'

Выбор пути

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Выбор пути Кто такой психолог?


Слайд 1

Мои научные занятия стали результатом двух, казалось бы, несовместимых тенденций. В детстве я увлекся естественными науками. С раннего возраста я интересовался ботаникой и коллекционировал растения. … Эта страсть, определившая мое стремление к анализу, точному наблюдению и классификации, должна была привести меня к карьере натуралиста или врача. Но во мне была и другая наклонность. … В возрасте 18 лет я был очень религиозен. Я всегда был подвержен мистическим наклонностям, которые мне удавалось контролировать. Проблема примирения научной склонности и религиозного переживания оказалась нелегким делом. Оно могло воплотиться в новой, усовершенствованной философии, удовлетворяющей как разум, так и веру (Janet, 1930, с. 123).


Слайд 2

Психология и религия Серьезные занятия философией Жане начинаются после религиозного кризиса, он ориентирует изучение психологии на метафизику (Janet, 1946), и последняя книга, над которой он работал (она была сожжена вместе с обширным собранием детально описанных историй болезни), - посвящена вере. Попытки примирить науку и религию, разум и веру были свойственны зарождавшейся французской психотерапии, когда психотерапевты и их пациенты продолжали воспринимать себя как часть религиозной культуры.


Слайд 3

Точка отсчета «моя мечта о философии одновременно научной и религиозной, естественным образом привела меня к изучению психологии, которое должно было в отдаленном будущем привести к желанной метафизике» (Janet) Конец 70-х-80-е – время создания психологической науки, время дерзновения представить человека как объект и сказать, что это объективно. Как видел психологию Жане, учитывая его мечту?


Слайд 4

Зачем философу психология? Итак, Жане получает высшее образование в Эколь Нормаль. Он – молодой преподаватель философии. И, как и сейчас, это предполагало приверженность определенной традиции, школе мысли. Когда Жане получал образование, ведущей академической философской школой все еще был эклектический спиритуализм. К этой традиции относился и дядя Жане, Поль Жане. А «философы школы Кузена, уже Мен де Биран и Жуффруа воспринимали психологию как отправную точку философии».


Слайд 5

Мен де Биран (1766-1824) Биран... пишет тяжело и темно и нужно сильно морщить лоб, чтобы следить за его мыслью. Его книги, - это партитуры, написанные целой октавой выше, чем того требует человеческий голос; транспонируйте и понизьте каждую ноту на шесть тонов. Он следовал «внутреннему свету, духу истины, который горит в глубине души и направляет человека мыслящего, призванного посетить ее подземные галереи» И.Тэн


Слайд 6

Самонаблюдение Самонаблюдение - необходимая предпосылка любого человеческого знания, основной философский метод. Внутреннее чувство (sens intime) - основа всей науки о духе. Активное «я» - центр философского анализа. Человек знает себя не извне, но изнутри, путем рефлексии, «внутреннего зрения, посредством которого мое я только и может узнать, что именно находится в его власти, различить свое (от него самого происходящее) от чужого».


Слайд 7

Пассивное и активное Различение активных и пассивных элементов опыта. Пассивная чувствительность и волевая активность - «истинные конституирующие элементы нашего разума». Из этих двух источников выводятся все человеческие способности. С волевым усилием связаны все активные способности, а также чувство «я», чувство личной индивидуальности. Важнейшие черты волевого усилия — свобода и «сверхорганический характер», несводимость воли к физиологической природе человека. Пассивные способности определяются чувствительностью, которая является проявлением «чисто аффективной», животной природы. Чувство волевого усилия возникает не сразу же с момента рождения. Основные вехи этого развития следующие: первоначально господствует «власть инстинкта», преобладают механические реакции на внешние раздражения. Постепенно впечатления становятся менее беспорядочными; движения более плавными; сами органы движения укрепляются и приобретают первые привычки. Происходит переход от «господства инстинкта» к «спонтанности». По Бирану, «спонтанность» означает способность определенных органов осуществлять движения через свою собственную активность, без прямого влияния внешних сил (хотя эта собственная активность не является еще действием воли, так как она — результат привычки). Наконец, вслед за спонтанностью движений становятся возможными волевые акты, сопровождаемые самосознанием.


Слайд 8

Степени сознания Между степенями усилия и степенями сознания существует параллелизм: с ослаблением активности ослабевает и сознание. Сознание не врождено, но обусловливается свободным усилием воли, представляет собой синтетический акт (который связывает с единым я множественность и разнообразие внутренних состояний). Биран выделял четыре ступени, которые проходит сознание: 1) аффективная (пока еще не началась жизнь собственно сознания, у нас существуют лишь некоторые смутные, неотчетливые впечатления); 2) сенситивная (когда аффективные впечатления сливаются в одно общее, еще смутное чувство нашего индивидуального существования; развивается нечто в роде «автоматической игры способностей и сил души»: пробуждаются память, внимание, способность сравнения, воображения. Но «я» не управляет этими психическими процессами); 3) Когда наше «я» начинает группировать и направлять процессы сообразно своим целям, появляется новая группа фактов – восприятия. Начинается деятельность активных способностей, хотя «я» в значительной мере остается подчиненным внешним объектам. 4) рефлективная – группа фактов и состояний, в которых наша активность проявляется в наивысшей степени. На этой ступени «я» четко отличает себя от всех своих состояний, как производящую их причину, единую и само тождественную. Эти факты неразрывно связаны с рефлексией, источником и принципом которой является свободное усилие воли. На этой стадии человек может господствовать над внешними впечатлениями, отвлекаться от них, относить к себе свои действия и противополагать явления, от нас не зависимые, налагаемые извне.


Слайд 9

Эклектический спиритуализм Основатель эклектического спиритуализма В. Кузен (1792-1867). Ему удалось придать эклектизму статус официальной доктрины. Кузен выступал за просвещенный эклектизм, относящийся справедливо и даже благосклонно ко всем школам, воспринимая то, что в них есть истинного и объединяющего эти истины в единую доктрину. Эта философия, естественным образом сочетающая все хорошие причины, должна была привести к своей цели – воспитанию духовности души.


Слайд 10

Метод спиритуализма Метод исследования спиритуализма - субъективный, основанный на внутреннем наблюдении (некоторые представители мистического спиритуализма полагали даже, что «рефлексия раскрывает не только нас самих, но и Абсолют, к которому все мы причастны»). Психология – особая область знания, постигаемая внутренним наблюдением. Психология, наука о сознании, является фундаментом философии, поскольку реальность представлена человеку сквозь призму его сознания, "я". Главная задача психологии - изучение феноменов сознания, их отличий и отношений, а результатом подобного исследования должны быть выводы, позволяющие от психологической реальности перейти к онтологии, к раскрытию внутренней сущности бытия.


Слайд 11

Cogito ergo sum Почти безграничное доверие к рациональному знанию остается существенной чертой европейской культуры.


Слайд 12

Позитивизм Позитивизм рассматривался как средство освободить человеческий мозг от иллюзий, чувствовать под ногами опору наблюдаемых фактов. “Правда фактов”, “экспериментальный метод”, “непосредственность видения”, “опытность” – все эти приметы времени мы встречаем в науке, литературе, изобразительном искусстве. Еще Сен-Симон (1760-1825) ставит вопрос о позитивном характере науки, в том числе наук о человеке, которое следует обогатить методами и экспериментами. Но настоящую революцию совершает О.Конт.


Слайд 13

Огюст Конт (1798-1857) Конт – ученик и последователь Сен-Симона. Он ратовал за позитивное знание, рациональное, проверяемое опытом и практикой. Человеческий разум должен отказаться от познания сущностей и ограничиться наблюдением фактов опыта и отношений между ними. Конт создал классификацию наук. 5 из них придал определяющее значение: астрономии, физике, химии, физиологии и социальной физики. Психологии с методом самонаблюдения там места не было.


Слайд 14

Откуда есть пошла психология… Единственная возможность, которую Конт оставляет открытой для психологии – это психиатрическая патология. Конт ссылается на принцип Бруссе: не существует качественной разницы между нормальным и патологическим состоянием, а следовательно знание нормы возможно благодаря изучению болезней, представляющие собой форму спонтанного эксперимента, единственно возможного в биологии. Состояние безумия лучше всего выявляет или подтверждает подлинные базисные способности человеческой природы. Образцом науки для позитивизма было естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки. Конт стремился построить " позитивную " науку об обществе - социологию. Позитивизм стал тем философским направлением, которое во многом определило лицо научной психологии, несмотря на всю критику, которой подвергся. До сих пор в психологии этот тип рациональности – основание на фактах – имеет преобладающее значение.


Слайд 15

Переезд в Гавр Итак, Жане, воспитанный в традиции спиритуалистического эклектизма, но, безусловно, знакомый с положениями позитивизма, едет преподавать философию в провинцию (сначала в Шатору (1882), а потом - в Гавр (в 1883)). Одним из его учеников там оказывается сын известного гаврского врача Жозефа Жибера (1829-1899), «Шарко Нормандии», с которым у Жане завязывается знакомство. Жибер знакомит Жане с литературой по магнетизму.


Слайд 16

Fascination Казалось бы, время магнетизма к 80-м уже прошло, однако согласно ученику Шарко Жилю де Ла Турет, в 1888 в Париже было 40000 адептов магнетизма (практиков, пациентов, симпатизирующих). Магнетизеры, гипнотизеры колесили по Европе со своими удивительными представлениями, а сомнамбулизм стал практически профессией. «Вы придете завтра ко мне на сеанс? – Это невозможно. Я сплю в магнетическом обществе» - подобный разговор был не удивителен и не редок. Чувство очарованности возникало и у самих магнетизеров-гипнотизеров (как на этой картине 1890 года Жоржа Моро де Тура, сына известного альениста). Любопытно, что одно из значений слова "fascination" (очарование, обаяние), с французского как раз и будет "гипноз".


Слайд 17

Странность, диковинка, практика? Мы воспринимаем сегодня месмеризм, магнетизм как нечто экзотическое, не имеющее отношения к науке. Сегодня этот пласт истории практически забыт, а его беглые описания чаще всего карикатурны. Однако в свое время месмеристы и их практика рассматривались как мощный внешний стимул для общества и теми, кто усматривал в ней революционную новую технику, и теми, кто считал его опасным. Это направление было гораздо большим, нежели причудливой, странной практикой, каким может восприниматься сегодня. 1) В 30-40 гг. 19 века вопрос, что считать научной и медицинской практикой, оставалось открытым. 2) месмеризм был не только формой терапии, но и средством исследования вопросов власти, авторитета, пола, социального положения, возможностей сознания человека, воли, влияния физических и психических сил, особых состояний сознания. Как натуралисты Просвещения создавали свои коллекции диковинок, естественные философы сознания коллекционировали измененные состояния в форме случаев. Да и Жане в конечном счете собрал три коллекции – гербариев, книг и клинических случаев. В его терапевтических методах, темах для размышления, языке описания ощутимы следы этой традиции. Только во второй половине века с новыми дисциплинарными разделениями в науке и медицине, реформами университетского образования, позиция месмеризма изменилась. В первой половине века места научной работы были полевой музей, лекционный зал, больница, театр. Все, включая естественных философов изучали природу, посещая шоу и лекции. Во второй половине 19 века наука все больше становится экспериментальной дисциплиной, обосновавшейся в университетах. В лабораториях эти новые существа, называемые учеными, постигали премудрости новых наук. Месмеризм не исчез совсем, будучи потесненным новой наукой, он в некоторой степени влился в эти новые практики.


Слайд 18

Франц Антон Месмер (1734-1815) Месмер создал свою теорию животного магнетизма не без влияния трудов Парацельса (врача, ученого, алхимика). И, возможно, вполне закономерно, что работа Жане по-латыни, необходимая в конце позапрошлого века для получения научной степени, была посвящена Ф.Бэкону и алхимии. Название "животного магнетизма" связано с основополагающей идеей Месмера: невидимые физические флюиды наполняют Вселенную, ими обладает каждое живое существо. У больных его меньше, чем у здоровых. Болезнь может также вызываться неравномерным распределением флюида в организме. С помощью особой техники флюиды в человеке можно направить в определенное русло, накапливать и передавать людям.


Слайд 19

Месмеризм опасен для нравов? В 1784г Людовик XVI учредил 2 комиссии для изучения животного магнетизма, которые пришли к выводу, что флюида не существует, а целительное действие является результатом воображения и имитации. А в секретном докладе королю говорилось об опасности другого рода: «Магнетическое лечение, безусловно, опасно для нравов». Речь шла об эротической опасности.


Слайд 20

Месмерический сеанс Месмер обычно садился перед пациентом, при этом его колени должны были касаться колен пациента, и держал пациента за большие пальцы рук, глядя ему прямо в глаза; затем Месмер дотрагивался до его подреберной области и начинал делать пассы руками над конечностями пациента. У многих из них появлялись необычные ощущения и начинался кризис (магнетические, регулируемые кризы должны были придти на смену самопроизвольным). Это должно было принести выздоровление.


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Слайд 25


Слайд 26

Аман-Мари-Жак де Шатене, маркиз де Пюисегюр (1751-1825) «Если вы обретете уверенность в своих силах и средствах, если вами будет руководить единственное и всепоглощающее стремление облегчить страдания и исцелить, без какой бы то ни было иной цели, кроме блага и пользы пациентки, то я с полной убежденностью предсказываю вам успех, который щедро вознаградит вас за все ваши труды и принесет самое чистое и сладостное удовлетворение». Пюисегюр, которому принадлежат вышеприведенные слова, принадлежал к старинному дворянскому роду и лечил своих пациентов бесплатно.


Слайд 27

Искусственный сомнамбулизм Пюисегюр открыл искусственно вызванный (магнетический) сомнамбулизм. Его метод позволял избежать конвульсивного кризиса, а также пациент не утрачивал способность разговаривать с магнетизером (во время криза в практике Месмера пациент оказывался существом бессловесным). Случай Виктора. 1784 «Я его магнетизировал. Но какого же было мое удивление, когда через четверть часа он мирно заснул без каких-либо конвульсий или страданий». В этом состоянии он мог сам диагностировать свою болезнь, предсказывать ее развитие, а также назначать себе лечение. Более того, он рассказал о тревожившей его ссоре с сестрой – теме, которую не решался затрагивать в состоянии бодрствования. После этого странного криза он ничего не помнил. Появляется совершенно особый тип врача – им становится сам пациент.


Слайд 28

Заповеди магнетизера Действующей силой исцеления признаются не универсальные флюиды, но воля магнетизера. «Необходимо, чтобы больная во время магнетического криза была полностью подчинена вашей воле; более того, она должна совершенно отказаться от собственной воли». Магнетизм может использоваться исключительно в целях лечения, а не для показов или экспериментов. «Я верю в то, что я обладаю силой и желаю, чтобы моя сила принесла пользу обществу». Вместе с исчезновением симптомов исчезает и восприимчивость к магнетизму. Магнетизер добивается радикального исцеления только благодаря тому, что всегда доводит своих сомнамбул до нечувствительности к магнетизму. Следовательно, в частности научается пользоваться и жить по своей воле.


Слайд 29

Делёз (1753-1835) Детально описал явления, происходящие при искусственном сомнамбулизме. Признает существование и флюида и значение воли магнетизера. «Когда я магнетизирую, я силой воли посылаю флюид к концам своих пальцев, моя воля определяет направление движения флюида, а мой флюид передает свое движение флюиду больного». «магнетизирование требует активной и направленной к добру воли, веры в себя и свое могущество». «Если я прикасаюсь к больному, сосредотачивая всю свою волю и внимание, а он пребывает в бездействии и пассивности, то мой флюид будет определять движение его флюида».


Слайд 30

Вторая комиссия В 20-е Делез, Фуасак, Дюпоте провели серию месмерических экспериментов в Отель Дье и Сальпетриере, и в 1926 убедили Академию Медицины собрать новую комиссию. Эта комиссия изучала отчеты, присутствовала при сеансах и экспериментах, и даже однажды ее члены сами испытали транс. Самым впечатляющим событием было проведение хирургической операции, где в качестве средства анестезии использовалось магнетической состояние, при котором пациентка не чувствовала боли. Через пять лет комиссия завершила свою работу, посчитав феномен реальным. Она подтвердила реальность явлений от простой (но чрезвычайной) нечувствительности до удивительных способностей, появляющихся в состоянии месмерического транса. Отчет был опубликован во Франции в 1831 г. и переведен на английский в 1833.


Слайд 31

И другие… Де Виллер (1765-1815) Исцеление наступает в результате двух страстных желаний: стремления пациента выздороветь и врача исцелить. Аббат Фариа Процесс магнетизации зависит в большей степени от пациента, а не от магнетизера. От врача не исходит никакой особой силы. Все происходит в душе пациенты. Магнетизировал с помощью фиксации взгляда и словесного внушения. Его техника заключалась в том, что, усадив пациента в удобное кресло, он просил пациента фиксировать все внимание на открытой ладони его поднятой руки, после чего он громким голосом командовал: «Спать!». Пациент впадал в магнетический сон. Фариа делал внушения. Александр Бертран (1795-1831) Отказывается от гипотезы флюида. Дело не в воле магнетизера, но в воображении магнетизируемого. Человек впадает в сомнамбулизм, постольку поскольку приписывает волю магнетизеру, однако магнетизируемый этого не осознает, так как видит, воспринимает себя «рецептором» флюида.


Слайд 32

Гипноз 1843. Джеймс Брейд ввел понятие "гипнотизм". Гипнотизировал с помощью фиксации взгляда. Гипнотизм от греческого гипноз – сон. Наиболее существенная часть процесса протекает в самом субъекте без воздействия внешней силы. На место флюидизму приходит психо-нейро-физиологическая теория. «Физико-психическая» стимуляция сетчатки воздействует на нервную систему и вызывает «нервный сон», который Брейд назвал гипнотизмом 1843. «Гипнотизер подобен механику, который как бы приводит в действие силы в самом организме пациента». Гипнотизм был одной из по крайней мере десятка связанных с месмеризмом практик. Они отличались разными способами наведения транса, разными гипотезами о причинах. Гипнотизм совершил три важных изменения в месмеризме. Брейд убрал из месмеризма его магнетические флюиды, сексуальные ассоциации, связанные с пассами, и отношение между месмеристом и испытуемым.


Слайд 33

Магнетизму все слои общества покорны Придя на чаепитие в ноябре 1844, гость увидел свою знакомую, хозяйку дома, хорошо образованную и воспитанную молодую женщину, лежащей на софе без чувств, с совершенно белым, ничего не выражающим лицом. Гости с долей ужаса, изумления и сомнения внимали словам «знаменитого магнетизера», приведшего женщину в это состояние. Он утверждал, что способность добиваться таких результатов подтверждает его «моральное и интеллектуальное превосходство». Поздняя гостья, женщина исключительного ума, жена одного из самых именитых мудрецов эпохи, не могла оставить все как есть. Она бросила ему вызов: а сможет ли он загипнотизировать и ее?! Он взял ее руку в свою, и быстро поднес к ней другую, как будто колыхание воды. Внезапно она почувствовала как будто разряд тока проходит через все ее тело, чувство, подобное тому, которое она испытала, дотронувшись до гальванического шарика. Но несмотря на это, она не подала виду, что что-то почувствовала. Через некоторое время магнетизер с отвращением отбросил ее руку, не подозревая о состоявшемся таки воздействии. Для нее сила самоконтроля стала решающей в этом магнетическом опыте. В письме дяде она писала, что ее власть над собой доказала ее «моральное и интеллектуальное превосходство» над ее горе-соперником.


Слайд 34

Спиритизм Спиритизм возник в США В начале 1850-х до Франции доходит из Америки волна спиритизма. Автоматическое письмо – один из методов, который ввели спиритисты – было позаимствовано учеными для исследования бессознательного. Состояние автоматизма предполагало в данной системе вид транса, состояние, в котором происходит контакт с иной реальностью.


Слайд 35

Я бы в магнетизм пошел, пусть меня научат… КТО? КОГДА? ГДЕ? КАК? Метод лечения. Представления о механизмах излечения. Критерии выздоровления? ДЛЯ КОГО? Взаимодействие магнетизера и магнетизируемого Особенности языка ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ?


Слайд 36

Леони Итак, оказавшись в Гавре, Жане под влиянием Жибера знакомится со всем богатством магнетической литературы. Первой знаменитой его испытуемой становится Леони. В 1885 Поль Жане (дядя) представил исследование Жане случая Леони на заседании Общества физиологической психологии (вице-президентами которого были Поль Жане и Теодюль Рибо). Но Жане был не первым , кто открыл у Леони ее удивительные способности, к тому времени у нее уже было долгое прошлое сомнамбулы. За двадцать лет до Жибера ее магнетизировал Доктор Перьер. А в 1864 ее использовали как ясновидящую сомнамбулу, в невероятной истории с сокровищами (что было вполне типичным запросом к сомнамбуле, к которым обращались, чтобы найти пропавших людей, сокровища и пр.). А несколько позднее, в 1895, к ней обращался брат Альфреда Дрейфуса для поиска зацепки к доказательству невиновности брата и выяснения истинного положения дел.


Слайд 37

Вопросы для размышления Гипноз в 19, 20, 21 вв. Сходства и различия. Социальный контекст появления спиритизма. Гипноз как метод исследования и терапии. Возможности и опасности метода. Почему месмеризм, магнетизм, гипнотизм пользовались такой популярностью?


Слайд 38

Литература для подготовки Элленбергер Открытие бессознательного Шерток, де Соссюр Рождение психоаналитика стр. 40-78 Кротов А.А. Мен де Биран как родоначальник французского спиритуализма XIX века Кротов А.А. Трактовка сознания в "эклектическом спиритуализме" В.Кузена Позитивистские течения в философии середины XIX-XX веков В. В. Кондрашов. Всё о гипнозе


×

HTML:





Ссылка: