'

Язык программирования Pascal

Понравилась презентация – покажи это...




Слайд 0

Язык программирования Pascal


Слайд 1

Программа — это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Языком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом.


Слайд 2

Интегрированная система Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования. В эту систему входят: текстовый редактор; компилятор; компоновщик; загрузчик.


Слайд 3

Интегрированная среда Турбо Паскаль запускается программой TURBO.EXE (Вр.ехе). После успешного вызова системы экран ПК приобретает вид, показанный ниже.


Слайд 4

Алфавит и некоторые основные операторы языка Pascal Алфавит языка Паскаль включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова. Буквы — это буквы латинского языка, а также знак подчеркивания. Паскаль не различает прописные и строчные буквы, если только они не используются в качестве данных программы.


Слайд 5

Цифры — арабские цифры от 0 до 9. Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 шестнадцатеричных цифр обозначаются арабскими цифрами от 0 до 9. Оставшиеся 6 латинскими буквами А .. F. Специальные символы: + - * / , ' . : ; <> [ ] { } ( ) ^ @ $ # <> >= <= := (* *) (. .) Пробелы в Паскале являются разделителями.


Слайд 6

Идентификаторы — это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, модулей, функций и других конструкций языка. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа. Идентификатор состоит из любых букв латинского алфавита, цифр, знака подчеркивания. Идентификатор не может начинаться с цифры. Идентификатор не должен совпадать ни с одним из зарезервированных слов.


Слайд 7

Константы. В качестве констант в Паскале могут использоваться целые вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов. Целые числа могут принимать значения от -231 до (231- 1). Если целочисленная константа выходит за рамки указанного диапазона, то компилятор выдает сообщение об ошибке. Вещественные числа записываются с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Символьная константа — это любой символ ПК, заключенный в апострофы. Например: 'z' — символ z.


Слайд 8

Переменные можно сравнить с устройством, способным хранить элемент информации, например, число. Во время выполнения программы содержимое этого устройства может меняться.


Слайд 9

Операция присваивания. В результате присваивания переменная получает конкретное значение. Имя Пременной:=Выражение := — оператор присваивания языка Паскаль.


Слайд 10

Выполнение инструкций присваивания заключается в следующем: вычисляется результат выражения, находящегося справа от символа «:=»; вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа «:=». Пример. Counter:=0; Pi:=3.1415926; z:=(rl+r2)/(r2*rl); d:=b*b-4*c*a;


Слайд 11

Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами. Операндами выражений могут быть числа (константы) и переменные. Операторы обозначают действия, выполняемые над операндами.


Слайд 12

Арифметические операторы, которые применяются для записи алгебраических выражений на Паскале:


Слайд 13

Правила выполнения операторов: Операторы *,/, div, mod имеют более высокий приоритет и выполняются раньше , чем операторы + и -. Если приоритет операторов одинаков, то оператор, стоящий левее, выполняется раньше. Для задания любого нужного порядка выполнения операций в выражениях можно использовать скобки.


Слайд 14

Пример. Математическая запись функции имеет вид: Запись этой функции на Паскале: Y:=(2*x)/(x+3)


Слайд 15

Cтруктура программы на языке Pascal Любая программа (или программная единица — процедура или функция) на Паскале состоит из трех основных разделов: Раздел заголовка Раздел описаний Раздел исполняемых операторов (тело программы)


Слайд 16

Заголовок состоит из зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится знак ;. Описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) — CONST. Тело программы - раздел исполняемых операторов. Оформляется операторными скобками: begin ... end. Все операторы, реализующие алгоритм, должны помещаться между этими операторными скобками.


Слайд 17

Структура программы Pascal имеет вид: Program ИмяПрограммы; Var ...; Begin … End.


Слайд 18

Типы данных языка Паскаль Для всех переменных в программе должен быть определен их тип. Целый — Integer — значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768; 32767]. Вещественный — Real — значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2,9 • 10-39; 1,7 • 108]. Логический — Boolean — переменная этого типа может принимать только два значения: истина (true) или ложь (false). Символьный — Char — значением переменной этого типа может быть любой символ из набора ASCII-символов.


Слайд 19


Слайд 20

Составной оператор — это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки — зарезервированные слова Begin ... end. Begin … begin … … end; … end End. Символ «;» называется пустым оператором и означает окончание предшествующего ему оператора.


Слайд 21

Операторы Оператор вывода – Write( ); или Writln( ) Оператор ввода – Read( ); или Readln( ) Оператор присваивания - := Для вывода вещественного значения используют форматы вывода. Например: Write(D:5:2 ), где первая цифра – количество знаков в числе, вторая – количество знаков после запятой.


Слайд 22

Линейный алгоритм Задание. Составить программу. Даны переменные А и В. Требуется обменять их значения, т.е. переменная А должна получить значение В, а В — значение А. Program Obmen; Var a,b,dop:integer; Begin Write(‘Введите значения двух переменных a,b ’); {Значения можно вводить через пробел или запятую} Readln(a,b); dop:=a; a:=b; b:=dop; Writeln(‘a= ’,b,‘b= ’,a); End.


Слайд 23

Оператор условного перехода if <условие> then <действие1>; if <условие> then <действие1> else <действие2>; if <условие> then begin <действия1;> end; else begin <действия2>; end;


Слайд 24

Ветвящийся алгоритм Задание. Составить программу. Вычислить значение Y: x+2, если x<10 Y= x-2, если 10?х Program Vetv1; var х, у:real; Begin Write (х); Readln(x); if х<10 then у:=х+2 else у:=х-2; Writeln(у); End.


Слайд 25

Оператор цикла с параметром а) шаг равен +1 For <параметр>:=<нач.знач.> to <кон.знач.> do <оператор>; б) шаг равен -1 For <параметр>:=<нач.знач.> downto <кон.знач.> do <оператор>;


Слайд 26

Оператор цикла с параметром Пример. Вычислить сумму натуральных чисел: S=1+2+3+…+N. Program Sum1; var n:integer; Begin write(n); readln(n); S:=0; for i:=1 до n do S:=S+i; writeln(S); End.


Слайд 27

Оператор цикла с постусловием repeat <оператор1>; <оператор2>; … <операторN> until <условие>;


Слайд 28

Оператор цикла c постусловием Пример. Составить программу, которая вводит символ и выводит на экран его код. Функция Ord(ch) – возвращает код символа ch в ASCII-таблице Program Symbol; var ch:char; const Cr=13; Begin repeat write(ch); readln(ch); writeln(Ord(ch)); until Ord(ch)=Cr; End.


Слайд 29

Оператор цикла с предусловием while <условие> do <оператор>;


Слайд 30

Оператор цикла с предусловием Пример. Дано натуральное число N. Просуммировать это число 5 раз. Program Kol; var k,N,S:integer; Begin write (N); readln(N); S:=0; k:=0; while k<5 do begin k:=k+1; S:=S+N; end; writeln (S); End.


Слайд 31

Для управления работой циклическими операторами существуют две процедуры: BREAK - немедленный выход из цикла, управление передается оператору, стоящему сразу после тела цикла; CONTINUE - обеспечивает досрочное прохождение цикла, эквивалентна передаче управления в конец циклического оператора.


×

HTML:





Ссылка: