Крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи


Презентация изнутри:

Слайд 0

Крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи Автор: ThLic. Антон Крачуновски, OFM


Слайд 1

Древнее христианские символы Первые 4 века христиане очень редко изображают Крест. Как пишет ап. Павел в послании: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». (1 Кор.1,23) Чаще этого были изображены символы: рыба, монограмма имени Христа, агнец, якорь, голубь, феникс, орёл, павлин, петух, оливковая ветвь, светильник. В 4 веке, как главный символ христианства победил Крест. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин 15,13)


Слайд 2

Символ Креста В 5 веке Крест занимает центральное место в храме. До 7 века обычно Крест был без распятия, а Христос на Кресте был изображен как агнец. В 7 веке, в 692 году в Константинополе по правилам Трульского собора было принято, что Христос на Кресте будет изображаться как человек (реакция на монофизитство – у Христа только одна, а именно - Божественная природа).


Слайд 3

Живой Христос До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим. На Распятии фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Только в Х веке появились изображения мертвого Христа в Византии, но укоренилось в западней Римской церкви.


Слайд 4

Икона. На икону не только смотрим. Икону надо «читать»! Чтобы «читать» необходимое знать алфавит и понимать смысл слов. Языком иконки является символ. «Все на иконе является символом и имеет свой смысл. Не только содержание, но и форма и цвет» (Сергей Булгаков).


Слайд 5

Евангелия от Иоанна Икона Креста из храма Сан-Дамиано в Ассизи написана по Евангелию от Иоанна. Написана по Византийским канонам сирийскими монахами, живущими в Умбрии (провинция Италии) в 12 веке. Крест св. Дамиана в полной мере соответствует представлению об иконе как "окне в горний мир", поскольку изображает не только страдающего, но и прославленного Христа. Высота Креста: 210 см Ширина Креста: 130 см Толщина Креста: 10 см


Слайд 6

Церковь святого Дамиана в Ассизи Церковь, построенная в 7 веке, во время св.Франциска в руинах. Первый монастырь сестер Клариссы. В 1207 г. в этой церкви св. Франциск услышал из креста голос Христа. Крест находился на этом месте до 1260 г. и сестры Клариссы взяли эго с собой в храм св. Георгия (сегодня св. Клары). San Damiano


Слайд 7

Францисканская реликвия Крест св. Дамиана является одной из главных реликвий Ордена Меньших Братьев – францисканцев, поскольку Христос из этого Креста говорил со святым Франциском из Ассизи, основателем Ордена Меньших Братьев. Молясь перед распятием в храме Сан-Дамиано, св. Франциск услышал слова Господа: «Иди и восстанови мою Церковь».


Слайд 8

Победитель смерти и сатаны «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти». (Рим. 6,9) Смотря на Крест на расстоянии заметно, что основным цветом является красный цвет. Красный цвет – символ крови, жертвы и любви. На задним фоне находится горизонтальная черная линия, которая представляет гроб Господень (смерть). Черный цвет символизирует также Диавола. Жертва Христа (кровь) и любовь победили над смертью и Диаволом. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». (Рим. 5,20)


Слайд 9

Воскресший Христос Христос стоящий на Кресте и живой. «И я взглянул, и вот увидел …. стоял Агнец как бы закланный». (Откр.5,6) «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит ученикам: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». (Ин. 20,19-20)


Слайд 10

Прославленное и сияющее тело Христа На Кресте самым светлым и теплым местом является тело Христа. Кроме ран по гвоздям и ребре нет никаких знаков страдания. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». (Ин. 8,12)


Слайд 11

Христос священник. Одежда распятого Христа. Золотой пояс (лат. perizoma, греч. ????????) иногда в смысле и как передник одевали священники во время жертвоприношения. «Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы… и посвяти их, и они будут священниками Мне. И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище». (Исх. 28, 40-43) «За нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека». (Ев.6,20)


Слайд 12

Христос - Бог Лик Христа в сравнении с плотью намного темнее. Специалисты утверждают, что на лику Христа сделана тень как вуаль. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу». (1 Кор. 13,12) «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1,18) Возможна тень возник из-за выступающей части нимба и головы Христа от свечей и кадила.


Слайд 13

Очи Христа Открытые глаза – натуральный знак жизни. Из глаз Иисуса не исходит страх. В них мир и призыв к диалогу. На иконе Ярое Око (14 в.) должен разбудить страх. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». (Откр. 1, 17-18) Широко открытие очи видят больше, чет очи тела. Сам Бог смотрит на нас и говорит с нами. Первые века христиане часто символически называли Христа «РЫБОЙ» потому что, буквы греч. слова (?????) ichthys рассматривались как акроним выражения Jesous Christos Theou Hyios Soter, «Иисус Христос, Бог Сын, Спаситель». У рыбы всегда открытые глаза. Христос с открытыми очами (Christus crucifixus vigilans – Бодрствующий распятый Христос) был толкован как «мистический лев», потому что лев спит с открытыми глазами. Человечество Христа спит, но Божество бодрствует.


Слайд 14

Рот Христа На лике Иисуса нежная улыбка. Святой Франциск Ассизский долго смотрел на этот лик и рот и ожидал слово Божие. Что мне делать? Какая Твоя воля? Иногда в жизни надо остановиться и искать волю Божию. Что хочет Бог мне сказать?


Слайд 15

Ухо Христа В иконографии открытое ухо является чем-то важным. Бог тот, который слышит народ свой. Но и икона способная «слушать голос человека». «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день». (Пс. 85, 1-3)


Слайд 16

Шея Христа На многих иконах у Иисуса широкая шея. Шея для дыхания. Дух - изначально евр. слово руах , как и греч. пнеума (??????), означало «дыхание» или «ветер». Оно отличает живое существо от мертвого. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа (?????????), Своего». (1 Ин. 4,13) «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои… дунул, и говорит им: примите Духа (??????) Святого». (Ин. 20,19-22)


Слайд 17

Волосы Христа Длинные волосы часто символизировали солнце. «И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей». (Откр. 1,16) В среднем веке длинные волосы у мужчин была привилегия тех, которые были из царского и княжеского рода. В среднем веке длинные волосы носили и священники, как в Ветхом завете у назореев. Волосы приглажены, потому что он победитель.


Слайд 18

Корона славы На голове Христа нет тернового венка, но как дополнительным символом «Христа как солнца» является золотой нимб. С 6 века иконописцы для Христа рисовали нимб крестчатый, что обозначало: Christus triunfans, Christus Viktor, Kyrios i Basileus. (Христос Победитель, Правитель и Царь) Крест Христа начал пониматься не как инструмент смерти, но как трон славы для Правителя. Крест в нимбе во виде Папского Креста.


Слайд 19

Раны и кровь Христа Кровь из ран Христа не течет, но опрыскивает! Он живой. Раны являются источником исцеления. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис. 53,5) Кровь Христа стекает на тех, которые под крестом. «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». (Откр. 7,14) Изображение способом пригвождения Христа тремя гвоздями в западной Церкви начинают изображать приблизительно с 1200 года.


Слайд 20

Пресвятая Троица В центре груди Иисуса находится нарисован в профиль образ Бога Отца. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». (Ин. 17,21) На животе нарисован круг – знак Вечности а в круге в профиль нарисован Бог Сын – Слово (Logos). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». (Ин. 1,1-2) На лбу нарисован Дух святой. «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». (Кол. 2,9)


Слайд 21

Символика цветов Черный – смерть, грех, гроб, Диавол, зло. Белый – чистота, всемогущество. Красный – кровь, мученичество, любовь, Дух Святой, жертва; – огонь, страстность, прелюбодеяние, искушение. Розовый – Божия мудрость. Золотой – Божественность, святость, царственность, власть, слава.


Слайд 22

Другие личности у кресте В средневековом искусстве и изображении креста любимой темой была тема «дерево жизни». Крест св. Дамиана засыпан плодами искупительной смерти Христа. «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». (Ин. 17,24) На кресте нарисованы маленькие личности и большие. Их лица часто похоже друг на друга, потому что вера в Христа сделала их родственниками, новой семьей, которой является Церковь Христова. Евангелист Иоанн пишет: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». (Ин. 19,25)


Слайд 23

Мария Мария занимает почетное место на внешней левой стороне. Псалом 45 говорит про Бракосочетание царя: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную (с правой стороны) Тебя в Офирском золоте». (Пс. 45,10) Мария повернута к Иоанну. «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой».


Слайд 24

Мария Левая рука прижата к щеке, — это знак печали (скорбящая), но на лике Марии нежная улыбка. Только у Марии длинная украшенная вуаль, покрывающая голову, знак обрученной девицы. Белая вуаль и символ Непорочности. Она украшена драгоценными камнями. В иконографии это символ присутствия даров Духа Святого. Полная благодати. Верхняя одежда у Марии тёмно красного цвета – символа безграничной любви. Нижняя одежда фиолетового цвета – символ Ковчега завета. «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». (Лк. 2,19) Правой рукой показывает на Иисуса. «Что скажет Он вам, то сделайте». (Ин. 2,5)


Слайд 25

Иоанн Иоанн занимает на иконе тоже самое место, как на Последней Вечери. «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса». (Ин. 13,23) Иоанн повернут к Марии. «Потом говорит (Христос) ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин. 19,27) Правой рукой показывает на Иисуса. Выражает слова, которые сам написал в евангелии: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин. 1,29) Одежда Иоанна тёмно разового цвета – что обычно символ Божией премудрости. Это выражает роль Иоанна (учитель Божией мудрости) - написать мистическое Евангелие, Послания и Откровение. Стоит у пронзённого ребра. «Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». (Ин. 19,34-35) Нижняя одежда белого цвета – символ чистоты.


Слайд 26

Мария Магдалина По левой стороне от Креста находится раскаившаяся грешница Мария Магдалина. «И вот, есть последние, которые будут первыми». (Лк. 13,30) Она первая разглашает весть о Воскресшем Христе. (Apostola Apostolarum – Апостола Апостолов) Ее одежда красного цвета – символизирует любовь. «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». (Лк 7,46) Правая рука прижатая к щеке, — это знак печали. Жест выражает и сильные чувства. На лике Магдалены нежная улыбка. Она в доверительном разговоре с Марию, матерю Иакова.


Слайд 27

Мария, мать Иакова «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова». (Ин. 19,25) Мария Клеопова- близкая родственница Девы Марии. Кажется, она была сестра св.Иосифа, или его братьев. Мать апостолов Иакова (Алфеева) и Фаддея, зваными братьями Иисуса. «На рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». (Мт. 28,1) Жест левой руки символизирует верность. Она представляет всех простых верных Христу.


Слайд 28

Сотник Сотник, слугу которого исцелил Иисус. (Мт. 8,5-13) «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». (Мт. 8,8;10) В левой руке держит кусок балки. «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». (Лк. 7,4-5) Сотник ответственный за смертную казнь Христа который вызнал: «Воистину Он был Сын Божий». (Мт. 27,49) В левой руке держит свиток или книгу Закона, которая предсказывает пришествие Мессии. Правой рукой выражает Символ веры: Пресвятая Троица и два естества Христа, Бог и человек. У сотника нет нимб. Одеты в одежды римлян. Толкование позволяет два варианты.


Слайд 29

Автор? «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». (Мт. 18,3-4) Если это сотник, слугу которого исцелил Иисус, тогда маленькая глава изображает его сына и его поколение. «И уверовал сам и весь дом его». (Ин. 4,53) Если это сотник, ответственный за смертную казнь Христа, тогда это народ, который окружал его. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса…». (Мт. 27,54) За плечом сотника находится загадочная личность. Толкование позволяет три варианта. Автор иконы. Его мечта быть между большими в Царстве небесном.


Слайд 30

Лонгин «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». (Ин. 19,33-34) Смотрит на Христа, чем выполняется пророчество из книги пророка Захарии: «Воззрят на Того, Которого пронзили». (Ин. 19,37) На некоторых подобных иконах кровь, стекающая с локтя Христа, попадает на глаза Лонгина, который, согласно легенде, был исцелен от слепоты на один глаз во время распятия Иисуса. Традиция называет воина, который пронзил ребро Христа именем Лонгин (Longinus). В его руке копьё.


Слайд 31

Еврей Одежда и тип лица нам выдают что это еврей. На иконе нет написанного имени еврея. Иконография из 6 века изображает еврея, который подал губку Иисусу. «Стоял тут сосуд, полный уксуса. Тогда наткнув на копье губку, полную уксуса, поднесли к Его устам». (Ин. 19,29) Апокрифное Евангелие от Никодима из 2 века называет его Стефатон (Stephanos), и обычно делает пару солдату, пронзившему ребро Христа (Longinus). Имя Стефатон представляет собой измененную форму греческого слова, означающего губку. Эта пара выражает факт, что при смерти Иисуса соединись римляне и евреи. «Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием». (Ин. 18,3)


Слайд 32

Ангелы у рук Иисуса Возле пронзенных ладоней Иисуса на иконе изображены четверо Ангелов, которые своими жестами в живом диалоге. Диалог не о смерти, но о воскресении Христа. За ними находится пустой гроб.


Слайд 33

Женщины у гроба «И когда они (женщины) были в страхе и наклонили лица свои к земле, (ангелы) сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». (Лк. 24,5-7) Марии Магдалине ангелы говорят: «жена! что ты плачешь?». (Ин. 20,13) «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». (Мт. 28,1)


Слайд 34

Петух По правую сторону от ног Иисуса помещено изображение маленького петуха, который напоминает нам об отречении Петра, предостерегая против излишней самоуверенности. (Ин. 18,15-27) Открытый клюв выражает что он поет. Символ связанный и символом Христа как солнца-победителя тьмы и воскресшего Христа (проснулся). Святой Амброзий пишет о Христе: «Пусть нам споет этот Мистический Петух во время святых действии». В среднем веке часто петуха помещали под крест как символ Победителя. Петух является и знаком бодрствования перед искушениями этого мира.


Слайд 35

Гроб и преисподняя За руками Христа находится Гроб Господень, а у ног преисподняя. В восточной иконографии у ног распятого или воскресшего Христа находится преисподняя (ад, шеол). Жилище мертвых, куда сошел умерший Христос. «Он ищет Адама нашего первого отца как потерявшуюся овцу. Он хочет посетить всех сидящих во тьме и сени смертной. Избавить от скорбей пленного Адама и плененную вместе с ним Еву идет Бог, их же Сын…». (древ. проповедь на Святую Субботу, ККЦ 635) Кров Христа течет в преисподнюю. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». (1 Ин. 1,7) Кровь Христа омывает череп Адама. Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико,1435 г.


Слайд 36

Фигуры у подножия Креста В нижней части креста св. Дамиана едва различимы фигуры двух покровителей Умбрии - святой Иоанн (или покровитель Церкви св. Дамиан) и Михаил. Предполагается, что рядом с ними могли быть также изображены св. Руфин, св. Иоанн Креститель, св. Петр и св. Павел. К идее иконографии воскресшего Христа бы тоже подходили и Ветхозаветные святые.


Слайд 37

Иисус во славе Вознесение. С этого момента Крест не является инструментом позора, но победы и надежды. Господь выходит из гроба и вступает в небесные чертоги. Вокруг Него - хор из десяти Ангелов, пятеро из которых, протягивая руки, приветствуют Иисуса. У Иисуса белая одежда, золотой плащ (символ Божества) и красный шарф (священство?). Возносящийся Христос находится в круге – символ совершенства и вечности. «Совершилось!». (Ин.19.30) Одежда ангелов тоже самого цвета как у Христа. Это знак единства со Христом. Это его армия. В верхней части композиции мы видим Иисуса, облаченного в царские одежды, который держит в руках крест, словно жезл победителя.


Слайд 38

Десница Бога-Отца «Бога не видел никто никогда». (Ин. 1,18) По принятым канонам Бог Отец изображался только символически. Самым любимым символом был Руки в облаках (Manus Dei, Dextera Dei). Она находится в круге – Вечный Бог, Совершенный. Протянута рука знак желания контакта Бога с человеком и Правления Вседержителя. Смерть Христа на Кресте произошла из желания и благословения Бога Отца (двуперстие). «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». (Ин. 6,38) «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу». (Ин. 19,28)


Слайд 39

Надпись на кресте Икона была принята Церквовью только после того, как была написана надпись, которая подлинно выражала истину, нарисованную на иконе. Надпись давала «Иконе имя». На кресте из храма св. Дамиана надпись: «IHS NAZARE REX IVDEORV». IHS - сокращение имя Иисус из греческого языка (IHCOYC) в латинской форме (IHCOYS). NAZARE REX IVDEORV - Назорей, Царь Иудейский. «Иисус Назорей, Царь Иудейский». (Ин 19,19)


Слайд 40

Ракушки Рамочка Креста расписана ракушками. В древнем веке ракушки из-за своей красоты и долговечности были символом Вечности. Икона выдает красоту вечной небесной тайны. Эту тайну можно понять только через Тайну Креста, поэтому в нижней части нет ракушек, чтобы человек вошел, как через дверь в эту Тайну (misterium). Ракушки вида pecten способные далеко передвигаться и являются символом паломников. В этом смысле Крест является Путём к жизни вечной. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас». (2 Тим. 2,10)


Слайд 41

Базилика святой Клары в Ассизи Базилика великая (basilicae maiores) св. Клары построена (1257-1265) на основании храма св. Георгия. В 1260 году сюда пришли сестры Клариссы. В часовни по правой стороне храма расположен оригинальный крест из церкви св. Дамиана (Sab Damiano).


Слайд 42

Кресту Твоему поклоняемся, Владика, и святое Воскресенье Твое славим. Святой Крест Твой почитаем и святое Воскресенье Твое славим. Аминь


×

HTML:





Ссылка: