'

Становление советской культуры:

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Становление советской культуры: Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца… О.Э. Мандельштам


Слайд 1

Наркомпрос- Народный комиссариат просвещения: Занимался вопросами: наукой, образованием, литературой, музыкой, изо, Кино В коллегию входили: Луначарский, Крупская, Штеренберг. Во главе с А.В.Луначарским


Слайд 2

Наркомпрос- Отдел по делам музеев и охране памятников Грабарь Занимался реорганизацией музейного дела, учетом ценностей, реставрацией памятников МУЗО- Музыкальный отдел Вошли композиторы А.Глазунов, Глебов


Слайд 3

ТЕО- театральный отдел В 1920 возглавил Мейерхольд - руководил деятельностью драматических и музыкальных театров;


Слайд 4

ИНХУК Институт художественной культуры 1920 «учреждение для разработки науки об искусстве…» возглавлял В. Кандинский


Слайд 5

ВХУТЕМАС- Первый советский художественный ВУЗ- Высшие государственные художественно-технические мастерские (на базе Московского училища живописи) Цель – подготовка специалистов нового типа ( дизайнеров)- абстракционизм Преподаватели –Кандинский, Малевич, Мамлин, Родченко, Лисицкий


Слайд 6

УНОВИС- Учредители нового искусства Витебск, Коммуна художников -авангардизма, сторонников супрематизма. Руководитель - Шагал


Слайд 7

БЛОК Александр Александрович Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918). русский поэт.


Слайд 8

«Двенадцать» (1918). ...Так идут державным шагом, Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос. Январь 1918 года.


Слайд 9

Ахматова (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». русская поэтесса


Слайд 10

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65)


Слайд 11

В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).


Слайд 12

Белая стая Думали: нищие мы, нету у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так, что сделался каждый день Поминальным днем,– Начали песни слагать О великой щедрости божьей Да о нашем бывшем богатстве. 1915 год.


Слайд 13

ПРИШВИН Михаил Михайлович автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. русский писатель


Слайд 14

ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович В рассказах 20-х гг. преимущественно в форме сказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. «Голубая книга» (1934-35) — цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина. Повести «Мишель Синягин» (1930), «Возвращенная молодость» (1933), повесть-эссе «Перед восходом солнца» .Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа, построение образа «автора» (носителя «наивной философии»). Произведения Зощенко подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) как клевета на советскую действительность. русский писатель


Слайд 15

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) В романе «Мать» (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-11 — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершенном романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-36). русский писатель, публицист; В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.


Слайд 16

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович «Сестра моя — жизнь», 1922, «Второе рождение», 1932, «На ранних поездах», 1943; цикл «Когда разгуляется», постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стиля и классической поэтики. Поэмы «Девятьсот пятый год», 1925-1926. Повести. В судьбе русского интеллигента — героя романа «Доктор Живаго» Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручен сыну Пастернака в 1989) — о бнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны; русский писатель


Слайд 17

ШОЛОХОВ Михаил Александрович Книга «Донские рассказы» (1926). В романе «Тихий Дон» (кн. 1-4, 1928-1940; Государственная премия СССР, 1941 — драматическая судьба донского казачества в годы 1-й мировой и Гражданской войн, трагическая обреченность героя, ввергнутого в хаос исторических катаклизмов, проблемы народа и личности в революции. В романе «Поднятая целина» (кн. 1-2, 1932-60; Ленинская премия 1960) изображение коллективизации. Великой Отечественной войне посвящен неоконченный роман «Они сражались за Родину» (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказы, в т. ч. «Судьба человека» (1956-57). русский писатель Нобелевская премия (1965).


Слайд 18

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич Булгаков опубликовал две сатирические повести: «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), написал «Собачье сердце» (1925). «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» «Дни Турбиных» русский писатель


Слайд 19

АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич Один из самых близких коллег С. М. Эйзенштейна (до 1932 — участник всех его режиссерских проектов). С 1924 — режиссер и сценарист киностудии Госкино — «Мосфильм». Один из создателей жанра советской музыкальной кинокомедии. В главных ролях снимал свою жену Л. П. Орлову. Их творческий союз оказался на редкость прочным и плодотворным. Фильмы: «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Любовь Орлова» (1983, совместно с Е. Михайловой). советский кинорежиссер


Слайд 20

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович Песни: «Песня о Родине» (1936), «Марш энтузиастов» (1940), «Летите, голуби» (1951), «Школьный вальс» (1952) и др. Один из создателей советской оперетты: «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Музыка к фильмам: «Веселые ребята» (1934), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта» (все три — 1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949). Государственные премии СССР (1941, 1951). советский композитор, народный артист России (1950).


Слайд 21

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич В 15 симфониях (1925-1971), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 века: п ротест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956), балет «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), оперетта «Москва, Черемушки» (1959), вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), Вторая опера — «Леди Макбет Мценского уезда музыка к фильму «Встречный» со знаменитой «Песней о встречном» На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом. русский советский композитор, Ленинская премия (1958),


Слайд 22

Между тем над Шостаковичем сгущались тучи. В январе 1936 спектакль «Катерина Измайлова» посетил Сталин. Опера шокировала диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и примитивных псевдофольклорных поделках; его реакция нашла свое выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в «Правде» и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней «Правда» напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему — «Балетная фальшь»; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей» (1935). После статей «Правды» большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936, практически исчезло из культурного обихода страны.


Слайд 23

Шагал Марк Шагал. Влюбленные. Прогулка. 1917. Государственный Русский музей. Марк Шагал. Над Витебском. 1914. Русский Музей


Слайд 24

В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).


Слайд 25

Конструктивизм Эль Лисицкий. Автопортрет (фотография). 1924. Клуб им. Русакова в стиле конструктивизм (1927-1929). Архитектор К. С. Мельников


Слайд 26

«ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский ) в системе РОСТА в 1919-21. Остросатирические плакаты «окон РОСТА», посвященные злободневным политическим событиям, использовали традиции лубка и раешника, отличались лаконизмом художественных средств.


×

HTML:





Ссылка: