'

Содержание

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Содержание Платон Аристотель Августин Блаженный Аль-Кинди Николай Кузанский Томмазо Кампанелла Рене Декарт Джон Локк Вольтер


Слайд 1

ПЛАТОН (427-347 до н.э.) Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира. По Платону чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу. Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон» , «Законы» и другие .


Слайд 2

АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 до н.э.) Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона. Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.


Слайд 3

Философское учение Аристотеля Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие .


Слайд 4

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430) Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».


Слайд 5

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.


Слайд 6

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его всеблагость. Но в мире творится зло. В неоплатонизме зло рассматривается как отрицательная степень добра. Опираясь на тексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августин доказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в товарную определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении. Основные произведения: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «Об учителе», «О бессмертии души», « О граде Божием» и другие


Слайд 7

АЛЬ-КИНДИ (800 – 870)   Арабский философ, первый представитель восточного аристотелизма, был прозван «философом арабов», или «философом бедуинов», поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Также является автором изложения ряда произведений античных философов и комментариев к «Категориям», «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно около 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих сочинениях Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби, его интересовали, прежде всего, неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом. Аль-Кинди оказал большое воздействие на развитие арабской и средневековой европейской философии; труды Аль-Кинди переводили Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Бэкон. Основные произведения: «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях» и другие


Слайд 8

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464) Николай Кузанский - философ, теолог, учёный, церковно-политический деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи. Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание. Руководствуясь основной для него идеей вселенского единства , выступил в процессе работы собора за централизацию церкви. Будучи ближайшим советником папы Пия II, в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Кузанский дал законченное выражение универсализма средневековой мысли и вместе с тем явился первым философом нового времени, предвосхитив многие идеи и методы математического естествознания и развив в своём творчестве тенденции, не потерявшие своей актуальности до настоящего времени. Диалектическая тенденция выразилась у Кузанского в его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и цельности - бесконечном "максимуме", который не сводим ни к чему конкретному и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отдельными вещами.


Слайд 9

Этот "максимум" есть одновременно и бесконечный "минимум", поскольку целостность максимума не допускает никакого деления. Он вообще есть совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), которое Николай Кузанский трактует весьма разнообразными способами, в том числе как принцип отрицания: абсолют, "не-иное" есть "иное" "иного", которое определяет собою и себя и иное, превышает и утверждение и отрицание, будучи "утверждением утверждения". "Абсолютный единый максимум" трактуется как высшее достижение разума и как нечто превышающее самый разум; для позднего Николая Кузанского - это уже и не "бытие" в традиционном смысле, а "возможность", заключающая в себе одновременно начало и формы и материи. Н.Кузанский принадлежит семь специальных трактатов по математике. Предвосхищая космологию Н.Коперника, Н.К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания, предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Основные произведения: «Об ученом незнании», «О предположении», «Простец об уме», «О католическом согласии» и другие.


Слайд 10

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568–1639) Итальянский философ и поэт, родился в Стило (в Калабрии, Италия) 5 сентября 1568. В 15 лет стал монахом-доминиканцем, в школах ордена изучал труды Аристотеля, Фомы Аквинского, астрологию и каббалу. Прочитав работу Телезио «О природе вещей согласно ее собственным началам», выступил против аристотелевской философии и в защиту Телезио с книгой «Философия, доказанная при помощи чувств». Был арестован по обвинению в ереси, но вскоре выпущен; затем вновь арестован в 1593, но оправдан в 1596. В это время написал труды: «О христианской монархии», «Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков». Арестованный вновь в 1599 по обвинению в заговоре против испанского режима в Неаполе, был осужден в 1602 к пожизненному заключению (провел в тюрьмах почти 27 лет), во время которого и написал главные философские работы, в частности «Защита Галилея», «Об ощущении вещей и магии» , «Побежденный атеизм» и множество других, а также поэмы, мадригалы, сонеты и другие поэтические произведения, представленные в Избранном. Кампанелла был освобожден в 1626, а в 1629 оправдан. Пытался донести свои идеи до папского двора. В 1634, испугавшись нового осуждения в связи с открывшимся заговором в Неаполе, бежал в Париж под покровительство Людовика XIII и кардинала Ришелье. Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639г.


Слайд 11

В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами – каждая на своем уровне; все стремится к самосохранению; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом. Политическая философия Кампанеллы в его «Городе Солнца» содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти («монархия Мессии»). Основные произведения: “О природе вещей согласно ее собственным началам” , “О христианской монархии” , “Защита Галилея” , “Побежденный атеизм”, “Город Солнца” и другие .


Слайд 12

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596–1650) Французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья. Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ в провинции Турень в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из «Рассуждения о методе» , переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками.


Слайд 13

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – «Рассуждение о методе" и в трактатах «Диоптрика», «Метеоры и Геометрия». В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, подающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. Притязание подкрепляется примерами результатов, полученных с помощью метода, и хотя Декарт делает несколько ошибок, следует заметить, что эти результаты были получены во многих областях и за весьма малый отрезок времени. Декарт переходит к доказательству бытия Бога, не предлагая здесь каких-то особенно оригинальных идей. Вполне традиционно онтологическое доказательство: из самой идеи вещи совершенной следует, что эта вещь действительно существует, поскольку совершенное существо должно обладать, среди бесконечного числа других совершенств, совершенством существования. Согласно другой форме онтологического аргумента (который правильнее было бы назвать космологическим доказательством), Я, существо конечное, не могло бы обладать идеей совершенства, которая (поскольку великое не может иметь малого в качестве своей причины) не могла быть произведена нашим опытом, в котором мы встречаемся только с несовершенными сущностями, и не могла быть изобретена нами, несовершенными существами, но была вложена в нас непосредственно Богом, по-видимому, таким же образом, каким ремесленник ставит свою метку на произведенных им изделиях. Еще одно доказательство – космологический аргумент, согласно которому Бог должен быть причиной нашего бытия. Основные произведения: “Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках”, “Диоптрика” , “Метеоры”, “Геометрия” и другие .


Слайд 14

ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704) Английский философ – просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно – политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого земледельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал, занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 году избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 году домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли – видного общественного деятеля времен Реставрации, Локк приобщается к активной политической жизни.


Слайд 15

В центре философии Локка лежит теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Локка оказали также влияние идеи Гассенди, Бойля, Сиденхема, и Ньютона. Главное сочинение – «Опыт о человеческом разуме», над которым Локк работал около 20 лет . Согласно Локку не существует врожденных идей и принципов – ни теоретических, ни практических, включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего и внутреннего. В основе знания лежат простые идеи, например возбуждаемые в уме различными качествами тел – первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, движение, фигура, плотность), или вторичными с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах ). Посредством соединения, сопоставления абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. Познание Локк делит на интуитивное, демонстративное и сенситивное. Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно – политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда , Пристли , Беркли и Юма, во Франции – на Вольтера , Кондильяка и в особенности на материалистов 18 века – Ламетри , Гельвеция и Дидро. Основные произведения: «Два трактата о государственном правлении», «Разумность христианства», «О пользовании разумом», «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» и другие.


Слайд 16

ВОЛЬТЕР (1694-1778) Вольте?р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, Париж; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. Francois Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.


Слайд 17

В философских, художественных, публицистических произведениях подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступал за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у Вольтера открытым материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Философском словаре» и других сочинениях близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления других явлений он считал божественной. В «Кандиде» и других философско-художественных произведений Вольтер осмеивал христианский пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье. Передовые философские идеи Вольтера сыграли большую роль в формировании нового поколения французских просветителей, представленного Метри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом и другие, у них он в свою очередь перенял ряд важных материалистических положений. Он принимал участие в создании французской «Энциклопедии» 18века, редакторами которой были Дидро и Д`Аламбер.


Слайд 18

Вольтер проявлял большой интерес к истории культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение многих идей Вольтер, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви. Основные произведения: «Философский словарь», «Кандида», «Трактат о метафизике», «Философские письма» и другие .


Слайд 19

Презентацию подготовили: Авлосевич Элла Берлизова Ксения Лоскутова Светлана Корнеева Юля Ефанов Андрей Песков Иван Малыхин Дмитрий Псарев Сергей Гулиев Анвар Скрынников Александр Трубников Владимир


×

HTML:





Ссылка: