'

Художественные средства выразительности

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Художественные средства выразительности


Слайд 1

Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение. Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.


Слайд 2

сравнение ирония метонимия эпитет синекдоха литота гипербола перифраза метафора олицетворение аллегория символ гротеск


Слайд 3

Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака. Какие способы для создания сравнений вы находите? Река как зеркало стальное. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов). Лежал закат костром багровым (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).


Слайд 4

Какова функция сравнения в тексте? Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.


Слайд 5

Метафора ( с греч. - перенос) Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность: река как зеркало (сравнение); зеркальная река (эпитет); зеркало реки (метафора). Метафора – это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.


Слайд 6

Метафора выявляет неповторимость авторского взгляда на мир, способность увидеть в привычном и обыденном – необычное, почувствовать взаимосвязь, казалось бы, далеких проявлений бытия, разных предметов и явлений. О чём говорят поэты? «Медлительнее снежный улей»; «Осколки звёзд на землю падают»; «Морозное дыхание зимы»; «К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт». «А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод».


Слайд 7

метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его Что вы видите, читая эти строки? В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин); Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова);


Слайд 8

Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ? В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.


Слайд 9

символ Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.


Слайд 10

Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание. Что может символизировать образ моря, созданный Иваном Айвазовским?


Слайд 11

Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).


Слайд 12

Для какой цели используется метонимия? Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.


Слайд 13

Синекдоха (с греческого «соотнесение») Что с чем соотносится и по какому принципу? И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов). Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное; Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин) страна как целое обозначается через ее государственный флаг; Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет) человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.


Слайд 14

олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.


Слайд 15

Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир. Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.


Слайд 16

гипербола Преувеличение: Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.


Слайд 17

гротеск Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности. Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.


Слайд 18

литота Приуменьшение: талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь). Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.


Слайд 19

перифраза (перифраз) Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)


Слайд 20

Ирония (с греческого «притворство») Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»? отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова). «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).


Слайд 21

Что такое ирония и для чего она служит? Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному. Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая, выявляющая авторское неприятие.


Слайд 22

эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир. Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:


Слайд 23

Эпитет придает выражению образность и эмоциональность Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор: Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.Бунин)


Слайд 24

Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.


Слайд 25

эпифора параллелизм анафора умолчание эллипсис инверсия оксюморон антитеза риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение повтор многосоюзие Сочетания слов, основанные на повторе повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания Сочетания слов, основанные на соотношении значений градация бессоюзие парцелляция ряды однород- ных членов


Слайд 26

Сочетания слов, основанные на повторе


Слайд 27

повтор (лексический повтор) Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.


Слайд 28

анафора Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август. (М.Цветаева).


Слайд 29

Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета? Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.


Слайд 30

Для чего служит анафора? Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.


Слайд 31

эпифора Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.


Слайд 32

параллелизм (синтаксический параллелизм) В чем своеобразие построения следующих строк? В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. (А.Ахматова «Родная Земля»)


Слайд 33

многосоюзие Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин) Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.


Слайд 34

бессоюзие Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (А.Блок)


Слайд 35

ряды однородных членов Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов. Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).


Слайд 36

Сочетания слов, основанные на соотношении значений


Слайд 37

Антитеза – контраст, противопоставление Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)


Слайд 38

Сделаем вывод о функциональности антитезы: Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.


Слайд 39

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.


Слайд 40

градация Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости: Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.


Слайд 41

умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием? Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне… (С.Есенин)


Слайд 42

Для чего используется фигура умолчания? Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.


Слайд 43

парцелляция Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)


Слайд 44

эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Посреди комнаты – огромная изразцовая печка, На каждом изразце – картинка, А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева) Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.


Слайд 45

инверсия Обратный порядок слов: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее); на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение). Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.


Слайд 46

Фигуры, повышающие эмоциональность высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста


Слайд 47

риторический вопрос Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа. Чему служит риторический вопрос в художественном тексте? Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи… (И.Тургенев)


Слайд 48

Каковы функции риторического вопроса? Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания, является средством связи разных мыслей, обнаруживает логику авторского размышления, привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.


Слайд 49

риторическое восклицание Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И.Тургенев) Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.


Слайд 50

риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! (А.Фет) Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.


×

HTML:





Ссылка: