'

Александр Николаевич Островский 1823 - 1886

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Александр Николаевич Островский 1823 - 1886 «Моя задача – служить драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита…» Художник В.Перов.


Слайд 1

Всмотритесь в портрет Островского: «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: спокойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатлённый точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни»


Слайд 2

А.Н.Островский написал 50 пьес; 46 были поставлены при жизни драматурга. «Нет дня в году, чтобы в 5 – 6 театрах не шла моя пьеса». 1871 год.


Слайд 3

Замоскворечье – родина Островского


Слайд 4

Московский Государственный Университет А.Н.Островский обучался на юридическом отделении МГУ с 1840 – 1843 г.


Слайд 5

В.Г.Белинский в 1845 году написал: «Драматическая русская литература представляет собой странное зрелище. У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба»


Слайд 6

Колумб Замоскворечья В.Ф.Одоевский об Островском: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума» , «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четыре».


Слайд 7

Н.А.Добролюбов об А.Н.Островском: «А.Н.Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением резко и живо изображать самые существенные её стороны».


Слайд 8

Продолжая традиции Гоголя, Островский всё же является новатором: Если у Гоголя все герои бездушны и есть один положительный герой – смех, то у Островского в его бездушном мире открываются живые человеческие чувства.


Слайд 9

«Национальный театр есть признак совершеннолетия нации… Иметь свой родной театр и гордиться им желает каждый народ».


Слайд 10

Малый Академический Художественный театр – Дом Островского - Основан в 1824году. Его принято называть «вторым московским университетом»


Слайд 11

Памятник А.Н.Островскому у входа в Малый театр, названный «Домом Островского» Скульптор Н.А.Андреев, 1929 г. Островский изображён сидящим в кресле, в руках записная книжка и карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всём облике драматурга. Погружённый в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, приходящих в Дом Островского.


Слайд 12

Дом-музей Островского в Москве


Слайд 13

Лев Толстой назвал Островского «общенародным писателем» 1. творчество драматурга близко широким кругам народа. 2. писатель изобразил все слои общества. 3. дал правдивую картину русской жизни, начиная с 40-ых и заканчивая 80-ыми годами 19 века.


Слайд 14

Общественная деятельность А.Н.Островского 1. Создал «Артистический кружок» 2. «Общество русских писателей» 3. помогал молодым драматургам 4. руководил постановкой пьес 5. занимался воспитанием артистов 6. написал большое число статей и проектов по репертуару русской сцены 7. боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес 8. отстаивал реализм как единственно плодотворное направление в драматургии


Слайд 15

Наиболее известные пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» «Не в свои сани не садись» «Не всё коту масленица» «В чужом пиру похмелье» «Бедность не порок» «Светит, да не греет» «На каждого мудреца довольно простоты» «Без вины виноватые» «Таланты и поклонники» «Снегурочка» «Гроза» «Лес»


Слайд 16

Драма «Гроза» «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразился подъём общественного движения, настроения, которыми жили люди эпохи 50-ых годов.


Слайд 17

Пьеса «Гроза» написана в 1859 году «Гроза» есть , без сомнения, самое решительное произведение Островского…» Н.А.Добролюбов


Слайд 18

Беседа по восприятию пьесы Какое впечатление произвела пьеса? Что запомнилось? О чём это произведение? Какие проблемы поднимает Островский? Кто из героев заинтересовал? Кто остался непонятен?


Слайд 19

СЛОВАРЬ Семейно-бытовой конфликт, общественный, социальный, свободное проявление, человеческие права, деспотизм, самодурство, прогрессивные взгляды, авторитарный, равноправие, свобода человеческой личности, крепостническая система


Слайд 20

Основная тема «Грозы» Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободе и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.


Слайд 21

Идея драмы «Гроза», жанр. ИДЕЯ Автор смело обличает социальные порядки Изображает бесправное положение трудового народа Обличает нравы правящих классов ЖАНР По всем признакам это трагедия: конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Название «драма» подчёркивает широкую распространённость конфликта пьесы и повседневность изображённых событий


Слайд 22

И.Левитан «Вечер. Золотой плёс»


Слайд 23

В.Репин «Приезд гувернантки купеческий дом»


Слайд 24

Какие два конфликта показаны в пьесе? 1. Любовный 2. Социально-общественный


Слайд 25

«Хозяева» жизни «тёмного царства» Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика. Дикой О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Кабаниха О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом


Слайд 26

Кто страшнее – Кабанова или Дикой? Почему?


Слайд 27

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.


Слайд 28

Результаты действий героев, столкнувшихся с самодурством Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!» Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери. Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.      ВЫВОД: Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.


Слайд 29

Почему среди «хозяев» жизни оказались Кудряш и Феклуша? Понятие о зеркальных образах. Можно ли в полной мере считать Катерину «жертвой»?


Слайд 30

Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?


Слайд 31

В детстве «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду. Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Для Катерины главное — жить согласно своей душе Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему В семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?») Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему


Слайд 32

1. Ответ в чертах ее характера. 2. Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.


Слайд 33

1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? 2. В чем сложность внутреннего состояния героини? 3. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? 4. Смерть Катерины — это проявление слабости характера или силы? 5. Самоубийство Катерины - это обдуманный, осознанный поступок или сиюминутное решение?


Слайд 34

1. Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души. 2. Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения. 3. Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры. 4. Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.


Слайд 35


Слайд 36

КУДРЯШ


Слайд 37

Полемика вокруг пьесы. Добролюбов о пьесе «Гроза» «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество». «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». «Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе». «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам». «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых». «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее». «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».


Слайд 38

Смысл заглавия Гроза в природе (действие 4) — физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем — неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор. Вывод. гроза в природе — освежает, гроза в душе — очищает, гроза в обществе — освещает.


Слайд 39

Приём контраста и сопоставления монолог Феклуши — монолог Кулигина жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж Катерина — Варвара Тихон — Борис.


Слайд 40

Особенности стиля Островского: говорящие фамилии; специфические авторские ремарки; приём контраста своеобразие названий (часто пословицы); фольклорные моменты.       Итоговые вопросы: Можно ли говорить о современности пьес Островского (докажите свою точку зрения)? Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского?


Слайд 41

Темы сочинений (на четверг) 1. Смысл заглавия пьесы «Гроза». 2. Был ли иной путь у Катерины? 3.Быт и нравы «тёмного царства». 4. Проблема человеческого достоинства в пьесе «Гроза». 5. Женские образы в пьесах Островского (по пьесам «Бесприданница» и «Гроза».


Слайд 42

Домашнее задание 1. отрывок наизусть 2. повторить тему по Островскому(подготовиться к тесту) 3. прочитать пьесу «Бесприданница» Перспективное задание Читать роман «ОТЦЫ И ДЕТИ»


Слайд 43


×

HTML:





Ссылка: