'

БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА  

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Презентацию подготовила учитель технологии МОУСОШ№2 пгт Сафоново г. Североморск Пискунова З.В. 2011г. БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА   Саамская вышивка бисером


Слайд 1

Саамская вышивка - геометрическая. Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения. Саамская вышивка бисером


Слайд 2

Основные мотивы орнамента в бисерном шитье  В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.  


Слайд 3

Вышиваемый бисером саамский орнамент близок культуре других народов, где в основе рисунка лежит стилизация под окружающий мир - птиц, животных, растений. Он характеризуется трехрядным обрамлением рисунка. С внешней стороны основной линии кладется крупный бисер, в середину - средний, а во внутренний ряд - мелкий. Это создает эффект глубины изображения.


Слайд 4

Основные мотивы орнамента в бисерном шитье


Слайд 5

Символика цвета в саамском орнаменте   В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.  


Слайд 6

Символика цвета в саамском орнаменте - вода, небо, озеро, море, реки; - морошка, солнце; - снег, лепестки ромашки, морошки.


Слайд 7

Значение элементов в орнаменте саамов   Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа. Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.  


Слайд 8

Инструменты и материалы Иглы: №0 (для набора бисера) №3,4 для закрепления бисера Нитки: в цвет ткани (красные или синие) Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань Наперсток Ножницы


Слайд 9

Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2). Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3). Подготовка основы для вышивания


Слайд 10

На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)


Слайд 11

Технологический процесс вышивки Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)


Слайд 12

Технологический процесс вышивки Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)


Слайд 13

Технологический процесс вышивки Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)


Слайд 14

Вот, наконец, на сукне появился первый элемент вышивки. Но назвать ее саамской можно только тогда, когда в орнаменте воплощены мотивы в духе народных традиций саамов.


Слайд 15

Литература   1.Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. 2. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.– Мурманск: МГПИ, 1993. 3. Мечкина Е.И., Мозолевская А.Е.Саамское рукоделие.- Апатиты, 2003.—с.8-18, 22-27. 4. Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов северо-запада России.– Петрозаводск, 2002. –с.42-49. 5. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова. -Петрозаводск,1999.– с.60-102. 6.Хомич А.В. Саамы. С-П. отделение изд- ва «Просвещение». 1999.—с 29-37. 7.Материалы творческих проектов учащихся. 8. Экспонаты Мурманского краеведческого музея. 9. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных ремесел.


×

HTML:





Ссылка: