'

Политические теории консервативного направления

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Политические теории консервативного направления Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 15


Слайд 1

Структура темы 1. Консерватизм: общие черты 2. Классический консерватизм 3. Культурный консерватизм («Группа Солсбери) 4. Майкл Оакшотт и Карл Шмитт 5. Коммунитаризм 6. Солидаризм 7. Национализм 8. Фашизм


Слайд 2

1.КОНСЕРВАТИЗМ: общие черты С.Хантингтон: консерватизм имеет ситуационный характер: у него нет своей «утопии»; он воспринимает мир, как он есть, и стремится сохранить то, что уже имеется. Он не универсален: в разных странах связан с реализацией различных политических целей. Тем не менее, в основе консерватизма лежит определенное отношение к человеку, обществу, прошлому и будущему, которое и является определяющим для этой системы идей.


Слайд 3

Сэмюэл Хантингтон (род. 1927, Нью-Йорк) – видный американский политолог в области сравнительных исследований, теории цивилизаций и политического развития


Слайд 4

Черты консервативного подхода: 1) антирационализм: представление о принципиальной неспособности разума понять человеческую жизнь во всей ее полноте; 2) свойственное христианскому мировоззрению представление о несовершенстве человека; отсюда - патернализм (представление о том, что человек нуждается в опеке власти); 3) представление о божественном происхождении власти и ее органичности; отрицание идеи народного суверенитета; 4) принцип авторитета (Ж. де Местр: авторитет предшествует разуму); очень немногие обладают способностью рассуждать, и никто не может судить обо всем; авторитет - начало всех начал;


Слайд 5

Черты консервативного подхода-2 5) органическая концепция общества как целого с иерархическим соподчинением частей (Э.Бёрк: общество - это часть созданного и освященного Богом «нравственного порядка», где каждому отведено свое место) 6) элитизм: власть должна принадлежать элите, выражающей не волю, но интересы масс; 7) собственность как основа социальной стабильности; 8) Приверженность медленным, осторожным изменениям в соответствии с традициями (Э.Бёрк: главным вопросом политика должно быть не «как изменить статус-кво», а «что и когда я могу улучшить»; однако изменения следует производить лишь тогда, когда от них будет больше пользы, нежели вреда)


Слайд 6

2. Классический консерватизм Эдмунд Бёрк (1729-1797) Жозеф Де Местр (1753–1821),


Слайд 7

Эдмунд Бёрк (1729, Дублин – 1797, Бэконсфильд) – английский политик, член Парламента от партии вигов и от Американских штатов, один из идейных вдохновителей классического консерватизма


Слайд 8

Политическая теория Берка Основана на 3 принципах: 1. Истории 2. Интерпретации общества 3. Преемственности Человечество может реализовать себя только в истории и только через институты, выдержавшие проверку временем. Традиция – собранная история обычаев, предрассудков и мудрости – единственно разумное средство достижения справедливости.


Слайд 9

«Человек – наиболее немудрой и одновременно наиболее мудрое существо. Индивид глуп. Масса, в момент, когда действует необдуманно, глупа: Но род мудр и, когда ему дается время, как род он почти всегда действует правильно» Воплощение традиции - английская конституция, выдержавшая испытание временем


Слайд 10

В разрушении «старого порядка» Во Франции Бёрк увидел зародыши грабежей и анархии, В провозглашении политическими интеллектуалами абстрактных прав человека – отблески грядущего кровопролития и тирании. «В рощах их Академии в конце каждой аллеи виднеется виселица»


Слайд 11

Общество – это организм, оно Упорядоченно и иерархично по своей природе. Люди формируют гражданское общество не для того, чтобы защищать свои права, наоборот, соединяясь в гражданское общество, они отказываются от своих прав. Свобода как продукт социального порядка и социальной дисциплины


Слайд 12

«Создание правительства Не требует большой осторожности. Установите местонахождение власти, обучите повиновению – и дело сделано. Дать свободу и того легче. Нет необходимости указывать путь, нужно лишь ослабить вожжи. Но сформировать свободное правительство, то есть примирить друг с другом противоположные элементы свободы и ограничения в совместной работе, требует долгих размышлений, глубокого понимания, дальновидности, сильного и объединенного разума. Этого нет у тех, кто возглавляет Национальную ассамблею» Э.Бёрк


Слайд 13

Организованная религия - Наиважнейшая сила, поддерживающая гражданский порядок и подтверждающая легитимность правления. Разрушение церкви ведет к тирании, т.к. уничтожается и традиционная мораль, сдерживающая страсти и поддерживающая порядок. Реформы: «Мой ведущий принцип реформации государства – использовать имеющиеся материалы… Ваши же архитекторы – строят без фундамента»


Слайд 14

ЖОЗЕФ ДЕ МЕСТР (1753–1821), Размышления о Франции (1796) Идея о провиденциальной роли Франции в судьбе человечества. Революция («сатанинская») как испытание, посланное Франции в наказание за попытку стать независимой от Бога (просветительская философия). Франция, должна понести возмездие, из которого человечество сможет выйти очищенным и улучшенным


Слайд 15

1803–1817 – полномочный министр -посланник сардинского короля при царском дворе в России «Санкт-Петербургские вечера, или Земное правление провидения» и др. Сторонником концепции врожденных идей, истинность которых основана на их божественном происхождении и на «общем разуме», не подверженном, в отличие от разума индивидуального, заблуждениям. Божественная справедливость не имеет ничего общего со справедливостью человеческой, что подтверждается опытом Французской революции, с ее безвинными жертвами


Слайд 16

Политическая философия Местра «Органическое» понимание народа и государства, жизнь и деятельность которого определяются в первую очередь традициями, религиозным чувством и церковным авторитетом Социальный порядок - один из непременных условий существования государства: Прославление на страницах Санкт-Петербургских вечеров палача как основы порядка в обществе. Сторонник абсолютной монархии и католицизма


Слайд 17

Неоконсерватизм В ХХ веке в западных обществах меняется социальная база консерватизма: «естественный порядок», который стремятся сохранить консерваторы - уже не феодально-иерархическая структура, а «западная цивилизация» с присущими ей ценностями. Целью становится защита политической свободы и конституционного правления при помощи сохранения рыночной экономики Намечается сближение с либерализмом


Слайд 18

3. Культурный консерватизм: «группа Солсбери»


Слайд 19

Название – в честь третьего маркиза Солсбери, лидера тори в 1881-1902 гг. Начала свою работу в 1978 г. «Консервативное эссе» (1979) Роджер Скрутон «Смысл консерватизма» (1980) Роль «высокой культуры» как самой по себе, так и в качестве основы политической и социальной стабильности общества. Государство как высшее выражение общей культуры, как институт, на который возложена задача ее поддержания и защиты от внутренних и внешних врагов. Задача – объяснение естественности неравенства, содержащегося в консервативных ценностях, Легитимизация практики такой культуры


Слайд 20

Члены группы (Р.Скрутон, Дж.Кейси и др.) Дистанцировались от утилитаризма Бентана и Милля, и от критики культуры «Франкфуртской школы». Одновременно – о родственности современного консерватизма с социализмом, а по отрицанию наличия у человека неких абстрактных прав – и с марксизмом.


Слайд 21

Проблема идентичности Критика либерального понимания самоидентификации человека Институты «концептуально» связаны с самоидентификацией, наше «я» «концептуально» соотносится с «культурными объектами», включающими принятые в обществе традиции, обычаи и общий язык. Роль семьи – преемственность поколений Роль дома как места сосредоточения собственности Собственность как первичная связь, объединяющая человека и природу, как первая стадия социализации и как условие создания всех институтов.


Слайд 22

Роль «культурных объектов» Пример – похороны друзей и близких Глубокие личные переживания трансформируются в «культурные объекты» через церемониал погребения Такие «культурные объекты» - сами по себе – источники авторитета. Они требуют соучастия.


Слайд 23

Понятие свободы «Свобода без института слепа: она не воплощает ни…подлинной исторической преемственности, ни подлинного индивидуального выбора. Она равна не более чем жесту в моральном вакууме» - Скрутон. Индивид стремится не столько к свободе, сколько к «хорошему правлению». «Смысл институтов в том, что они освобождают индивида от индивидуализма» Дж.Кейси


Слайд 24

Концепция института как Как автономного субъекта – есть граница, отделяющий консерватизм от тоталитаризма, где нет автономных к государству институтов. Отсюда – важность принципа разделения властей. Государство не противопоставляется гражданскому обществу, а рассматривается в единстве с ним, их разделение гибельно для обоих.


Слайд 25

Государство играет три роли: 1. Единственный институт, способный сохранить общее культурное наследие данной национальной единицы 2. Олицетворяет культурное наследие, формирующее личность гражданина. Должно быть окружено мифами, отражающими чувства приверженности и почтительности 3. Поддержание здоровья общей культуры. Коррумпированные и иные больные институты должны уничтожаться. Отсюда – важность «творческой и активной оппозиции»


Слайд 26

Тезис «назад к идеологии» «Тори верят в правление самураев» Религия как важный союзник консерватизма в преодолении «удушливого утилитаризма» Скепсис по отношению к политической теории: «Интеллигенция уже нанесла достаточно вреда и теперь должна замолчать» (М. Коулинг) Отрицание мультикультурализма. Общение с чужаками вызывает «естественные предрассудки и стремление к обществу себе подобных» (Скрутон)


Слайд 27

4. Майкл Оакшотт (1901-1990) и Карл Шмитт (1888-1985)


Слайд 28

Майкл Оакшотт (1901-1990) Бросил вызов такому положению Просвещения, как вере в разум человека. «Рационалист не обладает чувством накопления опыта, а лишь данности опыта, причем обращенного в формулу: прошлое обретает для него значение препятствия. Он не способен признать тайну и изменчивость опыта без раздраженного поиска порядка и ясности, а есть лишь способность подчинения опыта. В его темпераменте – глубокое недоверие к времени, нетерпеливая жажда вечности и раздражительная нервозность перед лицом всего актуального и временного


Слайд 29

«Традиция – это стиль жизни человека, а не путы на пути прогресса» Она намного превосходит любое суждение, продиктованное разумом, т.к. способности нашего разума в понимании мира весьма и весьма ограничены. Миф о рационалистической политике как о частном случае инженерии. Если же tabula rasa окажется исписанной каракулями одурманенных традициями предков – тогда первая задача рационалиста – очищение доски,


Слайд 30

Другие аспекты политической теории Оакшотта Позволяют считать его либералом, прагматиком, историком, экзистенцианалистом и даже постмодернистом. Так, в политической философии он выделял роль идентификации и исследования контекста, в котором осуществляется политическое мышление, то есть предварительных условий появления многих мнений, предопределяющих политическую практику.


Слайд 31

Карл Шмитт (1888-1985) Решительный критик политики и философии либерализма, теоретик тотального государства. В 1933-1936 гг. тесно сотрудничал с нацистами, затем постепенно оказался в неявной оппозиции к режиму. "Я принял нацизм внутрь, но он мне не повредил"


Слайд 32

Вместе с Шпенглером, Юнгером - к группе консервативных политологов антропологической ориентации, для которых политика являлась высшим модусом человеческого существования. Децизионизм (от decisio-решение) видит именно в авторитетном решении последний источник права. На децизионистской основе Шмитт конструирует понятие "политическое". (1922-1933 гг)


Слайд 33

Шмитт исходит из относительно самостоятельного существования таких областей человеческого мышления и поведения, как "моральное", "эстетическое", "экономическое" и т. д. Для каждой из них характерно "специфическое различие": доброго и злого, прекрасного и безобразного, выгодного и невыгодного. Основное политическое различение есть различение друга и врага. При этом понятие друга отодвигается на второй план.


Слайд 34

По Шмитту, первично понятие врага. "Враг, по меньшей мере... по реальной возможности, есть только борющаяся совокупность людей, которая противостоит другой такой же совокупности. Враг есть лишь общественный враг, ибо все, что имеет отношение к такой совокупности людей, особенно к целому народу, благодаря этому становится общественным". Борьба между ними есть борьба на уничтожение, т. е. война.


Слайд 35

Политическое - не столько сама борьба Сколько та сфера поведения людей, которая формируется ввиду реальной возможности борьбы. А поскольку политическое противостояние не основано на экономических, нравственных и т. п. принципах (они могут быть привлечены для мобилизации враждебности или же достигнуть чрезвычайной интенсивности, так что, напр., экономический конкурент становится политическим врагом; но тогда главное, что он - враг, а не то, что он-конкурент), то проблема состоит в том, кто именно принимает решение о политическом или неполитическом характере существующих ассоциаций и диссоциаций. Субъектом такого решения является верховная политическая власть, которая (но не обязательно) должна принадлежать государству.


Слайд 36

В 1933-1934 гг. он приходит к идее "тройного членения" политической общности на "движение" (партию), "государство" и "народ", представленный во внегосударственных и непартийных организациях (напр., профсоюзах). Одновременно отходит от децизионизма, переходя к "конкретному мышлению о порядке". После войны исследует общие вопросы экзистенциального противостояния в глобальных понятиях "земля" и "море", "Восток" и "Запад", проблемы антропологического самоопределения человека через противостояние "брату" как врагу и узрение во враге "брата"


Слайд 37

5. Коммунитаризм Коммунитаристское движение – Майкл Сэндел, Алистер Макинтайр, Майкл Уолцер, Чарльз Тэйлор – направлено На восстановление гражданских ценностей и коллективизма. Оно объединяет озабоченных упадком морали и недовольных проводимой политикой Видят смысл общества в моральных ценностях и общине, противопоставляя их государственности


Слайд 38

Коммунитаризм начинается С критики либеральной концепции индивидуальности: индивид руководствуется правами и обязанностями, сформулированными абстрактно Либеральный индивидуализм присутствует только там, где общественные связи нарушились, индивиду испытывают отчуждение. Симптом ненормальной ситуации


Слайд 39

Коммунитаристы: Человеческое «Я», занимающее определенное положение в общине и сформировавшееся под влиянием привязанностей и разделяемыми смыслами конкретной общины. Именно от своей общины – деревни, субкультуры, общественно-политического движения или этнической группы – мы приобретаем специфические права и обязанности Одновременно – участвуем в реализации целей своего сообщества


Слайд 40

Сэндел, «Мораль и либеральный идеал»: «Когда либертаристы - либералы защищают экономику, основывающуюся на частной собственности, а эгалитаристы-либералы выступают за государство всеобщего благоденствия, коммунитаристы беспокоятся о концентрации власти и в корпоративной экономике, и в бюрократическом государстве, а также об эрозии тех промежуточных форм общества, которые временами поддерживали более живую общественную жизнь, то есть о разрушении гражданского общества.


Слайд 41

В практической политике (Сэндэл): «коммунитаристы с большей вероятностью, чем либералы, пойдут на запрет в городе магазинов, торгующих порнографией, на том основании, что порнография оскорбляет их представление об образе жизни и соответствующих ему ценностях» Коммунитаристы – «бунтари-шестидесятники», обретшие с годами респектабельность и стабильность


Слайд 42

Основная ошибка индивидуализма - что он неспособен оценить степень готовности индивида защищать свои права, «Требуется длительный период развития определенных институтов и практик, правления закона, правил уважения равенства, обычаев совместных обсуждений, общей ассоциации, культурной эволюции для того, чтобы создать современного индивида» Чарльз Тэйлор


Слайд 43

Либералы утверждают Приоритет права над благом, так как не существует бесспорной концепции блага, признаваемой всеми гражданами как основы сотрудничества Коммунитаристы полагают, Что попытка определения принципов справедливости без признания разнообразия благ и принципов распределения – ничто иное, как самообман


Слайд 44

Коммунитаристы рассматривают Людей, как «самоинтерпретирующихся животных», то есть «я» существует одновременно и в индивидуальной и в коллективной интерпретации. Под влиянием критики коммунитаристов Роулз существенно дорабатывал свои «теорию справедливости»


Слайд 45

Критика «прав человека» «Почему мы должны подходить к современному употреблению понятий блага, права и обязанности как-то иначе, нежели полинезийцы XVIII века относились к табу» - Макинтайр Рассуждая о правах человека, мы употребляем некий «моральный козырь», за которым ничего не стоит, во всяком случае, там нет никакого социального контекста


Слайд 46

Коммунитаризм привлекает Самых разных политических теоретиков: Майкла Оакшотта привлекал интерес коммунитаристов к традициям Ханну Аренд интересовала проблема участия в общественной жизни. Сегодня он привлекает тех, кто стремится восстановить чувство общественной обязанности в ситуации, как они считают, краха и «новых правых» и «Новых левых»


Слайд 47

6. Солидаризм Учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Солидаризм прежде всего образ действия: искать в людях то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет


Слайд 48

В противоположность индивидуализму и либерализму Солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое "я" нельзя отделить от "мы". Сознание общего "мы" - основа каждого сообщества.


Слайд 49

В мировой мысли провозвестником солидаризма Был еще Менений Агриппа в древнем Риме, сказавший притчу о частях тела, которым не следует враждовать между собой. Термин "солидаризм" впервые употребил Пьер Леру в 1840-х годах во Франции. Там же это учение развили юрист Леон Буржуа, социолог Эмиль Дюркгейм и другие.


Слайд 50

Немецкие мыслители Генрих Пеш и Освальд Нелль-Бройнинг и др.: Идея "социально-ответственного рыночного хозяйства" легла в основу многих европейских политических партий: французских центристов, австрийской Народной партии, христианских демократов в Германии, Италии и Бельгии. На той же почве христианского социального учения, в его католическом преломлении, выросла, начиная с 1977 года, и польская "Солидарность".


Слайд 51

Истоки российского солидаризма Восходят к Хомякову и понятию соборности, укорененному в православном вероучении. Потом это направление развивали Владимир Соловьев и авторы сборника "Вехи", а, по-своему, Петр Кропоткин и некоторые народники.


Слайд 52

В русскую политическую литературу термин солидаризм ввел юрист Георгий Константинович Гинс (1887-1971)- петербургский юрист, министр колчаковского правительства, профессор университетов Харбина и Беркли. Он предложил в 1920-х годах солидаристическую систему права и теорию государства как служебного инструмента, подобного светофору, регулирующему уличное движение.


Слайд 53

Начиная с 1935 термин «солидаризм» Появляется в работах НТС – Национально-трудового союза российской молодежи – позже – народно-трудового союза российских солидаристов Тогда Солидаристической доктрины еще нет. Но крепнет солидарность, проявляющаяся в общем деле "Да возвеличится Россия, да гибнут наши имена".


Слайд 54

1935 год- 3 облика Это "Орден", поскольку члены его спаяны чувством братства и общим кодексом чести. Это "Академия", поскольку в нем выращиваются разносторонние мысли. Это, "Организация" - революционная организация нового типа Национально-Трудовой Союз Нового Поколения - НТСНП


Слайд 55

Солидаризм Исходная точка его проста: главное - это солидарность между людьми и социальными слоями, вместо личной и классовой борьбы. Философ С.А. Левицкий определил солидаризм, как социальную проекцию христианства. Следовательно, солидаризм неотрывен от нашего русского православия


Слайд 56

Каков организационный принцип солидаризма? Это принцип организации общества, состоящий в оптимальном использовании всех возможных и этически допустимых видов солидарности. Ряд иерархически восходящих до государственного, и даже сверхгосударственного масштаба, организаций должен создать то, что принято называть, может быть не совсем удачно, "органическим" строением общества. Система "промежуточных" организаций (профсоюзы, кооперативы, земства и т.д.) должны с одной стороны обеспечить каждому гражданину его "место под солнцем", а с другой стороны являться прочным фундаментом государственной постройки.


Слайд 57

В отличие от "либерального" строя Где промежуточные организации могут существовать бессистемно, солидаризм ставит своей целью создание стройной структуры промежуточных организаций и придает им публично-правовой характер. В отличие от тоталитарных государств, где промежуточные организации служат главным образом для угнетения масс и вполне зависят от государства и правящей партии, солидаризм выдвигает принцип свободного развития промежуточных организаций.


Слайд 58

В.Д.Поремский Родился 17 (30) января 1909 года в семье военного С 11 лет в эмиграции Закончил Сорбонну, молекулярная химия Руководитель французского отделения НТС 1941-44 - лагерь Вустрау 1944-45 – Гестапо 1948-40 – Молекулярная теория революции 1955-72 – Председатель НТС 1956 – Съезд НТС – «радикальный реформизм» -тамиздат, самиздат, поддержка правозащитников 1960-гг. – картотека ученых 1996 г. – Московский синергетический форум «Солидаризм – социальная проекция синергетики» 1997 - умер


Слайд 59

Солидаризм и Фашизм Муссолини в Италии провозгласил основой корпоративного государства именно солидарность. О. Чемберлен отзывался о нем как о «замечательном человеке... работающем не покладая рук для величия своей страны». У. Черчилль, побывав в Риме, заявил, что «если бы он был итальянцем, то не снимал бы с себя фашистской черной рубашки». Ллойд Джордж публично соглашался с Черчиллем в том, что корпоративная система «является весьма многообещающей кон­цепцией».


Слайд 60

Муссолини еще в 1934 году Отзывался о Гитлере как о «чрезвычайно опасном идиоте», называл национал-социализм пародийной, скотской имитацией фашизма. Однако вскоре идеологией фашизма Муссолини сделался вульгарный этатизм. Это закономерно привело фашизм к союзу со «скотской пародией» на него, к соучастию в преступлениях нацизма. Несостоявшиеся солидаристы поклонились Левиафану, и это стало крушением надежд на гармонию и мир, хотя корпоративизм как лозунг продолжал сохраняться.


Слайд 61

7. Национализм Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации


Слайд 62

7. Национализм 7.1. Национализм – общая характеристика 7.2. Типы национализма 7.3. Развитие национализма как предтечи фашизма


Слайд 63

7.1.Национализм – общая характеристика Идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых противоречат друг другу В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей.


Слайд 64

Национализм трудно истолковать однозначно Национализм в широком смысле – не просто идеология, А часть целостной культурной подсистемы, благодаря и одновременно вопреки которой образуется совокупность национально-патриотических взглядов, верований и чувств.


Слайд 65

Общие черты национализма * Существование наций. Национализм постулирует, что человечество естественным образом поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик. * Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации«Каждая нация является государством, и только одно государство есть у всей нации» (Мадзини)]


Слайд 66

Общие черты-2 * Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите. Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы


Слайд 67

Общие черты-3 * Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. *Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии. * Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.


Слайд 68

7.2. Типология национализма Американский историк Ханс Кон предложил выделять два типа национализма – Политический (гражданский, революционно- демократический, либеральный, западный) национализм и Этнический (этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный) национализм


Слайд 69

Н.А.Бердяев (1874-1948): есть два типа национализма 1. Творческий, созидательный – Способствует сплочению нации, образованию национального государства 2. Деструктивный, разрушительный, сопровождающейся ненавистью к чужому. Национализм – политический принцип, «согласно которому политические и национальные образования должны совпадать» (Эрнст Геллнер, 1925-1995)


Слайд 70

Гражданский национализм: Легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством.


Слайд 71

Людей объединяет Их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории: «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)] .


Слайд 72

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды: "Государственный национализм " и "Либеральный национализм "


Слайд 73

Государственный национализм: Нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации. Близкое понятие - патриотизм


Слайд 74

Либеральный национализм: Делает акцент на либеральных ценностях, Утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам, таким как права человека. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.


Слайд 75

Этнический национализм: Нация является фазой развития этноса. Отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. Сегодня «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (de. Volk), кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества


Слайд 76

Этнический национализм Также иногда разделяют на Культурный национализм и Примордиальный этнический национализм


Слайд 77

Культурный национализм Определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Государственная поддержка культуры и языка этнического большинства, Поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.


Слайд 78

Что такое «примордиализм»? Примордиализм (от лат. primordial - изначальный). Согласно ему, национальность рассматривается как изначальная данность человека, нечто, с чем человек рождается и чего не может выбирать. Она неизменна, как пол (?). Этнические (национальные) черты есть базовые "сущностные структуры самой личности, являющиеся вместилищем этнической субстанции". - Этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её.


Слайд 79

Примордиальный этнический национализм Нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». «Национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер». Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.


Слайд 80

Крайний национализм Ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм) Культурная и религиозная нетерпимость (ксенофобия).


Слайд 81

Виды национализма Национализм Гражданский национализм Этнический национализм Либеральный национализм Государственный национализм Культурный национализм Примордиальный Этнический национализм Национальное демократическое государство Национальное государство Фашистское государство Сепаратизм


Слайд 82

7.3. Развитие национализма (как предтечи фашизма) Нет отцов-основателей, типа Д.Локка, Э.Бёрка или К.Маркса Зародился в конце XVIII века как реакция на универсализм Просвещения, которые верили в республиканскую форму правления как лучшую для всех людей. «Мыслители Просвещения рассматривали индивидов подобно листьям в лесу, которые одновременно летят, куда и когда подует ветер» (Фридрих Майнеке)


Слайд 83

Для националистов индивиды Скорее цветы со своими особенностями, Расцветающими особенно ярко, когда посажены вместе и есть хороший уход. Розы особенно красивы, если не смешиваются с другими цветами. Опасность - сорняки должны удаляться!


Слайд 84

Жан-Жак Руссо: Идея общей воли: естественное решение есть всегда, но если люди не осознают «общую волю», власти обязаны «открыть» ее для них. Общество, члены которого разделяют с другими общие обычаи – дает лучший тип единства для политического сообщества. Образование должно осуществляться в патриотическом духе, и, например, в Польше только поляки должны быть учителями


Слайд 85

Идеальное государство Должно запретить организованное христианство наряду с другими фундаментально нетерпимыми религиями И заменить их чисто гражданским исполнением веры, Без чего невозможно быть ни хорошим гражданином, ни лояльным подданным. Т.е. религия как средство для социализации граждан и воспитания их согласия с политической властью Руссо, «Общественный договор»


Слайд 86

Пробуждение культурных сил Сдерживаемых старым имперским порядком, Влиянием Французской революции и наполеоновскими походами -пробуждение контрреволюционной народной реакцией, часто обусловленной неспособностью династических правителей и политиков защитить народ, которому пришлось брать суверенитет в свои руки Затем интерес к фольклору, историям и традициям групп, осознающим языковое и культурное родство Сказки братьев Гримм, музыка Шопена и Дворжака – поиск национальной идентичности народов


Слайд 87

Морис Баррес (1862-1923), Франция Теория расификации – наличие мистической связи между ныне живущими и уже ушедшими гражданами, Нация – как носитель традиции и ценностей предков. Жозеф де Гобино – идея изначального неравенства рас. Оба в основу Движения «Французской действие», с 1899 г. – против либерализма и универсализма Республиканской власти Лидеры – Жорж Сорель и Жорж Валуа Евреи как главный внутренний враг


Слайд 88

Иоган Готфрид Гердер (1744-1803) В альтернативу французскому космополитизму выдвинул идею, что Каждый народ в любую эпоху имел свой взгляд и тип мышления, чувствований и действий, и может быть понят только с позиции его собственной шкалы ценностей Использовал термин «народ» (das Volk) для сообщества с идентифицируемой культурой, особыми качествами и добродетелями. Языки – внутренняя ценность как выражение культуры народа. Именно в языке германского народа есть латентная гениальность Внес в лексикон само слово «национализм»


Слайд 89

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Внес в теорию национализма элементы национальной гордости, вербальной агрессии и мессианского политического видения Зимой 1807-1808 гг., после поражения Пруссии от Наполеона в 1806 г. Прочитал в Берлинском университете серию публичных лекций, опубликованных Позже как «Обращения к германской нации»


Слайд 90

Язык и нация по Фихте «Где бы не сформировался отдельный язык, там существует и отдельная нация, обладающая правом независимого суждения о своих делах, а также правом управления» Немецкий язык – чистый и естественный язык, и это дает для германцев ряд преимуществ по сравнению с народами, чей язык берет начало из латыни – французы, итальянцы, испанцы, не говоря о «варварском» языке англичан. «Немецкий дух» должен быть распространен из Германии и в итоге будет править миром Не право делает человека свободным, а его нравственность, соответствие «духу нации»


Слайд 91

Гегель соединил национализм с государством Сделал основной акцент на достоинствах национального государства как формы политической организации, а не на значении культуры Вера в государство – средство исправления человечества, расширение пространства свободы человека, но правильно понятой. Дал легитимность доктрине Макиавелли «государственной разумности»


Слайд 92

Гегель заменил веру Фихте В особое предназначение немецкой нации на историческую неизбежность Империи с неизбежностью заменяются на национальные государства Объединение Германии Бисмарком и поражение Франции вызвало взлет национализма В 1873 г. книга Вильгельма Марра «Победа еврея над немцем», где появился термин «Антисемитизм»


Слайд 93

8. Фашизм Дата рождения – 23.03.1919 – встреча Муссолини с товарищами в Милане. Итальянские крайне левые и крайне правые провозгласили создание фашистского движения Политическая доктрина – «Моя борьба» А.Гитлера и «Доктрина фашизма» Б.Муссолини.


Слайд 94

Основные положения фашизма Национализм: нация как важнейшая политическая и социальная единица. Индивид – ценен только внося вклад в общее благо и процветание национального общества Идея национального возрождения, обновления Органицизм – нация как образования с собственными правами, как организм, способный переживать упадок и возрождение Цель фашизма – установление «нового порядка» и создание «нового человека»


Слайд 95

Фашизм: особенности идеологии 1. Четкое различение верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась и биологическими аргументами. Идеология масс – на принципах народности, социальной справедливости, защиты интересов трудящихся (элементы популизма) (Фашизм как «марксистская ересь») 2. Воинствующий иррационализм, предельная упрощенность лозунгов 3. Построен на харизматическом принципе – на вождизме 4. Культ грубой силы, отрицание гуманизма


Слайд 96

Нацистский вариант фашизма Использование социал-дарвинизма (выживает сильнейший), узаконивание расизма и антисемитизма. Создание «нового порядка» - опора на сильное авторитарное государство и широкую пропаганду Опора на исследования поведения и психологии толпы Густава Лебона (1841-1931), на применение символизма и традиций


Слайд 97

Итальянский фашизм Складывался из культа харизматического вождя, из корпоративности, из утопической идеи о судьбоносности Рима, из империалистической воли к завоеванию новых земель, из надсадного национализма, из выстраивания страны в колонну по два, одевания всех в черные рубахи, из отрицания парламентской демократии, из антисемитизма Умберто Эко. Вечный фашизм


Слайд 98

«Я приказывая всем посещать митинги, где они становятся частью массы, нравится им это или нет, «интеллектуалам» и буржуазии, равно как рабочим… И помните: чем больше толпа, тем легче ею управлять. И кроме того: чем больше вы смешиваете классы – крестьян, рабочих, рабочих физического труда – тем более уверенно вы получите типично массовый характер» Адольф Гитлер


Слайд 99

«Не будет исключений, не будет свободного пространства, в котором индивиды будут принадлежать самим себе… День индивидуального счастья прошел. Вместо этого мы будем испытывать коллективное счастье. Может ли быть большее счастье, чем митинг национал-социалистов, на которых оратор и аудитория сливаются воедино? Это счастье единства. Только ранние христианские общины испытывали его с такой же интенсивностью. Они также жертвовали своим личным счастьем во имя более высокого счастья сообщества» Адольф Гитлер


Слайд 100

Бенито Муссолини и Адольф Гитлер


Слайд 101

Другие черты фашизма 1. Нетерпимость в отношении оппозиции. (страх перед распространением большевизма как условие победы нацизма) 2. Поиск «третьего пути», враг – и коммунизм и капитализм, основа на корпоративизме, классовый конфликт переносится на международную сферу 3. Мужской шовинизм: задача женщин «быть красивыми и открывать путь в мир детям» (Й.Геббельс) 5. Милитаризм 6. Харизма вождя. Обещание превращения человека толпы в сверхчеловека


Слайд 102

Мы коснулись сегодня таких имен, как: МЕНЕНИЙ АГРИППА (кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э.). Жан-Жак Руссо (1712-1778) Эдмунд Бёрк (1729-1797) Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) Жозеф Де Местр (1753–1821), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 Пьер Леру (1797-1871) Адзельо Массимо Тапарелли д' (1798-1866) Хомяков, Алексей Степанович (1804–1860 Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882) Вильгельм Марр (1819-1904)


Слайд 103

Густав Лебон (1841-1931) Жорж Сорель (1847–1922), Леон Буржуа (1851-1925) Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Генрих Пеш (1854-1926) Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) Морис Барр (1862-1923) Фридрих Майнеке (1862—1954) Н.А.Бердяев (1874-1948) Освальд Шпенглер (1880–1936) Георгий Константинович Гинс (1887-1971)


Слайд 104

Карл Шмитт (1888-1985) Освальд фон Нелль-Бройнинг (1890-1991 гг.) Эрнст Юнгер (1895-1998) Майкл Оакшотт (1901-1990) Левицкий, Сергей Александрович (1908–1983) Поремский Владимир Дмитриевич (1909-1997) Эрнст Геллнер (1925-1995) Самюэл Хантингтон (род. 1927 г.) Умберто Эко (р.1932) Роджер Вернон Скрутон (р.1944) Жорж Валуа Дж.Кейси


Слайд 105

Ханс Кон М. Коулинг Алистер Макинтайр, Майкл Сэндел, Чарльз Тэйлор Майкл Уолцер,


Слайд 106


×

HTML:





Ссылка: