Критика Лирика Драма Проза


Презентация изнутри:

Слайд 0

Русский романтизм 3. Критика Лирика Драма Проза


Слайд 1

Эстетическое осмысление О. М. Сомов, О романтической поэзии (1823) романтическая форма русской литературы – в духе полного национального единства (географические и этнографические зоны России, различные религии и мифологии, исторические эпохи прошлого – единый облик России и единая картины русской поэзии) В. К. Кюхельбекер, О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие (1824). в противовес основным лирическим жанрам эпохи (элегии и послания) призывает возродить «высокую» оду; языку и стилю карамзинистов противопоставляет «варварский», но «богатый и мощный» «славяно-русский» язык классиков; героям байронических поэм противопоставляет носителей «силы» и «славы», героев трагедии. П. А. Вяземский, Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова (1824) одним из первых в России включивший термин «романтизм» в литературный обиход (1816), вводит понятие «народность» романтизм как утверждение исторического и национального начала в поэзии, как утверждение независимости личности (помещена в виде предисловия к изданию «Бахчисарайского фонтана» Пушкина)


Слайд 2

Жанровые и стилевые особенности русского романтизма Судьба жанра идиллии – разрушение целостности романтического мировоззрения «Рыбаки» (1821) Н. И. Гнедича: сближение с античностью ? русская жизнь не только естественное, но и начальное существование, первичная гармоническая стадия новейшей истории, «Конец Золотого века» (1828) А. А. Дельвига ? в духе общечеловеческой параболы: не трагическая случайность, а неизбежная перемена в развитии народов, неизбежная утрата первоначальной гармонии. Романтическая поэма ведущий конструктивный принцип: описание судьбы центрального персонажа дублировалось в лиро-эпической разработке образа автора, «прозаизация» персонажей и конфликтов, тип романтической поэмы, построенной на взаимодействии текстов различного характера, объема и стиля (текстов эпиграфа, посвящения, предисловия, исторических справок, основной части поэмы и примечаний) – союз эпоса и лирики, диалогическое начало в характере обработки и интерпретации материала.


Слайд 3

Декабризм в литературе Присутствие «внелитературной цели», определяемой политической идеологией декабристов. Функция слов-сигналов. Смешанность направлений: рационализм классицизма и Просвещения, элементы предромантизма и романтизма. К. Ф. Рылеев: Думы (1821–23) и поэма Войнаровский (1823–25) В. К. Кюхельбекер: трагедия Аргивяне (1822–25) Творчество декабристов в период заточения и ссылки (после 1825 ) Значение «младоархаизма» для развития русского романтизма


Слайд 4

Лирика русского романтизма Специфические обличия «образа автора» Гусарство и партизанство облика Д. В. Давыдова (1784–1839) «Душой и лирой древний грек» – А. А. Дельвиг (1798–1831) Заостренное выражение дисгармонии бытия у П. А. Вяземского (1792–1878) Студенческая вольница Н. М. Языкова (1803–1846) Мученик-арестант – А. И. Полежаев (1805–1838) Е. А. Баратынский (1800–1844) – «последний» элегик пушкинской плеяды – особенности элегизма Баратынского Поэмы Эда (1824–25), Бал (1825–28), Наложница (1829–31). «Поэт мысли»: сборник Сумерки (1842) Философская лирика 1820-х годов: поэты-любомудры Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков и др. Ф. И. Тютчев (1803–73) – периоды творчества (20–30-е и 50–60-е годы) соотношение идеи и собственно лирической стихии личностный дух и отрицание индивидуализма последовательная редукция использования формы «я» (? «мы», «ты/вы»)


Слайд 5

Проза русского романтизма (II пол. 20-х и 30-е гг.) Особенность прозы 20–30-х годов влияние достижений романтической лирической поэзии и романтической поэмы. Тематический диапазон и романтическая коллизия в прозе. Тематическая классификация романтической повести и рассказа: Светская повесть: А. А. Бестужев-Марлинский (Фрегат «Надежда», 1833), В. Ф. Одоевский (Княжны Мими, 1834). Чиновничья повесть, народная повесть и т.д. Повесть о художнике: экстраординарность центрального персонажа и конфликт с окружением. «Странность» героя. Фантастическая повесть: переход от фантастики историко-мифологической к современной, неявной фантастике (Пестрые сказки В. Одоевского, 1833; Лафертовская маковница [1825] А. Погорельского–А. А. Перовского) Вопрос об оригинальном русском романе: историческая романистика (М. Н. Загоскин: Юрий Милославский, или русские в 1612 году, 1830), плутовской роман (Ф. В. Булгарин: Иван Выжигин, 1829) роман о современном человеке (А. Ф. Вельтман: Странник, 1831–1832) циклизация как путь к роману: Двойник, или Мои вечера в Малороссии А. Погорельского (1828), Русские ночи В. Одоевского (1844).


Слайд 6

Историческая драма (Димитрий Самозванец А. С. Хомякова, 1833) Смешение традиций в драматургии (мистерия Ижорский Кюхельбекера) Бытовые, нравоописательные и комедийные тенденции в водевиле А. С. Грибоедов (1795 или 1790–1829): «Горе от ума» (1821–1824) идеологический смысл система героев: образ фамусовского общества, Чацкий – соотношение автора и героя, смешение художественных принципов: классицистических (единства времени и места) и романтических (тип героя, коллизии), язык и стиль комедии (предшественники), стих комедии (источники), своеобразие жанровой структуры. Драматургия эпохи романтизма


×

HTML:





Ссылка: