорта)


Слайд 1

Пытливой человеческой натуре свойственно обращаться к корням своим. Люди постоянно задаются вопросами:»А что было прежде? Как всё начиналось? Зачем и для чего появилась физическая культура? Почему вдруг завоевал всемирное признание спорт высших достижений? Ради чего люди остановили своё внимание на деятельности, при которой не производится никаких материальных благ?». Несмотря на это, физическую культуру и спорт человек бережно хранил и пронёс через века и страны вместе с изобретением колеса и топора, хлебопашеством и скотоводством, обработкой металла и ремёслами. Вместе с достижениями культуры, образованием и наукой. Со всем, что необходимо для его выживания и существования. Чтобы ответить на эти вопросы, придётся пройти по всем этапам истории развития общества. Из всеобщей истории спорта 1


Слайд 2

На самых ранних этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы. Физическая сила и ловкость на охоте или на войне да и при распределении добычи играли главную роль. Успех охоты прежде всего зависел от умения бегать. Бушмены в Африке, аборигены в Австралии и по сей день сохранили как метод охоты преследование антилопы или кенгуру бегом – пока животное не устанет. Физическая форма поддерживалась, кроме того, и тренировками. Австралийские аборигены постоянно упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках, играли в некое подобие мяча. У индейских племён Америки пользовались большой популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие тяжестей – камней различного веса. Среди ацтеков, майя, инков получила игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо, прикреплённое к столбу или стене. Чем не прародитель современного баскетбола! Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах. Племена бушменов отличались исключительной выносливостью. Их состязания в беге по холмистой местности иногда продолжались весь день. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу и доставлять тяжёлый груз домой В первобытном обществе 2


Слайд 3

Следы физической культуры и спорта были обнаружены в ранних государствах (IV – ІІІ тысячелетия до н. э.). Ритуальные соревнования в честь бога Мардука, покровителя Вавилона, более чем на тысячу лет предварили древнегреческие Олимпиады. В эти соревнования входили стрельба из лука, борьба на поясах, фехтование на мечах, кулачный бой, скачки в седле, гонки на колесницах, метание копья и охота. В Индии и Персии в древности были широко распространены охота, гонки на колесницах, стрельба из лука, игры с мячом и палкой. В Индии возникли конное поло, шахматы, хоккей на траве и другие игры. В Персии появились школы, где детей обучали верховой езде, метанию дротиков, стрельбе из лука. На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид учёные обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. Среди них борьба, соревнования лучников, плавание, гребля, гонки на колесницах и др. В Древнем Египте в специальных помещениях устраивались соревнования по бегу, прыжкам и метаниям, поднятию тяжестей, борьбе и кулачному бою, фехтованию, а также различные спортивные игры. В погребальных надписях фараоны прославляли свою физическую подготовку и спортивные достижения. Наивысшего расцвета физическая культура и спорт достигли в VІІІ – ІV вв. до н. э. в Древней Греции, и прежде всего в Спарте и Афинах – государствах, в которых возникли две различные системы физического воспитания. В государствах древнего мира 3


Слайд 4

Суровые спартанцы В юго – восточной части полуострова Пелопоннес – Лаконике на берегах реки Эврот в IX в. до н. э. образовалось город – государство Спарта. Здесь проживали рабовладельцы (спартиаты), свободные граждане (периэки) и рабы (илоты). Чтобы побеждать врагов и держать в подчинении многочисленных рабов, спартиаты создали жёсткую систему физического воспитания. Отец обязательно показывал новорождённого совету старейшин – герусии. Совет решал судьбу ребёнка. Слабого сбрасывали в ущелье с вершины горы Тайгет, сильного возвращали родителям. До семи лет дети жили в семье. Младенцев не пеленали, чтобы свежий воздух и свобода движений укрепляли их здоровье. Малышей приучали не бояться темноты, не быть привередливыми в пище, не плакать. Затем с 7 до 18 лет мальчики – подростки находились в гимнасиях – государственных воспитательных учреждениях, где они занимались в основном физическими упражнениями (прыжки, беге на быстроту и выносливость, метание копья и диска, борьба, кулачный бой, охота на диких зверей, военные игры). Молодые спартиаты учились безропотно переносить холод, голод, жажду, боль. В них воспитывали мужество, находчивость, безжалостность к врагам, воинственный характер, презрение к рабам. Юноши в 18-20 лет зачислялись в эфебию (от греч. «эфебос» - «юноша») – государственную военную организацию. После окончания эфебии молодых людей определяли в разряд воинов, и они несли эту службу до старости. 4 П. П. Рубенс. Два борца. 1538 г. Образы античных атлетов.


Слайд 5

В поисках гармонии Другим сильным городом – государством Древней Греции были Афины в пору своего расцвета (V в. до н. э.) – главный центр культуры, науки, ремёсел, торговли. Здесь юноши получали не только Военно-физическую подготовку (как в Спарте), но и разностороннее образование. В физическом воспитании большое внимание уделялось играм, готовившим ребёнка к школе. С семи лет, продолжая жить в семье, мальчики посещали школы трёх типов: грамматическую, музыкальную, гимнастическую (палестра). Они обучались чтению, письму и музыке, а в палестре(от греч. «пале» - «борьба») – борьбе и играм. Платон писал, что учителя старались «приспособить их тела к мужественной жизни, чтобы не проявлялось в них малодушия во время войн и сражений». По достижении 14-16-летнего возраста сыновья обеспеченных родителей поступали в гимнасии. В Афинах существовали три государственные гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг. Физическая подготовка дополнялась изучением политики, философии и литературы. В 18 лет юношей зачисляли в эфебию, где они получали экипировку, овладевали основами военного искусства. По окончании обучения молодых воинов направляли в отдалённые гарнизоны для несения службы на границах государства. К тому времени относится и зарождение различных теорий физического воспитания. У их истоков стояли великие философы. Например, Платон(427-347гг. До н. э.) обосновал теорию гармоничного развития духовных и физических качеств человека. Аристотель(384-322 гг. до н. э.) – ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – утверждал единство формы и содержания всего сущего. Он считал, что физическое воспитание предшествует, но порицал спартанскую систему за суровость и тяжёлые упражнения. По мнению Аристотеля, слишком усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу точно так же, как излишняя или недосиаиочная пища либо питьё губит здоровье. В то же время пользование ими в меру рождает, сохраняет и укрепляет здоровье. Знаменитый врач древности Гиппократ отмечал, что физические упражнения помогают улучшить здоровье, являются союзниками в борьбе с болезнями. В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общую физическую подготовку, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях. Агонистика разделялась на гимнастические агоны и мусические соревнования в поэзии, музыке, танцах. Из гимнастических агонов наибольшей попклярностью пользовались олимпийские. Музеи, дворцы и парки многих стран Европы сегодня украшают копии всемирно известных античных скульптур: Венеры Милосской, Аполлона Бельведерского, Дорифорда, Дискобола, Апоксиомена, Геракла. Всё это изображения совершенных человеческих тел – атлетов, в частности олимпиоников, служивших образцами, натурой для античных ваятелей. 5


Слайд 6

Мирон. Дискобол. Копия с бронзовой скульптуры. Рим. V в. до н. э. 6


Слайд 7

В древнем Риме В ІV в. до н. э. Грецию завоевала Македония, а позже Рим, ставший центром цивилизации Европы и Передней Азии. Но физическая культура, достигшая здесь наивысшего развития, носила крайне противоречивый характер. Античность не знала более могучего и боеспособного войска, чем римские легионы. Для подготовки воинов использовались способы тренировки и закалки, которые римляне переняли у греков Однако в общественной жизни городов физическая культура широкого признания не получила. Свободные римские граждане предпочитали роль зрителей на популярных в ту эпоху состязаниях – конных ристалищах и боях гладиаторов. Их устраивали на огромных аренах. Знаменитый Колизей (75-80 гг. до н. э.) – и по сей день символ Рима – вмещал около 50 тыс. зрителей. 7


Слайд 8

Физическая культура и спорт в средневековье В Средние века (V – XVІІ вв.). В области воспитания и образования главенствовала христианская религия. Проповедовался аскетизм, заботы о теле считались греховными. В школах и университетах занимались только духовным воспитанием молодёжи. И всё же полностью физическая культура не исчезла, поскольку была необходима для подготовки рыцарей. От них требовались сила и мощь, ловкость и мастерство для достижения главной цели – победить и уничтожить врага. Считая достойным занятием лишь военное дело, рыцари значительную часть жизни проводили в походах и сражениях. Будущих воинов обучали верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шашки, стихосложению. Отводилось время на подвижные игры – французский же де пом (прообраз тенниса), английский суль (прототип футбола), датский гольф, осаду замка и штурм городских стен. Рыцари увлекались также борьбой, метанием молота и копья, прыжками в длину, соколиной, псовой и конной охотой. Для проверки их боевых качеств устраивались турниры. Эти своеобразные спортивные состязания появились в VІ в. во Франции. Проводились они чаще всего по случаю дня рождения феодала, женитьба рыцаря, победы в битве и т. Д. Перед началом поединка воин давал клятву, что готов отдать «жизнь – королю, сердце – даме, а честь – себе». 8


Слайд 9

Но то были господские забавы. Простой же народ, крестьяне и ремесленники, состязались в метании камней на дальность и из пращи в цель, в борьбе, кулачном бое, беге, плавании, фехтовании на палках и копьях. В среде крестьян пользовались популярностью травяной хоккей, бег на коньках и ходьба на лыжах. Во время праздников на городских площадях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы. Проходили командные игры в суль. Зажиточные горожане даже строили «спортивные базы» - специальные помещения и площадки для занятий наиболее популярными играми: теннисом, гольфом, крикетом. В позднее Средневековье (XI – XVІ столетия) ремесленники в Италии, Германии, Франции, Бельгии и Швеции в целях обороны своих городов стали создавать стрелковые и фехтовальные братства. 9


Слайд 10

В эпоху Возрождения и в новое время Бурное развитие производства и торговли, рост городов, Великие географические открытия в эпоху Ренессанса стремительно изменили на только облик мира, но и взгляд на человека. Общество вновь обратилось к эллинским идеалам гармонии, красоты духа, дополненной телесным совершенством. А вслед за тем возникло новое мировоззрение – гуманизм (от лат. humanus - «человечный»). Его идеологи одну из главных задач общества видели в воспитании здоровых, сильных, жизнерадостных и счастливых людей, всесторонне приспособленных к жизни. В разработанных тогда педагогических системах важное место отводилось физической подготовке. По мнению английского философа Джона Локка (1632-1704), для «воспитания здорового духа в здоровом теле» необходимы жёсткий режим закаливания, простая пища, пребывание на воздухе и солнце Французский философ и педагог – просветитель Жан Жак Руссо 91712-1778) в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) советовал развивать у детей двигательные навыки и умения, используя полную свободу движений, игры, купание в холодной воде. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в своей системе развивающего обучения объединял физическое воспитание (упражнения с тяжестями, борьба) с трудовой и бытовой деятельностью. В книге «Элементарная гимнастика» (1807 г.) он подразделил все движения на элементарные (в суставах плеча, бёдер и т. П.) и сложные (бег, прыжки, танцы и др.), Благодаря такой классификации его система получила название «суставная гимнастика». Под влиянием идей Локка, Руссо и Песталоцци физическое воспитание утвердилось и заняло важное место в школьных программах и системах образования. П. Верхарт. Игроки в кегли. 1881 г.


×

HTML:





Ссылка: