'

Пырьев Иван Александрович

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Пырьев Иван Александрович Годы жизни: 1901-1968 Иван Александрович Пырьев - советский режиссер.


Слайд 1

Родился 4 ноября 1901 года в селе Камень-нА-Оби, на Алтае. Его родители — коренные сибирские "чалдоны" — крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке. Потом мать уехала на заработки, а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом. Детские годы кинорежиссера Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьеву вынужден был пойти "в люди"...


Слайд 2

В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. События Пырьева


Слайд 3

События Пырьева Иван Пырьев становится одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву. В столице Пырьев играл в Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле "Мексиканец" у Сергея Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке "Дневник Глумова" он появился в костюме клоуна. Поссорившись с режиссером, Пырьев ушел к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился благодаря зелёному парику в роли Буланова в "Лесе". Одновременно Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, где ставил агитки и оратории на злободневные темы.


Слайд 4

Начало деятельности Пырьева В 1923 году он окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился Иван также и на режиссерском отделении. Наконец судьба привела его в кино. Пырьев начинал как помощник режиссера. Вскоре о нем заговорили как о "короле ассистентов". Утверждали, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьется успеха. Конечно, он хотел снимать сам. И тут ему помог случай. На кинофабрике "горел" сценарий Н. Эрдмана и А. Мариенгофа "Посторонняя женщина", рассчитанный на летнюю натуру, а дождливое лето 1928 года уходило. Пырьев за три недели переписал сценарий и за три месяца сделал сатирическую комедию. В главной роли снялась Ольга Жизнева. Но второй сатирический фильм Пырьева "Государственный чиновник" (1931) был подвергнут критике и, как следствие, переделке. В те времена было немало чиновников, считавших, что в социалистическом обществе сатире места нет...


Слайд 5

Кадр из фильмы «Государственный чиновник»


Слайд 6

Следующая лента Пырьева "Деревня последняя", начатая в 1931 году, была посвящена возникновению колхозов и борьбе с кулачеством. Но в процессе работы режиссера отстранили от постановки "за противопоставление интересов картины интересам государства"... События Пырьева Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссера и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.


Слайд 7

В 1933 году Пырьев выпускает драму из жизни трёх немецких девушек "Конвейер смерти", звуковой фильм, снимавшийся в недостроенных павильонах "Мосфильма" на Потылихе. Актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская создали привлекательные образы молодых работниц. Конвейер смерти


Слайд 8

Партийный билет Наконец Пырьев взялся за произведение сценаристки Катерины Виноградской — "Анка". Эта драма о бдительности и важности партийных документов имела успех. Финальные эпизоды картины, когда разоблачают кулака, укравшего у своей жены партийный билет, чтобы передать его шпионке, были поставлены Пырьевым и сыграны актерами с истинным драматизмом. В руководстве страны фильм был высоко оценен и получил название "Партийный билет" (1936). После "Конвейера смерти" снова последовал длительный перерыв в работе режиссера, заполненный поисками своей темы. К сожалению, экранизация "Мертвых душ" (совместно с М. Булгаковым) не состоялась.


Слайд 9

Богатая невеста Однако этот успех не укрепил положения Пырьева на "Мосфильме". Рассорившись с дирекцией, он отбыл в Киев, где взялся за сценарий молодого кинодраматурга Евгения Помещикова. Музыкальная комедия "Богатая невеста" (1939) была с восторгом встречена зрителями. Пырьев пронизал все эпизоды стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй веселостью. Композитор Исаак Дунаевский написал к фильму превосходную музыку. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой Ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.


Слайд 10

Трактористы Вернувшись на "Мосфильм", Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной принялся за новую комедию — "Трактористы" (1939). Ее сюжет во многом повторял "Богатую невесту". Только по сравнению с веселой Маринкой новая героиня Ладыниной, бригадир трактористок Марьяна Бажан, отличалась более волевым характером и современными манерами. В этой картине блистали также молодые актеры Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников. Песня о трёх танкистах и марш братьев Покрасс из "Трактористов" популярны в народе до сих пор. Разработанная Пырьевым в "Богатой невесте" и "Трактористах" поэтика бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов.


Слайд 11

Одну из лучших своих картин, "Свинарка и пастух", Пырьев заканчивал в осенние месяцы 1941 года, когда на Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в стихах (сценарий Виктора Гусева) с превосходной музыкой Тихона Хренникова. Любовь юной свинарки Глаши (Ладынина) из Вологды и лихого чабана Мусаиба (Зельдин) из Дагестана родилась на московской Сельскохозяйственной выставке. Казалось бы, война и комедия, — вещи несовместимые. Но успех фильма превзошел все ожидания. Свинарка и пастух Секретарь райкома Во время войны Пырьев поставил фильм "Секретарь райкома" (1942) — о действиях партизан. Образ командира партизанского отряда Кочет (актер Ванин) был первым и одним из лучших образов героев войны, народных мстителей.


Слайд 12

Когда советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной лирической комедии, поставив "В шесть часов вечера после войны" (1944), где он представил, какой будет радость победы, — с салютом, с народом, вышедшим на ярко освещенные площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссера сбылось. Работы Фильм был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии. Пырьев получил звание народного артиста СССР. Тогда кинематограф еще не знал термина "мюзикл". Но именно мюзиклом следует назвать и "В шесть часов вечера после войны", и следующую работу Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948). Музыка стала темой и сюжетной основой картины, рассказывающей о том, как раненый пианист уезжает в Сибирь, где становится композитором. Рядом с Ладыниной, Андреевым, Зельдиным выразительно играли молодые артисты Владимир Дружников и Вера Васильева.


Слайд 13

Драматург Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма "Веселая ярмарка", где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках, и в соревнование председателей колхозов вмешивалась любовь. Роль Пересветовой стала лучшей работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов убедительно сыграл Гордея Ворона, "казака лихого, орла степного". Песню "Каким ты был" на стихи Матусовского написал Исаак Дунаевский. Перед выходом на экраны фильм посмотрел Сталин и предложил вместо "Веселой ярмарки" новое название — "Кубанские казаки" (1950). Кубанские казаки


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17

Картина была восторженно принята и зрителями и прессой. Ее мелодии звучали повсюду, ее персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою шестую Государственную премию. Но после смерти Сталина фильм начали критиковать, обвинять в "лакировке действительности", чуть ли не в дезориентации общественного мнения. Кубанские казаки Трудно сказать отчего — от несправедливой ли критики "Кубанских казаков", или по какой другой причине, но Пырьев отошел от комедии. Неожиданно для всех он устремился в документальное кино, сделав три фильма о молодежи: "Мы за мир!" (совместно с И. Ивенсом) о молодежном фестивале в Берлине, "Песня молодости" и "Спортивный праздник молодежи".


Слайд 18

Бытовые драматические современные картины Пырьева "Испытание верности" (1954), "Наш общий друг" (1962), "Свет далекой звезды" (1965) трудно отнести к творческим удачам режиссера, прежде всего из-за слабости сценариев. Очередные фильмы В "Испытании верности" в последний раз у него играет Марина Ладынина. Нет, они еще не расстались. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане "Арагви" отметили 20-летний юбилей совместной жизни...


Слайд 19

В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа "Идиот". Успех первой серии "Идиота" ("Настасья Филипповна", 1958) был несомненен. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей. Идиот


Слайд 20

Пырьев экранизировал другое произведение Достоевского — "Белые ночи" (1960) и потерпел неудачу. Как пишет Р. Юренев, в этой картине "не было завораживающего волшебства пустынного ночного Петербурга, не было щемящего ощущения неосуществимости мечты, недосягаемости счастья...". Деятельность Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем "Мосфильма". Несколько лет проработал он и директором "Мосфильма" (1954-1957).


Слайд 21

"Иваном Грозным" называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева. Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне. Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле Скирде, воспитаннице Юрия Завадского. После развода родителей и размена квартиры в высотном доме на Котельнической набережной сын Андрей ушел с отцом... Последние годы


Слайд 22

Когда Союз кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло другому, а сам приступил к экранизации "Братьев Карамазовых" (1967-1968). По мнению киноведов, режиссер проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое понимание индивидуальных особенностей не похожих друг на дуга актеров. И старый мхатовец, игравший Федора Карамазова на сцене, М. Прудкин, и вахтанговец М. Ульянов, и товстоноговец К. Лавров, и молодые артисты театра "Современник" А. Мягков и В. Никулин, и Л. Скирда-Пырьева сделали все возможное, чтобы воплотить сложнейшие характеры романа. Последний фильм «Братья Карамазовы»


Слайд 23

Над трёх серийным фильмом Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7 февраля 1968 года, вернувшись со студии, Иван Александрович лег, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных в работе, на ногах... Смерть кинорежиссера


Слайд 24

Иосиф Маневич, редактор и сценарист, работавший с Пырьевым на "Мосфильме", вспоминал: "Неукротим он был во всем, никогда не сдавался ни в споре, ни в преферансе, ни в любви, ни на бильярде, ни на съемках, ни в больнице перед лицом смерти. И врачи разводили руками перед всякими его анализами, по показаниям которых он давно должен был умереть". Память На Международном кинофестивале в Москве (1969) Ивану Александровичу Пырьеву был присужден специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство. Актеры М. Ульянов и К. Лавров закончили фильм в соответствии с замыслом и намерениями автора-постановщика.


×

HTML:





Ссылка: