'

Роман «Отцы и дети»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Роман «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I I - ая)


Слайд 1

Главное меню: 1.Содержание глав XX – XIV: а) конфликты в романе; б) эпизод дуэли. 2. Содержание глав XXV – XXVIII. а) гибель Базарова и финал романа; б) роль эпилога в романе. 3. Критики о Базарове. 4. Тесты на знание текста произведения. 5. Дополнительные сведения о слайд-фильме.


Слайд 2

Содержание глав XX - XXIV


Слайд 3

Конфликты в романе Внешний – отцов и детей Внутренний – в душе нигилиста Базарова


Слайд 4

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.


Слайд 5

Беседа по вопросам: Что общего и в чём отличия между старшим поколением Кирсановых и Базаровых? Что общего и в чём разница в отношении к старшему поколению Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? Какую роль в развитии действия играет эпизод беседы Аркадия и Евгения у стога сена? Каким образом Евгений Базаров пытается подавить в себе любовную тоску? Почему Евгений Базаров так жесток в отношении к своим родителям, Аркадию, Фенечке? 6. Способен ли Евгений чувствовать боль другого человека?


Слайд 6

Старшее поколение


Слайд 7

Отношение к старшему поколению


Слайд 8

У стога сена… Ключевой эпизод! В столкновении «друзей» открывается драма человеческого познания. В споре, несмотря на физическое превосходство Базарова, моральная победа на стороне Аркадия.


Слайд 9

- В чём причины жестокости Базарова? Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры. Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.


Слайд 10

Любовная тоска Базарова Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


Слайд 11

Эпизод дуэли Ключевой в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым !


Слайд 12

- Каково отношение Базарова к дуэли? - Почему он принимает вызов Павла Петровича? Отношение Базарова к дуэли: - Вот мое мнение, - сказал он. – С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое. - То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения? - Вы вполне отгадали мою мысль. - Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности... - Из нерешимости, хотите вы сказать. Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.


Слайд 13

- Каково поведение противников во время поединка? «Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.» Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую База ров и лечит.


Слайд 14

- С какой целью в романе описаны две дуэли героев: прямая и косвенная (словесная и физическая)? - Связаны ли они между собою?


Слайд 15

Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается Не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».


Слайд 16

Содержание глав XXV - XXVIII


Слайд 17

Общественная направленность деятельности Евгения Базарова - О какой общественной деятельности постоянно упоминается в романе? (Аркадий Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, отец Базарова) - В чём сложность и противоречивость взаимоотношений Евгения Базарова с простым народом?


Слайд 18

Базаров и общественная деятельность И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения? В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.


Слайд 19

Взаимоотношения с народом С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему. А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».


Слайд 20

Гибель Базарова и финал романа Особенность композиции: Герой дважды проведён по кругу : Марьино, Никольское, родительский дом.


Слайд 21

Во второй половине романа к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения приходит новый Базаров: познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Все взаимоотношения разрешаются именно во втором круге. Второе и окончательное возвращение Евгения в родительский дом выглядит бегством героя: бегством от самого себя. Базаров оказался гораздо больше убогой схемы своей теории. Но именно в силу глубины и сложности натуры, он не может легко расстаться с прежними убеждениями. В финале романа перед нами человек, охваченный «тоскливой скукой и глухим беспокойством»… Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась». Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение.


Слайд 22

Смерть героя


Слайд 23

Символичность гибели Базарова Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает. Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.


Слайд 24

Роль эпилога в романе С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.


Слайд 25


Слайд 26

Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.


Слайд 27

Критики о Базарове: Д.И. Писарев Н.Н. Страхов


Слайд 28

Писарев о Базарове (статья «Базаров») …базаровщина – болезнь, но она болезнь нашего времени. Болезнь века чаще всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и вследствие этого никого не щадит. Тургенев сам никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов. Тургенев не любит беспощадного отрицания, и, между тем, личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми… 5. Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Смотреть в глаза смерти, предвидеть её приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, до последнего мгновения не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. 6. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в крах и вместо того отдал ему полную дань уважения.


Слайд 29

Оценка Базарова Страховым «Он утверждал, что в Базарове бьётся «могучая сила жизни», ему не чужды глубокие и возвышенные чувства. Базаров оказывается выше и благороднее всех героев в романе. Но любовь, жизнь, природа – выше Базарова. Общие силы жизни – вот на что устремлено внимание автора. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове и в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матерью силою. Базаров всё-таки побеждён самою идеею этой жизни.


Слайд 30

Тесты на знание текста произведения


Слайд 31

- Кто из героев говорит: «Мой дед землю пахал?» 1) Ситников 2) Прокофьич 3) Базаров 4) Аркадий Кирсанов Евгений Базаров


Слайд 32

- Что явилось фактической причиной дуэли Базарова с Павлом Петровичем? 1) Политические разногласия 2) Пощёчина 3) Поцелуй Базаровым Фенечки 4) Обвинение в краже Поцелуй Базаровым Фенечки


Слайд 33

- Чем завершилась дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым? 1) Ранением Павла Петровича 2) Ранением Базарова 3) Смертью Павла Петровича 4) Смертью Базарова Ранением Павла Петровича


Слайд 34

- Что явилось причиной смерти Базарова? 1) Туберкулёз 2) Пневмония 3) Дуэль 4) Заражение крови Заражение крови


Слайд 35

- Кто называет себя «самоломаным»? 1) Ситников 2) Василий Иванович 3) Павел Петрович 4) Базаров Базаров


Слайд 36

- Кто и при каких обстоятельствах произносит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»? 1) Базаров перед смертью, прощаясь с Одинцовой 2) Павел Петрович на дуэли 3) Ситников в доме Одинцовой 4) Одинцова при объяснении с Базаровым Базаров перед смертью, прощаясь с Одинцовой


Слайд 37

- Какая оценка главного героя верна? 1) Базаров – карикатура на Добролюбова 2) Базаров – лицо трагическое 3) Базаров – фигура комическая 4) Базаров – пародия на «нового» человека Базаров – лицо трагическое


Слайд 38

- Кому принадлежат слова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? 1) Базарову 2) Аркадию 3) Николаю Петровичу 4) Павлу Петровичу Базарову


Слайд 39

- Кто и кого называет «отставным человеком» и «божьей коровкой»? 1) Базаров Николая Петровича 2) Аркадий Павла Петровича 3) Павел Петрович Николая Петровича 4) Аркадий Василия Ивановича Базаров Николая Петровича


Слайд 40

- Кто на балу одет «безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»? 1) Катя 2) Одинцова 3) Кукшина 4) Княжна Х……я Евдоксия Кукшина


Слайд 41

- Какое художественное средство доминирует в описании Ситникова и Кукшиной? 1) Олицетворение 2) Сатира 3) Гипербола 4) Оксюморон Сатира


Слайд 42

- Как проводили время в Марьине Аркадий и Базаров? 1) Аркадий землю пахал, Базаров бездельничал 2) Аркадий обучал мужиков грамоте, Базаров помогал ему 3) Аркадий сибаритствовал, Базаров работал 4) Аркадий волочился за Дуняшей, Базаров читал Пушкина Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.


Слайд 43

- Кто и ком говорит: «Дурь из него не вся вышла»? 1) Николай Петрович об Аркадии 2) Василий Иванович о Базарове 3) Базаров о Павле Петровиче 4) Павел Петрович о Базарове Базаров о Павле Петровиче


Слайд 44

- Что завершает последнюю главу романа? 1) Сообщение о дальнейшей судьбе Павла Кирсанова 2) Описание посещения стариками Базаровыми могилы сына 3) Рассказ о событиях в доме Николая Кирсанова 4) Сведения о «нигилистах» Ситникове и Кукшиной Описание посещения стариками Базаровыми могилы сына


Слайд 45

- Чей это портрет? «… человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов» 1) Павла Петровича 2) Базарова 3) Николая Петровича 4) Василия Ивановича Павла Петровича


Слайд 46

- Чья это внешность? Высокий худощавый человек «с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», одетый «в старый военный сюртук нараспашку» 1) Павла Петровича 2) Базарова 3) Николая Петровича 4) Василия Ивановича Василия Ивановича


Слайд 47

- Чьё это жилище? «Весь его домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них… называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то астрономические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кое-где продавленный и разорванный, диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской берёзы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина» 1) Николая Петровича 2) Василия Ивановича 3) Ситникова 4) Матвея Ильича Колязина Василия Ивановича Базарова


Слайд 48

- Чей это портрет? Женщина «высокого роста, в чёрном платье… Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица» 1) Дуняши 2) Фенечки 3) Кукшиной 4) Одинцовой Одинцова


Слайд 49

Дополнительные сведения о слайд-фильме: Источники: 1) «Русская литература XIX века. Часть I. 10 класс» Учебник для школ и классов гуманитарного профиля Под редакцией С.А. Громова Издательство «Московский Лицей», Москва, 2003 2) «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс. I полугодие» И.В. Золотарёва, Т.И Михайлова Москва, ВАКО, 2002 3) «И.С. Тургенев «Отцы и дети». Подробный комментарий. Учебный материал. Интерпретации» Составитель – Е.М. Стручкова Москва АЙРИС ПРЕСС, 2006 II. Автор слайд-фильма – учитель ГОУ СОШ № 518 Вахтурова М.Н.


×

HTML:





Ссылка: