'

Учебный тренажёр и проверочный тест В8

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест В8 Острикова С.П., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Петропавловского Алтайского края


Слайд 1

Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Он представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки. Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Желаем удачи! Перейти к тренажёру


Слайд 2

Инструкция по работе с учебным тренажёром Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется с помощью управляющей кнопки. 5. Вернуться к тесту можно с помощью кнопки Желаем удачи!


Слайд 3

1. Прочитайте текст и выполните задание В8 (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2) Что требуется для нормального отдыха? (3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей. (5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чём не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребёнок, хотел бы делать только то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьёзного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать лёгкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырёх стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой. (9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать. (По Ю. Макаренко)


Слайд 4

«Ю. Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование («лёгкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают (предложение 7). Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на (предложение 10), который имеет нейтральную окраску». Список терминов: 1) сравнение 6) инверсия 2) переносное значение слова 7) однородные члены 3) контекстный синоним 8) риторические вопросы 4) гипербола 9) метафора 5)метонимия 6,9,5,1 5,1,8,4 2,7,9,3 9,7,1,3 - - + - 1. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? переносного значения слов однородные члены контекстный синоним метафору


Слайд 5

2. Прочитайте текст и выполните задание В8 Одиночество (1) На дитя человеческое, приходящее в этот мир, негласно возлагается тяжкое испытание. (2) Задача гласит: по своему основополагающему принципу существования ты, как и все люди, одинок в мире. (3) Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть, потому что благодаря этому твой характер приобретает силу, достоинство и доброту. (4) Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха, и одиноким покидает он этот мир с последним вздохом, стараясь произнести это слово. (5) Оставаясь навсегда отшельником, заключённым в камеру своего тела, он ли­ шён возможности дать кому-нибудь ощутить и почувствовать то, что он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чём мечтает: 6) Всякое значительное событие в его жизни: первая любовь или смерть родителей, всякая возлагаемая на пего ответственность, всякая великая боль и скорбь дают ощутить свое беспредельное одиночество. (7) Это пожизненное одиночество — тяжкое бремя, но оно одновременно и великое благо. Когда человек его осознаёт, он вопрошает себя, кто может ему помочь, и понимает, что только он сам поможет себе, закладывая таким пониманием: первый камень своего характера. (9) Первый камень живой веры будет заложен тогда, когда человек поймёт, что Господь поможет ему тем вернее, чем преданнее Ему будет он сам. (10) И, наконец, первый камень ляжет в основание духовной любви и братства, когда человек, постигнув чужое одиночество через собственное, увидит своего страдающего брата и поможет ему. (11) Нам не дано избавиться от одиночества... (12) Но все мы, одинокие дети человеческие, призваны достойно и с верой нести своё одиночество. (13) И только любя и помогая, мы сможем сделать чужое одиночество сносным, достойным и духовным. (По И. Ильину)


Слайд 6

«И. Ильин рассуждает об одиночестве. Использование («глоток воздуха, первый камень живой веры») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику, логичность и убедительность рассуждению придаёт (предложение 3: «понять, принять, сдружиться, преодолеть», предложение 5: «воспринимает, чувствует, жаждет, мечтает»). Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует (предложения 11,12). Быть более объективным в своих суждениях автору помогает использование («тяжкое бремя» и «великое благо», предложение 7). И. Ильин приглашает читателя к серьёзному разговору, оставляя за каждым право иметь своё мнение». Список терминов: 1) скрытое обращение к читателю 6) метафора 2) градация 7) ряды однородных членов 3) антитеза 8) фразеологизмы 4) эпитет 9) лексический повтор 5) вопросно-ответная форма 6,1,8,3 4,2,6,5 6,2,9,3 7,4,9,1 - - + - 2. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? метафоры градация антитезы лексический повтор


Слайд 7

3. Прочитайте текст и выполните задание В8 Через десять лет (1) Я думаю, что не обижу людей, живущих в одном из самых, может быть, интересных городов земного шара, если скажу, что их чувства немного притупились. (2) Сталинградцы любят свой город и гордятся им, как мало кто может и имеет право гордиться, и всё же они привыкли к нему, привыкли к тому, что в нём происходит, и многое из того, что кажется им обыкновенным, чего они уже не замечают, замечаем мы, люди приезжие, замечаем и восхищаемся. (3) Если к тому же приезжий бывал здесь во время войны и видал то, что осталось от города в феврале сорок третьего года, то восприятие его - тут нет ничего удивительного - будет особенно остро, а чувствительность несколько повышена. (4) И конечно же, будет вспоминать. (5) Пусть не судят его за это. (6) Вспоминать всегда интереснее, чем слушать воспоминания, и удержаться от этого очень трудно. (7) Всякий поймет волнение, с которым подходит человек к месту, где он когда-то воевал. (8) В ТЭЦ Тракторного завода я, правда, не воевал, но я должен был её взорвать. (9) На мне лежала тяжёлая и страшная обязанность включить рубильник в том случае, если поступит приказ. (10) Приказ этот так и не поступил, но весь сентябрь 1942 года мы жили в ожидании его. (11) Мы - это пять человек, живших в небольшом блиндаже метрах в ста от станции. (12) Лёжа по вечерам на нарах, мы смотрели на этот ненавистный рубильник с чёрной ручкой, и все пятеро думали об одном. (13) Невесёлые были мысли. (14) А попал я снова на этот завод только через десять лет, в июне. (15) Впервые вижу его днем. (16) Я не буду говорить, узнал я его или не узнал, - любой ответ прозвучит банально. (17) Не буду говорить о том, как искал и нашёл старые окопы, как пытался восстановить, где же проходила передовая, не буду говорить о самом заводе - это особая тема, -скажу только несколько слов о тополях. (18) Те самые, срезанные снарядами, тополя у входа, мимо которых мы торопливо пробегали тёмными октябрьскими ночами сорок второго года, те самые мёртвые, как нам тогда казалось, они выросли и стали большими, красивыми, настоящими тополями. (19) И вырастил, спас их Рогов - старший садовник завода. (20) Совсем обыкновенный на вид, невысокий, чуть сутулый, с чёрными от земли руками, это он превратил свой завод в сад — я не преувеличиваю, это действительно так, - это он вырастил в бедном зеленью Сталинграде, на сухой его почве, эти деревья с такими пышными кронами, это он украсил заводские скверики маленькими вишнёвыми деревцами, которые тоже станут большими. (21) Сейчас высокие, стройные, чуть шелестящие на ветру тополя и цеха восстановленного завода, на стены которого молодые деревца бросают свою полупрозрачную тень, - может быть, всё это и есть лучший памятник тем, кто лежит сейчас в земле Сталинграда, кто отдал свои жизни в разрушенных цехах завода. (По В. Некрасову)


Слайд 8

«... Читая этот небольшой текст, ясно представляешь, что пришлось пережить жителям и участникам обороны Сталинграда. Несколько деталей заставляют представить, как тяжело и напряжённо шла борьба в сорок втором. О том, как непросто возвращаться на места боев, автор пишет, используя такой художественный прием, как (предложение 4). Обращаясь к описанию тополей, которые оказались столь же стойкими, как и защитники го рода на Волге, автор использует («стали большими, красивыми, настоящими тополями», «вырастил, спас их Рогов»). Невольно напрашивается аналогия: люди, отстоявшие великий город на Волге, живут, отстраивают город, заботятся о его красоте и про­ цветании. Размышления В. Некрасова заставляют читателя проникнуться чувством глубо­ кого уважения и к мужеству горожан, и к их скромности. Эмоциональным текст делает использование («пышные кроны», предложение 20), «чувства притупились», предложение 1 )». Список терминов; 1) метафора 6) неполное предложение 2) оксюморон 7) сравнение 3) риторические восклицания: 8) синтаксический параллелизм 4) аллитерация 9) эпитет 5) градация 3,5,9,1 2,7,4,1 6,5,9,1 8,4,9,1 - - + - 3. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? неполные предложения градацию метафоры эпитетов


Слайд 9

4. Прочитайте текст и выполните задание В8 (1) Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. (2) Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (3) Сохранение культурной среды -задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (4) Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. (5) А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. (6) Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения. (7) Человек воспитывается в определённой, сложившейся в течение многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. (8) История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врача. (9) Улицы, площади, каналы, дома, парки - напоминают, тихо напоминают. (10) Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. (11) Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками (12) И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение - это как бы связующее звено во времени. (13) Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать. (14) Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. (15) Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. (16) Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. (Д.С. Лихачёв)


Слайд 10

4. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? «Статья академика Лихачёва обращена, прежде всего, к молодому читателю. Именно нам, молодым, учёный предлагает быть более внимательными к традициям своего народа, бережно относиться к прошлому, ко всему, что можно определить как «культурное наследие и культурные традиции». Автор убедителен, но тон его повествования не назидательный. Это в большей степени искреннее, неравнодушное размышление. Перечитаем предложение 4. В нём автор использует для того, чтобы убедить читателя в необходимости беречь культурную среду. В то же время в предложениях 14,15,16 позволяет Д. Лихачёву подчеркнуть, что отношение каждого человека влияет на состояние культуры в целом. Эмоциональность - вот ещё одна особенность этой статьи. Использование («История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врага», предложение 8) и («Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого... входят в человека, становясь мерилом прекрасного», предложение 10) подчёркивает искренность, неравнодушие академика». Список терминов: 1) градация 4) метафорический эпитет 7) метафора 2) синонимы 5) фразеологизмы 8) риторические вопросы 3) анафора 6) гипербола 9) контекстные синонимы   2,8,7,4 1,3,2,9 1,3,7,4 4,6,5,3 - - + - градацию анафора метафорического эпитета метафоры


Слайд 11

5. Прочитайте текст и выполните задание В8 (1) Поговорим о читателе. (2) О нём говорят редко и мало. (3) А между тем читатель – лицо незаменимое. (4) Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (5) Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остаётся последнее слово в оценке литературного произведения. (6) Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. (7) Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8) Но рано или поздно мы осознаём этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах. (9) Время идёт, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает до­шедшее до него литературное наследство. (10) Если прозаик или поэт сохраняют своё значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни. (11) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет своё обаяние. (12) Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными. (13) Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14) Все струны, которыми по-своему владеет автор, есть в сердцах у читателей. (15) Иных струн у автора нет. (16) В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. (С. Я. Маршак)


Слайд 12

«Уже первые предложения текста подготавливают к участию в диалоге: автор читатель. Видимо, Маршак достигает такого эффекта, используя (предложения 1,2,3). Автору не понадобилось много выразительных средств, чтобы пробудить чувства в душе читателя. Дело здесь не в количестве, а в точности использования. Например, «немая и мёртвая груда бумаги» помогают автору быть убедительным в раскрытии основной идеи текста. И в то же время несколько неожиданное использование (...книга... теряет своё обаяние...) придаёт размышлениям автора характер непринуждённой беседы. Маршак мастерски включает в своё рассуждение и такой художественный приём, как («Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаём этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах». Это даёт автору дополнительные возможности увлечь читателя, привести его к необходимости самостоятельно сделать выводы, найти ответы на поставленные в тексте вопросы». Список терминов: 1) развёрнутая метафора 4) индивидуально-авторские неологизмы 7) эпитет 2)олицетворение 5) фразеологизм 8) лексический повтор 3) неполные предложения 6) метафора 9) анафора 8,5,2,3 9,7,2,1 8,6,2,1 1,3,8,5 - - + - 5. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? лексический повтор метафора развёрнутая метафора олицетворения


Слайд 13

6. Прочитайте текст и выполните задание В8 О памяти (1) Память - одно из важнейших свойств бытия, как материального, так и духовного. (2) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода... (3) На памяти древесины основана тончайшая специальная отрасль археологии, которая произвела в последнее время переворот в археологических исследованиях, - дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево», «дендрохронология» - наука определять время жизни дерева). (4) Сложнейшими формами памяти обладают птицы, что позволяет новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту... (5) Память вовсе не механична. (6) Это важнейший творческий процесс, именно творческий. (7) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается опыт, образуются традиции, создаются бытовые привычки, семейные традиции, трудовые навыки. (8) Память противостоит уничтожающей силе времени. (9) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (10) Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим. (11) «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (12) В этом величайшее нравственное значение памяти. (13) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (14) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти окружающих. (15) Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (16) Без памяти нет совести. (17) Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. (По Д.С. Лихачёву)


Слайд 14

«...Академик Лихачёв приглашает молодых читателей к разговору о памяти. Он убедителен и последователен в изложении материала. Автор объясняет понятие «биологическая, механичная память», используя в предложениях 1-5 . Но Д.С. Лихачёву очень важно показать, чем отличается человеческая память. Давая характеристику человеку «беспамятному», он использует («беспамятный» - «неблагодарный, безответственный»). Творческий характер памяти автор описывает с помощью (предложение 7, «накапливается опыт, образуются традиции, создаются бытовые привычки, семейные традиции, трудовые навыки»). Лаконичность вывода достигается благодаря использованию (предложения 15, 17)». Список терминов: 1) градация 4) риторическое обращение 7) неполные предложения 2) ряды однородных членов 5) контекстные синонимы 9) метафора 3) лексический повтор 6) синтаксический параллелизм 8) индивидуально-авторские неологизмы 6,9,5,1 5,1,8,4 3,5,1,6 9,7,1,3 - - + - 6. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? лексический повтор контекстные синонимы синтаксического параллелизма градации


Слайд 15

7. Прочитайте текст и выполните задание В8 (1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд. (6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консервативной и стабильной, а система воспитания - национально-патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами). (7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой. (8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества. (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним. (13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей из обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать? (По М. Мартынову)


Слайд 16

«…Школа, по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребёнка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход его рассуждений. М. Мартынов в столь серьёзном по содержанию тексте остаётся эмоциональным это достигается благодаря использованию (предложение 16). Немного странным кажется, что автор включает в текст («Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности») и («вековые исторические традиции, вековой опыт»). В то же время текст отличается последовательностью и логичностью изложения, здесь есть (предложения 9,11). Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребёнок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями». Список терминов: 1) развёрнутая метафора; 2) оксюморон; 3) риторические восклицания; 4) градация, 5) неполное предложение; 6) сравнение; 7) риторический вопрос; 8) эпитет; 9) неологизмы 8,9,2,1 5,6,4,3 7,1,8,4 7,3,5,4 - - + - 7. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? риторического вопроса развёрнутую метафору градация эпитеты


Слайд 17

8. Прочитайте текст и выполните задание В8 Читая Гоголя (1) Гоголь велик в каждом своём зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении. (2) «Ревизор», или «Мёртвые души», или «Игроки», или «Шинель» - это образцы истинно мировой литературы, это язык мира, на котором человек познаёт человечество. (3) В определённом смысле Гоголь близок к другому русскому гению - Менделееву, потому что, подобно менделеевской таблице химических элементов, он создаёт таблицу человеческих образов и характеров. (4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека - жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку. (5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. (6) Даже Бальзак. (7) Даже Диккенс.   (8) Бросим взгляд на его творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений. (9) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? (10) А что такое современный мистицизм в литературе? (11) Это «Вий» или «Портрет». (12) Школе исторического романтизма в её современном виде предшествовал «Тарас Бульба». (13) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время подлинный романтизм. (14) Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мёртвые души». (15) Художественному бытописанию - «Старосветские помещики», «Коляска». (16) Детектив? (17) Это - «Игроки». (18) Водевиль? (19) Это - «Женитьба». (20) Эссе? (21) Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд». (22) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе. (По С. Залыгину)


Слайд 18

«С. Залыгин показывает безграничность сделанного Гоголем, используя приём беглого перечисления литературных направлений, в которых работал писатель. Динамику и ритм рассуждению придают (предложения 12-15, 16, 17, 18, 19, 20,21), (15-21). Чтобы привлечь внимание читателя, Создать ощущение свободной беседы, автор использует приём (таблица Менделеева – таблица человеческих образов»), скрытое обращение к читателю (предложение 8), мнение мнимого оппонента (предложение 13). Кроме вышеперечисленного предложенный текст несёт в себе точную информацию об особенностях творчества великого мастера. Этот серьёзный настрой на исследование создаёт чёткая структура доводов, достоверность приводимых примеров, использование (персонифицирует, литературное направление, художественно-социологическое исследование, мистицизм, романтизм и т.п.)». Список терминов: 1) сравнения; 2) эпитеты; 3) неполные предложения; 4) метафоры; 5) ряды однородных членов; 6) синтаксический параллелизм; 7) фразеологизмы; 8) морфемный повтор; 9) литературоведческие термины 6,2,3,4 7,5,6,3 6,3,1,9 3,9,1,8 - - + - 8. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? синтаксический параллелизм неполные предложения литературоведческих терминов сравнения


Слайд 19

9. Прочитайте текст и выполните задание В8 (1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые – гораздо старее научной биологии. (2) Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3) Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребёнка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта. (4) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7) А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «…Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким,- пишет известный генетик ХХ века Феодосий Добжанский. – (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой». (10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11)Самый известный пример – жизнь М.В. Ломоносова. (12) Менее известна жизнь Д.И.Менделеева. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но, как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова И.А. Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги… (18)Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата.(20)Только это». (По Л. Серовой)


Слайд 20

«Стиль текста определяет те языковые средства, которые использует автор, чтобы доказать свою точку зрения. («генотип», «индивидуальный геном», «задатки») и (предложение 10: «… поднимались до высот знания и мастерства») позволяют автору усилить эмоциональное звучание своих раздумий. Как способ доказательства в тексте используется (предложения 8,9,19, 20). («разумеется», казалось бы» (предложения 9,10) помогают лучше выразить отношение автора к проблеме, поставленной в тексте». Список терминов: 1) сравнительный оборот 5) термины 2) метафора 6) вводные слова 3) фразеологизм 7) экспрессивная разговорная лексика 4) ирония 8) цитирование 9) риторический вопрос 6,2,3,4 7,5,6,3 5,2,8,6 3,9,1,8 - - + - 9. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? термины метафора Вводные слова цитирование


Слайд 21

Прочитайте текст и выполните задание В8 (1)Трудное и запутанное дело – писательство. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. (3)Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4)И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5)И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6)И нет уж писателя. (7)Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8)Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9)Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше. (10)Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11)Обычная теперь для него среда – товарищи-писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12)Варка в собственном соку. (13)А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал». (14)Нужно в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим. (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы. (16) – Когда? (17)После работы. (18)В дни отдыха. (19)В месяц отпуска, - отвечу я. (20) – Много ли тогда напишешь? (21) – И очень хорошо, что немного. (22)Всё, что тогда напишется, будет полноценно, нужно.(23)А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросить из неё три четверти написанного? (24)Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25)И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26)Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (По В. Вересаеву)


Слайд 22

«С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг волнующей его проблемы. Размышляя о настоящем писателе, автор во втором предложении использует («не наблюдать, а жить»). Автор подчёркивает, что если писатель не будет вести себя именно так, то «свежий росточек таланта на глазах желтеет, сохнет». Эта усиливает впечатление от прочитанного. (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса». Список терминов: 1) контекстные антонимы; 2) сравнительный оборот; 3) фразеологизм; 4) анафора; 5) развёрнутая метафора; 6) общественно-политическая лексика; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) цитирование; 9) ряды однородных членов 3,4,7,5, 6,3,4,2 1,5,7,9 3,9,1,8 - - + - 10. В каком варианте правильно расставлены термины, используемые в рецензии? контекстные антонимы развёрнутая метафора ряды однородных членов Вопросно-ответная форма изложения


Слайд 23

Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре?


Слайд 24

Источники Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) Санкт-Петербург: «Тригон», 2009. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания.-М.: Прсвещение, Эксмо, 2007. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=130742&tmpl=com Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. Шаблон учебного тренажёра и проверочного теста по русскому языку.


×

HTML:





Ссылка: