'

Праздник Светлой Пасхи на Кубани

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Праздник Светлой Пасхи на Кубани


Слайд 1

К этому празднику всегда тщательно готовились, его с нетерпением ждали. Черноморцы, — выходцы из запорожского казачества, — отличались особой религиозностью и приверженностью православной вере, за неприкосновенность которой их прадеды пролили потоки крови в борьбе с нетерпимостью польского католичества.


Слайд 2

"Жертвующая преданность народа к церкви беспредельна. Не бывает наследства, самого скромного, из которого бы какая-нибудь часть не поступила на церковь. В этом отношении черноморцы остаются верны святому обычаю своих предков: от всех приобретений меча и весла приносить лучшую часть храму Божию", — так написал о казаках в XIX в. один из их современников. При столь ревностном отношении к религии, не удивительно, что они строго соблюдали все церковные праздники и посты.


Слайд 3

Самый длинный и самый строгий пост, не зря названный Великим, начинается сразу после проводов Масленицы, длится 40 дней и завершается Страстной неделей, на последний день которой и приходится Пасха. В промежутке же между ними праздники отмечались не слишком торжественно, но скрупулезно.


Слайд 4

Последнее воскресенье перед Пасхой именуется Вербным. В этом году Вербное воскресенье приходится на 28 апреля. Оно празднуется церковью в память въезда Христа в Иерусалим. По преданию, Иисус въехал в город на осле, а народ по пути шествия бросал пальмовые ветви. На Руси пальмовые ветви взять было неоткуда, и их заменили ветвями одного из самых распространенных растений — вербы. Ей приписывалась особая сила. Съедали, например, по 9 вербных сережек, считая это предохранительным средством от лихорадки.


Слайд 5

Почки освященной вербы глотали при бесплодии, а также в качестве профилактического средства, чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь. Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга освященной вербой после заутрени в Вербное воскресенье. Наверное, забавно было наблюдать за тем, как друзья и родственники с наилучшими побуждениями лупят друг друга хворостинами, приговаривая: "Не я бью, а верба бьет", —  или: "Верба хлест, бей до слез!"


Слайд 6

Особенно доставалось тем, кто проспал и не пошел в церковь на утреннюю службу. Обычай этот представляет собой не что иное, как вид магии, так называемой, магии соприкосновения. Оказывается, сила вербы через чувствительное соприкосновение должна была благотворно действовать на того, кого хлестали. В этот же день освященную в церкви вербу давали в пищу скотине, что должно было предохранять его на весь год от падежа, а также прикрепляли к разным местам дома, в полной уверенности, что ее ветви имеют силу охранять хозяйственные постройки от непогоды и молнии.


Слайд 7

На освящение вербы к церкви обычно стекалось множество народу. Вот как описывал это событие в середине XIX в. смотритель Екатеринодарского духовного училища, В. Ф. Золотаренко: "В Екатеринодаре существует один весьма похвальный обычай: это хождение за вербой в субботу... Перед началом вечерни все духовенство в облачениях, с хоругвями (укрепленными на длинных древках полотнищами с изображением святых), идет к известному месту, где приготовлены, в два ряда вербовые ветви. При этом стараются присутствовать все, от атамана и самой почетной дамы до казака и его семейства. Всякий берет по ветке и несет в церковь. В голове крестного хода раздающееся стройное мелодическое пение, а в толпе шумящее столкновение ветвей при захождении солнца представляют вид величественной картины..."


Слайд 8

Несколько освященных веток обязательно прятали за иконой и хранили в течение всего года. Чистый четверг — четверг на последней неделе Великого поста (в нынешнем году — 2 мая). В старину с этим днем совпадало празднование Нового года. На Кубани на рассвете в Чистый четверг все члены семьи обязательно должны были искупаться. Некогда этот обычай означал ритуальное очищение в канун начинавшегося года. А по всей России в этот сельские жители совершали самые разнообразные, порой невероятные, действия, призванные защитить их жилища и хозяйственные постройки от нечистой силы, — так называемые обряды очищения.


Слайд 9

Одни садились верхом на конек крыши и хлестали себя банным веником; другие сжигали солому из постелей; третьи окуривали себя можжевельником, перешагивая через костер, сложенный из его ветвей. Кое-где рано утром хозяйка дома в обнаженном виде, верхом на помеле описывала магический круг вокруг дома и двора (со временем, правда, этот круг приобрел иной смысл — как защита от клопов, тараканов, червей и других паразитов).


Слайд 10

Или, в столь же откровенно виде, подметала веником дом и двор, а клопов выносила в поле. После "очищения" хозяйка в печную трубу созывала скот свойственной каждой породе кличкой, пока какое-нибудь животное случайно не подаст голоса (корова не замычит, лошадь не заржет и т. д.). Это принималось за верный признак, что в наступающем году не падет ни одно животное той породы.


Слайд 11

Хозяин в то же время считал деньги, осматривал, передвигал, переставляет с места на место все хозяйственные орудия; чистил скребницей рабочих лошадей, кормил и поил их; а если он охотник, то трижды стрелял из ружья в воздух. Исполнив все это, он успокаивался, уверенный, что у него в течение года и деньги будут, и орудия сохранятся от поломки; лошади будут здоровы, а охота — удачной.


Слайд 12

Затем обязательно пережигали соль в печи, так как считалось, что в этот день она приобретет особые лечебные свойства. Считалось, что нитки, спряденные в этот день, предохраняют от болезней: ими перевязывали руки и вплетали их в косы. Девушки на выданье в этот день подстригали себе волосы, так как считалось, что после этого они станут длиннее и гуще.


Слайд 13

А народные "синоптики" приметили, что если на Великий Четверг холодно, то и весна не будет особенно жаловать теплом, если идет дождь, то весна будет "мокрой". Следующая за Чистым Четвергом пятница носит название Страстной, в память о муках и распятии Иисуса Христа. В этот день не должно было употреблять хмельного, нельзя было браниться и сквернословить, а церковный устав требовал на дни вплоть до воскресенья строжайшего поста и смиренного во всех грехах и прегрешениях своих покаяния.


Слайд 14

Но вот настает, наконец, канун светлого Христова воскресения. И в каждом доме хозяйки суетятся вокруг печей, занимаясь приготовлением пасхальных яств. По всей России начинают красить и расписывать яйца, создавая, зачастую, настоящие произведения искусства, и готовить сырные пасхи. Однако на Кубани вместо сырных пасок пекли высокие сдобные хлебы — куличи. Из каждого окна станичных изб доносились невероятно соблазнительные запахи свежей выпечки, заставляя бурно реагировать истомившееся на постной пище желудки прохожих.


Слайд 15

У каждой хозяйки были свои особые рецепты приготовления куличей. Тесто ставили в теплом месте, чтобы оно хорошо подошло, при этом старались удалить остальных домочадцев, чтобы те ненароком не вмешались и не испортили весь процесс. Ведь не секрет, что сквозняк от открываемой двери может привести к непоправимому — тесто не поднимется и хлебы получатся жесткими и невкусными. Одним словом, дело это было серьезное и требовало достаточного опыта, огромного количества времени и усилий. Но вот, наконец, все было готово и в субботу вечером, собрав яйца и пасхи в корзину, все отправлялись в церковь на всенощнуюю —  их святить. Наступала Пасха. Ее величали Великим днем.


Слайд 16

"...по приобщении Святого таинства, происходит объедение. Тут нещадно едят и сластены, и маковки, и бублики, и медяники, а сбитень льется рекою... Когда все приобщатся, колокольчик взывает...для выслушивания благодарственной молитвы. На другой день Светлого праздника, при обхождении духовенства вокруг собора с хоругвями, офицеры носят знамена всех полков, а урядники — куренные булавы... При этом войсковой казначей выставляет доспехи войска. На столике, особенно сделанном, стоят запорожские литавры, в которые бил довбыш, когда нужно было собрать вольных казаков на пораду; около них стоят блюдо и солонка серебряные, вместе с грамотою в 1792 году императрицею Екатериной II дарованные войску. Тут лежат грамоты... Тут вы увидите многие вещи, перешедшие в войско из коша Запорожского.


Слайд 17

Во время пасхальной утрени зажигают четыре смоляных перетирка. По числу сторон храма. По четырем же сторонам стоят на холсте изображенные иконы, освященные восковыми фитилями, которые сокрыты от взора. На них изображен Спаситель молящимся, несущим крест, распятым и, наконец, воскресшим. Зрелище величественное. После выстрелов изо всех крепостных пушек начинается колокольный призыв к услышанию радостной песни: Христос воскресе. На пасхе всегда стоит поросенок с красным яйцом в зубах. Под пасхою вы найдете кусков несколько сала, лакомого блюда казака. Освятились пасхи, народ отобедал... Девушки собираются в кучу. И тут кто их знает, о чем они разговаривают. Потом набираются их целые стаи, ходят по улицам и поют или, лучше, визжат".


Слайд 18

На протяжении всей следующей за Христовым Воскресением недели повсюду царило веселье. Слышались песни, смех и поскрипывание качелей ("релей"). Молодые казаки состязались в удали, устраивая кулачные бои, а девушки имели возможность еще раз показать всю свою красу, грациозно кружась в хороводах. То тут, то там можно было увидеть веселые компании молодежи, с увлечением играющие в битки и игру, получившую название "катания яиц".


Слайд 19

Первое яйцо, полученное в Христов день, по поверью, никогда не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие хранили его в течение целого года — до новой Пасхи. Пасхальным яйцам и даже их скорлупе приписывали магическую силу. Их берегли для защиты от грозы, обеспечения урожая арбузов, лечения домашних животных и иных неотложных нужд.


Слайд 20

А вслед за Пасхой начиналась так называемая Красная горка — пора весенних свадеб. Казалось, сама природа своими щедрыми дарами весны благословляла молодых на благополучную и счастливую семейную жизнь. Хотя сейчас многие традиции забыты, неизменным остается одно. Пасха по-прежнему долгожданна и вслед за ней приходит время особенного весеннего настроения, внутренней гармонии, счастья и любви.


Слайд 21

Выполнила ученица 11 класса МБОУ СОШ№5 Стреленко Анастасия


×

HTML:





Ссылка: