'

ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ практикум

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ практикум Занятие № 1 Введение


Слайд 1

Разработчики курса Иванов В.Н. Кинооператор СК России (R.G.C.) Иконникова Н.К. Кандидат социол. наук Доцент кафедры «Общая социология» ГУ-ВШЭ Ганжа А.О. Кандидат социологических наук, доцент кафедры Покровский Н.Е. Доктор социологических наук, профессор Идейный вдохновитель и моральная поддержка Н.Харламов Ассистент кафедры, подготовка хрестоматии, материалов Преподаватели курса


Слайд 2

http://www.ugory.ru/gallery1/page_01.htm


Слайд 3

Цель практикума Развитие социологического мышления студентов, в том числе социологического воображения Расширение навыков применения визуальных методов анализа, в том числе использования фотокамеры для социологического исследования Научиться не иллюстрировать социальные явления, а интерпретировать и анализировать их на основе фото материалов


Слайд 4

Объем учебной нагрузки и формы контроля 1-й модуль: 10 лекций, 10 практических занятий Преподаватели: к.социол.н. доцент Иконникова Наталия Кирилловна Кинооператор, СК России Иванов Владимир Никитич Учитывается посещаемость занятий Оценивается работа на занятиях и выполнение самостоятельных заданий Эссе – творческая работа Зачет – в итоговой оценке учитываются набранные за время освоения курса баллы


Слайд 5

Структура итоговой оценки Присутствие на лекциях и практических занятиях = 15% Работа на семинарах = 25% Домашние задания = 30% Эссе = 30%


Слайд 6

Организация взаимодействия Все материалы к курсу, включая: программу курса, лекций и практикумов, конспекты лекций, задания, электронную библиотеку для самоподготовки актуальную информацию размещаются на портале http://soc.hse.ru/gsoc/vccv/ Электронный адрес для вопросов лектору: n.k.ikonnikova@yandex.ru


Слайд 7

Учебные пособия и дополнительная литература Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. Учебник. М., 2007. Хрестоматия. Составители Н.Харламов и Н.Фархатдинов Работы Иванова В.Н. Литература на русском языке: Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. – М.: Искусство, 1970 Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М.: Высшая Школа, 1989 Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003 Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. Пер. с англ. О.А. Оберемко. – М.: Издательский дом Nota Bene, 2001 Беньямин В. Москва// Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Медиум, 1996 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. — М., 1997. Ионин Л.Г. Социология культуры: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004 Гирц К. «Насыщенное описание»: В поисках интерпретативной теории культуры // Культурология. XX век. Дайджест. Ч. I. М.: ИНИОН, 1997 Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - М. : Искусство, 1990


Слайд 8

Что делалось до вас… 7 коллективных студенческих работ Хрестоматия Студенческая конференция Календарь с работами студентов 2009-2010 уч. год – фотомарафон Видео-лекция П.Штомпки «Введение в визуальную социологию»


Слайд 9

Содержание Визуализация мира Определение «Визуальной социологии», основания и значение ее методов Три подхода к анализу фотографии Аспекты визуальной социологии Основная модель анализа «Уровни обозначения» Р.Барта Темы эссе


Слайд 10

Социологическое воображение признание разнообразия социального мира способность связывать социальные феномены со структурным, культурным и историческим контекстами различение индивидуальных и коллективных действий членов общества, т.е. общественных проблем и личных трудностей


Слайд 11

Визуализация мира Социальная жизнь проявляет себя во множестве и разнообразии потоков визуальной информации. Однако эта визуальная информация не ограничена фотографиями, рекламой и телевидением. Любые объекты несут в себе информацию о социальной жизни общества


Слайд 12

Визуализация – как основания метода визуального анализа -1 Георг Зиммель: «…общественная жизнь в большом городе в сравнении с маленькими городками создает преимущественную возможность для видения, чем для слышания других людей… Современная общественная жизнь все больше повышает значение зрительных впечатлений»


Слайд 13

Визуализация – как основания метода визуального анализа - 2 Скотт Лаш : логика культуры постмодернизма означает вытеснение текста образом, который становится главной культурной формой. Жан Бодрийар : в культуре постмодернизма господствуют знак, имитация, иллюзии.


Слайд 14

Визуальная социология - основной предмет рассмотрения - фотографии - фото иллюстративное и фото как метод исследования - значение фотографии тесно связано с социальным, историческим и культурным контекстом ее производства в фотографиях присутствуют не только материальные объекты, но и социально- культурные нормы, ценности, идеологии и т.п. социально ориентированная и социологическая фотография


Слайд 15

Метод и техника «Оптика» и «цифра» Значение Digital Divide в визуальной социологии Photoshop: обработка и «лакировка» Ролан Барт: «Глядя на людей в кафе кто-то сказал мне (и очень метко): смотри, как они уныло выгля- дят, сейчас изображе- ния более живые, чем люди»


Слайд 16

От изображения к интерпретации «фасад» «общество» общественные отношения и институты социальные действия и их смысл


Слайд 17

Йон Вагнер: «Рассматривание фотографий может быть таким же творческим занятием, как и их создание» Джон Колиер: «Процедура получения информации, содержащейся в фотографии, является наилучшей подготовкой к фотографированию…» http://www.lumiere.ru/


Слайд 18

Прочитать учебник: Штомпка Визуальная социология. М., 2007. С. vii-xvi, 1-28. Сходить на фотовыставку Написать мини-эссе о своих впечатлениях (150-200 слов). Выслать до занятия по эл. почте преподавателю, подготовиться к обсуждению. Домашнее задание


Слайд 19

Определение «Визуальной социологии» Нет единого определения Наиболее часто перечисляемыми объектами визуальной социологии являются – фотографии, рисунки, карты, диаграммы, реклама и т.п. Множество подходов к анализу материалов (Например, обычно реклама анализируется как текст; диаграммы, указатели, схемы - анализируются с точки зрения здравого смысла или практического применения; документальные фото рассматриваются как сырой первичный материал, но чаще всего как иллюстрация) Основной методологией нашего курса будет упор на то, что мы не смотрим на вещи через объектив, а видим их


Слайд 20

Документирование


Слайд 21

Документирование


Слайд 22

Смотреть «за фасад»: кто здесь докладчик?


Слайд 23

Смотреть «за фасад»: символы потребления или патриотизма?


Слайд 24

Смотреть «за фасад»: кто эти люди? где это происходит?


Слайд 25

Смотреть «за фасад»: это стройматериалы или сообщение?


Слайд 26

Визуализация мира Вещи, одежда и язык тела имеют большое значение для идентификации групп людей или отдельных индивидов. Проблема визуальной социологии состоит в том, что очень многие социологи используют визуальные материалы в качестве иллюстраций, документальных подтверждений или архивных документов, и не проводят их более детального анализа. Таким образом, отличие нашего курса состоит в том, что мы не иллюстрируем социальные явления, а интерпретируем и анализируем их на основе этих материалов. Современное общество вступило в новую историческую эру, в которой визуальные аспекты социальной жизни приобретают особую важность (Например, в языке выражения «посмотри», «look here»; новостные репортажи на телевидении (становится больше картинок, чем речи, на них делается смысловой упор); описание типичного дня)


Слайд 27

Визуальная социология как метод Исследователи фотографий сходятся во мнении, что с ее помощью можно «увидеть» скрытые социальные нормы и правила, то есть такие, которые принимаются как само собой разумеющееся и как бы невидимы с первого взгляда. Фотография, являясь «застывшим образом социальной действительности», представляет собой срез общества в данный конкретный момент, фиксируя действительность «так, как она есть».


Слайд 28

Три подхода к анализу фотографии 1. Информация через содержание – как будто мы смотрим из окна. Вопросы: что снято, каково содержание. Важно не только внимательно рассматривать фото, но и использовать свои знания (истории, мировой культуры)


Слайд 29

Три подхода к анализу фотографии 2. Способ подачи содержания – как будто мы смотрим на окно. Здесь мы также оцениваем композицию, свет и почему именно так, а не иначе преподнесена информация. Вопросы: кто сделал снимок, когда и зачем.


Слайд 30

Три подхода к анализу фотографии 3. Контекст, в котором был сделан снимок – расширенный вид из окна. Вопросы: кому принадлежит фото, как они его воспринимают, зачем оно нужно. Происхождение фото – открытка, журнал, домашний архив. В.Иванов Кормилица края


Слайд 31

Аспекты визуальной социологии внутреннее и внешнее прочтение фотографии (Один сюжет – различные смыслы) проблема прочтения нематериальных объектов (например, такого социального явления как безработица) фото как отражение ценностей своего времени (Например, фото с книгой) символический смысл, который вкладывается в фотографии


Слайд 32

Основная модель анализа - 1 Сделайте серию фотографий, объединенную общей темой/проблемой. Рассмотрите ваши фотоматериалы как нечто целое, неразрывной. Попытайтесь прислушаться к себе –какие чувства, мысли вызывает у Вас полученная информация. Запишите основные идеи и вопросы, которые у Вас возникли. Проработайте по возникшим вопросам литературу.


Слайд 33

Основная модель анализа - 2 Распределите фото в порядке, отвечающем целям вашего исследования. Структурируйте свой анализ, выделите общие категории, повторяющиеся элементы, единичные явления. Сравните что повторяется, как меняется, почему. Дайте детальное описание каждой выделенной категории. Соедините полученные данные в социологически значимое единое целое. Опять посмотрите на полученные данные как на единое целое. Представьте его как некую историю и затем напишите свои выводы.


Слайд 34

Ролан Барт: «Сегодня я, как, наверное, и все другие, вижу фотографии везде. Они приходят ко мне из мира без приглашения с моей стороны... В нашем обществе фотография подавляет всякие другие образы своей тиранией»


Слайд 35

«Уровни обозначения» Р.Барта Первый уровень – иконический знак, когда фотография предмета обозначает только этот предмет денотативное значение передается с помощью механических средств репродукции


Слайд 36

«Уровни обозначения» Р.Барта Второй уровень - возникают вследствие вмешательства человека – освещение, поза, угол камеры и т.п. в отношении знаков (денотативных значений) коннотативные значения, происходящие из ассоциаций (основанных на личном опыте смотрящего)


Слайд 37

«Уровни обозначения» Р.Барта Третий уровень – культурные значения знаков, происходящие из культурного опыта смотрящего мифологические значения, некая идеологическая нагрузка


Слайд 38

Трудно настаивать на абсолютной нейтральности фотографии автор фотографии воспринимающий фотографию субъект находится в рамках определенного общества и соответствующих культурных норм, задающих правила восприятия


Слайд 39

Темы эссе ТВ и социальный класс Зонирование города: автомобили Памятники в городской среде – чей это город? Социологический анализ памятников Москвы Кодирование окружающей среды: социологическое прочтение мира повседневных вещей Визуальный анализ трансформации образа матери и ребенка Кодовая система субкультур Стили поведения жителей столицы и приезжих Современное студенчество: доска объявлений в общежитии ГУ-ВШЭ


Слайд 40

Темы эссе Фоторепортаж в печатных СМИ Картографическое исследование города Семейные фотографии как социологическое отображение социального времени Граффити городской среды: классификация по районам Гендерные особенности поведения в торговых центрах (система и характер покупок) Социальные роли в группе друзей Реклама как отражение гендерных стереотипов в глянцевых журналах Невербальные способы гендерной идентификации


×

HTML:





Ссылка: