'

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА


Слайд 1

Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями). Задача – научить воспринимать текст как знаковую систему произведения , как систему образов, - научить видеть способы создания художественного образа, испыты- вать наслаждение от восприятия текста, - развить желание хотеть и уметь создавать свои интерпретации ху- дожественного текста.


Слайд 2

ЯКМ автора ЯКМ читателя Текст Общий фрагмент


Слайд 3

Принципы и приёмы анализа литературного произведения Содержание: 1. Тема. а) Конкретно-истори-ческие. б) Вечные. 2. Проблематика. а) Мифологическая. б) Социокультурная. в) Национальная. г) Романная. д) Философская. 3. Идея. Формы: 1. Поэтика названия. а) Прямой. б) Переносный смысл. 2. Композиция: линейная или последовательная. обратная. рамочная. ретроспективная. вершинная. зеркальная. кольцевая. челночная. 3. Конфликт: семейный, любовный, философский, социально-политический, бытовой, нравственный.


Слайд 4

4. Система персонажей: главные, второстепенные, внесценические или эпизодические. 5. Время и пространство. (Хронотоп) Основные свойства хронотопа: -условность. -дискретность. -фрагментарность. -интенсивность. Виды пространства: -открытое и замкнутое. -конкретное и абстрактное. Время: -реальное и ирреальное. -бытовое и бытийное. -динамичное и статичное. -событийное и бессобытийное. -время года, суток. 6. Предметный мир. а) Портрет: -описание -сравнение -впечатление б) Пейзаж: -фон -психологическое отражение -один из персонажей в) Интерьер 7. Речевая характеристика. 8. Специфика рода и жанра. 9. Средства художественной выразительности.


Слайд 5

Анализ лирического текста 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в творчестве поэта, художественный метод. 3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура). 4. Основная тема. 5. Смысл названия. 6. Лирический сюжет и его движение. 7. Композиция. Основные структурные части. 8. Основные настроения, тональность, стихия. 9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие. 10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия. 11 .Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы. 12. Столкновение или соединение различных уровней сознания. 13. Позиция автора (восторг, негодования, элегическая грусть) и переда-ча его переживаний. 14. Музыка стихотворения. 15. Ритм, размер. 16. Рифмовка, характер рифм. 17. Лексика. 18.Поэтический синтаксис. 19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 21. Отзывы критиков о стихотворение. 22.Звучание стихотворения в наши дни.


Слайд 6

ТУЧКА УТЕС золотая (божественный цвет, небесный) великан умчалась по лазури влажный след в морщине весело играя одиноко он стоит задумался глубоко тихонько плачет в пустыне Изображаем картину, которую увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек) тучка (небесный мир, духовный) утес (земной мир, человек материальный)


Слайд 7

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. «Почему так..., а не ...?» «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» Почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека?


Слайд 8

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ 1. Вступление: Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала); Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхи-щение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.); Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение те-мы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста); Сведения об авторе, если известен автор. Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения). 2. Основная часть – анализ содержания: Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновы-вает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается инте-ресный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.) Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения; 2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь макси-мальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия; 3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности;


Слайд 9

Анализ формы текста: а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.); б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают дина-мичность, позволяют поддержать диалог, передают атмос-феру, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внима-ние и т.д.); в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте. 3. Вывод – итог: удалось ли автору воплотить свой замы-сел, выполнить свою коммуникативную задачу, согласны ли вы с авторской позицией.


Слайд 10

Результат работы: овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через «ключевые слова» систему образов в произведении, выделить ком-позицию произведения и сюжет, через совокуп-ность художественных средств выйти на понима-ние позиций, идей автора; творческие работы обучающихся, призовые места на городских олимпиадах, участие в литературных конкурсах и конференциях; высокие результаты итоговой аттестации; высокие достижения в учебном процессе по русскому языку и литературе.


Слайд 11


Слайд 12

Качество знаний по литературе


Слайд 13

Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья. Наш дар бессмертный – речь. И. Бунин


×

HTML:





Ссылка: