'

Работу выполнил: ученик 9 «В» класса МОУ СОШ №5 г.Николаевска-на-Амуре Варченко Владимир Под руководством: учителя истории и информатики Карпенко Алёны Александровны

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Работу выполнил: ученик 9 «В» класса МОУ СОШ №5 г.Николаевска-на-Амуре Варченко Владимир Под руководством: учителя истории и информатики Карпенко Алёны Александровны


Слайд 1

Нивхи


Слайд 2

Нивхи – небольшой коренной народ, населяющий районы юга Дальнего Востока России и насчитывающий около 4500 человек. Как показывают материал проводимых в России переписей населения, на протяжении многих десятилетий численность этого народа существенно изменялась.


Слайд 3

В последнее время численность этих народов неуклонно сокращается. Так, за последние двадцать лет она уменьшилась вдвое.


Слайд 4

По своим антропологическим данным нивхи относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской группы большой монголоидной расы. По лингвистическим характеристикам это – народ-изолят: его языку в мире не обнаружено аналогов.


Слайд 5

Говорят на нивхском языке, имеющим два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, в 1953 г. переведена на русскую графику.


Слайд 6

Информационная справка: Нивхи - народ в Российской Федерации. Самоназвание - нивхгу (человек). Старое название - гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20 века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Русские гиляками кроме нивхов называли также ульчей, негидальцев и часть эвенков.


Слайд 7

Откуда пришли Нивхи? Когда-то русский писатель А.П.Чехов, побывавший на Сахалине и заинтересовавшийся историей нивхов писал: «Нивхи принадлежат не к Монгольскому и не Тунгусскому, а к какому-то неизвестному племени, которое, быть может, когда-то было могущественным и владело всей Азией». Некоторые учёные утверждают, что Нивхи - одна из самых древних народностей Приамурья. Посетив с детьми музей г.Николаевска н\А, получили сообщение о том, что нивхи выходцы из племён рода индейцев Северо-западной Америки. Вообще, очень много разных мнений о происхождении и истории Нивхов. Известно, что многие нивхские слова очень схожи с древнеалтайскими и даже с Карельскими. Учёные и по сей день не могут дать точного ответа на эти вопросы. В низовьях Амура и на острове Сахалин издревле живут амурские палеазиаты-нивхи. Язык, на котором говорят эти потомственные рыболовы и морские охотники, не похож ни на какой другой.


Слайд 8

По проживанию нивхский этнос делится на две группы: материковую и сахалинскую. Материковые нивхи расселяются по нижнему течению Амура, на прибрежьях Амурского лимана, по побережью Охотского моря и татарского пролива. В основной своей массе они компактно располагаются в Ульчском и Николаевском районах Хабаровского края. островная материковая На Сахалине большая часть нивхов располагается по западному и восточному побережья северной части острова и в его центре.


Слайд 9

Статистические данные: О. Сахалин Николаевск-на-Амуре


Слайд 10

Нивхи селились около воды: Нивхи вели оседлый образ жизни. Их селения располагались на высоких лесистых берегах Амура, в устьях нерестовых рек, на морском побережье, вблизи от промысловых угодий. В апреле переселялись в летние селения, где жили до глубокой осени. Селения были небольшими - от 2 до 10 домов. К началу ХХ в. отдельно стоящие летние селения исчезли, их стали ставить вместе с зимними жилищами До революции жили большими семьями. Зимой в зимних домах, строили их из брёвен. Летом переходили ближе к реке, строили летние шалаши, для того чтобы ловить и готовить рыбу на зиму в прок.


Слайд 11

В середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. У них существовала система родства ирокезского типа. Члены каждого рода имели общее родовое название. Род выполнял функции самоуправления и состоял из большесемейных общин и отдельных семей. м. Классическая форма брака - женитьба на дочери брата матери. Каждый род имел свою территорию. И в настоящее время все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам.


Слайд 12

Нивхи не имели письменности. У них не было учреждений, организованного общественного воспитания детей Воспитание осуществлялось в процессе повседневного общения родителей и детей в бытовой и производственной деятельности, ребёнка готовили к дальнейшей его жизни в условиях сурового климата. Мудрый опыт передавали из поколения в поколение. Огромное влияние на формирование ребёнка оказывала игровая деятельность. Игры отражали быт и производственную деятельность взрослых.


Слайд 13

Условия требовали воспитания определённых качеств охотника: физически закалённым, ловким, выносливым и терпеливым к голоду и холоду. Все эти качества охотника родители воспитывали у своих детей с раннего детства. Непосредственно находясь с родителями на охоте, рыбалке дети постепенно перенимали от них секреты, набирались опыта и одновременно мужали. Мальчики перенимали у отца умение в изготовлении снастей для ловли рыбы, простейших орудий лова пушных зверей, в изготовлении нарт, лодок, и различной домашней утвари. Мать терпеливо прививала дочери навыки по выделке шкур, кройке и шитью одежды и обуви, украшению их красивыми узорами, учила готовить пищу и поддерживать очаг.


Слайд 14

Родители очень рано приучали детей к труду и взаимопомощи. У нивхов было разделение труда между мужчинами и женщинами. С малых лет ребёнок помогал своим родителям (девочка-матери, мальчик-отцу). Родители заботились, чтобы у детей были свои орудия труда (нож, лук, игольник), показывали, как следует ими пользоватся, вырабатывали прочные навыки необходимые северянину в повседневной жизни. Семьи были большими, но в них всегда царила тишина - этому дети приучены со дня рождения. Физическое наказание их в семье исключено, и почти не бывает окриков. С первых дней жизни ребёнка ощущалась родительская непреклонность в отношении к нему. На слёзы родители не реагировали. Не добившись плачем исполнения своего желания, ребёнок привыкал к требуемым нормам поведения. Детям рассказывали сказки, в которых высмеивали пороки людей и восхваляли силу, отвагу, мужество и ловкость простого человека. Воспитывали в детях бережное отношение к природе.


Слайд 15

Нивхи - необычный народ. Весь уклад жизни связан с особенностями природы Дальнего Востока. Большим домом называли природу. Дом не только порядка требовал, но почтения, святости, как обитель предков. Им было присуще умение взять не разоряя, а взяв, использовать по хозяйски.


Слайд 16

Собак использовали как транспортное средство, и для обмена, и на охоте, и приносили в жертву различным божествам и духам. По нивхским мифо-представлениям, собака - некое сакральное существо. Она способна видеть злых духов и отгонять их своим лаем от людей.


Слайд 17

Интересно Одним из основных промыслов была охота. Для передвижения на дальнее расстояние готовили себе лёгкие лодки, нарты, собачьи упряжки. Орудия труда, одежда, обувь, домашняя утварь - всё это было приспособлено к суровому образу жизни. Труд охотника был тяжёл и опасен. Оружие и снаряжение охотника на морского зверя. Нивхи, XIX—I пол. XX в. Краеведческий музей г. Николаевска-на-Амуре


Слайд 18

Рыболовство: главный промысел проходной лососевой рыбы, из которой заготавливали юколу на всю зиму и корм собакам. Нивхи - искусные рыбаки. «Без рыбы нет жизни» - гласит такая поговорка. На реках, в озерах, Амурском лимане ловили калугу, осетра, сазана, сига, корюшку, тайменя и др. рыбу. Рыбу употребляли в пищу преимущественно в сыром виде. Из рыбы получали жир для пищи, кожу из разных её пород и использовали для изготовления одежды и обуви.


Слайд 19

Из шкур животных шили одежду. Шкуры таежных и морских животных, собак, кожа рыб - материалы животного происхождения - широко использовались нивхами при шитье одежды, обуви, головных уборов, а также в других целях.


Слайд 20

Народы Нижнего Амура не знали ткачества: первоначально ткани им заменяли кожи и шкуры зверей и рыб. Позднее они стали приобретать ткани в обмен на пушнину, хотя шкуры, кожи, меха по-прежнему широко применялись ими для различных целей. Но, несмотря на отсутствие ткачества, народы Амура издавна занимались изготовлением ниток, из которых плели сети, неводы. Для этого использовали крапиву, дикую коноплю. Эти растения росли возле домов.


Слайд 21

Немаловажное значение в жизни нивха имеет одежда и обувь. В результате многовекового опыта создали удобную, лёгкую, тёплую одежду и обувь, применяемую в охотопромысле, рыбалке и в быту. Технологический процесс выделки шкур и изготовление нитей для пошива одежды и обуви очень сложный. Женская одежда и обувь амурского типа из кожи нерпы. Нивхи, сер. XX в. Краеведческий музей г. Николаевска-на-Амуре


Слайд 22

Технология изготовления одежды из рыбы. Кожу снимали с наиболее крупных экземпляров рыб: амура, сазана, щуки, ленка, кеты, горбуши и др. Тушку не много подсушивали, а затем с нее деревянной или костяной палочкой или костяным ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным "утюжком" и клали сушить вдали от огня на несколько дней. С сухой кожи тупым ножом счищали волокна и лунки от чешуек (с кожи ленка - лучшего материала для обуви и рукавиц - лунки не обдирали). Для придания коже необходимой мягкости ее обрабатывали на кожемялке.


Слайд 23

интересно из рыбьей кожи шили паруса для лодок, полотнищами из этого материала покрывали остовы шалашей, делали из него различную утварь, вставляли в окна вместо стекол; из кож и ровдуги делали колчаны для "стрел, охотничьи сумки; камусами оленей или лосей подшивали лыжи, из кожи морского животного сивуча делали ремни для собачьей упряжи, арканы для гарпунов, тетиву больших самострелов, головки обуви и т. п.; из нерпичьих шкур нивхи шили мужские юбки, охотничьи куртки, поясные охотничьи ремни и т. п.


Слайд 24

Пища. Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба. Не менее важную роль играло в питании и мясо морских животных, которое в последние десятилетия стало деликатесом. Лакомыми блюдами считали строганину и мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Они и сегодня остаются любимой едой. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод.


Слайд 25

Праздничной посудой у нивхов были маленькие долбленые корытца, тщательно выделанные, богато орнаментированные, а также блюда алку овальной формы в виде дощечек с немного приподнятыми вверх бортиками. На узких их сторонах оставляли небольшие горизонтальные дощечки, которым придавали форму ручек (иногда в виде головы нерпы, утки), украшали их орнаментом. Резная деревянная утварь. Нивхи, нач. XX в. Краеведческий музей Нивхи были лучшими резчиками по дереву.


Слайд 26

Разнообразны изделия из дерева и бересты, богато украшенные тиснением и резьбой. Особый интерес вызывают ритуальные чаши, блюда и ковши, использовавшиеся на праздниках: «кормления воды» и «медвежьем празднике». ЭКСПОЗИЦИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ. МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК.


Слайд 27

Верования: Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их "хозяевами"-духами, нивхи устраивали жертвоприношения - "кормления". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных. Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника - "кормления воды" и медвежий, связанный с убоем выращенного в клетке медведя. Медвежий праздник сопровождался спортивными соревнованиями, играми, игрой на музыкальных инструментах. Главная идея праздника - почитание природы и ее обитателей. В настоящее время предпринимаются попытки возродить медвежий праздник как основу национального художественного творчества.


Слайд 28

Особое значение в системе верований и культов нивхов занимало шаманство.


Слайд 29

В нивхском обществе пастырями души человека были шаманы. Впрочем, необходимо отметить, что институт шаманства у нивхов был, не столь развит, как у соседних с ними тунгусо-маньчжурских народов. Официально считается, что нивхи с приходом русских приняли православие. Но на самом деле идеи христианства так и не смогли глубоко проникнуть в их сознание. Одежда и принадлежности шамана.


Слайд 30

Нивхский шаман - это этнокультурный вариант мага, колдуна, знахаря и чародея. Могущество шамана определяли его духи. При тяжелых заболеваниях шаман прибегал к камланию - особому роду магических действий, в результате которых происходило общение шамана со своими духами. Во время камлания все присутствующие на нем являются свидетелями совершаемых шаманом во имя спасения души больного героических и, в некотором смысле, небезопасных для жизни знахаря поступков в борьбе с многочисленными злыми духами.


Слайд 31

О значении искусства амурских народов хорошо сказал академик А.П. Окладников: «Одной и больших загадок исторической мировой культуры, является факт существования у таких небольших с первого взгляда первобытных племен как нивхи и нанайцы, мощного и экспрессивного искусства. Проблемы происхождения этой фантастической пышной, и вместе с тем, строгой орнаментики амурских племен волновала и волнует многие поколения ученых».


Слайд 32

Истоки духовной культуры нивхов ведут в далекое прошлое, в каменный век. Память о них сохранилась не только в языке, народной медицине, зачатках математических знаний, но и в эстетическом опыте: изобразительном искусстве, музыке, музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, национальных играх, танцах. Эстетический вкус древних рыболовов складывается в суровых условиях, оттого их искусство внешне неброское, но достаточно выразительное. С давних пор нивхи, пользовались теми естественными материалами, которые давала им тайга и водные просторы. Действительно, чтобы изготовить быструю оморочку или изящную посуду, исполнить изящный танец нерпы, нужны навыки, умения, знания традиций многих поколений. Память нивхов-рыболовов сохранила образы и сюжеты древнего творчества мастеров, уходящие в седую даль истории.


Слайд 33

Устное народное творчество: В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости.


Слайд 34

В области декоративно-прикладного искусства у нивхов было четкое разделение труда. Твердые материалы - дерево, кость -обрабатывали мужчины. Здесь сформировался особый стиль, для которого характерны строгость и четкость линий, простота и лаконизм художественных приемов. Мягкие материалы - кожа, мех, ткани, береста - обрабатывались женщинами. произведения характеризуются мягкостью форм, яркой тональностью, тонким вкусом.


Слайд 35

Влияние русских на жизнь нивхов: Русская колонизация Сахалина и низовьев Амура оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Начинается интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственных занятий - домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы. Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели миссионеры русской православной церкви. К концу 19 в. все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание.


Слайд 36

Цивилизация, пришедшая на берега Амура с первыми русскими путешественниками, несла в себе не только созидательную, но и разрушающую для малых народностей силу. Начальник Амурской экспедиции Г.И.Невельской, первым поднявший русский флаг в устье Амура, предупреждал, что побережье Татарского пролива и весь Приамурский край до Корейской границы составляют с островом Сахалином Российские владения и никакие самовольные распоряжения, а ровно и обиды коренным народам не могут быть допущены. Г.И.Невельской положил конец бесчинству многочисленных иностранных торговцев, промышляющих среди нивхов. Особенно жестоко наказывались те, кто спаивал нивхов и нахально обирал их. Г.И. Невельской и его соратники оказывали большую помощь малым народностям Амура, учили их грамоте и огородничеству.


Слайд 37

Дети, оторванные от привычного уклада жизни, не перенимали от своих родителей навыков национальных видов организации быта и труда. Только в некоторых сёлах остались национальные мастерицы, изготавливающие высокохудожественные предметы одежды и быта. Природные творческие способности, незакреплённые постоянными тренировками не развиваются, постепенно утрачиваются высокие эстетические качества изготавливаемых изделий, поэтому появление в Николаевске центра Национальной Культуры малых народов Нижнего Амура дало большой толчок в развитии культурной жизни молодых представителей этих народов. В центре работают кружки: театральный, танцевальный, кружок вышивки, резьбы по дереву, кости. Устраиваются национальные праздники, конкурсы, концерты. Летом для детей работает лагерь труда и отдыха. В тех семьях, где взрослые справляются с пагубным действием алкоголя вырастают очень талантливые, трудолюбивые, воспитанные дети.


Слайд 38

Как предупредить историческую катастрофу полного забвения, умерщвления духа и плоти нивхского народа и всех других таких же малочисленных этносов? Бесспорно, важно беспокоиться по поводу исчезновения целых видов животных и растений и бороться за их сохранение. Но, на наш взгляд, не меньшую значимость и остроту приобретают недостаточно обсуждаемые в наши дни проблемы сохранения этнокультурного многообразия нашей планеты.


Слайд 39

Нужна особая "Красная книга" исчезающих культур и народов. Ведь исчезновение народа, его многовековой культуры -это не просто гибель единственной Вселенной с ее оригинальным видением мира, знаниями и опытом, это еще и невосполнимая утрата одного из важнейшего, а может быть, и того самого не достающего фрагмента, позволившего бы нам собрать воедино рассыпанную на части мозаичную картину общечеловеческой истории и культуры. Об этом красноречиво свидетельствуют безмолвные величественные останки древнейших цивилизаций - Египта, Вавилона, ацтеков и майи древней Америки, острова Пасхи и прочих. Они "канули в Лето" и, наверное, уже безвозвратно унесли с собой частицу общей тайны рождения и восхождения человечества к современной цивилизации.


Слайд 40

В настоящее время предпринимаются большие усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся народные праздники, созданы фольклорные ансамбли в которых участвует молодежь. У нивхов появилась профессиональная литература, наиболее известным представителем которой является В.Санги. Широкой известностью в стране пользуется нивхский этнограф Ч. Таксами.


Слайд 41

В 30-ые годы в Николаевском районе была открыта школа в селе Чардбах для детей нивхов. Был открыт интернат в п.Маго. здесь жили и дети нивхов из Орель-Чля, Иннокентьевки и учились в школе. До 60-х годов на Нижнем Амуре было полсотни национальных колхозов и артелей. Люди жили наполненной интересной жизнью: Чардбах, Тнейвах, Алеевка и т.д. У них была почва под ногами. Но в результате неперспективных экономических преобразований от этих сёл и колхозов остался один «Ленинец», да и тот не национальный. Жизнь и быт их изменился, стали забывать свой язык, традиции, немногие живут в хороших квартирах с удобствами, имеют машины - это в основном нивхи Сахалина. Вышла газета на нивхском языке «Нивх-див» - газета о нивхах и для нивхов, на русский язык означает «Нивхское слово». До сих пор малочисленные народности Севера фактически не участвовали в управлении государством. Сейчас теоретически каждый из них обладает правом иметь своего представителя в органах власти. Для этого создаются национально-территориальные округа.


Слайд 42

Народ нивхи и его культура имеют глубокие исторические корни на своей земле. Они являются наследниками созданной их предками оригинальной и по своему высокой художественной культуры. Не забываются народные традиции и культура. На праздниках демонстрируют искусство своего народа молодые люди.


Слайд 43

Активное участие принимают представители нивхского народа на городских выставках, неся культуру в массы.


Слайд 44

Городской краеведческий музей г. Николаевска-на-Амуре Начало формированию этнографической коллекции музея было положено в 1930-е годы в краеведческом пункте пос, Тугур, чьи коллекции послужили основой для создания в 1946 году в административном центре Нижне- Амурской области г. Николаевске-на- Амуре краеведческого музея. Экспозиция музея активно пополнялась в 1940-1970-е годы. Представлены народности, населяющие Нижний Амур, Северный Сахалин и побережье Охотского моря, в их числе нивхи (старое название-гиляки), имеются предметы материальной культуры нивхов; Наиболее полно и интересно представлена в музее материальная и духовная культура нивхов.


Слайд 45

Нивхи изучают родной язык и готовятся его преподавать в школах.


Слайд 46

В Николаевске-на-Амуре сохраняются традиции народов Дальнего Востока. 6 лет назад открыт:


Слайд 47

В центре сохраняется и изучается культура народов Дальнего Востока.


Слайд 48

Ребята учатся работать с берестой.


Слайд 49

Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников.


Слайд 50

Береста в прошлом использовалась нивхами чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, ее употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из бересты делали колыбели, лодки, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т. п. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение. Орнаментом нивхи украшали берестяную утварь.


Слайд 51

Воссоздают орнамент на ткани. В произведениях нивхского декоративного искусства орнамент живет одной жизнью с вещью, украшенной им, его нельзя отслоить от нее, он изначально внутренне связан с ней, подчеркивает ее назначение, форму.


Слайд 52

развитие нивхского орнаментального искусства происходит, прежде всего, за счет внутреннего движения спиралей. Правда, движение здесь идет не по горизонтали, а от спирально - ленточных переплетений как бы из глубины - прямо на зрителя. В любом случае трудно найти орнаментальную композицию нивхов, в которой не было бы движения, динамизма.


Слайд 53

Узоры мастеров - это восхищение красотой и добром. Но не только это. Узоры в их творчестве способны передать настроение, состояние природы и души человека. Они выражали не только радость, но также и печаль, раздумье.


Слайд 54

Оформляют картины Нивхи - издревле были известны как талантливые художники. В своих произведениях они художественно осмысливали жизнь своего народа, его своеобразный быт, психологию, мировоззрение.


Слайд 55

Шьют национальные костюмы.


Слайд 56

Делают украшения. В произведениях нивхского декоративного искусства орнамент живет одной жизнью с вещью, украшенной им, его нельзя отслоить от нее, он изначально внутренне связан с ней, подчеркивает ее назначение, форму, декоративные качества дерева, рыбьей кожи, кости.


Слайд 57

Играют в народном театре «Сказитель» (Учатся петь на родном языке и ставят театральные постановки по мотивам сказок своего народа). Возрождают духовную культуру своего народа. Восстанавливают танцы своего народа. Танцевальный коллектив «Эри» ( «Ручеёк»)


Слайд 58

Взрослые и дети создают народный музей.


Слайд 59

Будущее нивхского народа: Мы верим, что заинтересованные дети, увлеченные взрослые и мудрые старики смогут сохранить культуру нивхского народа!


Слайд 60

Автор благодарит: Ирину Анатольевну Моловичко (директора центра коренных народов Севера). Петухову Е.И.(директора городского музея ). Преподавателя педагогического училища коренных народов Севера Син Е. за помощь, оказанную в подготовке данной работы.


Слайд 61

Источники: Популярная энциклопедия школьника «Арктика», раздел «Народы Севера земли» (мультимедийный диск); Фонды городского краеведческого музея; Фонды музея центра коренных народов Севера; С.Н.Скоринов Мифология и обрядовая культура нивхов. Хабаровск 2004 год


×

HTML:





Ссылка: