'

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА СОВРЕМЕННОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ Сапанжа О.С. Кандидат культурологии, доцент кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена sapanzha@mail.ru


Слайд 1

Историография научных представлений о музее ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ Раздел «Источниковедение и историография истории музейного дела» в монографии В.П.Грицкевича «История музейного дела до конца XVIII века» (СПб., 2004). Исторические очерки Л.М.Шляхтиной и Е.Н.Мастеницы «Музейно-педагогическая мысль в России»(СПб, 2006). Отдельные публикации Н.А.Томилова (Музееведение. Его периодизация и основные понятия// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея.- Омск, 1998), О.В.Беззубовой (Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры// Триумф музея?.- СПб., 2005), С.В.Пшеничной (Концептуальная модель музея в современной отечественной музеологии// Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов-№9.- 2007), Т.В.Галкиной (Историографический обзор российской музейно-педагогической литературы (1990-2010)// Вестник Томского государственного педагогического университета.- Выпуск №9.- 2010) Работа М.Е.Каулен, А.А.Сундиевой и Э.А.Шулеповой «Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков» (2011)


Слайд 2

Н.А.Томилов Этапы развития музееведения Первый период развития представлений о музее можно определить как донаучный, охватывающий период с XVI века до 1860-х гг. к этому периоду относятся «первые пробы научной интерпретации, связанные с музейной практикой и с познанием людьми прошлой и настоящей действительности природы и общества через музейные предметы». Второй период (1860-е -1930-е г.), который, преимущественно, характеризуется развитием музееведческих знаний в самих музеях Третий период (1930-е гг. – наше время). Третий период включает два этапа: этап до конца Второй Мировой войны (характеризующийся началом музееведческих исследований вне стен музея – в НИИ, Университетах и т.д.) и этап с середины XX века до сегодняшнего дня (связанный с окончательной консолидацией музееведов в сообщества, приобретением музееведением теоретической направленности).


Слайд 3

Зарубежная музеология Этапы развития музееведения Питер ван Менх Концепция «двух музейных революций» Первая «революция» на рубеже XIX-XX вв. знаменовала утверждение музея в общественном сознании. Вторая «музейная революция» (в 1960-х гг.) утвердила музеологию как науку и академическую, университетскую дисциплину. Mensch Peter, van. Towards a methodology of museology. PhD thesis, University of Zagreb, 1992. Збинек Странский Три этапа развития музеологии «Донаучный» - до начала XX столетия. «Эмпирически-дескриптивный» - охватывает период 1900-1960-х гг. «Теоретико-синтетический» - связан с развитием теоретического музееведения во второй половине XX века. Strinsky Z.Z. The theory of systems and museology. Stockholm, 1981.


Слайд 4

Музееведение, музеология, теоретическое музееведение Музееведение – это культуроведческая наука, позволяющая суммировать многообразные знания по различным аспектам истории, теории и практики музейного дела. Музеология (в отечественной традиции – теоретическое музееведение) – это специальная теория музея и музейности.


Слайд 5

Основные «проблемные зоны» теоретического музееведения Неразрешенным является вопрос взаимодействия культурологии и музееведения; выделения музеологии как специальной теории музея и музейности; Противоречивым является само определение теоретического музеведения/ музеологии, что позволяет включать в систему научного знания любую работу, предлагающую анализ любого фрагмента музейной деятельности; Практически неразработанной является область методологии теоретического музееведения/ музеологии, что, в свою очередь, препятствует развитию ее теоретических оснований; В современном теоретическом музееведении остро ощущается недостаток научных теорий, что ставит под сомнение само существование музееведения/музеологии как науки.


Слайд 6

Музееведение и культурология Одним из существенных препятствий на пути осмысления возможностей культурологии является недостаточная осмысленность ряда ее важнейших категорий применительно к исследованиям в рамках музееведения. Не окончательно в современном музееведении прояснены категории: «культурная парадигма» «культурологическая парадигма» «культурологический подход»


Слайд 7

Культурная парадигма «Демиург создает все существующее, взирая на неизменно сущее как на образец, или первообраз» (Платон «Тимей», 28a, 37cd). Трактовка культурной парадигмы как «картины мира», являющейся особым отражением социально-исторических реалий, восходит к положениям философской системы Платона, который усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы. КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА – это образец, модель ментального пространства культуры эпохи, определяющая направления и ход развития общественного сознания и практики Мосолова Л.М. О культурологических проблемах и задачах новой школы// Школа и учитель в культуре региона. Выпуск 2.- СПб. 2011. Сложившийся сегодня тип исторического горизонта мышления оказывает влияние на реальные процессы созидания и функционирования музеев и шире – идеи музейности.


Слайд 8

Научная парадигма Фиксирование взаимосвязи сложившейся культурной парадигмы и особенностей развертывания идеи музейности определяет, в том числе (наряду с мировоззрением, стереотипами поведения и т.д.), направление научных исследований, что является основой для выделения следующего уровня - научной парадигмы в постижении феноменов музея и музейности. Понятие «научной парадигмы», введенное Г.Бергманом, получило широкое распространение благодаря работам Т.Куна. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА – это система признанных научных достижений, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу Кун Т. Структура научных революций.- М., 1995.


Слайд 9

Культурологическая научная парадигма Рассмотрение проблем развития различных областей человеческой деятельности через призму культуры. Признание глобальной детерминированности развития сфер человеческой деятельности процессами культурного развития. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА - магистральное направление развития гуманитарного знания, оказывающей влияние, в том числе, на музееведение. Начиная со второй половины XX века, культурологическая парадигма постепенно интегрировала весь спектр частнонаучных подходов к различным феноменам культуры. Пытаясь воссоздать культуру как целостность, она объединила ресурсы различных гуманитарных наук и сформировала особую область предметной онтологии. Запесоцкий А.С. Марков А.П. Становление культурологической парадигмы.- СПб.,2007


Слайд 10

Культурологический подход Культурологизм как свойство современного научного знания Фортунатова В.А. Культурологизм как свойство современного научного знания// Фундаментальные проблемы культурологии. Том 1. Теория культуры.- СП.: Алетейя, 2008. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – это конкретизация культурологической научной парадигмы в конкретных исследованиях.


Слайд 11

Направления в понимании культурологического подхода Исторически первый этап осмысления границ и возможностей культурологического подхода был связан с пониманием культурологического подхода как подхода, основанного на принципе междисциплинарности Вторую линию в понимании границ и направлений культурологического подхода в музееведении можно определить как использование определенного понимания культуры Третье направление связано с усилением внимания к системному изучению феномена, определившего появление и развитие музея.


Слайд 12

Перспективы развития культурологического подхода в музееведческих исследованиях Три методологических вектора культурологии: возможность типологического анализа музейных форм в их исторической динамике возможность исследования морфологии музейных форм возможность исследовать процессуальную сторону - изучить процессы музеализации как процессы культурной адаптации.


Слайд 13

Историческая типология Два ключевых типа представления музейности: тип традиционной музейности и тип динамической (креативной) музейности, которые соответствуют двум типам культуры – традиционному и креативному, позволяя анализировать формы музейности как детерминированные общими тенденциями историко-культурного развития; в рамках традиционного типа музейности можно выделить архаические праформы представления музейности и контекстные формы представления музейности. Типу креативной культуры соответствуют самостоятельные (специальные) формы представления музейности и синтетические формы представления музейности.


Слайд 14

Морфология музеев. Полиморфизм музейного пространства


Слайд 15

Морфология Музеи несут на себе отпечаток общества, в котором существуют (К.Хадсон) в основе морфологического строения лежит идея, согласно которой музейность как потребность зафиксировать, сохранить многообразные проявления культуры, обнаруживается практически во всех областях социальной и культурной практики; морфология музейности связана с выделением тех сфер жизни человека, которые могут быть представлены в материальных памятниках (объектах) – музеалиях и в дальнейшем зафиксированы путем выделения этих памятников из контекста утилитарного использования; их актуализация демонстрирует наличие на определенном этапе развития человека (человечества) стремления зафиксировать важную сторону обыденной /или специализированной культуры;


Слайд 16

Музейная коммуникация В рамках общей теории коммуникации были разработаны основные положения, позволяющие перейти к системному анализу коммуникационных процессов в целом. Анализ основных этапов и направлений в развитии теории музейной коммуникации позволил говорить не только об устойчивом интересе к проблемам коммуникационной специфики музея, но и о формировании научного направления, связанного с анализом музейного коммуникационного процесса как целостного явления и изучением отдельных его компонентов. Прикладная модель музейной коммуникации основана на понимании музейного коммуникационного процесса как процесса сохранения, интерпретации и передачи информации, направленного на сохранение культурной памяти.


Слайд 17

В центре внимания музеологии оказываются определенные отношения между человеком и окружающей его реальностью Оскар Наварро СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


×

HTML:





Ссылка: