'

ЛЕКЦИЯ 8.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА КРИЗИСА


Слайд 1

ПЛАН: 1. Бихевиоризм 2. Классический психоанализ 3. Французская социологическая школа 4. Описательная (понимающая) психология


Слайд 2

1. Бихевиоризм Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Джон Уотсон (1878-1958), статья которого - "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, называя "...сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями" (Уотсон Дж., 1926. С.3). Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а его целью - служение практике.


Слайд 3

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В соответствии с методологией позитивизма, в бихевиоризме признавалось, что научному исследованию доступны только объективно наблюдаемые факты. В духе прагматизма отрицалось значение отвлеченного знания о человеке. Утверждалось, что изучение поведения имеет жизненное значение и должно помочь человеку (и обществу в целом) в решении практических проблем: как организовать свою повседневную жизнь, как построить обучение, чтобы быстрее овладеть необходимыми навыками или изменить нежелательное поведение и т. п. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно исследования Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, по оценке Уотсона, "скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании" (Уотсон Дж., 1926. С.129). Он отмечал также влияние на формирование этого направления работ И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.


Слайд 4

"Основная задача бихевиоризма заключается… в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана" (Уотсон Дж. Б., 1992. С. 98). Таковы две проблемы бихевиоризма.


Слайд 5

Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). Соответственно в поведении выделяются реакции: Наружные, или видимые, приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т.п. двигательные навыки); Внутренние, или скрытые, приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.


Слайд 6

В России представителями бихевиористической психологии были В.М. Бехтерев, предложивший изучать поведение человека в рамках новой науки - рефлексологии, и К.Н. Корнилов, основавший науку о поведенческих реакциях человека - реактологию. Отметим, что первенство В.М. Бехтерева и И.П. Павлова в обосновании идей поведенческой психологии признавали даже зарубежные психологи. Вследствие механицизма в трактовке поведения, человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его самостоятельная активная сознательная деятельность игнорируется. При этом данные, полученные в исследованиях на животных, переносятся на человека, качественные изменения в его поведении - не учитываются. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке человека - человек понимается им лишь как животное, обладающее речью (речевым поведением).


Слайд 7

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904-1990). Как и Уотсон, он выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма и, сохраняя двучленную схему его анализа (стимул - реакция), изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера. Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения, вызываемые стимулами, называются Скиннером респондентным, т.е. отвечающим, поведением. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в реальной среде обитания.


Слайд 8

2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939) возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию происхождения неврозов и их лечения, которое составило ядро его будущей концепции. Оно было изложено в книге "Исследование истерии" (1895), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.


Слайд 9

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три периода.  Первый период (1897-1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Основные произведения этого периода: "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии" (первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения) (1905). Особенное значение имеет работа "Толкование сновидений", в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня - сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачей, писателей, художников), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.


Слайд 10

Во втором периоде (1906-1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. В этот период выходят "Анализ фобии одного пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910) и "Тотем и табу" (1912) - работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории. Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла читает лекции в Америке, тем самым положив начало распространению психоанализа в Америке ("О психоанализе, пять лекций", 1909). Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912). Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу Первой мировой войны, работой, которая вместе с "Психопатологией обыденной жизни" получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его "Лекции по введению в психоанализ" (в 2 т.), которые были прочитаны врачам в 1915/1916-1916/ 1917 гг. В 1933 г. Фрейд присоединил к ним 3-й том под названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".


Слайд 11

Третий период. В 3-м, последнем периоде творчества концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий Первой мировой войны изменяется учение о влечениях ("По ту сторону принципа удовольствия", 1920). Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях- "Я", "Оно", "Идеала-Я" ("Я и Оно", 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - "Будущность одной иллюзии" (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации - "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), "Моисей и единобожие" (1939) и др. Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.


Слайд 12

Альфред Адлер (1870-1937). Он начал свою медицинскую практику в качестве глазного врача, но скоро основным направлением его работы становится психиатрия. Встретившись с большими трудностями в лечении неврозов, Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда, в частности, высоко оценил его "Толкование сновидений". Эту книгу он считал величайшим вкладом в понимание природы человека. Она подвергалась резким нападкам, особенно утверждения о сексуальной этиологии неврозов. Адлер выступил в печати в защиту Фрейда. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Адлеру вступить в психоаналитический кружок (1902). Однако скоро между ними начались глубокие теоретические разногласия, главным из которых было отрицание Адлером сексуальных причин происхождения неврозов и других феноменов. Конфликт завершился разрывом, отходом от Фрейда (1911) и созданием собственной концепции.


Слайд 13

По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности вызывается как органическими - морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами - ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности - нормальное чувство, оно - не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. Человек стремится преодолеть свою неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, и даже к превосходству, вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.


Слайд 14

Как считал Адлер, существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве.           Во-первых, наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Однако преодоление этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту, а также овладеть определенными приемами, необходимыми для работы (в подтверждение ученый приводит примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т.п.).           Во-вторых, неправильное воспитание, продуктом которого являются изнеженные дети, у которых не возникает чувство собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.           В-третьих, неправильное воспитание, в результате которого формируются бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации и сотрудничества в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутствие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы.


Слайд 15

Еще одним учеником и последователем Фрейда, выступившим с критикой положений фрейдовского психолоанализа был Карл Густав Юнг (1875-1961). После окончания медицинского факультета Базельского университета он работал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского университета под руководством Э. Блейлера. Юнг проводил эксперименты со словесными ассоциациями. С помощью этого метода он обнаружил бессознательные комплексы - психические фрагменты, выделившиеся в результате психических травм, ядро которых составляют эмоционально окрашенные содержания. В этот же период Юнг заинтересовался исследованиями по психологии истерии и сновидений Фрейда. Он так же как и Адлер высоко оценил книгу Фрейда "Толкование сновидений" и начал применять принципы психоанализа в своей практике. С 1906 г. начал тесно сотрудничать с Фрейдом. Однако уже в 1912 г. он выступает с критикой теории Фрейда в книге "Психология бессознательного". Разногласия с Фрейдом так же касались фрейдовских положений о сексуальной природе либидо


Слайд 16

По Юнгу, либидо - это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, она имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм. Встретив негативную реакцию Фрейда на критику, он в 1914 г. окончательно порывает с психоанализом. Совершив ряд путешествий в Южную Африку и Америку, познакомившись с представителями примитивных культур, Юнг использовал материалы этих культур (фольклор, мифы, верования) в построении оригинальной психологической концепции бессознательного. Собственную психологическую концепцию Юнг назвал аналитической психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном бессознательном.


Слайд 17

3. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Эмиль Дюркгейм (1858-1917), юрист, который создал концепцию первобытного мышления, изучая бытовое право у отсталых народов. Его идеи развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время и Ж. Пиаже. К ней же принадлежали М. Гальбвакс, Ш. Блондель.          


Слайд 18

 Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды народов с примитивным уровнем культуры, Э. Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек - существо двойственное: индивидуальное (биологическое) и социальное. Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оно руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов.


Слайд 19

Еще один представитель французской социологической школы, Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но и смена типов мышления. Современный тип - логический - пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим. Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.


Слайд 20

К представителям французской психологической школы относятся также Морис Гальбвакс (1877-1945) и Шарль Блондель (1876-1939). Первый на материале памяти, а второй применительно к аффективно-волевой сфере утверждали социальный характер всей психики человека. Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, - как раз это и подвергалось критике, - сколько в выдвижении нового - исторического - подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во Франции (К. Леви-Строс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.


Слайд 21

4. ОПИСАТЕЛЬНАЯ (ПОНИМАЮЩАЯ) ПСИХОЛОГИЯ В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911), основатель "философии жизни". Он выступил с критикой академических философских школ и с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Свои психологические взгляды ученый изложил в работе "Описательная психология" (1894).           Деятельность В. Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания, так называемых наук о духе. Согласно Дильтею, все эти науки о духе должны базироваться на психологии.


Слайд 22

Он исходил из положения о том, что все "культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука - и как внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души" и они "не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факты образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа" (Дильтей В., 1992. С. 322). Вследствие психологизации трактовки общества, исторического процесса и наук о духе оказывалось, что "развитие отдельных наук о духе связано с разработкой психологии".           Однако существующая психология (объяснительная - в терминологии Дильтея) была подвергнута ученым сокрушительной критике, ибо "метод объяснительной науки возник из неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни", так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания.


Слайд 23

Противопоставление понимания и объяснения - центральный методологический принцип описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественно-научно ориентированной психологии. Понимание как метод понимающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного. Понимание не тождественно и рациональному познанию в понятиях: описательная психология обязана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия. Понять - значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.


Слайд 24

Идеи В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрангера (1882-1963). Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов, или форм, смысловой направленности, получивших название "форм жизни" (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности, которая определяется эмоциональным отношением субъекта, Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем это было у В. Дильтея, основанию. Ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и т. п.


Слайд 25

Э. Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни).


Слайд 26

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, и обозначаемых Шпрангером как формы жизни, потому что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида: человек теоретический (все его стремления направлены к познанию); эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями); экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни); социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других); политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию); религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).


Слайд 27

Описательная (понимающая) психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Предпринятая в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс: "При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным. ...Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития"


Слайд 28

Таким образом, период открытого кризиса привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретации сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии впоследствии изменили свои исходные основания, трансформировавшись в научные теории с приставкой нео-: неофрейдизм, необихевиоризм и т.д. В то же время, например гештальт-психология, еще одно из важных направлений психологической мысли первой трети XX столетия, сформировавшаяся в рамках изучения проблем мышления, впоследствии трансформировалась в теорию личности, сохранив и расширив исходные постулаты.


Слайд 29

Словарь терминов Бихевиоризм Гештальт-психология Гуманистическая психология Когнитивная психология Понимание как метод познания Психоанализ Структурализм Функционализм


Слайд 30

Вопросы для самопроверки В чем состоял кризис в психологии конца XIX - начала XX в.? Чем характеризовался период "открытого кризиса" в психологии? Какие характерные черты традиционной психологии XVII-XIX вв. выделяет А.Н. Ждан? Назовите основных представителей бихевиоризма Какие реакции в поведении человека выделяет Уотсон? Какие этапы выделяются в развитии психоанализа и чем они характеризуются? Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой? Какие условия, способствующие появлению чувства неполноценности, выделяет Адлер? Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы Каковы ключевые идеи описательной (понимающей) психологии?


Слайд 31

Темы рефератов Общенаучная и социокультурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в. Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном Бихевиоризм - история формирования и основные идеи Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения Теория оперантного научения Скиннера как вариант бихевиоризма У истоков психоанализа - история науки о бессознательном Научные идеи и вклад в развитие психологии А. Адлера Научные идеи и влияние на развитие психологии К. Юнга Э. Дюркгейм и его психологическое наследие В. Дильтей как основоположник "философии жизни" Жизнь и научное творчество Э. Шпрангера


Слайд 32

Список литературы Бернал Дж. Наука и общество. М., 1953. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. Выготский Л.С. Современные течения в психологии // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. Дильтей В. Описательная психология // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992. С. 319-346. Ждан А.Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.) // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992. Ланге Н.Н. Психология экспериментальная // Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. - 7-е изд. - М., 1929. Т. 33.


Слайд 33

Леонтьев А.Н. Октябрь и психологическая наука // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1977. № 3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992. С. 96-107. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995.


×

HTML:





Ссылка: