'

Из истории жанра эссе

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Из истории жанра эссе Руководитель курса учитель русского языка и литературы Меньшикова Е.В. МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева


Слайд 1

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева История жанра. VI – XX века Родоначальником жанра эссе был французский писатель-гуманист М. Леонтель, написавший в 1580 году «Essais», где изложил мысли о судьбе общества и человека. на русский язык произведение М. Леонтеля переведено как «Опыты». В 1697 году Ф. Бэкон создал свои «Essais», а затем к эссе обращались Д. Локк, Д. Аддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит. У них жанр трансформировался – его стали понимать как опыт автора в разработке определённой проблемы.


Слайд 2

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Термин «эссе» широко распространён на Западе, особенно в Англии, Франции, Польше, Германии «скитце» - набросок зарисовка впечатлений фрагментарный рассказ Перенос импрессионизма на почву литературы


Слайд 3

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Импрессионизм (от франц. Impression – впечатление) – направление в живописи второй половины XIX - начала XX века, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Особенности : отсутствие чётких контуров; отказ от смешанных цветов, художники начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками; нужный тон достигается оптическим смешением красок во время созерцания картины; изображение мгновенно возникших впечатлений о цвете и форме предмета. Представители направления: Клод Моне, Огюст Ренуар


Слайд 4

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Клод Моне. Поле маков. 80 г. XX в.


Слайд 5

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Русская эссеистика Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествуя из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина Складывается свой собственный вариант эссеистического мышления». Радищев был ближе к публицистическому высказыванию, Пушкин - к путевому очерку. Уникальным явлением в этом жанре стал роман А. И. Герцена «Былое и думы», которым назван критиком А. Эльяшевичем «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, историческая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога. К этому жанру можно отнести и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, и «Исповедь» Л. Н. Толстого.


Слайд 6

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Русская эссеистика последних десятилетий В истории эссеистики последних десятилетий необходимо узнать имена М. Кольцова, М. Пришвина, В. Некрасова, Ю. Нагибина, В. Солоухина, А. Адамовича и такие произведения, как «Гамбургский счет» В. Шкловского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Золотая роза» К. Паустовского, «Перечитывая Чехова», «Уроки Стендаля» И. Эренбурга, «Трава забвенья» и «Святой колодец» В. Катаева, путевые очерки Д. Гранина, В. Некрасова, «Люди или нелюди» В. Тендрякова. Единой модели, единого образца эссе не было и не будет. Жанр обновляется и развевается согласно велением времени. Чтобы поближе познакомиться с жанром эссе, прочитай одно из указанных произведений. Например, «Золотая роза» К. Паустовского


Слайд 7

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Жанр эссе в 90 годы XX века Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергией. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. 90 годы XX века – времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем стал насущно необходим.


Слайд 8

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Новые веяния в литературном процессе В 90-е годы повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем просто поэтом. Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени - эссеизация жанров повести и романа. «Печальный детектив» В Астафьева, «Жизнь и судьба» В Гроссмана, «Пушкинский дом» А. Битова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В.В.Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Ягодные места» Е. Евтушенко. В них ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажей отчётливо звучит - порой даже солирует - авторский голос.


Слайд 9

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Закон жанра Законом жанра является предельная открытость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актёра, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.


Слайд 10

МОУ ЧСОШ им. А.А.Яковлева Чтобы закрепить и повторить сведения о жанре эссе, прочитай материал лекции (смотри дидактические материалы) и выполни тест по теме № 2 «История жанра».


×

HTML:





Ссылка: