Мифологическое Знание


Презентация изнутри:

Слайд 0

Мифологическое Знание Первичные представления 1


Слайд 1

Оглавление 1. Структура Знания 2. Содержание Знания 3. Особенности Знания 4. Структура Знания: понятия 5. Ядро ментограммы: блок осмысления 6. Блоки скриптов и форматов 7. Периферия ментограммы: блоки пространства, времени, социальности 8. Ментограмма в сборке 9. МежЗнаниевые связи 10. Развитие ментограммы 2


Слайд 2

1. Структура Знания Лингвистика, семиотика, риторика Психология (З.Фрейд, К.Юнг, Б.Хеллингер) Космогония Телеология (Гуманитарная) география, топика Арифметика, теория чисел, теория групп, теория множеств Химия, физика Этика, эстетика Точкой сборки Знания является сам миф как формат осмысления – придания смысла чему бы то ни было (жизни, природе, объекту, категории…) 3


Слайд 3

Мифологическое Знание является наиболее сложным из всех Знаний, структура которых установлена на данный момент времени. Оно обладает самой развитой системой связей с другими Знаниевыми Фокусами всех уровней. Мифологическое Знание первично. Как на уровне Человечества в целом, так и на уровне отдельного человека, оно открывает когнитивные и онтологические практики. 2. Содержание Знания 4


Слайд 4

Ментограмма Мифологического Знания имеет определенное сходство с ментограммой Человечества. Но ментограмма Человечества фиксирует наиболее общие, воспроизводимые, устойчивые формы человеческого бытия, в то время как ментограмма Мифологического Знания отражает наиболее общие формы человеческого познания 5


Слайд 5

Знание выстраивает «с нуля» систему понятий, позволяющую существовать в мире людей, задает первичную, или примитивную, онтологию: «онтологию без онтологии» Мифологическое Знание отвечает на вопрос, как инициировать автокаталитический процесс? То есть «как создать Х, если у нас еще нет х»? 6


Слайд 6

Знание работает с категориями и понятиями: с противоречиями в целом со страхом в целом с человеком в целом с пространством в целом со временем в целом с Языком и Речью в целом с Законом в целом 7


Слайд 7

Знание конструирует понятия: «развитие» и его производные – «цель», «результат», «предопределение», «предназначение», «эволюция», «революция» «идентичность» и его производные – «личность», «семья», «род», «племя», «народ» 8


Слайд 8

Знание разворачивает первичные понятия пространства и времени в сложное слоистое время и в сложное слоистое пространство (трехмирье), порождая при этом производные понятия «вечность», «век», как этап развития или деградации: Золотой Век, Серебряный Век и т.д., – «поколение»,«бесконечность», «круги мира», «топика», «Ойкумена», «Номос», «Дом» 9


Слайд 9

Мифологическое Знание создает коллективную память в форме мифологии или летописи и личную память в форме индивидуального скрипта (Судьбы) Оно позволяет сконструировать культуру как совокупность норм, правил, рамок, ограничений, наложенных на творчество, и науку, как совокупность инструментов мышления и коммуникации. Миф, как формат осмысления Реальности, является базовой формой мысленного эксперимента 10


Слайд 10

Мифологическое Знание работает с противоречиями, в том числе: с первичными формами базовых социосистемных противоречий: «пространство – время», «жизнь – смерть», «часть – целое» с языковыми противоречиями с фазовыми противоречиями с противоречием «иного» Оно, однако, не работает с парадоксами, объясняя их «Богом из машины». 11


Слайд 11

Оперируя противоречиями, мифологическое Знание генерирует внеобыденные формы мышления, включая диалектическое и триалектическое, намечая переход к Онтологическому Знанию Мифологическое Знание объясняет Речь и Язык и является одной из базовых форм внеприказного языка – повествования, нарратива 12


Слайд 12

3. Особенности Знания Мифологическое Знание распространено повсеместно. Мифологический язык, как и обыденный, понятен любой аудитории – в этом смысле мифологический формат осмысления можно рассматривать, как один из универсальных трансляторов. При этом Мифологическое Знание носит личный характер 13


Слайд 13

Мифологическое Знание архетипично. Это форма работы со Страхом, «прирученный страх». Мифологическое Знание апофатично, то есть действует через отрицание. Миф обеспечивает доступ человека к своему Страху, что открывает путь к Откровению. Миф можно рассматривать как «Откровение на заведомо неадекватном языке» 14


Слайд 14

Миф отвечает на первичные вопросы: Почему я родился таким? И как с этим жить? Что будет, когда я умру? Я плохой / хороший? Какие бывают плохие / хорошие? Почему так? Зачем так? Зачем я? Откуда я? Как мне жить – с собой, - с другими, - с Богом/Целым? Какой я? Каковы другие? Что больше, чем я? Как бывает? Что очевидно и что неочевидно? Что красиво? 15


Слайд 15

Миф связан с развитием формулой: всякое развитие мифологично, всякий миф телеологичен. Отсюда включение в Мифологическое Знание скриптов (сюжетов) и производных понятий Миф тесно связан со сказкой и является ответом на вопрос «что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?» Это след, ядро, «сухой остаток» сказки, функциональная сказка, сказка под задачу, «одомашненная сказка» 16


Слайд 16

Миф в значении «формат осмысления» можно рассматривать как совокупность языковых и символьных инструментов, позволяющих конструировать скрипты и модифицировать сказки вплоть до их создания. Миф не требует доказательств и не нуждается в них. Миф внеклассов, внесоциален, внекастов, внеиерархичен, вневременен, то есть представляет собой Знаниевый Инвариант 17


Слайд 17

4. Структура Знания: понятия Понятие «Человек/ » Понятие «Человечество» Понятие «Квантовый наблюдатель» «Я» «НЕ-Я» (Мир) Базовое противоречие Знания (архив) Первичная распаковка архива Понятие «Разум» Понятие «Люди» Понятие «Жизнь» Понятие «Люден» Понятие «Человек» 18


Слайд 18

Социосистема в момент своего возникновения не знала ничего, как ничего не знает и ребенок в момент своего рождения. Именно поэтому на этапе становления разума – личного или коллективного – необходимо «допригожинское Знание», способное создавать «что-то» из «ничего». 19


Слайд 19

Источником первичного Знания является «выделение Человека из природы» или акт рождения разума – возникновение базового когнитивного противоречия между «я» и окружающим миром. «Я», таким образом, оказывается первопонятием. По всей видимости, на раннем этапе развития когнитивных способностей «я» и понятие «я» совпадают: первопонятие онтологично, в отличие от всех производных понятий Лишь первопонятие дается Человеку извне (свыше?), а не создается им самим. 20


Слайд 20

Противоречие «я» и «мир», который есть «не-я», порождает у формирующегося разума ряд неудовлетворенностей, вынуждая его на развитие в форме конструирования понятий. Первым из них является понятие человека, порождающее базовую идентификацию: я (есть) человек. Это понятие распаковывается, прежде всего, в понятие «разум»: «я (есть) человек» = «у меня есть разум» или, в другой семантике: «я мыслю». 21


Слайд 21

Коллективность мышления у первых людей, наличие родителей у ребенка дополняет понятие «человек» понятием «люди». Где-то на этом же уровне развития возникает понятие «жизнь». С развитием общечеловеческого ментального поля понятие «человек» должно измениться, причем конструкт «человек?» будет раскрываться не через «людей» и «разум», а, вероятно, через «Человечество» и «квантового наблюдателя». На данный момент такой переход прописан в философской и религиозной литературе, но не в реальности. 22


Слайд 22

Понятие «Разум» Утверждение Отрицание Противоречие Блок «Разум» Понятие «Люди» «Мы» «Они» «Личность» Блок «Люди» 23


Слайд 23

Человеческий разум проявляется в способности делать как утверждения, так и отрицания. Два этих понятия самим фактом своего существования порождают понятие противоречия. Способность отрицать, возможно, является самой важной, атрибутивной характеристикой человека как носителя разума. Отрицание представляет собой волевой и, одновременно, творческий акт 24


Слайд 24

Понятие «люди» производит «первое обобщение первого лица»: к «я» добавляются «мы». В языке отрицания, причем скорее на эмоциональном уровне, чем на гностическом, сразу же возникает понятие «они». «Я» (личность) – «Мы» и «Они» составляет первый баланс Знания, то есть источник накопления социальной энергии. 25


Слайд 25

Понятие «Жизнь» Понятие «Речь» Понятие «Не-Жизнь» Понятие «Смерть» Понятие «Страх» Понятие «Не-Люди» Разум Люди Блок «Жизнь» Отрицание 26


Слайд 26

Блок «Люди» при взаимодействии с гностическим отрицанием порождает понятие «не-люди» ? «нелюди». Блок «не-люди» должен быть распакован, но пока все попытки его распаковки не привели к успеху. Взаимодействие понятий «Люди» и «Разум» привело к конструированию понятия «речь», как формата отличия людей от животных и «не-людей». 27


Слайд 27

Гностическое отрицание понятия «жизнь» породило представление о «не-жизни» ? «нежить» ? «смерть». Это понятие также должно быть превращено в блок и распаковано. Пока оно породило понятие «смерть», и оппозиция «жизнь – смерть», входящая в базовый блок вызовов ментограммы Человечества, оказалось отрефлектирована и включена в Знание, то есть обрела не только онтологический, но и гносеологический статус. Противоречие «жизнь – смерть» в процессе своего осмысления породило понятие «страх», распаковывающееся на следующих шагах развития. 28


Слайд 28

Разум Люди Понятие «Речь» Отрицательное предложение Побудительное предложение Вопросительное предложение Отрицание Блок «Речь» Объяснение Повествовательное предложение Сложное предложение Синтаксис Противоречие Блок «Язык» Дискурс Нарратив Квестив Вопрос Приказ Ответ Первичный языковой баланс Вторичный языковой баланс Механизм объяснения 29


Слайд 29

Если на уровне онтологии (ментограммы бытия Человечества) язык есть форма ответа на противоречие «жизнь – смерть», то на уровне осознания членораздельная речь воспринимается как атрибутивное свойство разума при наличии кроме «я» других людей. Речь, прежде всего, фиксируется через побудительное предложение: «Сделай! Беги! Дай!» и на этом уровне мало чем отличается от сигналов стайных животных. 30


Слайд 30

Когнитивное отрицание заставляет говорить «нет!», даже если это бессмысленно, невыгодно и опасно. Все человеческие институты построены на праве отрицания, и слово «нет!» – самое важное слово в психическом развитии ребенка. 31


Слайд 31

Слово «Нет!», фиксируя когнитивное отрицание, дополняет побудительное предложение отрицательным, и формируя противоречие. Поскольку когнитивное отрицание никогда не бывает обоснованным: по существу, оно является простым результатом применения оператора отрицания к побудительному предложению, как правило, вполне рациональному: «надень ботинки», обращенное к ребенку, или «убей мамонта», обращенное к первобытному охотнику, – отрицание вызывает удивление и, как следствие и формат этого удивления, вопрос. 32


Слайд 32

Формируется первичный языковый баланс: побуждение – отрицание – вопрос. Этот баланс, как и любой баланс, накапливает энергию – в данном случае семантическую, – порождая иновое. Таким иновым служит объяснение в форме повествовательного предложения. Когнитивное противоречие, взаимодействия с объяснением, усложняет предложение, создавая композитную структуру многих утверждений в одной упаковке. Сложные предложения создают необходимость в формате упорядочивания – синтаксисе. 33


Слайд 33

Механизм объяснения модифицирует первичный языковой баланс, порождая вторичный в форме: «приказ – вопрос – ответ». Этот баланс разрешается проектно, порождая понятия дискурса, развитого приказа, нарратива, развитого повествования, и квестива, развитого вопроса. В наше время дискурс, нарратив, квестив формируют третичное языковое противоречие. Термин «квестив», как антитеза нарративу и дискурсу, в современной филологии. На практике квестивные формы речи – и устной и письменной – известны издревле. «Диалоги» Сократа и Галилея являются квестивами. 34


Слайд 34

Люди Жизнь Разум Архив Речь Язык Не-Люди Человек Противоречие Сложное предложение Отрицание Отрицательное предложение Понятийный модуль ментограммы Люди Люди Люди 35


Слайд 35

5. Ядро ментограммы: блок осмысления Логика Миф Причина Следствие Число Измерение Пространство Время Объяснение Блок Осмысления 36


Слайд 36

Объяснение рождает осмысление Объяснение как формат повествовательного предложения, заставляет конструировать понятия причины и следствия и выстраивать причинные, антипричинные и иные связи между ними. Причины и следствия не существуют в реальном мире, во всяком случае, в таком виде, в котором они предлагаются на уровне объяснения. Они заведомо не единственны. Они легко могут меняться местами: стало холодно, потому что зашло солнце или солнце спряталось, потому что стало холодно? 37


Слайд 37

Поэтому «причина» и «следствие», как понятия, с неизбежностью рождают оппозицию, а затем и противоречие. Решение этого противоречия придает смысл объяснению, а, значит, и всему вторичному языковому балансу. Такое решение может быть только проектным. Известны два конкурирующих проекта, реализующих противоречия между причинами и следствиями: логика – и, прежде всего, в ее базовой и простейшей версии Аристотеля миф 38


Слайд 38

Логика присоединяет понятия числа и измерения (пифагорейский подход). Миф, прежде всего, работает с противоречивыми понятиями пространства и времени. По построению пространство и время не могут быть логически рационализированы, а числа не поддаются осмысленной упаковке в миф, хотя всю свою сознательную историю человечество пытается сделать и то, и другое. 39


Слайд 39

В настоящее время – и на уровне общества, и на уровне личности – логический и мифологический подходы, скорее, являются комплементарными и взаимодополняющими. Тем не менее, в их основу положены конкурентные когнитивные техники, и формирование оппозиции, а затем и противоречия между логикой, как формой осмысления мира, и мифом, как иной формой осмысления мира, неизбежно. Это противоречие рано или поздно породит управляющее третье, и в конечном счете сформируется баланс осмысления, базовый в Мифологическом Знании. 40


Слайд 40

6. Блоки скриптов и форматов Скрипт Сюжет Архетип Сказка Транслятор Закон Порядок Иерархия Дисциплина Культура Нормы Правила Наука Логика Миф Блок скриптов Блок форматов Осмысление Объяснение Синтаксис 41


Слайд 41

Синтаксис, как и в ментограмме Человечества, рождает организованности в форме Закона. Логика, как формат придания миру смысла, в сочетании с законом формирует науку. Закон конструирует понятия порядка, иерархии и дисциплины. Миф, как способ придания миру смысла, конструирует сюжеты и прежде всего «минимальные сюжеты», или скрипты. 42


Слайд 42

Сюжет, как совокупность скриптов – специфически человеческий способ придания смысла жизни человека, истории племени, бытию Человечества. Скрипты рождают сказки. Ограниченность числа сюжетов и их взаимная понятность генерируют трансляционные свойства мифа: миф, как универсальное объяснение, не требующее доказательств, понятен не только «нам», но и, до некоторой степени, и «им». Сюжеты и сказки совместно порождают архетипы. Скрипты при взаимодействии с законом формируют культуру, как совокупность норм и правил. 43


Слайд 43

7. Периферия ментограммы: блоки пространства, времени, социальности Люди Не-Люди Идентичность Осмысление Скрипты Социальность Война Род Племя Нация Социальность Функциональность Иное 44


Слайд 44

Взаимодействие скиптов (сюжетов) с базовым балансом «мы» - «они» - «я» формирует идентичность. Это понятие далее распаковывается в двух взаимосвязанных логиках: ролевой – социальность, функциональность, родовой – род , племя, нация. Противоречие Люди – Не-Люди во взаимодействии с социальностью порождают войну, как форму придания смысла общественной жизни и насыщения ее сюжетами. Само понятие Не-Люди в некоторых случаях может породить представления об Ином. 45


Слайд 45

Нижний мир Средний мир Верхний мир Трехмирье Окраина Ойкумена Номос Дом Круги мира Осмысление Топики Пространство Хронотопы Бесконечность Вечность Апокалипсис Коллективная память Календарь Онтологическое время (кайрос) Биологическое время Физическое время (хронос) Век Поколение Развитие Эволюция Революция Цель Результаты Предназначение Телеология Движение Сложное время Мифология Время Пространство Время 46


Слайд 46

Пространство распаковывается в два мегапроекта: пространство, как трехмирье с выделением нижнего, верхнего и среднего миров, пространство, как круги мира – дом, номос, ойкумена, окраина. Если в трехмирье наблюдается определенный баланс миров, то круги мира насыщены противоречиями: любая пара в перечислении кругов составляет противоречие. 47


Слайд 47

Мегапроекты образуют противоречие, разрешающееся в форме топик. Мифологическое Знание не замечает принципиального противоречия между Цивилизацией и СтраННой и, тем более, не формирует его. Для Мифа – это просто две разные топики в ряду топик. Осмысление пространства с неизбежностью рождает понятие бесконечности. Строго говоря, оно рождает также понятие нуль-пространства, например, в версии «горизонта событий» 48


Слайд 48

Время распаковывается в мегапроекты «сложного времени», как баланса механического времени (хроноса), биологического времени и онтологического времени (кайроса), и «смены поколений», естественно порождающее понятия поколения, века, эпохи, эры, эона. Понятие «поколение» задает развитие в формах революционных или эволюционных преобразований, образующих противоречие. Развитие порождает понятие цели и телеологический подход. Проблема достижения цели ставит вопрос о результате и создает модель предназначения. 49


Слайд 49

Противоречие между подходами линейного времени и понятием прогресса, как создания нового, и нелинейного времени и понятием преображения, как создания иного, породила понятие вечности и конца вечности (апокалипсиса) и сформировала проекты измерения и сохранения времени – коллективная память, календарь, летопись, мифология, как набор мифов, структурированных временем. Противоречие понятий пространства и времени развивается до противоречия блоков пространства и времени. Решением этого противоречия являются хронотопы в цивилизации и психотопы в СтраННе. 50


Слайд 50

8. Ментограмма в сборке Метограмма, разумеется, содержит ВСЕ цвета, но в нулевом приближении ее можно считать сине-фиолетовой (трансцендентные и методологические формы Знания) 51


Слайд 51

Люди Жизнь Разум Архив Речь Язык Не-Люди Люди Люди Люди Скрипты Осмысление Форматы Иное Социальность Пространство Время Мифы творения Мифы развития Языковые мифы Героические мифы Фазовые мифы Мифы грехопадения Мифы спасения Мифы конца света Квантовые мифы 52


Слайд 52

Деятельным блоком ментограммы являются мифы, вернее типы мифов: Мифы творения Мифы развития Языковые мифы Героические мифы Фазовые мифы Мифы грехопадения Мифы спасения Мифы конца света Квантовые мифы Система противоречий между мифами не сформирована. 53


Слайд 53

9. Межзнаниевые связи Мифологическое Знание связано с Географическим через ТОПИКИ и топографию, как раздел географии, (причем здесь есть и дополнительные связи второго порядка – с топологией и геометрией, то есть с математикой и физикой) Мифологическое Знание связано с Историческим через БЛОК СОЦИАЛЬНОСТИ и ИНСТРУМЕНТ СЛОЖНОГО ВРЕМЕНИ Мифологическое Знание связано с Физическим через ПРОСТРАНСТВО (БЕСКОНЕЧНОСТЬ) и ВРЕМЯ (ВЕЧНОСТЬ) 54


Слайд 54

Мифологическое Знание связано с гносеологическим через БЛОК ОСМЫСЛЕНИЯ Мифологическое Знание связано с информационным через блок СКРИПТОВ Таким образом роль Мифологического Знания в пирамиде Знаний исключительно велика 55


Слайд 55

10. Развитие ментограммы Мифологическое Знание не вполне распаковано. Очевидны следующие шаги его развития: «Отрицательные понятия» («не-жизнь» и «не-люди») будут распакованы в блоки Сложится «третичный языковой баланс» из нарратива, дискурса и квестива 56


Слайд 56

Проекты «логика» и «миф» создадут противоречие, решение которого может быть оформлено в ряд проектов В дальнейшем перспективе неизбежно возникновение «баланса осмысления»: логика – миф – ?? Мифы различных типов (творения, развития, грехопадения…) образуют систему противоречий. По всей видимости, дальнейшая эволюция этой системы приведет к возникновению структуры класса «Мальтийский крест» 57


×

HTML:





Ссылка: