РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Презентация изнутри:

Слайд 1

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Слайд 2

уникальное географическое положение полиэтничность влияние исторических традиций патриархальной общины на образ жизни россиян, ориентацию в моральных установках на авторитет личности, длительное существование тоталитарных режимов (самодержавие + советская власть). Этнокультурные особенности России, которые необходимо учитывать при анализе русской философии


Слайд 3

особую роль духовности в жизни общества и, прежде всего, роль нравственных идеалов и принципов; примат межличностных отношений над правовыми; «теургическое беспокойство», присущее русской интеллигенции вообще, а врачам в большей степени; превалирование православных моральных ценностей в массовом сознании; русский язык Особенности российского менталитета, существенные для развития национальной ФИЛОСОФИИ


Слайд 4

Пример интерпретационных вариантов перевода в аналитическом и синтетическом языках


Слайд 5

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.) III период – Русская философия XIX – начало XX в. IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). Периодизация русской философии


Слайд 6

Русь восприняла две византийские философские традиции. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью Представители: Киевский митрополит Илларион (Х1в.) Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) Философские идеи Киевской Руси


Слайд 7

Исторические условия: После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство. Окончательно оформляется крепостное право. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература. Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)


Слайд 8

 В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный. Через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства. Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии. ВЫВОДЫ:


Слайд 9

Исторические условия  сближение с Европой. -экономические реформы -развитие производства, ремесел и науки -политические новации, соседствовали с постоянными заговорами -разнообразное художественное творчество -использование жестокости и насилия при проведении реформ постоянные крестьянские выступления (две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева) постоянные войны. Наиболее крупные: -северная война 1700- 1721 -семилетняя война 1757- 1763, -с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791 В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики, укрепляется свободомыслие. Герцен А. И. «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения». Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)


Слайд 10

Ученая дружина Петра I: Василий Никитич Татищев (1686- 1750), Феофан Прокопович (1681- 1736), Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744), Иван Тихонович Посошков (1652- 1726) Идеи: Отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Разработана первая в России классификация наук. Отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной . Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. В теории познания: критерии истины -это разум, физические и математические доводы, а сама истина - это согласие суждения с предметом. Разработали философскую терминологию на русском языке. Основные этапы развития философии в этот период


Слайд 11

«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Придерживался идеи и принципов атомизма. В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайности процесса познания. Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира. М.И. Ломоносов (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма


Слайд 12

В.В. Зеньковский называл его «первым философом на Руси в точном смысле слова» Основная тема: -познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков. -соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей. Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно- европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794)


Слайд 13

Отечественная философия эпохи Екатерины II разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. А.Н. Радищев (1749- 1802) В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе: -главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта -весь живой и неживой мир состоит из единого вещества, важнейшее свойство материи- движение. -стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души -в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое уравнивание людей -исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с « шествием человеческого разума». Русские просветители 2 ой половины 18 века


Слайд 14

Исторические условия: Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций. «По какому пути развития идти России?» Русская философия 19 - начала 20 века


Слайд 15

сфера познания («вера» - «знание») сфера действия («аполитизм» - «революционаризм») сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал: в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией) в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия) в сфере нравственности - идеал человека Проблемное поле русской философии 19 века


Слайд 16

считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм. позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту. Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.)


Слайд 17

Славянофилы: Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) Основные идеи Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной. Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса; Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа; Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек; Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире. Славянофильство - идея «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса


Слайд 18

Западники: Александр Иванович Герцен (1812- 1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859), Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889) Основные идеи активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути; считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества; основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы; в социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления. Западничество - русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества


Слайд 19

Традиции славянофилов продолжили почвенники - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. Почвенники: Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864), Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881), Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885), Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891) Основные идеи: превосходстве искусства над наукой; религиозная ориентированность философии; отвержение капитализма и социализма как пути развития России. В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии:


Слайд 20

Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию. науку, политику, экономику ). Ф. М. Достоевский: «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её». Федор Михайлович Достоевский


Слайд 21

Традиции западников продолжили народники. -Петр Лаврович Лавров (1823- 1900) -Петр Никитич Ткачев (1844- 1886) -Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876) Основные идеи сохранили веру в науку; считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение. В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии


Слайд 22

Представители: Владимир Сергеевич Соловьев (1853- 1900), Николай Александрович Бердяев (1874- 1948), Сергей Николаевич Булгаков (1871- 1944), Николай Онуфриевич Лосский (1870- 1965), Павел Александрович Флоренский (1882- 1943), Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866- 1938) Основные идеи: Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как: природа человека, его свобода, смерть и бессмертие; гуманизм и его кризис; смысл человеческой истории; ряд важных социальных вопросов. Русский «религиозный Ренессанс» (русское богоискательство)


Слайд 23

Во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство Критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога - познание через веру Последовательно опровергает тезис о непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из мира людей. В.С. Соловьев


Слайд 24

Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека: в качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом). в итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение. богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. в результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. 3. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. 4. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным Н.А. Бердяев


Слайд 25

С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника). Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах. Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира - личность. П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.


Слайд 26

Ортодоксальный марксизм. Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858- 1918): разработал историко- философское, гносеологическое и социологическое объяснение материалистического понимания истории, предпринял первые попытки научного социального предвидения; определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей; предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере; разработал учение о роли народных масс и личности в истории Русский марксизм


Слайд 27

Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк На начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам: неприятия насильственных средств борьбы; неприятия подавления личности обществом несогласия с идеями «воинствующего» материализма и атеизма. «Легальные марксисты»


Слайд 28

а) В социальной философии: Опираясь на открытие русскими народниками закона неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе социализма «первоначально в одной или нескольких странах». Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде- коммунистической партии. Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии нового типа». б) В диалектическом материализме: В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новому сформулировал определение материи (в отличие от механистической трактовки её Ф. Энгельсом). в) В диалектике: -Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)». «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стало быть, философского материализма. -Введен принцип примата практики над теорией. Философия большевизма. В.И. Ленин (1870- 1924).


Слайд 29

Философия права (Б.Н. Чечерин).Развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека Естественно- научный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов) - был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Русская космическая философия (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). Универсализм русской философии проявился в наличии других течений:


Слайд 30

Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер) Формирование отечественной методологии науки. (Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов). Под видом критики происходит, знакомство с западной философией. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.) Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев) Обсуждение проблемы сознания. (Э.В. Ильенков, Д.И. Дубровский, Библер, Мамардашвили). Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей (М.С. Каган), выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность - культура - человек» ( А.П. Огурцов, Б.А. Воронович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин) Темы, связанные со спецификой философского знания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев). Осмысление социальной жизни.. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников). Главные темы работы советских философов


×

HTML:





Ссылка: