'

VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация: этнография Центр детского творчества Найхинского сельского поселения Хабаровского края Творческий коллектив «Краевед» «Секреты земли Дерсу» Руководитель: Бельды Раиса Алексеевна 2009


Слайд 1

Коллектив «Краевед» Бельды Екатерина Бельды Любовь Гейкер Вероника Шумилов Евгений Бельды Р.А.


Слайд 2

Объект исследования Присваивающее хозяйство нанайцев (Обычаи, традиции, обряды, народные знания, материальная и духовная культура)


Слайд 3

Цель и задачи исследования Цель: Выяснение народных знаний, традиций, обрядов и обычаев у нанайцев Задачи: Какие были промысловые и рыболовные обряды, отражение их в фольклоре нанайцев, выполнение этих обрядов нынешними рыбаками и охотниками; Как использовался в быту природный материал. Чем питались нанайцы, как добывали, собирали, сохраняли продукты питания в прошлом и сегодня; Какие травы, коренья и другие средства использовали для лечения от различных болезней.


Слайд 4

Поставленная проблема в литературе Данная проблема была частично исследована в книгах: Березницкий С. В., Гаер С., Карабанова Ф.А и др. История и культура нанайцев. Вострикова Г.Г., Востриков Л.А. Медицина народов Дерсу. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Данюкова Н.А. Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья. Кубанова Ритуальная скульптура нанайцев. Краски земли Дерсу. Фотоальбом Сем Ю.А.. Нанайцы. Материальная культура Смоляк А.В. традиционное хозяйство и материальная культура народов нижнего Амура и Сахалина.


Слайд 5

Методы исследования Основной метод исследования: самостоятельная работа учащихся с литературой. Совместная работа с информаторами Исследовательская работа Методы наблюдения


Слайд 6

Собранные данные Для выполнения исследования были собраны следующие данные: Промысловые и рыболовные обряды и обычаи, народные знания по медицине Собирательство у народов Приамурья Предметы исследования (лекарственные растения, корни, изделия декоративно-прикладного искусства, рыбьей кожи, фольклор) Фотографии Литература


Слайд 7

Результаты исследования Промысловое хозяйство зависит: от умения и опыта людей; от природных условий; от случайных явлений; Это порождает веру в сверхъестественные силы природы и стремление как-то воздействовать на эти силы.


Слайд 8

Результаты исследования Промысловые обряды нанайцев в прошлом. Моления духам Дюлин - хранителям дома, помощникам в охоте и на рыбалке Ежегодные моления небу перед началом охоты Жертвоприношения хозяевам местности и духу огня Подя. Жертвенная пища: это несоленая каша, манто, фасоль, сугдичэ – водка


Слайд 9

Промысловые обряды в прошлом нанайцев. Обряды нынешних рыбаков и охотников Обряд поклонения духу воды Тэму Обряд приношения жертвенной пищи утонувшим Чэи Обряды, связанные с промыслом калуги и осетра. Результаты исследования


Слайд 10

Результаты исследования Промысловые обряды в прошлом. Запреты Нельзя упоминать о предстоящем промысле дома, по пути на промысел, на месте охоты. Запрещалось произносить названия животных. Охотнику нельзя хвастаться и думать о предстоящей добыче. Запрещалось неоправданное уничтожение животных Запреты для вдовы


Слайд 11

Результаты исследования Рыболовство в фольклоре нанайцев. Сказка «Счастливый кувшин» - удочка Сказка «Наисо» - мэнгэн (крючковая снасть) Сказка «Пока» - махалка Рассказ о Симминском деде


Слайд 12

Результаты исследования Собирательство у народов Приамурья Основным способом добычи пищи были рыболовство и охота, а также сбор даров природы. Этот способ хозяйствования называется присваивающим. Собирательство нанайцев носило потребительский характер


Слайд 13

Использование рыбы и животных Рыболовство: давало основную пищу, а также одежду, из рыбьей кожи шили халаты, рукавицы, олочи. Охота: мясо животных использовалось в пище, шкура шла на изготовление одежды и обуви, ниток. Результаты исследования


Слайд 14

Применение древесины, тальника, лозы Тальник использовали при постройке жилищ Дерево годилось для изготовления лодок, мебели, посуды, шкатулок, табакерок, игрушек и ритуальной скульптуры. Крапиву и дикую коноплю использовали для изготовлением ниток, из которых плели сети, неводы и ловушки для рыбы. Из лозы плели корзины, различную посуду, ловушки для зверей и рыбы, снегоступы, сачки Из камыша покрывали крыши домов, делали циновки, которыми покрывали каны, плели сида – своеобразные сушила. Результаты исследования


Слайд 15

Сбор и заготовка даров леса Дары леса употреблялись в пищу. Самыми питательными плодами в лесу являются орехи: кедровые, фундук, маньчжурский , лещина. Большую питательную ценность представляют желуди. Из грибов нанайцы собирали только тальниковые и ясеневые грибы. Кроме того собирали ягоду, травы, яйца черепах и птиц, грибы. Результаты исследования


Слайд 16

Береста. Изделия из бересты летние жилища шляпы подстилки лодки-оморочки детские люльки посуда коробки сумочки и т.д. Результаты исследования


Слайд 17

Результаты исследования Нанайская народная медицина Нанайцы имеют богатый опыт врачевания травами, кореньями, продуктами животного происхождения, насекомыми. Народные лекари владели методикой точечного массажа, умели останавливать кровотечения, успешно лечили ожоги, раны, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим действием, понимали целебное значение всех этих средств.


Слайд 18

Народная медицина нанайцев представляет собой определенный набор лекарственных средств, своеобразные взгляды на причины болезней и свою систему врачевания. Область применения растительных и животных лекарственных средств у нанайцев: раны, переломы, ушибы, болезни суставов восстановление организма после родов, сильных ран, продолжительной болезни. желудочно-кишечные расстройства простудные заболевания Результаты исследования


Слайд 19

Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего. С древнейших времён человек сознавал свою неразрывную связь с природой, свою зависимость от окружающей среды. Обычаи и обряды помогали нанайцам на охоте и на рыбалке. И, несмотря на современные орудия лова, современную технику, современное оружие, обычаи и обряды, сложенные веками выполняются каждым нанайским охотником и рыбаком. Нужно всем людям призадуматься: а что мы оставим своим детям – выжженную пустыню или цветущий край. Экологический кризис можно остановить, исходя из взглядов и поверий наших умных предков. Выводы


Слайд 20

У нанайцев сложился комплекс народных знаний, составляющий важную часть традиционной бытовой культуры. В этих знаниях отразился жизненный опыт таёжных охотников, рыболовов, собирателей даров тайги. Мы понимаем, что только прикоснулись к этим знаниям. В своих работах мы выяснили, что в обрядах и обычаях тысячелетиями накапливался мудрый опыт поколений, который передавался из уст в уста, опыт бережного уважительного отношения к природе и опыт воспроизведения и приумножения её богатств для будущих поколений. Этот опыт нанайских рыбаков и охотников нужен в будущем для сохранения человеческого рода и нашей природы. Выводы


Слайд 21

Сведения об участниках Бельды Екатерина Александровна – ученица 11 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главы - «Промысловые обряды», «Рыболовство в жизни нанайцев». Бельды Любовь Андреевна – ученица 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главу «Собирательство народов Приамурья» Гейкер Вероника Андреевна – ученица 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главу «Береста. Изделия из бересты». Шумилов Евгений Алексеевич – ученик 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанник МОУ ДОД ЦДТ. Выполнил главу «Нанайские народные лечебные средства».


Слайд 22

Сведения о консультантах Киле Лилия Петровна, жительница с.Найхин, врач-педиатр Найхинской муниципальной больницы, заслуженный врач РФ. Пассар Михаил Пикиевич, житель с.Даерга, пенсионер. Бельды Валентина Чубовна, пенсионерка, жительница с. Найхин Киле Елена Александровна, член Союза художников, жительница с.Сикачи Алян Киле Андрей Владимирович, преподаватель ЦДТ, житель с. Даерга Бельды Клавдия Андреевна, пенсионерка, жительница с. Найхин. Гейкер Ноябрист Вавалиевич, житель с. Найхин, профессиональный охотник-промысловик, знаток родной природы.


Слайд 23

Сведения об организации Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Найхинского сельского поселения. Телефон 8(42156)43-1-87, факс 8(42156)43-3-55, e-mail: jackop@yandex.ru Руководитель: Бельды Раиса Алексеевна, тел. 8(42156)43-3-72, 89625856280


×

HTML:





Ссылка: