'

Космология

Понравилась презентация – покажи это...




Слайд 0

Космология Тема лекции: Бог как Творец мира Часть 2


Слайд 1

ЧАСТЬ 3. О БОГЕ В ЕГО ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ К МИРУ Раздел I. Бог как творец и промыслитель мира 1. Бог как творец мира 2. Бог как промыслитель мира 3. Основные виды творений Божиих 3.1. Мир духовный или ангельский 3.2. Человек


Слайд 2

Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения


Слайд 3

1.4. Вечность Божественного замысла о мире Мир возник не случайно, а в соответствии с предвечным Божественным замыслом. "Ведому Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15, 18). "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11, 3). Св. Иоанн Дамаскин в «Защитительных словах против порицающих святые иконы» называет этот вечный замысел о мире предвечным и всегда неизменным Божиим советом. "Бог созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, представляя их в уме Своем и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной, соединенной с хотением, мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план" ("Точное изложение...", кн.1). Вопрос к аудитории: Что означает здесь слово «Совет»? Кто с кем «советуется»?


Слайд 4

Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения


Слайд 5

1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру Поскольку замысел о творении относится к предвечному Совету Святой Троицы, то сотворение мира — это переход от вечных Божественных предначертаний (идей) к бытию тварного мира. В каком отношении Божественные идеи находятся к Богу и к миру? Если эти идеи относятся к Божественной сущности, то в таком случае творение окажется откровением Божественной сущности во вне. Такая модель соответствует платонической модели чувственного мира, как несовершенного отображения мира вечных идей. Это означает лишение тварного мира его оригинальности и самоценности, принижение творения, а значит и Бога, как его Творца, в то время как Библия подчеркивает совершенство и новизну творения. Этот вопрос является неразрешимым для томистского латинского богословия, не различающего в Боге сущность и энергию. В этом случае творение неизбежно должно мыслиться, как некое удвоение. Идеальный мир от века существовал в Божественной сущности, а потом был воспроизведен вне Бога.


Слайд 6

1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру Для Восточных отцов идеи нетварны, но это не какие-то совершенные прообразы тварных вещей, и творение нельзя мыслить, как снятие с них копий. Божественные идеи — не прообразы, а скорее орудия, посредством которых Бог творит мир, устанавливающие для каждой вещи предвечные причину, цель и способ ее существования, ее путь к совершенству, к обожению, ее образ приобщения Божественным энергиям. Отношение Божественных идей к миру и сотворение мира посредством идей правильнее мыслить не как отношение копий к совершенному образцу, а как соотношение между творческой идеей и ее осуществлением. Как творческой идеи существующей в сознании человека-художника, и тем художественным произведением, которое он создает в соответствии с этой идеей. Очевидно, что сама творческая идея и произведение как ее воплощение — вещи далеко не тождественные. Когда художник в соответствии с творческой идеей создает произведение, он тем самым вызывает из небытия к бытию нечто совершенно новое, что раньше не существовало, причем не существовало и в его уме, в его сознании


Слайд 7

Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения


Слайд 8

1.6. Творение и время Как соотносятся между собою творение и время? Если Бог творит в вечности, то нужно будет признать, что творение совечно Творцу. В Свщ. Писании прямо говорится, что творение не совечно Богу: "Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты — Бог". (Пс. 89, 3) "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17, 5). Если сказать, что Бог творит во времени, то возникает ряд вариантов: 1) Сам Бог существует во времени, и, следовательно, не вечен; 2) время совечно Богу; 3) имело место два творения, сначала было сотворено время, а потом во времени Бог сотворил весь мир. В Писании сказано, что Бог творит мир "в начале" (Быт. 1,1). Свт. Василий Великий таким образом определяет, что такое начало. "Как начало пути — еще не путь, как начало дома — еще не дом, так и начало времени — еще не время, ни даже малейшая часть времени" ("Шестоднев").


Слайд 9

1.6. Творение и время Что такое время? Блж. Августин: "Ибо, что такое время, как ни равная, преемственная и последовательная перемена, которой с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир". Время предполагает некоторую длительность, некоторый процесс, в котором можно выделить составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Но начало, т. е. первое мгновение, в которое создан мир, неделимо, оно находится вне длительности, и следовательно, вне времени. По выражению В. Н. Лосского, начало есть грань, где вечная Божественная воля соприкасается с тварным миром. Если нет твари, нет тварного изменчивого бытия, то нет изменений, нет и времени. Возникнув, тварный мир как созданный из ничего, начинает изменяться, и это изменение порождает время. Преподобный Максим Исповедник говорит: "Время от создания неба и земли исчисляется". Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем.


Слайд 10

1.6. Творение и время Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец. В Откр. 10, 6 говорится, что мир придет в такое состояние, когда "времени уже не будет", когда тварь приобщится вечности. Однако, эту тварную вечность, имеющую начало, не следует отождествлять с вечностью Божественной, потому что тварная вечность, в которой будет существовать мир, является соразмерной времени. Тварная вечность есть "неподвижное время или вечно длящееся мгновение". ("О Божественных именах") Между тварной вечностью и временем можно установить некоторое соответствие, в то время, как вечность Божественная со временем несоизмерима.


Слайд 11

Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения


Слайд 12

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире: «От Отца, через Сына, в Духе Святом» Свидетельства Свщ. Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). Глагол "бара" — в единственном числе, слово "Бог" (по-еврейски "Елогим") стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1, 26). "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их" (Пс. 32, 6). Под "словом" святые отцы понимают Слово Божие, а под "духом уст" — Духа Святого.


Слайд 13

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения О Боге Отце, как Творце мира: "Но у нас один Бог Отец, из которого все" (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: "Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!" (Деян. 4, 24). Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Прев. Троицы, к Отцу. О Сыне Божием, как о Творце мира: "Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое".(Кол. 1, 16). О Святом Духе: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". (Быт. 1, 2) Слово "носился" является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве.


Слайд 14

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения О Святом Духе: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". (Быт. 1, 2) Слово "носился" является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33, 4). "Пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли" (Пс. 103, 30). Дух Святой, по учению святых отцов, является совершителем творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). В Ин. 20, 22-23 с действием Святого Духа связывается очищение от грехов. Таким образом, все три Божественные Ипостаси одинаково являются Творцами, хотя и участвуют в деле творения различным образом.


Слайд 15

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения Каково участие Каждого Лица Св. Троицы в деле творения? Свт. Василий Великий ("Слово о Святом Духе", 6 гл.) пишет: "В творении представляй первоначальную причину — Отца, и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа". Он же говорит: "Сотворенные вещи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа". Свт. Григорий Богослов (34-е "Слово"), говоря о Боге Троице, как о Творце мира, называет Отца — Виновником, или Первопричиной, Сына — Зиждителем, Духа Святого — Совершителем.


Слайд 16

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения Недопустимо мыслить Сына и Святого Духа, как некоторые служебные орудия, смотреть на Них, как на подчиненных Отцу деятелей. Неприемлема мысль, что действие каждого Лица Пресвятой Троицы в отдельности является несовершенным. Каждое из Лиц обладает одной и той же полной и совершенной силой для действования. Это есть только отражение внутритроичных отношений. Никакая необходимость не заставляла Бога творить мир таким образом, — от Отца, через Сына, в Духе Святом. Свт. Василий Великий ("Послание к Амфилохию", гл. 8): "Если Отец созидает через Сына, то этим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенной, ни действие Сына не признается бессильным. И у Сына не недостаточно созидания, если не совершено Духом. Отец хочет творить через Сына и Сын хочет совершать через Духа".


Слайд 17

Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения


Слайд 18

1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? "Благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости" (Св. Иоанн Дамаскин "Точное изложение.." кн. 2, гл. 2). Тварного мира могло и не быть, Бог мог бы его и не творить, внутренняя жизнь Пресвятой Троицы не стала бы беднее. «Творение —свободный акт... Для Божественного существа оно не обусловлено никакой "внутренней необходимостью". Даже те нравственные мотивы, которыми иногда пытаются обосновать творение, лишены смысла и безвкусны. Бог Троица есть полнота любви. Чтобы изливать Свою любовь, Он не нуждается в "другом", потому что другой — уже в Нем, во взаимопроникновении Ипостасей. Бог потому Творец, что пожелал им быть». (В.Н. Лосский "Догм. богосл.", стр. 223) На вопрос о причине творения мы не можем дать ответа, можем лишь указать на Божественную благость как побуждение для творения мира, а не его причину.


Слайд 19

1.8. Побуждение и цель творения 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.8.2.1. Блаженство твари, как цель творения мира В качестве цели творения в Откровении указывается блаженство твари: "Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом" (Пс. 103, 28). Бог дает твари "все обильно для наслаждения" (2 Тим. 6, 17).


Слайд 20

1.8. Побуждение и цель творения 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.8.2.2. Слава Божия, как цель творения мира "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18, 2). Сходные с этим по смыслу тексты Свщ. Писания не стоит понимать буквально, потому что Бог не нуждается в каком-либо восхвалении и «не требует служения рук человеческих» (Деян. 17,25). Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, что Он имел у Отца славу еще "прежде бытия мира" (Ин. 17, 5). Сам Бог, Пресвятая Троица, есть Бог славы, и каждая из Ипостасей Троицы в Свщ. Писании называется Богом славы. Бог Отец назван "Богом славы" (Еф. 1, 17), Сын Божий — "сиянием славы" (Евр. 1, 3), а Дух Святой — "Духом славы" (1 Пет. 4, 14). Блаженство твари и Слава Божия как цель творения - взаимосвязаны: "По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари» (Свт. Филарет Московский )


Слайд 21

Бог как творец мира: содержание раздела 1.1. Нехристианские концепции происхождения мира 1.1.1. Дуализм 1.1.2. Пантеизм 1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего. 1.4. Вечность Божественного замысла о мире 1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру 1.6. Творение и время 1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения 1.8. Побуждение и цель творения 1.8.1. Почему Бог сотворил мир? 1.8.2. Для чего Бог сотворил мир? 1.9. Совершенство творения


Слайд 22

Согласно Божественному Откровению, мир, созданный Богом, является совершенным. "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31). 1.9. Совершенство творения


Слайд 23

Эти слова о совершенстве творения являются его вечной характеристикой. Наш мир очевидно не является совершенным: потому что если бы это действительно было так, то в этом мире было бы невозможно никакое нравственное совершенствование, к которому призван человек ("Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48); искупительный подвиг Спасителя, который и имеет своей целью совершенствование человека, а через него и всего мира, был бы лишен смысла. В мире есть зло. В мире есть страдание и недостаточность. 1.9. Совершенство творения Вопрос к аудитории: Как понимать это противоречие – мир создан Богом совершенным, но в нем столько несовершенств?


Слайд 24

Зла Господь не творил и его происхождение связано со свободой воли личностных творений Божиих – ангелов и человека. Страдание и недостаточность являются следствиями зла в мире. Мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем цели, ради которой он был создан. Даже после грехопадения мир лежит во зле, но сохраняет свою ценность в очах Божиих, и эта характеристика остается в силе. сам мир не является злом, поскольку всякое творение по природе своей благо, даже если по какой-то причине способ существования твари изменился и пришел в противоречие с тем способом, которым изначально был задан ей Творцом. 1.9. Совершенство творения


Слайд 25

Два основных принципа в отношении тварного мира: Этот мир со всем, что в нем, принадлежит нам христианам. "Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4). Все, что создано Богом при должном употреблении всегда будет на благо человеку и для его блага существует. Этот мир и все, что в нем, не является конечной целью жизни христианина. Христиане ожидают "нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет. 3, 13). По обетованию Божию на смену настоящему состоянию мира придет новое состояние, более совершенное. 1.9. Совершенство творения


×

HTML:





Ссылка: