'

Постмодернизм как методология гуманитарного знания

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Постмодернизм как методология гуманитарного знания


Слайд 1

Постмодернизм Задачи: Описать (пресловутую критическую релятивистскую) ситуацию Посмотреть, какое (гуманитарное) знание в ней все-таки возможно План лекции Оговорки о трудностях определения п/м. Кластеры постмодернистской теории. Понятие «постмодернистской чувствительности» Постмодернизм (идеология) и постмодерн (ситуация)


Слайд 2

Трудности определения постмодернизма. I. П/м и «модерн» Отношение постмодерна и современности. А) продолжение модерна (“радикальный модерн”); Б) разрыв с модерном; В) начало новой эры. Постмодерн М о д е р н М о д е р н П о с т м о дерн


Слайд 3

Трудности определения постмодернизма. II. Степень и безальтернативность постмодернизма Когда понятие постмодерн употребляют в расширительном смысле, одни имеют в виду действительно все общество, а другие - ровно его постмодерновую часть. Плюрализм культур Общество, в котором находит себе место плюрализм культур


Слайд 4

Трудности определения постмодернизма. III. Идеология плюрализма Отсутствие идеологии, терпимость и радикальный плюрализм делают поиск определения ненужным. Тем более с учетом Разнородности составных частей. Склонности к апофатическим (негативным) определениям. «Очень сложно определить реальное содержание учения, которое отрицает саму реальность!» Уэбстер Ф. Теории информационного общества, М., 2004, стр. 311 Данные оговорки о трудностях определения п/м - уже следствие определенного его понимания.


Слайд 5

Разные радиусы постмодернизма Кластеры постмодернист-ской идеологии Постмодернистская чувствительность Постмодерное и непостмодерное (не принадлежащее к п/м или решительно несогласное с ним?)


Слайд 6

Кластеры постмодернистской теории I. Американское деконструктивистское литературоведение (П. де Ман, Дж. Миллер). Интерпретация текста - плод перемножения восприятий, возникающих в едином интертекстуальном пространстве (Текст рассказывает “историю аллегорий своего непонимания”). II. Французская постмодернистская философия (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари). Кризисы и дифференциация ХХ века привели к разрушению “метанарративов” (универсальных и оправдывающих способов осмысления: допустим, «технический прогресс», «герменевтика смысла», «освобождение человечества»). Знание должно стать критическим (сопоставлением маленьких концепций, которые знают, что им придется спорить/сосуществовать друг с другом).


Слайд 7

Постмодернистская чувствительность. Значимость эстетических характеристик для описания п/м В ситуации лишь относительного доверия знанию и уверенности в возможности множественных интерпретаций… Содержание концепции начинает играть меньшую роль, чем стилистика (если сравнивать с модернистскими теориями). Искусство (переставшее слепо подчиняться идеологии) озабочено поиском собственных правил (Лиотар) и все больше становится рефлексией. Результат: сближение в постмодернизме философии и эстетики (системы осознаваемых (но произвольных) предпочтений).


Слайд 8

Возможный набор свойств п/м чувствительности Ирония - недоверие предлагаемым (в том числе и самостоятельно) смыслам. В ситуации сомнения в возможности последовательного выражения истины/субъективности/нового смысла – опора на чужое наследие - бесплодность?, всеядность?, терпимость?, плюрализм?. 2,5. Цитатность, пастиш («с паршивой овцы хоть шерсти клок»), множественное кодирование (пример: “Имя Розы” У. Эко и “Возвращение Мартина Герра” Н.З. Дэвис – заранее нацелены на то, чтобы разные читатели получили разное). Положительное и трезвое отношение к кризису старой культуры. Не планируя революционного продолжения старой культуры, п/м не оплакивает также потерю тех ценностей, которые имели смысл только из ее перспективы.


Слайд 9

Постмодерное общество Постиндустриальное – информационное, глобализованное, бесклассовое. Бесконфликтное - всеобщая принадлежность к массовой культуре и высокая степень свободы индивида. При мультикультурности и множестве мелких идентичностей - нет потребности в их иерархии и в воспроизводстве основополагающих, серьезных мифов о себе.


Слайд 10

Постмодерная наука “Слабая форма” - пора критического очищения. Показать, как содержание предыдущих (или даже современных) научных концепций находится в зависимости от формы их выражения, от условий языка, власти и культуры. Разоблачительный пафос постмодерной науки: оттеснить господствующий дискурс (мужской, западноевропейский, буржуазный … ) при помощи маргинальных дискурсов. “Сильная форма” - безответственная наука: из относительности критериев научности делается вывод об их ненужности – то, что компрометирует п/м больше всего.


Слайд 11

Трудность – с чьей точки зрения говорится. Отсутствие иерархии, отсутствие идентичности – потери или приобретения. Возможность об этом думать – по-моему, безусловное приобретение.


×

HTML:





Ссылка: