'

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева © к.и.н., доц. Хорунжий А.В., 2008


Слайд 1

ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1912-1992) - русский историк-этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. (На снимке – Л.Н.Гумилев с родителями в Царском Селе)


Слайд 2

Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938-1943). В 1948 Г. защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук (тема: "Подробная политическая история первого тюркского каганата"), но, не успев получить документы ВАК, арестовывается. Вновь в заключении - до 1956. Доктор исторических наук (1961, тема: "Древние тюрки 6-8 вв."). Доктор географических наук (тема диссертации: "Этногенез и биосфера Земли", депонирована во ВНИИНТИ в 1979).


Слайд 3

"Древняя Русь и Великая Степь" (1989), "География этноса в исторический период" (1990), "Закон Божий" (1990), "Тысячелетие вокруг Каспия" (1991), "От Руси к России: Очерки этнической истории" (1992), "Этносфера: История людей и история природы" (1993), "Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации" (1993), "Из истории Евразии" (1993), "Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи" (1994) и др. Основные сочинения: "Хунну" (1960), "Иакинф (Бичурин). Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии" (1960), "Подвиг Бахрама Чубины" (1962), "Открытие Хазарии" (1966), "Древние тюрки" (1967), "Поиски вымышленного царства" (1970), "Хунны в Китае" (1974), "Этногенез и биосфера Земли. Вып. 1-3" (1979, 1989),


Слайд 4

Гумилев задает вопрос: почему политическая история дискретна, прерывна, похожа на пунктирную линию: в одни века мы видим быстро развивающееся государство, в следующие – жизнь на территории страны кажется замершей, государственные образования - распавшимися. В третьи – на этой территории опять бурлит жизнь, но при этом государство, по сути своей, охватывает другие границы или же основано на других социокультурных или этнических основаниях. Преодолеть эту дискретность, по Гумилеву, можно, если отойти от истории государств и перейти к истории этносов. ?


Слайд 5

Этнические единицы Этнические единицы являются одновременно: биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам; формой приспособления людей к ландшафту; группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю; группами людей со сходным стереотипом поведения, группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себе другим этническим единицам,; устойчивыми эволюционирующими системами, иерархическими структурами. Этнические единицы, в общем случае, НЕ являются следующими единствами: языковыми, культурными, юридическими .


Слайд 6

* Этническая традиция - совокупность стандартов поведения, передаваемых через механизм условного рефлекса. * Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. * Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности. * Этническая система - сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения.


Слайд 7

Виды этнических единиц Различаются следующие виды этнических единиц, в порядке снижения уровня иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая единица является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации единицы более высокого. Суперэтнос  Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Самая крупная этническая единица. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Этнос  Пример: русские. Этническая единица более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом, и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Субэтнос, конвиксия и консорция  - части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой.


Слайд 8


Слайд 9

Важный признак устойчивости этноса – наличие разнообразных субэтносов, которые делят между собой функции, находясь в отношениях симбиоза. Путём неантагонистического соперничества субэтносы делают внутреннюю структуру этноса наиболее гибкой, не нарушая его единства. Примеры субэтносов: казаки, поморы, старообрядцы. В этносе может выделяться правящий (доминирующий) субэтнос. Субэтносы могут выступать в различной форме – как этнографические группы, живущие на определённой территории, как сословия , как конфессиональные общины и т.д. Но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление остальным членам этноса (на основе взаимной симпатии членов субэтноса) при сохранении этнического единства. Конвиксия — группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующая в течение нескольких поколений. Примеры конвиксий – сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. Консо?рция — группа людей, объединенных исторической судьбой, часто эфемерно на короткое время. Лев Гумилёв писал о консорциях: «В этот разряд входят кружки, артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся «конвиксиями». Примеры консорций — землепроходцы, например, казаки покорившие Сибирь или пилигримы, основавшие Массачусетс.


Слайд 10


Слайд 11

Взаимодействие этносов Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплиментарностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру. Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов. Симбиоз - источник силы и могущества многонациональных государств, дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами. Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живет изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда "гость" начинает утрачивать свою изолированность, он может превратиться в химеру. Химера - соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплиментарностью, живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада порой бывает длителен - один, два века.


Слайд 12

Пассионарная теория этногенеза — теория, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических единиц), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов. Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников.


Слайд 13

Пассионарность Определение В общем смысле, пассионарность, — определяемая генетически количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) потреблять и перерабатывать энергию. Уровни пассионарности Пассионарность выше нормы («пассионарность» в узком смысле) проявляется в поведении, как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак. Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой. Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.


Слайд 14


Слайд 15

Пассионарные толчки Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами.


Слайд 16


Слайд 17

Цитата: «Анализ географии процессов этногенеза (зоны этногенеза представляют собой сплошные полосы на земной поверхности, ограниченные кривизной земного шара) приводит Гумилева к гипотезе о внепланетном происхождении пассионарных толчков. В этнологии Гумилева. различаются этногенез и этническая история. Этногенез обусловлен внеземным пассионарным импульсом, рождающим в определенном регионе суперэтнос (комплекс родственных этносов, аналог "локальных цивилизаций" Тойнби). Этническая история - история отдельного этноса, обусловленная не только ритмом этногенеза, но и особенностями ландшафта, культурными традициями, контактами с соседями и т.п.»


Слайд 18


Слайд 19

Этногенез Начальные условия Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий: нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза, сочетание двух или более ландшафтов на территории, присутствие двух или более этносов на территории.


Слайд 20

Цитата: «Единственным реальным этнодифференцирующим признаком Гумилев считает этнический стереотип поведения, за которым стоит гипотетическое "этническое поле". Этнос трактуется Гумилевым как энергетический феномен, связанный с биохимической энергией живого вещества, открытой Вернадским. Способность этноса к совершению работы (в физическом смысле - походам, строительству, преобразованию ландшафта и т.п.) прямо пропорциональна уровню "пассионарного" напряжения. "Пассионарность" определяется Гумилевым как способность и стремление к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Проявления пассионарности легко отличимы от обыденных поступков, продиктованных инстинктом самосохранения, - они стихийны и могут быть саморазрушительными. Индивиды-пассионарии (в просторечии - "великие люди") посредством пассионарной индукции "заражают" своих соплеменников, обеспечивая высокий уровень пассионарного напряжения этноса в целом. Универсальная схема этногенеза включает в себя пассионарный толчок, рождающий новую этническую систему, и инерционное движение растраты полученного энергетического импульса - к состоянию гомеостаза (равновесия с окружающей средой). Именно эти особенности обусловливают внутреннее своеобразие суперэтносов».


Слайд 21

Гай Муций Сцевола (лат. Gaius Mucius Scaevola) — легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. «Сцевола» (лат. «левша») было прозвищем известного семейства в республиканском Риме, и легенда, возможно, возникла как объяснение происхождения этого прозвища.


Слайд 22

Протекание этногенеза Типичный этногенез состоит из следующих стадий: (0 лет)  Толчок или дрейф. Как правило, не отражён в истории. (0 ? 150 лет)  Инкубационный период. Рост пассионарности. Отражён только в мифах. (150—450 лет)  Подъём. Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. (450—600 лет)  Акматическая фаза, или перегрев. Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. (600—750 лет)  Надлом. Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. (750—1000 лет)  Инерционная фаза. Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. (1000—1150 лет)  Обскурация. Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация. (1150—1300 лет)  Агония. Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад. (1150 лет — неопределённо долго)  Гомеостаз. Существование в равновесии со средой.


Слайд 23


Слайд 24

Фаза этногенеза - четко фиксируемый этап развития этноса, характеризуемый определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему стереотипом поведения людей (6 фаз): * подъема - характеризуется стабильным повышением уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка. * акматическая - наступает после ф. подъема и характеризуется предельным для данной системы уровнем пассионарного напряжения. * надлома - после акматической, характеризуется резким снижением уровня пассионарного напряжения. * инерционная - после надлома, характеризуется плавным снижением уровня пассионарного напряжения. * обскурации характеризуется снижением уровня пассионарного напряжения ниже уровня, свойственного гомеостазу; при этом происходит либо исчезновение этноса как системы, либо превращение его в реликт. * мемориальная - после обскурации, при которой отдельные представители этноса еще сохраняют культурную традицию.


Слайд 25


Слайд 26

Сравнительная диахроническая таблица по истории России IX-XVIII веков


Слайд 27


Слайд 28


Слайд 29

Парадоксальная по содержанию и подчеркнуто неакадемическая по способу изложения, философско-историческая концепция Г. в основаниях своих излагается в трактате "Этногенез и биосфера Земли". Своеобразие концепции Г. определяется прежде всего ее исходными установками: 1) преодолеть понимание исторического как "надприродного" посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов; сфера историко-географических закономерностей связывается Г. с феноменом этноса; 2) подчеркнуть принципиальную "мозаичность" человечества, лишающую оснований европоцентристское разделение народов на исторические и неисторические, передовые и отсталые; исторические свершения связываются Г. не с прогрессом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований - этносов; 3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплесках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (например, завоевания Александра Македонского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не нашедших вразумительного объяснения; 4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентироваться на исследовательские стандарты и понятийный аппарат естественных наук; этнос трактуется Г. как природное (хотя и не биологическое) явление.


×

HTML:





Ссылка: