'

Образ дома в поэзии серебряного века

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Образ дома в поэзии серебряного века Урок литературы для 11 класса (профиль)


Слайд 1


Слайд 2

Дисгармония - отсутствие согласия, разлад. Эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека.


Слайд 3

А.Блок А.Ахматова


Слайд 4

М. Волошин М.Цветаева Б.Пастернак В. Маяковский В.Брюсов О.Мандельштам Н.Гумилёв С.Есенин


Слайд 5

Дом - город Дом - жильё Дом - страна, Родина Дом - мир, Вселенная Дом - культура


Слайд 6

Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века – По воле бога самого – Самостоянье человека, Залог величия его……. А.С.Пушкин


Слайд 7

Самостояние -осознанное понимание человеком своей сущности, наличие твердых убеждений, отсутствие шаткости.


Слайд 8

Приложение №1 – поэтическая разминка Ночь, улица, фонарь, аптека… (Бессмысленный и тусклый свет…) В соседнем доме…(окна жолты…) И глухо заперты ворота… (А на стене – а на стене Недвижный кто – то, чёрный кто – то Людей считает в тишине…) Вещает иго злых татар… (Вещает казней ряд кровавых И лют, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых…) По вечерам над ресторанами (Горячий воздух дик и глух; И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух…) А.Блок Всё расхищено, предано, продано… (Чёрной смерти мелькало крыло…) А. Ахматова Век мой, зверь мой... (кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Дух столетний позвонки? Кровь строительница хлещет Горлом из земных вещей Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней…) О.Мандельштам


Слайд 9

Приложение №2 – слово учителя Слово учителя на этапе выступления групп Для 1-й группы Мир хаоса, мир трагедий, мир разочарований, «страшный мир», звери­ный мир - так воспринимали поэты серебряного века окружающую действи­тельность. Поэтому так естественна была попытка создать в творчестве то ме­сто, где было бы спокойно. Особенно ярко это проявилось в творчестве поэтессы, которая называла себя « Вечная скиталица», - А.Ахматова Для 2-й группы Дом Ахматовой существует не сам по себе. Дом, его пространство неразрывно связано с внутренним миром лирической героини, а т.к. её мир дисгармоничен: личные драмы, трагедии, смерть, измены - то и дом, его пространство - неблагополучно. Попытка создать реальный дом-жилище, где был бы уют и покой, оказалась тщетной! Чтобы найти этот дом, обрести его, нужен был принципи­ально иной взгляд на мир. Происходит расширение масштаба пространства и границ ДОМА до пределов ГОРОДА. Для 3-й группы Живя в эпоху исторических бурь, но не принимая активного участия в общественной жизни России, поэты «серебряного века», тем не менее, активно и ярко выражали свое отношение к ней. Для них характерно было ощущение себя неотъемлемой частью своей отчизны. Поэтому, можно сказать, что и про­странство Дома расширяется до уровня страны. Нет такого поэта, который бы в той или иной степени не обращал бы свои взоры к России - Родине. Для 4-й группы Век серебряный, век ренессансный: сверхпроблемы, сверхзадачи - обращение к космосу - Я -заявляю о себе всему миру. Домом для лирического героя «серебряного века» становится все мироздание, весь мир. Но этот мир все же, где «расхищено, предано, продано...». Мир потрясения - нет гармонии (Блок «Страшный мир»). Эсхатологические настроения: предощущение грядущего конца, ощущение ми­ра как страшного: революции, сталинские репрессии (« Век мой, зверь мой» - О.Мандельштам). растрелянный Н.Гумилев; Ахматова, пережившая смерь мужа, ссылку сына; умерший в ГУЛАГ(е) О Мандельштам; Есенин, Маяковскип,Цветаева. А сколько имен еще... Но несмотря ни на что, они не отказались от своей Родины. Что же помогло им выжить? Что помогло сохранить свое «Я», не пре­дать ни себя, ни Родину? Что помогло нести свет? В чем же их сила духовная? В чем сила их притяжения? Видимо, они нашли какую-то опору, нашли Дом?! Заключительное слово учителя. Я надеюсь, что теперь вы уловили, почувствовали, у Вас сложилось понятие о том, что такое Дом в поэзии серебряного века. Это, в первую очередь, духовная, нравственная ценность для любого человека. И теперь, я думаю, нет надобности в вопросе: для чего нам необходимо изучать культуру, не только свою, но и мировую. Культура – Духовность – Дом. Так хочется верить в то, что этот Дом у Вас будет! В романе «Конармия» И.Бабеля есть эпизод, когда солдаты уничтожают польский костёл, и только главные герой не может поднять руку на эти стены: на стенах собора он может читать содержание фресок – читать историю человечества. Трудно уничтожать, грабить, если знаешь, на что поднимаешь руку. И так хочется верить, что Вы никогда не воскликните словами Чацкого «Карету мне, карету!». Не станете Иванами, родства не помнящими, Митрофанушками, для которых дверь – имя прилагательное. Мечта? А Вы хотите быть глуповцем? Я - нет


Слайд 10

Приложение №3 – задание для групповой исследовательской работы Для 1-й группы Мир хаоса, мир трагедий, мир разочарований, «страшный мир», звери­ный мир - так воспринимали поэты серебряного века окружающую действи­тельность. Поэтому так естественна была попытка создать в творчестве то ме­сто, где было бы спокойно. Особенно ярко это проявилось в творчестве поэтессы, которая называла себя « Вечная скиталица», - А.Ахматова 3адание № 1. Попробуйте по следующим высказываниям об А.А.Ахматовой опре­делить, каков он, её дом: Лирическая героиня А.А.Ахматовой явлена в бесконечном разнообра­зии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и остав­ляемой, грешницы, но кающейся. Ахматова дала целую книгу женской судьбы. (А.Коллонтай). Н. Мандельштам. « Отец - А.А.Горенко - всегда чуждался детей, Ан­ну называл « декаденская поэтесса...Нетерпеливая Ахматова, видимо, не дру­жила ни с матерью, ни с отцом, ни с братьями, а неспособность наладить быт унаследовала от матери». Задание № 2. Прочитайте внимательно стихотворение А.А.Ахматовой « И на ступеньки встретить...» (см.сборник стихотворений ). Как взаимосвязаны пространство Дома и внутренний мир лирической героини? Каким настроением проникнуто стихотворение, каково пространство Дома лирической героини? Задание № 3. Если лирическую героиню А.А. Ахматовой считали самой характерной герои­ней эпохи (разнообразие женских судеб), то лирического героя этого поэта счи­тали самым характерным героем своего времени. Он – любовник, брат, друг, ко­варный и великодушный, убивающий и спасающий, первый и последний. Неслучайно, между этим поэтом и Ахматовой существовал, так назы­ваемый, поэтический роман. Речь – об А.А.Блоке. Прочитайте внимательно стихотворения А.Блока (см.сборник). Каков же Дом самого характерного лирического героя эпо­хи? Используя приём внутренних цитат создайте словесный образ Дома – пространства. Краткий ответ: Мир хаоса, мир трагедий, мир разочарований, «страшный мир», звери­ный мир – так воспринимали поэты серебряного века окружающую действительность. Поэтому так естественна была попытка создать в творчестве то ме­сто, где было бы спокойно, т.е. это была попытка построить реальный Дом – жилище со всеми его атрибутами. Особенно ярко это проявилось в творчестве поэтессы, никогда не имевшей в своей реальной жизни постоянного дома, но по своей женской сути всегда стремящаяся к нему. « Вечная скиталица» - так го­ворила она о себе. Атмосфера - цвет ( драматизм ситуации, нарушена определённая семейная традиция - «лунный свет» - измена неверность, поэтому и « странен» голос; зеленый цвет лампы - невещественный неживой - атмосфера мертвенности, разрушения домашнего очага, тяжесть от вынужденности быть друг с другом; «гаснет пламя, томя трещит».- гаснет любовь. « И дал мне 3 гвоздики, не по­дымая глаз...». Предчувствие, перерастающее в уверенность, что и эта любовь обречена на измену («близок, близок срок»). Дом Ахматовой существует не сам по себе. Дом, его пространство неразрывно связано с внутренним миром лирической героини, а т.к. её мир дисгармоничен: личные драмы, трагедии, смерть, измены - то и дом, его пространство - неблагополучно.


Слайд 11

Приложение №3 – задание для групповой исследовательской работы Для 2-й группы Дом Ахматовой существует не сам по себе. Дом, его пространство неразрывно связано с внутренним миром лирической героини, а т.к. её мир дисгармоничен: личные драмы, трагедии, смерть, измены - то и дом, его пространство - неблагополучно. Попытка создать реальный дом-жилище, где был бы уют и покой, оказалась тщетной! Чтобы найти этот дом, обрести его, нужен был принципи­ально иной взгляд на мир. Происходит расширение масштаба пространства и границ ДОМА до пределов ГОРОДА. Задание. Перед Вами (стр.7-10) стихотворения поэтов «серебряного века», посвященные городу (Москве, Петербургу). Вчитайтесь в текст, почувствуйте дыхание той атмосферы, которую создает художник. Найдите ключевые слова, соз­дающие образ города. Попро­буйте создать свою словесную иллюстрацию Дома - Города серебряного века Краткий ответ: С одной стороны, город связан с историческим прошлым России - город славы, победы, державного духа, пышности, роскоши, тайны, странно-приимный, го­род тайных встреч, любви... С другой – город «униженных и оскорбленных», раздавленных колесами жизни, город страданий - образ смерти гуляет по городу. Город смерти - город сказки (« По улицам метель метет...») Стерта грань между жизнью и смертью, явью и сном. Все - мистерия, жуткая фантастическая («И на башне колокольной»)... Город и бесконечный круговорот бытия. Для 3-й группы Живя в эпоху исторических бурь, но не принимая активного участия в общественной жизни России, поэты серебряного века, тем не менее, активно и ярко выражали свое отношение к ней. Для них характерно было ощущение себя неотъемлемой частью своей отчизны. Поэтому, можно сказать, что и про­странство Дома расширяется до уровня страны. Нет такого поэта, который бы в той или иной степени не обращал бы свои взоры к России - Родине. Задание №1 Вспомните изученные на предыдущих занятиях стихотворения А.Блока, непосредственно связанные с темой Родины в его творчестве. Какие ассоциации вызывает у Вас блоковская Россия - Ро­дина - страна, какие образы возникают в памяти? Задание №2 Опираясь на предложенные в сборнике стихотворения А.Ахматовой, попытайтесь определить, какие чувства поэтессы выходят на первый план. Краткий ответ: Про­странство наполняется этическими, нравственными категориями - ценностями (долг, честь, совесть, любовь к Родине, вина, стыд и т.д.).


Слайд 12

Приложение №3 – задание для групповой исследовательской работы Для 4-й группы Век серебряный, век ренессансный: сверхпроблемы, сверхзадачи - обращение к космосу - Я - заявляю о себе всему миру. Домом для лирического героя «серебряного века» становится все мироздание, весь мир. Но этот мир все же, где «расхищено, предано, продано...». Мир потрясения - нет гармонии (Блок «Страшный мир»). Эсхатологические настроения: предощущение грядущего конца, ощущение ми­ра как страшного: революции, сталинские репрессии (« Век мой, зверь мой» - О.Мандельштам). растрелянный Н.Гумилев; Ахматова, пережившая смерь мужа, ссылку сына; умерший в ГУЛАГ(е) О Мандельштам; Есенин, Маяковскип, Цветаева. А сколько имен еще... Но несмотря ни на что, они не отказались от своей Родины. Что же помогло им выжить? Что помогло сохранить свое «Я», не пре­дать ни себя, ни Родину? Что помогло нести свет? В чем же их сила духовная? В чем сила их притяжения? Видимо, они нашли какую-то опору, нашли Дом?! Задание. Прочитайте стихотворения поэтов серебряного века на стр.14-19. Попробуйте самостоятельно определить, что становится Домом. Поразмышляйте, почему именно культура стала для них духовной опорой, Домом и дала свободу духа? Краткий ответ: Они обретают свой Дом – ценность. Но не тот Дом, давящий на сознание, раздваивающий личность Дом Достоевского, Гоголя, Дом с «темно-синими комнатами» Ахматовой. А Дом -КУЛЬТУРА, то, что давало спасение от бездны, духовной гибели, то, что давало духовность, самостоянье. Это были люди, глубоко образованные, прекрасно знавшие историю, культуру различных времен и народов. Знание культуры для них означало обре­тение духовности, сохранение ее, а значит - обретение и сохранение своего До­ма. Нет такого поэта в «серебряном веке», который бы не обращался к МХК. Более того, зачастую они сами как бы пытались прожить образами и сюжетами из МХК. Часто герой приобретал, «примерял» какой-либо культурный об ощущая себя в какой-то-культуре, исторической ситуации. Культура давала лирическому герою поэзии «серебряного века» ощу­щение гармонии бытия, а значит, и своей значимости. Культура - это и стимул к творчеству, созиданию. Культура - духовная основа мира - духовный рост человечества.


×

HTML:





Ссылка: