'

Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и его методическое сопровождение

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и его методическое сопровождение


Слайд 1

Начну с притчи, приведённой в учебнике по модулю ОРКСЭ "Основы иудейской культуры" . Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл язычник и сказал: – Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (буквально "Закон", священная книга иудаизма) за то время, которое я смогу простоять на одной ноге. Гилей ответил: – Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование. Эти слова называют золотым правилом нравственности, они содержатся также в священных книгах буддизма, христианства, ислама и других религий.


Слайд 2

Изменения в стандарте 1-го поколения, утвержденном приказом МинОбр РФ от 5.03.2004Г. № 1089


Слайд 3

Эти документы будут размещены на сайте ТОГИРРО в самое ближайшее время


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики Изучение основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение сл. целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.


Слайд 7

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Россия – наша Родина. Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.


Слайд 8

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы исламской культуры Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама


Слайд 9

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы буддийской культуры Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.


Слайд 10

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы иудейской культуры Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.


Слайд 11

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы мировых религиозных культур» Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.


Слайд 12

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы светской этики Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. .


Слайд 13

Автор концепции курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития образования (ФИРО), член-корреспондент Российской академии наук, руководитель методического объединения по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Концепция курса обсуждена 21 июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и науки А. А. Фурсенко. Курс состоит из шести модулей: Основы православной культуры Основы иудейской культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Курс рассчитан на 34 урока в 4 классе, 1 час в неделю. Курс вводится с сентября 2012 г. Курс безотметочный.


Слайд 14

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы. М: Просвещение, 2012 Символ курса – дерево (древо жизни). Традиции похожи на корни. Чем корней больше и глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций: Вначале 9 в. Хазария, столица которой находилась в низовьях Волги, приняла иудаизм как государственную религию. В 8-м в. в Дербенте (Дагестан) построена первая мечеть, с которой началась история ислама в России. В 988 г. Русь приняла христианство. В 17 в. в состав России вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. Сайт информационной поддержи курса http://www.prosv.ru/umk/ork


Слайд 15

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 классы М.: Просвещение, 2012


Слайд 16

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф., Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 М.: Просвещение, 2012


Слайд 17

Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс ОРКСЭ. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей. Содержание: 1. Особенности курса ОРКС. 2. Ваш ребёнок – младший подросток. 3. Зачем в школе вводится курс ОРКС ? 4. Как организовано преподавание нового курса и взаимодействие семьи и школы. 5. Что будут изучать ваши дети? 6. Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса. Книга для родителей


Слайд 18

Структура комплексного учебного курса ОРКСЭ 4 класс 34 часа Блок 1. Введение. Моя Родина – Россия. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 – 2 час) Комментарий: при выделении на первый блок 2-х часов первый час отводится на вводный урок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» (знакомство с курсом, особенностями его проведения, мотивация на выбор темы итогового проекта), второй час – на обязательный урок «Моя Родина – Россия». Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики (27 – 28 часов) Комментарий: при выделении на первый блок 2-х часов второй блок реализуется в объеме 27 час. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Защита проектов (5 часов)


Слайд 19

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. Блок 3 – итоговый и обобщающий. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.


Слайд 20

Особое значение первых уроков курса: 1. Эти уроки должны вызвать интерес учащихся к новому учебному курсу. 2. Эти уроки закладывают основу оценки успешности освоения учащимися этого курса, что исключительно важно потому, что это курс безотметочный. 3. Возможные формы контроля знаний, умений, навыков учащихся: представление эмблемы курса как выращивания дерева добрых дел


Слайд 21

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Требования к уровню подготовки учащихся: знать/понимать основные понятия религиозных культур Религия – от латинского religio – благочестие, набожность, тип мировоззрения и мироощущения, одна из сфер духовной жизни (ОРКСЭ, Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений/ под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М: Просвещение, 2010. с.6) Там же приводится 5 различных определений религии. Эрих Фромм: "Религия – это система ориентаций человека в мире, образец преданности цели, идее или силе, превосходящей человека". Журнал "Преподавание истории в школе", 2012, № 2. с. 45 – даётся 10 других определений религии, в т.ч. Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Религия есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира Эмиль Дюркгейм: Религия – это исключительно социальное явление, она есть обожествление обществом самого себя. Некоторые другие определения религии: Карл Маркс : Религия – это опиум народа, иллюзорное счастье, сердце бессердечного мира В русской культуре слово религия вошло в оборот в 18 веке. Оно было связано с верой в Бога. Слово Бог в русском языке и в других славянских языках родственно санскритскому bhaga, что значит одаряющий, наделяющий, в свою очередь происходящему от bhagas – достояние, счастье. Сравните слова: бог – богатство, это родственные слова.


Слайд 22

Вера – уверенность в том, что не дано видеть и познавать непосредственно; важный элемент любой религии. Некоторые другие определения веры: Пауль Тиллих: вера – это предельный (страстный) личный интерес, состояние предельной заинтересованности. Элементы веры: мужество, соучастие, нравственное подчинение, благоговение – признание святости, приятие символов, мифологическое сознание, любовь. Любовь служит связущей нитью между верой и делами. Любовь живет в делах: в этом смысле вера действительна в делах. Там, где присутствует вера, присутствует осознание святости. Язык веры - это язык символов. Мифы - это символы веры, сплетенные в рассказы о встречах бога и человека. Культ и миф сохраняют жизнь веры. Без них, без общины, в которой их используют, вера исчезает, и предельные интересы человека пытаются спрятаться Эмерсон: вера состоит в признании доводов души; неверие – в их отрицании. Эрих Фромм: вера – главная установка личности, черта характера, которая пронизывает все переживания человека, позволяет человеку воспринимать действительность без иллюзий и всё же жить по вере своей. Может ли человек жить без веры? Нет, без веры человек делается бесплодным, беспомощным и полным страха.


Слайд 23

Эрих Фромм: рациональная вера – вера в разум и истину, она коренится в независимом убеждении, основанном на собственном размышлении человека. Она не может быть пассивной и должна быть выражением подлинной внутренней активности. Вера в человека – вера в возможности других людей, в наши собственные возможности и в возможности человечества; она – необходимое условие всякой настоящей дружбы и любви. "Верить" в другого человека – значит быть уверенным в надежности и неизменности его основных установок, в сути его личности. Вера в самих себя, мы осознаем наличие некоего Я, некоего стержня нашей личности, неизменного и постоянного на протяжении всей нашей жизни вопреки изменяющимся обстоятельствам, и несмотря на определенные изменения в наших мыслях и чувствах. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет и в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас. Вера в самих себя является условием нашей способности что-то обещать, и поскольку, как указывал Ницше, человека можно определить по его способности обещать, постольку вера является одним из условий человеческого существования. (Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики.- Мн.: "Коллегиум", 1992. http://psylib.org.ua/books/fromm04/index.htm )


Слайд 24

Святыня: 1) у верующих - предмет религиозного почитания, священное место; место, где находятся предметы поклонения или где оно совершается (церк. и поэт.). 2) перен.смысл: Что-нибудь особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое. (Последний звук твоих речей - одно сокровище, святыня, одна любовь души моей. А.С. Пушкин). Две стороны воздействия святого на человека: очарование и потрясение. Их можно обнаружить в любых религиях и в светской культуре (Рудольф Отто. Святое)


Слайд 25

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Требования к уровню подготовки учащихся: знать/понимать особенности и традиции религий Особенности национальных религий (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.): Складывались в рамках определённых национальных культур Тесно связаны с национальной государственностью


Слайд 26

Особенности мировых религий – буддизм , христианство, ислам: Имеют развитую систему этических предписаний – это этические религии Не имеют национальных, социальных и политических границ, объединяют верующих всего мира Обращены к представителям всех социальных групп Самые распространённые религии мира Имеют развитую религиозную культуру – религиозную философию, искусство, культовую систему, религиозные организации Имеют культурно-историческую преемственность. Так, например, 19 ноября православие празднует день памяти Иосафета, царевича индийского, под именем которого в православный календарь включен основатель первой мировой религии будда Шакьямуни Их идеи пронизывают культуры Востока и Запада. Современная молодежь увлекается боевыми искусствами Шаолиня, которые связаны скорее не с буддизмом, а с даосизмом (национальной религией Китая), и тем не менее, Шаолинь – буддийский монастырь, и педагогу надо быть готовым объяснять связи религиозных и светских культур.


Слайд 27

Особенности христианства: Триада ценностей: вера, надежда, любовь. Бог есть любовь. Особый христианский идеал любви – агапе (женское имя Агафья): любовь понимается как воля к самоотдача, самопожертвование, ради другого существа.


Слайд 28

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Требования к уровню подготовки учащихся: знать/понимать описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь Для примера возьмём изречение из Дхаммапады – книги из буддийского канона – священных книг буддистов – Трипитака (Три корзины). В 1960 г. Дхаммапада переведена на современный русский язык. "Ни смекалка, ни сила, ни богатство не поможет тому, у кого нет усердия. Такой человек подобен лодочнику, у которого в лодке есть всё, кроме вёсел". Это сутра – изречение Будды. Слово сутра буквально означает "нить, на которую нанизывают жемчужины". Соответствия сутры об усердии можно найти в священных книгах других мировых религий – Библии и Коране


Слайд 29

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Слова старца Зосимы: Что за книга это священное писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо всё и указано на веки веков. … Собери у себя раз в неделю деток. Разверни-ка им эту книгу и начни читать без премудрых слов и без чванства, без возношения над ними, а умиленно и кротко, сам радуясь тому, что читаешь и что они тебя слушают и понимают тебя, сам любя словеса свои, изредка лишь остановись и растолкуй иное непонятное слово, не беспокойся, поймут всё, всё поймёт православное сердце! … Прочти им об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке, о прекрасной Эсфири и надменной Вастии, о том, как братья продали в рабство родного брата своего, Иосифа… Нужно лишь малое семя, крохотное: брось его в душу простолюдина, и не умрёт оно, будет жить в душе его всю жизнь, таиться в нём среди мрака, среди смрада грехов его, как светлая точка, как великое напоминание. Не забудьте тоже притчи господни – и пронзишь ему сердце его сими простыми сказаниями, и всего-то лишь час в неделю, невзирая на малое своё содержание, один часок.


Слайд 30

Какие Библейские тексты советует прочитать детям Ф.М. Достоевский? рассказ об Аврааме и Саре: у Авраама и Сары не было детей, и Сара отдала Аврааму свою рабыню Агарь, которая родила от Авраама Исмаила, почитаемого в исламе прародителем арабов. Авраам и Сара состарились и уже отчаялись иметь детей, когда у них и родился долгожданный сын Исаак. Сара считается образцом благочестия и материнской любви. По преданию, она умерла от шока, когда взрослый Исаак рассказал ей о том, что случилось с ним в раннем детстве: Бог решил испытать преданность ему Авраама и повелел принести сына в жертву, лишь в последний момент ангел остановил руку Авраама, занесённую над связанным ребёнком. На этом самом месте был впоследствии воздвигнут Иерусалимский храм. рассказ об Исааке и Ревекке: Исаак – сын Авраама и Сары. Когда Авраам решил женить сына, он послал раба за невестой, и тот выбрал Ревекку, потому что она напоила его, незнакомого путника, и всех его верблюдов. Ревекка – образец доброты, милосердия, стремления помогать людям. рассказ об Иосифе и его братьях – двенадцати внуках Исаака и Ревекки. Это тоже рассказ о семье. Братья продали в рабство родного брата. Почему так случилось? Красавчик Иосиф – любимец родителей, ябедничал отцу на старших братьев, и раздражал братьев рассказами о своих снах, в которых ему поклонялись солнце, луна и одиннадцать звёзд, т.е. всё семейство отца. Братья решили избавиться от него, и продали купцам, в Египет. В Египте Иосиф разбогател, умело использовав свой дар толкователя снов. Между тем, семья его отца страдала от голода, и отец послал старших братьев Иосифа в Египет за продовольствием. Там они встретили Иосифа, но не узнали его: такой он стал богатый и важный. Иосиф простил братьев и уговорил их переселиться вместе с семьями в Египет, где им за заслуги Иосифа выделили хорошие пастбища.


Слайд 31

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Изучение основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение сл. целей: знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Слова старца Зосимы: Из дома родительского я вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценней воспоминаний у человека, как от первого его детства в доме родительском, и это почти всегда так, даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные , если только душа твоя способна искать драгоценное. .


Слайд 32

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Изучение основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение сл. целей: знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Слова старца Зосимы: Из дома родительского я вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценней воспоминаний у человека, как от первого его детства в доме родительском, и это почти всегда так, даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные , если только душа твоя способна искать драгоценное. .


Слайд 33

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы светской этики Что значит быть нравственным в наше время? Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Слова отца – Фёдора Павловича Карамазова: Мы все от легкомыслия лишь не веруем, поттому что нам некогда: во-первых, дела одолели, а во-вторых, времени бог мало дал, всего ко дню определил двадцать четыре часа, так что некогда и выспаться, не только покаяться .


Слайд 34

Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (продолжение) Основы светской этики Что значит быть нравственным в наше время? Социальное сиротство Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Слова Григория, слуги Ф.П. Карамазова: Божье дитя – сирота всем родня. Слова старца Зосимы: Народ загноился от пьянства и не может уже отстать от него. А сколько жестокости к семье, к жене, к детям даже; от пьянства всё. … Развратные слова, и вино, вино, а то ли надо душе малого ещё дитяти? Ему надо солнце, детские игры и всюду светлый пример и хоть каплю любви к нему. Любите животных, любите растения, любите каждую вещь. Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца .


×

HTML:





Ссылка: