'

Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Новосибирск Школа № 103 Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах. § 37 с. 228 – 233./Чудинов А.В., ГладышеваА.В. История 11 класс. § 16 с. 160 – 169./Загладин Н.В. и др. История Отечества 11 класс.


Слайд 1

Курсы Ликбеза. Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 2

В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 3

Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т.д. Радаков А. Плакат 1920 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 4

Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974 При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота. 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 5

Б.Иогансон. Рабфак идет! Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 6

Рабфаковцы К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 7

В 1919 г. совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 8

Плакат А. Радакова 1920 В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 9

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий. Бубнов Андрей Сергеевич 1. Борьба с неграмотностью


Слайд 10

Академик И.Павлов В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей. 2. Власть и интеллигенция


Слайд 11

И.Д. Шадр. А.М. Горький. 1939 г. М Горький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др. - во Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране но ушла в глухую оппозицию (А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин и др.). В тоже время В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. восприняли идеи революции.


Слайд 12

2. Власть и интеллигенция Александр Блок


Слайд 13

К. Циолковский Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков. 2. Власть и интеллигенция


Слайд 14

Зелинский Николай Дмитриевич В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др. Мичурин Иван Владимирович Вернадский Владимир Иванович 3. Партия и духовная жизнь


Слайд 15

Сообщение о разоблачении петроградской организации После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и др. деятели науки и культуры. 3. Партия и духовная жизнь


Слайд 16

3. Партия и духовная жизнь


Слайд 17

Николай Бердяев В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых - Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П.Сорокина и др. 3. Партия и духовная жизнь


Слайд 18

Сорокин Питирим 3. Партия и духовная жизнь http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=303


Слайд 19

Нестеров М. Мыслитель (Иван Ильин) Иван Ильин


Слайд 20

Сергей Николаевич Булгаков (1871—1942) Сергей Николаевич Булгаков (1871—1942) — один из отцов русского религиозно-культурного ренессанса начала XX века. Он отличался ярко выраженной ортодоксальной религиозностью. В 1918 году он принял сан и стал вторым крупным русским философом-священником; первым был отец Павел Флоренский, под большим влиянием которого он находился. 3. Партия и духовная жизнь


Слайд 21

Они вместе изображены на картине Михаила Нестерова «Философы». Сергей Николаевич Булгаков (1881-1944)


Слайд 22

Сикорский И.И. В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н. Виноградский, геолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики В.Н. Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И. Сикорский, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин, историк Н.П. Кондаков и др. 3. Партия и духовная жизнь


Слайд 23

Партийная цензура. В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась -началась идеологизация художественного творчества. 3. Партия и духовная жизнь


Слайд 24

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 23.01.1918 Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь - от государства. 4. Государство и церковь


Слайд 25

Карикатура М. Черемных Промысел божий 4. Государство и церковь


Слайд 26

Патриарх Тихон Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В к. 1917 г. Ленин восстановил патриаршество, но патриарх Тихон занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства. 4. Государство и церковь


Слайд 27

Взрыв Храма Христа Спасителя В 1922 г. - имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4. Государство и церковь


Слайд 28

С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М. Штраух, Э. Гарин. В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил ок. 400 000 человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин). В 1925 г. - создается Российская ассоциация пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских функций. 5. «Новое искусство»


Слайд 29

В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был Александр Константинович Воронский. Александр Константинович Воронский 5. «Новое искусство»


Слайд 30

Шолохов М. Тихий Дон. Роман-газета № 7, 1929 г. Михаил Шолохов Появилась плеяда талантливых писателей: М.Шолохов, 5. «Новое искусство»


Слайд 31

Сцена из спектакля «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Малый театр. 1926. К.Тренев, В. Иванов, Н. Тихонов, М. Шагинян, В.А. Каверин, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, И.Бабель и др. 5. «Новое искусство»


Слайд 32

И. Бабель, 1921 год. И. Бабель 5. «Новое искусство»


Слайд 33

В. Катаев и Ю. Олеша. 1920-е годы. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации. 5. «Новое искусство»


Слайд 34

Да Здравствует Первое Мая Дени Виктор Николаевич В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д. Моор)


Слайд 35

Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю от нечисти Дени, Черемных МООР Д.С. Плакат. 1920 5. «Новое искусство»


Слайд 36

В обстановке послевоенной разрухи голод, поразивший 35 губерний, самые хлебные районы страны, создал новую угрозу завоеваниям революции. Советская власть использует все средства, чтобы помочь пострадавшим районам: правительство мобилизует трудящихся, идет на такие меры, как изъятие церковных ценностей с целью приобретения необходимых продуктов и т. д. Плакат Моора был настоящим оружием в этой огромной кампании по спасению людей.


Слайд 37

Ты записался добровольцем? Плакат. 1920 Один из самых популярных плакатов художника, властно призывавший встать на защиту завоеваний Республики. Создан в конце июня 1920 г., за одну ночь. В это время контрреволюция сжимала Советскую Россию с двух сторон: Врангель, занявший почти всю Северную Таврию, шел на Донбасс, а с запада наступали войска панской Польши.


Слайд 38

В течение всего периода гражданской войны неоднократно объявлялись военные мобилизации с целью укрепления действующих фронтов. Агитационно-призывные плакаты советских художников были не дополнением к мобилизационно-вербовочной кампании, а ее действенным звеном. Ты записался добровольцем? Плакат. 1920


Слайд 39

Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И. Бродский - уделяли внимание «будням великих строек». И. Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп». 5. «Новое искусство»


Слайд 40

И. Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата». 1927 И. Шадр, А.Матвеев творили в жанре революционной романтики.


Слайд 41

М. Греков. Конармейская тачанка. 1933 Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, 5. «Новое искусство»


Слайд 42

М. Греков. Отбитый у деникинцев английский танк. 1924


Слайд 43

А.М. Герасимов зачастую писал «вождя Октябрьской революции и мирового пролетариата» с открытым ртом. Художник полагал, что портрет станет более эффектным, если его модель будет что-то провозглашать. Известно, что на историческом Пленуме Моссовета в 1922 г. было заявлено: «Из России нэповской будет Россия социалистическая». Выступление В.И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года. 1930.


Слайд 44

И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925 Действие происходит в Закавказье. Из 27 пойманных бакинских "коммисаров" по приговору военно-полевого суда под председательством казачьего генерала Мартынова, 26 были расстреляны, а один за помощь контрразведке был отпущен.


Слайд 45

Владимир Татлин В 1920 г. Владимир Татлин создал свой знаменитый проект «Памятник III Интернационалу», в котором воплотились новые идеи синтеза символических и утилитарных форм. 5. «Новое искусство»


Слайд 46

5. «Новое искусство» На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла — куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) — раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) — раз в день.


Слайд 47

5. «Новое искусство» Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.


Слайд 48


Слайд 49

В первые годы советской власти В.И. Мухина пыталась принять участие в коммунистической монументальной пропаганде: она создавала проекты памятников, наполненных символикой, романтически приподнятых и пронизанных бурным движением. Ни один из них не был реализован. Лучшим ее творением этого времени стало «Пламя революции». Мухина, Вера Игнатьевна Пламя революции. 1922—1923.


Слайд 50

Исполинская скульптура создавалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Замысел двух устремленных вверх фигур, призванных олицетворять победу социализма в СССР, принадлежал архитектору Борису Иофану, автору парижского павильона. Монумент должен был увенчать поднимающееся ступенями здание и логически завершить его общую композицию. Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг. .


Слайд 51

В.И. Мухина создавала символ страны, олицетворение тех социалистических идеалов, в которые она, человек искренний и цельный, свято верила. Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг. .


×

HTML:





Ссылка: