'

Марийские национальные музыкальные инструменты

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Марийские национальные музыкальные инструменты Урок музыки в 5 классе (Урок разработан учителем музыки МОУ «Юркинская средняя общеобрзовательная школа» Ивановой Н.С.)


Слайд 1

Разновидности марийских музыкальных инструментов Ударные инструменты Пленкозвучные инструменты Варган (рамочно-язычковый инструмент) Струнные инструменты Дульцево-духовые инструменты Язычково-духовые инструменты Волынка


Слайд 2

Ударные марийские инструменты Деревянные палки (пу тоя) Обрубок бревна ( бревно с колотушками - вынер кашта) Барабан (тямыр) Коробочка (пу калта). Коса (сава), Колотушка (орол панга) Металлическая банка (пурса калта) Трещотка (лочыртыш) Трещотка-вертушка (пцрдыктымц лочыртыш) Колокольчик (онгыр) Рубель (чылдаран яш)


Слайд 3

Барабан - тумыр


Слайд 4

Барабан -тумыр У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов, удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тyмыр употребляется в дуэте с шyвыр. Самостоятельно же тyмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).


Слайд 5

Струнные инструменты Кон-кон смычковый инструмент ковыж. Томбыра Гусли (кусле)


Слайд 6

Гусли- кусле Как божественный инструмент, кyсле всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших народных культов. Многие языческие моления в священных рощах (ото, кyсо, кyсото) в качестве непременного ритуала включили и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди мари. Ритуальная игра на кyсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность. Издавна исполнение на кyсле считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.


Слайд 7

Гусли- кусле


Слайд 8

Пленкозвучные инструменты Листочек дерева (лышташ) Эфи


Слайд 9

Волынка - шувыр Этимология термина восходит к слову шyвыро?, что означает пузырь (мочевой) какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента. Шyвыр состоит из пяти основных частей: шyвырпу или челык (деревянная колодка), шyвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шyвыр пуч (раструб), шyвыро? (пузырь (воздушный резервуар).


Слайд 10

  Марийская гармонь – марла-кармонь МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.аменяется созвучием квинты).


Слайд 11

Дульцево-духовые инструменты Ивовая свирель (арама шяшпык). Шиалтыш


Слайд 12

Свирель - шиалтыш марийский свистковый музыкальный инструмент, по-русски называется свирель. Это народное слово, а литературно-профессиональное название ее - продольная флейта. Марийская свирель - это усовершенствованная ивовая свирель, о которой говорилось выше. Усовершенствование заключается в том, что на поверхности инструмента появились шесть боковых отверстий.


Слайд 13

Дудка - шиялтыш Исконное значение термина «шиялтыш» восходит к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть».


Слайд 14

Варган (рамочно-язычковый инструмент) Варган (умша ковыж)


Слайд 15

Варган (умша ковыж) Варган (умша ковыж) представляет собой подковообразную металлическую раму с параллельно вытянувшимися концами в сторону, посередине которых находится упругий стальной язычок. Один конец его свободно качается, а другой жестко прикреплен к раме. Название «ковыж» к марийцам пришло, видимо от татар или башкир, у которых до сих пор сохранилось «кобыз». Варган - маленький инструмент. Он свободно умещается на ладони. Во время игры его держат левой рукой. Параллельно вытянувшуюся часть варгана прикладывают к губам, указательным пальцем левой руки приводят в колебательное движение стальной язычок. При этом выдыхают, легонечко насвистывая мелодию Полость рта, как резонатор, усиливает звук варгана. Варган известен в истории с XII века.


Слайд 16

Суремная труба – тотрет пуч


Слайд 17

Язычково-духовые инструменты Соломенная дудочка (олым шявыр).


Слайд 18

Спасибо за урок!


×

HTML:





Ссылка: