Немецкая классическая философия


Презентация изнутри:

Слайд 0

Конец XVIII начало XIX в.в Немецкая классическая философия


Слайд 1

Немецкая классическая философия завершила классический период в развитии мировой философии. Произошло формирование главных философских школ эпохи зрелого капитализма и возникли направления, существующие в философской мысли до сих пор — это прежде всего марксизм, позитивизм и неопозитивизм, философская герменевтика Философская антропология, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм. Основные этапы


Слайд 2

МАРКСИЗМ — совокупность философских, экономических и социально-политических концепций, разработанных К. Марксом и Ф. Энгельсом и объединенных общей идеей коммунизма. Маркс Карл Генрих (1818-1883) Юм Давид (1711-1776) АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos — человек и logos — учение) — направление современной философской мысли, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ («философия существования»; от лат. existentia — существование) — направление в философии, подчеркивающее уникальную неповторимость человеческой жизни.


Слайд 3

Философы Немецкой классической философии


Слайд 4

Иммануил Кант Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне.


Слайд 5

И.Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил гимназию и Кенигсбергский университет. Осенью 1740 года шестнадцатилетний Кант поступает в университет. Гимназическое увлечение филологией уступило место живому интересу к физике и философии. Окончил гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем. с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и метафизики /был деканом факультета и дважды избирался ректором университета/. В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году И.Кант избирается членом Российской академии. Образ жизни Канта — это целая наука, при этом удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Чашка слабо заваренного чая «без ничего». После чая выкуривалась одна трубка в сутки!., и не более. Ел он только один раз в сутки по принципу: садиться за еду нужно только очень сильно проголодавшись и набрасываться на пищу надобно с жадностью голодного волка; лишь Тогда возможно хорошее усвоение пищи. Обед только в кругу остроумных друзей — на шесть персон! Непременны за обедам: немного сухого вина, свежевыловленная треска, шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки, смех... Неостроумные больше не приглашаются! Кант совсем не ведал очарования женской ласки... На склоне лет говорил:/очень рад, что избежал механических телесных движений, лишенных метафизического смысла… Диета, разработанная Кантом для себя, является ныне предметом пристального изучения диетологами. М. Зощенко, например, специально изучал ее с целью личного приобщения к ней. Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком Кант, благодаря мудрому образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно богатую жизнь. Краткая биография Иммануила Канта


Слайд 6

Г. Гейне писал о Канте: «Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние, все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Восемь раз проходил он ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком под мышкой, как символ провидения»


Слайд 7

Кант был равнодушен к богатству и славе, когда ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалования, он отказывался. Но в научных вопросах и вопросах морали был максимально щепетилен. Кант знал себе цену: он не без основания утверждал, что совершил коперникианскую революцию в философии, имея в виду созданную им философию априорных принципов Домик И. Канта Это место где он любил отдохнуть, или же написать свои размышления, работы…


Слайд 8

Два периода творчества Докритический Критический Материалист Перешел на позиции агностицизма МАТЕРИАЛИЗМ — философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность идеального в рамках основного вопроса философии. АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnostos — непознаваемый) — учение, отрицающее возможность познания того, что не может быть представлено в научном или жизненном опыте.


Слайд 9

Докритический период Небулярная теория гипотеза Солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из первичной газовой туманности Идея изменений и развития Чтение лекций начала проникать в естествознание


Слайд 10

Критический период « Критика чистого разума » «Критика практического разума» Анализ человеческого познания «Критика способности суждения» три раздела основной части "Критики чистого разума"- трансцендентальная эстетика, аналитика, диалектика. Человек, “может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы” "Некоторые считали рискованным то, что мои деления в чистой философии почти всегда бывают трехчленными. Но это зависит от природы вещей... Деление необходимо должно быть трихотомией сообразно тому, что вообще требуется для синтетического единства, а именно: 1) условие. 2) обусловленное. 3) понятие, которое возникает из соединения обусловленного с его условием. " Категории - это предельно общие понятия, как бы скелет познания. Только потому, что они существуют, возможно, по Канту, "чистое" естествознание. Каждая категория дает произвольные понятия меньшей общности.


Слайд 11

Анализ человеческого познания «вещь в себе» «вещь в нас» Реальные предметы, существуют независимо от нашего сознания Реальность зависит от сознания непознаваемы т.е вещь, какой она представляется нашему сознанию. Мы познаем не мир вещей в себе, а мир явлений — то, какими вещи в себе нам являются, кажутся. “природа и свобода могут без противоречия быть приписаны одной и той же вещи, но в различном отношении: в одном случае - как явлению, в другом - как вещи самой по себе” Учение о знании. Знание всегда выражается в форме суждения. Существует два вида суждений: 1) аналитические суждения. Пример: все тела имеют притяжения 2)синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть два класса синтетических суждений. обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) – апостериорные эта связь не может основываться на опыте - априорные суждения.( все, что случается имеет причину).


Слайд 12

3 ступени познания 1.Созерцание: хаос ощущений, порядок в пространстве и времени. 2. Рассудок: упорядочивание с помощью категорий отношений, качество… Все законы придуманы человеком 3. Разум. Обобщение человеческого опыта, Знание «о мире» Знание «о Боге» Знания «о душе»


Слайд 13

1) Категории количества - Единство. Множество. Всеполнота. 2) Категории качества - Реальность. Отрицание. Ограничение. 3) Категория отношения - Субстанция. Причина. Общение. 4) Категория модальности - Возможность. Бытие. Необходимость. Теперь о синтезе знания. Логические формы, которые служат основой синтеза. По Канту, категории -априорны. В соответствии с 4 различными видами суждений возникает у Канта следующая таблица категорий


Слайд 14

Искусство, по Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют "культуре способности души", они дают особое "удовольствие рефлексии", приближая сферу эстетического сфере познания. Однако, кантовская дихотомия искусства на этом не ограничивается. Философ одним из первых в истории эстетики дает классификацию изящных искусств. Основанием деления служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства - различные виды красоты. Может быть красота мысли и красота созерцания. Во втором случае материалом художника служит либо созерцание, либо форма. В результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств - словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные искусства - это красноречие и поэзия. Изобразительные искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись) . К пластике философ относит ваяние и зодчество (в том числе прикладное искусство) . Третья часть - искусство игры ощущений опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Таким образом, кантовская классификация искусств может быть представлена следующей схемой:


Слайд 15

Мораль Категорический императив Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом(поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все.) «Хотя всякое наше познание и начинается с опыта. Отсюда вовсе не следует. Что оно целиком происходит из опыта» «О том каковы вещи могут быть сами по себе, мы ничего не знаем. А знаем только их явления, т.е представления. Которые они в нас производят, действуя на наши чувства»


Слайд 16

"Антропология" (1798) - последняя работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о человеке и вообще всем философским размышлениям.


Слайд 17

Для философа это неизбежный вопрос. Что есть истина? Кант не уходит от вопроса, хотя и медлит с ответом. Если вопрос сам по себе лишен смысла, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет еще и тот недостаток, что побуждает к нелепому ответу и создает смешное зрелище. Вопрос об истине мучит Канта, но он понимает невозможность однозначного ответа на этот вопрос. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и он неоднократно это говорит, но он знает, что слова эти представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине звучит так: как найти всеобщий критерий истинный для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может быть дан".


Слайд 18

Хронологическая таблица


Слайд 19

Кант - философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо, написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля 1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799 году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы состоялись они на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору Кенигсберга с северной стороны. Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной совестью, с сознанием исполненного долга.


Слайд 20

Впервые в философии Нового времени Кант показал, что в мышлении неизбежно возникают противоречия. Тем самым он продолжил традицию Гераклита и создал новую форму диалектики. Однако эта диалектика еще несовершенна, так как противоречие понимается только как антиномия, парадокс. Противоположные понятия (конечное и бесконечное, явление и сущность, вещь в себе и вещь для нас) полностью взаимоисключают друг друга. Они не могут быть совмещены и не могут вступать во взаимодей­ствие, прийти в движение. И в заключении я пришел к выводу… Список литературы Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 - 1966. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. Гулыга А. В. Кант. - 2-е изд. - М., Мол. гвардия, 1981. Нарский И. С. Кант. М., 1976. Интернет


Слайд 21

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 ) Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории философии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских наук, главное содержание которой составляет диалектика идей.


Слайд 22

Родился в Штутгарте в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом является его “феноменология духа” (1806) В 1818 г Г был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже ректором.


Слайд 23

Основные этапы человеческой истории: Доисторический – этап несвободы; Древний Восток – свободен один деспот; Древнегреческий и римский – свободны некоторые рабовладельцы; Христианский мир – номинальная свобода для всех; Германский протестантский мир нового времени (Прусское государство) – высшее воплощение нравственной идеи свободы (всеобщая свобода). Критикуя теорию общественного договора и отказываясь считать государство продуктом соглашения, Гегель объявляет воплощение нравственной идеи свободы государства и выделяет пять этапов развития человеческого общества.


Слайд 24

Философская система делится Гегелем на три части: 1)Логика; 2)Философия природы; Природа есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не имеет независимо от него существования. 3)Философия духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Все, что существует, существует в мышлении. В основе мира абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе.


Слайд 25

Три закона диалектики 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.


Слайд 26

"Если у кого-либо нет никакого другого интереса, кроме его формального права, то оно может быть просто упрямством, как это часто бывает у душевно ограниченных и бедных сердцем людей, ибо грубый человек упорно отстаивает свое право, тогда как человек благородного образа мыслей принимает во внимание и другие стороны дела."


Слайд 27

Хронологическая таблица


Слайд 28

Иоганн Готлиб Фихте И о некоторых Философах этого периода Его Философия во многом связана с рассматриваемой как Самостоятельное начало, имеющей онтологически первичный характер. Единственной субстанцией является субъект, Я, чистая деятельность. Высшим принципом деятельности является нравственный закон. Наиболее важный вопрос – вопрос о свободе. В своем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного. (1762-1714)


Слайд 29

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг В его творчестве особое место занимают проблемы фил. свободы и фил. искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим и практическим . Разрешение этого противоречия он видит в высшем виде творчества – в искусстве. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться воссоединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории (1775-1854)


Слайд 30

Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Стремился к обновлению философии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа - источник всех знаний. Человек – это часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет большого значения. В своей философии Фейербах критиковал религиозное сознание, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако, критикуя религию, Фейербах не пытался ее упразднить, а обосновал необходимость заменить старую религию новой, которую он называет "религией любви" и которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку.


Слайд 31

Философия нового времени занимает собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Философия нового времени очень логоцентрична, т. е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта – к познавательным способностям души, Гегеля - к универсальным идеям, Маркса - к науке). Выводы по теме: Создавая мораль сверхчеловека, люди возвращаются к доморальному периоду своей истории, когда вопрос о нравственности применительно к личности не вставал вообще.


Слайд 32

Проверочная работа 1.В каком городе родился И.Кант? а. Штутгарт; б. Кенигсберг; в. Нюрнберг. 2.Назовите периоды творчества И.Канта? 3. Кем был И.Кант в Критическом периоде творчества? 4. На сколько частей делится Философская система Г. Гегеля? а. 2 б. 3 в. 4. 5.Назовите три закона диалектики? 6. Перечислите основных философов этого периода? 7. Дайте определение понятия Философия? По теме: «Немецкая классическая философия»


×

HTML:





Ссылка: