'

II. Ранние греческие философы 1. «Осевое время» Карла Ясперса в период 800-200 гг. до Р. Х. в развитии независимых друг от друга пяти центров мировой культуры происходят фундаментальные изменения первая в истории формулировка основных проблем человеческого существования – предназначение человека, его судьба, смысл мира и смысл жизни человека, отношения между человеком, миром и Богом (или другим высшим началом, управляющим миром) Греция, Индия, Китай – философия

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

II. Ранние греческие философы 1. «Осевое время» Карла Ясперса в период 800-200 гг. до Р. Х. в развитии независимых друг от друга пяти центров мировой культуры происходят фундаментальные изменения первая в истории формулировка основных проблем человеческого существования – предназначение человека, его судьба, смысл мира и смысл жизни человека, отношения между человеком, миром и Богом (или другим высшим началом, управляющим миром) Греция, Индия, Китай – философия


Слайд 1

Персия – зороастризм. Основатель – Зороастр или Заратустра (ок. VI в. до Р.Х.). В мире происходит непрерывная борьба сил добра и зла, света и тьмы. От свободного выбора человека зависит не только его судьба, но и конечная победа одной из этих сил Иудея – ветхозаветные пророки. Ветхий завет – одна из частей Библии наряду с Новым заветом. Призывали еврейский народ к нравственному преображению через обращение к Богу Великие пророки: Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль Бенджамин Уэст. Исайя (1782)


Слайд 2


Слайд 3

2. История философии с точки зрения русской философской традиции Основные философские традиции берут начало от древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской философии Традиции-преемницы древнегреческой философии: 1) восточнохристианская (начиная со II в. по Р.Х.) 2) западнохристианская (начиная со II в. по Р.Х.) 3) арабо-мусульманская (начиная с IХ в. по Р.Х.) Русская философия связана с восточнохристианской традицией


Слайд 4

Как учебная дисциплина философия впервые начинает преподаваться в первом высшем учебном заведении Европы – в платоновской Академии (ок. 387 г. до Р.Х. – 529 по Р.Х.) Впервые становится частью университетского курса в Византии / Восточной Римской империи – в первом «университете» Европы в г. Константинополь (425 г. по Р.Х.) В университетскую программу Западной Европы включается с появлением первых университетов – в г. Болонья (Италия) и г. Париж (XI-XII вв.)


Слайд 5

Университет (лат. universitas magistrorum et scholarium – «сообщество преподавателей и учащихся»): универсальное учебное заведение, задача которого дать фундаментальное образование и подготовить учёных по всем существующим научным специальностям Основные специальности средневекового университета: теология (богословие), философия, юриспруденция, медицина В России (Древней Руси) философия как учебная дисциплина начинает преподаваться в первом русском высшем учебном заведении – Славяно-греко-латинской академии в Москве (XVII в.)


Слайд 6

Аудитория западноевропейского университета в 1350-х гг.


Слайд 7

Однако первые философские произведения появляются в Древней Руси гораздо раньше. Приняв Крещение от Византии в 989 г., Россия заимствовала у неё корпус религиозных, философских и художественных произведений, написанных на древнегреческом языке (прежде всего, Библию и богослужебные книги) Переводные философские произведения: «Изборник» князя Святослава 1073 г., в который вошли избранные отрывки из сочинений византийских богословов, философов, литературоведов. Извлечения из «Источника знания» Иоанна Дамаскинa (VIII в.) впервые познакомили русского читателя с основными понятиями философии Аристотеля


Слайд 8

Страницы из «Изборника» князя Святослава 1073 г.


Слайд 9

Самостоятельные философские произведения (XI в.): «Речь философа» (из «Повести временны?х лет») и «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, которое по своей и художественной выразительности не уступает лучшим образцам византийской словесности. «Чудесное рождение русской литературы» (Д.С. Лихачёв) С середины XVII в. в русской традиции усиливается влияние западноевропейской философии и богословия. В наибольшей степени – во время господства марксистской философии в Советском Союзе Но: начиная с XIX в. и по настоящее время – возвращение к собственной традиции, стремление к её историческому и систематическому осмыслению. «Славянофилы» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и их последователи


Слайд 10

3. Условия появления философии в Греции 1) богатая предшествующая традиция (миф, религия, поэзия), на которую может опираться философское размышление 2) развитие городов. Освобождение от трудов сельской жизни и появление досуга (греч. ?????, схолэ?) способствует развитию культуры 3) полисная демократия. Полис – город-государство равное участие всех свободных граждан в осуществлении власти (раб – не человек, а «одушевлённое орудие»)


Слайд 11

необходимость обосновывать свою точку зрения и свои предложения перед согражданами > искусство слова (публичной речи), способность убеждать, умение вести спор, дискуссию отличие древнегреческой демократии от современной: прямая - представительная, легитимность решения обеспечивается общим согласием по существу дела - легитимность решения обеспечивается исполнением процедуры 4) Принадлежность греческого языка к индоевропейской языковой группе и связанная с этим способность к образованию отвлечённых понятий: бытие, идея, материя, сущность


Слайд 12

4. Зависимость философии от традиции и критика традиции С самого своего появления философия как новая форма знания сопровождалась критикой предшествующей формы знания – традиции (мифа, религии, поэзии, житейской мудрости) Первоначально – непрямая, косвенная критика: философия задавала такие вопросы и давала на них такие ответы, которые не могли возникнуть в рамках традиции


Слайд 13

В отличие от традиции, рассказывавшей, как возникли все вещи, первые философы задавались вопросом о том, «из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как последнее они, погибая, превращаются» (Аристотель, Метафизика) Например, Гесиод (Теогония, 108) спрашивает, обращаясь к Музам: «как боги, как наша земля зародилась»? И отвечает (117-120): Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос.


Слайд 14


×

HTML:





Ссылка: