Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ «ЦО №8» г. Тулы Федотовой Е.Ю.


Презентация изнутри:

Слайд 0

Всероссийский профессиональный педагогический Конкурс «Педагогический проект» А.М.Горький «На дне» Размышления о человеке, правде и сострадании. Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ «ЦО №8» г. Тулы Федотовой Е.Ю.


Слайд 1

Содержание История создания пьесы и первой постановки. Хитровка. Конфликт в пьесе. Своеобразие пьесы. «Отверженные» в драме. «Хозяева жизни». Размышление о правде и человеке. 2


Слайд 2

История создания «На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. 3


Слайд 3

История 1 постановки Большую помощь оказал Горький. К будущему спектаклю им была прислана большая партия фотографий, специально заказанная и выполненная другом писателя - известным фотографом М. П. Дмитриевым. Это были многочисленные виды нижегородских ночлежных домов, снимки босяков, странников, нищих, сидящих на земле, стоящих подле ночлежных домов, крючников в лаптях. Весь этот обширный материал был тщательно отобран писателем. Многие фотографии были снабжены пометками Горького. Так, на одном из групповых снимков, изображающих ночлежников, Горьким сделана приписка: «Грим для Сатина. Высокий, худой, прямой». На другой фотографии писатель делает пометку, указывая на одного из нищих: «Грим для Луки. Не забывать — Лука лысый». В.И. Качалову, игравшему Барона, Горький прислал фотографии барона Бухгольца, спившегося босяка, попавшего в нижегородскую ночлежку. Эти фотографии послужили артисту превосходным материалом для создания сценического образа, костюма и грима Барона. 4


Слайд 4

История 1 постановки В 1902году Станиславский, Немирович-Данченко и художник Симов приходили изучать быт «низов» на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал: «Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. «Какой чести удостоились!» — воскликнул один из них. 5


Слайд 5

История 1 постановки Через несколько дней после посещения Хитровки Станиславский вместе с Симовым и его помощником К. Сапуновым принялись за изготовление макетов. Все, что увидели Симов и Станиславский на Хитровке, своеобразно претворялось в макетах. Художник не стремился буквально воспроизвести «казенно прямолинейные помещения ночлежек», они были не интересны. Симов и Станиславский создавали в макете обобщенно-типический образ «дна».   6


Слайд 6

Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы "На дне". Наверху надпись Горького: "Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха". 1902 7


Слайд 7

Хитровский рынок дом Утюг (перестроен)  "Сухой овраг"  ...у знакомых на Покровском бульваре... (дом Телешова)  дом генерал-майора Хитрово  дом Орлова (не сохранился)  дом Ромейко (потом Кулакова) он же Свиной дом (не сохранился)   Отмечено на карте:  Хитров рынок  дом Ярошенко (он же дом Степанова) -- трактир "Каторга"  ...в доме Румянцева были два трактира -- "Пересыльный" и "Сибирь"...  3-й участок Мясницкой части  дом Буниных 8


Слайд 8

Хитровка (из воспоминаний К.С.Станиславского) « В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актеров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив свое состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел. "Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку!" — мелькнула у него как-то мысль. Но он скоро забыл об этой глупой мечте... А она снова вернулась... ещё... ещё... И вот во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и... навсегда остался там, без всякой надежды когда-нибудь выбраться оттуда». 9


Слайд 9

Хитровка Из воспоминаний В.А.Гиляровского «Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берёт свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму». 10


Слайд 10

Хитровка Из воспоминаний В.А.Гиляровского «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны». 11


Слайд 11

Из воспоминаний В.А.Гиляровского «Москва и москвичи» 12


Слайд 12

Конфликт в пьесе Социальный Любовный Костылёв и Медведев ( власть) Бесправные ночлежники Пепел Костылёв - Василиса Василиса – Наташа 13


Слайд 13

Своеобразие пьесы Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни. Любовный конфликт – грань социального (показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии). В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех: и рабов, и хозяев. Основной конфликт – внутренний ( в сознании людей «дна»). Сюжет внесобытийный, развивается в диалогах героев. Жанр пьесы – социально-философская драма. Новаторство – в многоголосии . Говорящие слышат друг друга и отвечают , не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам ночлежников. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь. 14


Слайд 14

«Отверженные» в драме Анализ афиши: авторские пояснения скупы (возраст, профессия); мир «дна» многолик, социально определён(бывший барон, бывший актёр, бывший слесарь, бывший крючник); список отражает и последовательность появления действующих лиц, и иерархию этого трагического мира 15


Слайд 15

Театр «Современник» Фрагмент спектакля «На дне» 16


Слайд 16

«Отверженные» в драме 3 группы обитателей ночлежки Примирившиеся Бубнов Татарин Настя Анна Барон Клещ Страдающие, желающие начать новую жизнь Актёр Пепел Наташа Центральные герои Лука Сатин 17


Слайд 17

«Отверженные» в драме Бубнов – картузник, 45 лет . Значение имени: мастер, делающий ударный инструмент; болтун, который беспрерывно болтает, бубнит; промотавшийся или проигравшийся в карты; глупец, лентяй, прихлебатель (бубны в голове – без царя в голове). Отличительные черты: лень, равнодушие, много пьёт, на людей смотрит со стороны, чаще всех говорит о правде. «Все люди на земле — лишние». «Шум — смерти не помеха». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» «Все хотят порядка, да разума нехватка». «А кто пьян да умён — два угодья в нём…» «Вовремя уйти всегда лучше». «На что мне совесть? я – небогатый!» «Люди все живут…как щепки по реке плывут». «Всё сказки». 18


Слайд 18

«Отверженные» в драме Татарин - крючник. Ночлежники называют его Асаном, иногда князем (распространенная в то время обидная для татар кличка). Отличительные черты: проповедует необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона, слепо подчиняется закону. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» 19


Слайд 19

«Отверженные» в драме Настя («воскресшая») -«девица, 24-х лет», сожительница Барона. Отличительные черты: добрая, живёт в воображаемом мире бульварных романов, которые она читает, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В реальной жизни Настя не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». 20


Слайд 20

«Отверженные» в драме Барон – бывший барин, 33-х лет - теряет имя (Debil – немощный, хилый, тщедушный). Отличительные черты: нечестный, много пьёт, ничего нет за душой, живёт прошлым, слишком поздно осознаёт, как прошла жизнь. «Я, брат, боюсь… иногда. Понимаешь? Трушу… Потому – что же дальше? А… ведь зачем-нибудь я родился? 21


Слайд 21

«Отверженные» в драме Клещ – бывший слесарь, 40 лет, оказался в ночлежке из-за потери работы и болезни жены. Значение имени – насекомое-кровосос. Отличительные черты: презирает всех окружающих («Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди…умрёт жена), чёрств и суров по отношению к жене. После смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью. «…Какая тут правда? И без неё – дышать нечем…» 22


Слайд 22

«Отверженные» в драме Анна – жена Клеща - ощущает свою ненужность, обездоленна. «Не помню - когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь… За что? Ну… ещё немножко пожить… пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть… можно! 23


Слайд 23

«Отверженные» в драме Актёр – «лет 40», на «дно» попал из-за нужды, отсутствия работы. «Провинциальные актёры имели работу лишь в течение сезона – 6-7 месяцев, да и в то время получали жалование, когда заблагорассудится антрепренёру. Положение провинциального актёра и в моральном смысле было незавидным: переезды из города в город, поиски работы, зависимость от полицейских властей, пренебрежение со стороны общества, унижения… Сколько бы ни заработал актёр, он всё проживал за первые 7 недель, в течение которых не было работы, закладывал свой гардероб, продавал вещи. Антрепренёры сознательно затягивали переговоры контрактов, которые заключались в конце концов на самых невыгодных для актёра условиях». 24


Слайд 24

«Отверженные» в драме Актёр переживает потерю имени (сценический псевдоним – Сверчков-Заволжский: 1 часть сценического имени указывает на незаметность, 2 часть – широту натуры), добр, ищет правды (не случайно любимое стихотворение – французского поэта Беранже: Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Речь по-актёрски витиевата. «Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...» «Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички...» «Без имени - нет человека...» «Я – уезжаю, ухожу… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Я её найду, вылечусь… Я на пути к возрождению…» 25


Слайд 25

«Отверженные» в драме Васька Пепел («царственный») - 28 лет, вор, «аристократ» в среде ночлежников (у него отдельная комната). Отличительные черты: широта натуры, удаль, у него водятся деньги, и он дает ночлежникам по их просьбе на выпивку. Такой образ жизни не приносит ему удовлетворения. «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». «Я сказал – брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... Ты думаешь – моя жизнь не претит мне?.. Я - не каюсь… в совесть я не верю… Но я одно чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» «…Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня...» «Несладко живу... волчья жизнь - мало радует... за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит» 26


Слайд 26

«Хозяева жизни» Костылёв – хозяин ночлежки. Отличительные черты: ханжа, «божьими словами» прикрывает хищничество, злобу, жестокость; елейные речи сочетает с грубой бранью; скупает краденое, не гнушается обобрать до последней нитки ночлежников, тем самым толкая их на воровство. «А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…» 27


Слайд 27

«Хозяева жизни» Василиса – жена Костылёва Отличительные черты: «лютая баба», «гадюка», «зверь-баба», избивает сестру, подговаривает Пепла на убийство мужа, предаёт Ваську. «Освободи меня… от мужа!.. Ты – не сам… через товарищей! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… Видеть мне её – трудно… бью. И – буду бить!» «Убили! Мужа моего… вот кто убил! Васька убил! Я – видела!..» 28


Слайд 28

«Хозяева жизни» ПолицейскийМедведев -дядя Василисы, хозяйки ночлежки, защитник «хозяев жизни». Считает, что «вся земля в околотке помещается». О человеке судит по паспорту. 29


Слайд 29

Размышления о правде и человеке Лука – странник, скорее всего из крестьянского сословия, о себе ничего не сообщает, кроме: «Мяли много. Оттого и мягок…» Отличительные черты: деятелен, заботлив, участлив, быстро находит подход к ночлежникам («Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..»); непритязателен, мягок, но не безгрешен, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы. В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев и вселяет веру в лучшее будущее. 30


Слайд 30

Размышления о правде и человеке Имя героя восходит: евангелист Лука («lux» - светоносный, «при восходе солнца родившийся»); дано по ассоциации– «лукавый» , бес (критик Долженков). «Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью… Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого… не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего». (М.Горький.) 31


Слайд 31

Лука в оценке М.Горького и Л.Толстого «Старик у вас – несимпатичный, в доброту его – не веришь» (Л.Толстой). Развенчайте Луку: это отнюдь не «положительный» характер… в существе этой скверны лежит…злейший цинический нигилизм русских одиночек, лишних людей, у которых нет сил «бороться за свободу своего Я в недрах общества» и которые отскакивают от общества в «угол» и «подполье» Достоевского, в неприятие мира, в леса, пустыни и т.д. – вообще охвачены стремлением «разбрестись разно» (М.Горький). 32


Слайд 32

Размышления о правде и человеке Взаимоотношения с ночлежниками Лука – Анна Лука – Настя Лука – Наташа Лука – Актёр Лука – Васька Пепел Ухаживает за ней, утешает («Смерть – она всё успокаивает… она для нас ласковая») «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она». советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек». «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Воздержись!.. Возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнёшь жить снова… Человек всё может… лишь бы захотел…» «Там ты себе можешь путь найти… Там таких – надобно!» «А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» 33


Слайд 33

Размышления о правде и человеке Взгляды Луки: «Христос-от всех жалел и нам так велел»; На прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…» «Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то». «Старику – где тепло, там и родина». «Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Деткам –то жить не мешайте… Деток уважьте! ( в Евангелии: «Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им; ибо таковых есть царствие Божие») Верит в силу мечты, добра, пользу жалости. «Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али ещё что…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…да! Человек – может добру научить… очень просто! 34


Слайд 34

Размышления о правде и человеке Сатин - лет под 40, «много читал книг», «был образованным человеком». Отличительные черты: Шулер, пьяница, отрицает труд, презирает нравственные ценности, бравирует этим, но ему не чуждо сострадание, ночлежники относятся к нему с симпатией (Лука: «Веселый ты, Костянтин... приятный»). 35


Слайд 35

Размышления о правде и человеке Значение имени: Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино). Эту фамилию связывают с именем «князя тьмы» - Сатаны. Сатин – Сатана (точка зрения критика Долженкова): Сатин – разрушитель(внушает Пеплу мысль об убийстве Костылёва: «И чего ты не пришибёшь его, Василий? …ты умненько. Потом – женись на Василисе… хозяином нашим будешь…»; Актёру: «Это всё старик… навинтил Актёра»; «Никуда ты не пойдёшь…всё это чертовщина!») Имя связано с первоначальным заголовком «Без солнца» (солнце и человек – творение Бога). 3. Сатина зовут Константином. Это значит «постоянный», от слова «константа». 36


Слайд 36

Размышления о правде и человеке Взгляды Сатина: «Характер — вещь полезная». «Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются». «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». «Дважды убить нельзя». «В карете прошлого никуда не уедешь». «Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» «Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» 37


Слайд 37

Театр «Современник» Фрагмент спектакля «На дне» 38


Слайд 38

« «Жалеть людей надо». «…вовремя человека пожалеть…хорошо бывает». «Не всегда правдой душу вылечишь». «…человек должен уважать себя». «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека». «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо». Размышления о правде и человеке Лука Сатин Надежда, сострадание истина «Человек – вот правда!» «Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя». 39


Слайд 39

Размышления о правде и человеке Позиция М.Горького 40


Слайд 40

Размышления о правде и человеке Позиция М.Горького Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!» (Из очерка «Человек».) 41


Слайд 41

Источники Акимов В.М. На ветрах времени: Очерки / Оформл. Ю.Смирнова. – Л.: Дет. лит., 1991. – 286 с. ил. ISBN 5-08-000086-4. М.Горький. Собрание сочинений в 16 томах. Том 15. М.: Правда, 1979, с. 97-165. М.Горький. Собрание сочинений в 16 томах. Том 3. М.: Правда, 1979, с. 417 – 424. Гиляровский В. Москва и москвичи. М.: Правда. 1979, с.18-38  URL: http//mimege.ru. (Дата обращения - 05.10.2014)  URL: http://shkolazhizni/ru. (Дата обращения – 05.10.2014) URL: http://www.youtube.com/watch?v=Hs0GyDytM9c (Дата обращения – 20.11.2013) URL: http://www.youtube.com/watch?v=EPmZ0sDdajw. (Дата обращения – 03.02.2016) URL: http://www.famhist.ru. (Дата обращения – 12.01.2016)   42


×

HTML:





Ссылка: