'

ГЛАВА 10 ВЕЛИКИЙ ОБМАНЩИК

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

ГЛАВА 10 ВЕЛИКИЙ ОБМАНЩИК


Слайд 1

программа, рассчитанная на то, чтобы каждый стал алкоголиком, срабатывает не в полную силу, не всегда и не для всех. В алкоголефильном обществе помогает и подталкивает к пьянству программа, о которой шла речь в главе 6, однако нас должно удивить, почему


Слайд 2

Но удивляться нечему, ибо из практики мы можем вспомнить много программ, в том числе правительственных, оставшихся на бумаге; т.е. иметь программу вовсе не значит ее выполнить. При одинаковой алкогольной программе часть людей переходит в разряд алкоголиков, т. е. переходит точку А (рис. 4), часть остается на "культурном"уровне, а часть, хоть и очень небольшая, живет в совершенной трезвости.


Слайд 3

(капитализм - социализм), не материальным уровнем (богатый - бедный), не образовательным или интеллектуальным цензом (грамотный- неграмотный), Что же является причиной столь странного деления людей? Г. А. Шичко показал, что алкоголизм (переход точки А на рис. 5 определяется не социальным строем


Слайд 4

не положением на социальной лестнице (начальник - подчиненный) и не общественным статусом (известный, признанный, популярный или наоборот). Читатель без труда сам может найти в перечисленных противоположностях, как с одной, так и с другой стороны, и алкоголиков, и пьющих "культурно", и трезвенников.


Слайд 5

Так что же подвигает одних пьющих переходить пресловутую черту от привычки к потребности, а других оставаться за ней? Видимо, для полной реализации алкогольной программы должны существовать какие-то определенные "инструменты" и условия.


Слайд 6

Прежде чем перейти к этому вопросу, давайте рассмотрим те поразительные качества, которые человек умудрился приписать этанолу и которые объективно не имеют к нему никакого отношения. Речь пойдет вовсе не об эйфории, которая, что ни говори, доставляет пьющему некое "удовольствие", или, другими словами, удовлетворяет его личный эгоизм.


Слайд 7

Но если бы дело ограничивалось только "кайфом", нее было бы проще: ведь не все алкоголики эгоисты, и иные могли бы себе отказать в удовольствии, понимая, какие неприятности и даже страдания они доставляют своим близким и любящим людям. Беда в том, что ''человек ищет в вине значительно больше, чем состояние "эйфории", и "принцип удовольствия" слишком прост для объяснения алкоголизма".


Слайд 8

Рассмотрим же некоторые из "волшебных" свойств алкоголя, привлекательность которых поддерживается в общественном сознании всеми возможными способами, как замечательную иллюстрацию к Евангельскому предупреждению апостола Павла: "И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света".


Слайд 9

Алкоголь - это средство: 1.Для "разрядки" нервного напряжения Положа руку на сердце, каждый может припомнить момент, когда после какой-то ссоры, стресса или нервного потрясения алкоголь используется для успокоения, расслабления, отдушины.


Слайд 10

Мало кто задумывается, что временное, иллюзорное "облегчение" оборачивается возвращением нервной напряженности на более высоком уровне. По-другому и быть не может, ведь каждый наркотик, особенно нейротропный, является разрушителем нервной системы. Эту порочную спираль можно оборвать либо трезвостью, либо смертью.


Слайд 11

Установлено, что человек, пьющий более 10 лет, уже невротик, хотя может создать для себя иллюзию спокойного и невозмутимого (де поры) типа. ''Работа" алкоголя по "расслаблению" проходит по схеме, представленной на рис. 11.


Слайд 12

Как говорится, за каждое удовольствие надо платить. И за кратковременную иллюзию "снятия стресса, напряжения" "пьющий расплачивается долговременным периодом повышенного напряжения",а следовательно, и здоровьем.


Слайд 13

2.Для изменения эмоционального состояния по типу: "что-то грустно, взять гитару..." и, конечно, бутылку. Другими словами, нет у человека ни стресса, ни горя никакого, да вот печаль какая-то тоска - когда явная, когда неясная... а не взбодриться ли? Бывало? Более того, исследования показали, что скрытые депрессии являются частой причиной употребления алкоголя (1, стр. 93).


Слайд 14

Однако с не меньшей убедительностью показано, и к чему это приводит: любое искусственное (химическое) изменение эмоционального состояния есть преступление против собственной психики.


Слайд 15

Печаль, грусть и даже горе есть нормальные человеческие эмоции, помогающие психике перестроиться в неприятной ситуации.


Слайд 16

В психологии есть даже термин "работа горя" (8, стр. 133). Если человек не пытается "убежать" от тяжелых переживаний, то происходит быстрый спад психического напряжения, если же переживания "скрашивают" стаканом, невроз неотвратим по той же схеме (рис. 11).


Слайд 17

Здесь считаем необходимым дать некоторые пояснения. Психика построена таким образом, что за каждое наше чувство ответственен центр в головном мозге, о чем мы уже упоминали.


Слайд 18

Возьмем для примера два центра: а) центр удовольствия (ЦУд); б) центр уныния (ЦУн). В отличие от постоянно работающих центров, контролирующих работу внутренних органов (сердце, печень, желудок), центры, управляющие психической деятельностью человека, могут находиться только в одном из двух состояний - возбуждения или торможения(по И. П. Павлову).


Слайд 19

Представьте, что центр удовольствия кто-то постоянно возбуждает - такие опыты ученые проводили над крысами: они внедряли в центр удовольствия крыс электрод и учили их соединять контакт, связанный электрически с этим центром. Крысы настолько "увлекались" удовольствием от раздражения этого центра ("а"), что даже погибали от голода.


Слайд 20

В этом варианте центр уныния, печали или других негативных чувств ("б") находится в бездействии и накапливает некую психическую энергию. Другими словами, если Ваша психика в печали - печальтесь, если у вас горе - горюйте. Но ни в коем случае эти ощущения нельзя изменять искусственно.


Слайд 21

А алкоголь как раз и обладает химическим свойством возбуждать то, что не надо (искусственное веселье или безразличие), и подавлять то, что надо (настоящая печаль, грусть). Вот и удивляемся мы иногда, что же случилось с человеком? Постоянно был веселым, жизнерадостным, душой общества и прочее... потом повесился.


Слайд 22

Да то и случилось, что постоянное искусственное возбуждение центра "удовольствия" привело к такому накоплению психической энергии в центре "печали", что он просто "взорвался". Мы, конечно, не хотели сравнить пьющего человека с крысой, нажимающей на "контакт удовольствия", но согласитесь, что-то общее есть. Поэтому поостережемся изменять свое настроение наркотическим ядом.


Слайд 23

3. Для повышения самооценки Как повышается самооценка в состоянии опьянения, наиболее ярко отражается в народной поговорке "пьяному море по колено". Переоценка своих возможностей пьяными зачастую настолько велика, что классные шофера не справляются с управлением, отличные пловцы тонут и т. д.


Слайд 24

Но это, так сказать, крайние случаи. Чаще пьяный просто строит "творческие" планы или "проигрывает" суровый разговор с начальником или другую ситуацию, которая никогда не осуществится (утром, к примеру, будут "бегающие" глаза, перегар и тщательно маскируемое желание "спрятаться").


Слайд 25

У трезвого человека события разворачиваются по схеме: Из схем видно, что во втором случае результат подменяется или иллюзией "все сделано", или состоянием "на все наплевать".


Слайд 26

Как утверждают психологи, чем более человек зависит от алкоголя, тем больше потребностей "опредмечивается" этим зельем, более того, "все больше потребностей определяется алкоголем". На еще более низком уровне повышенная самооценка отражается в формуле "Ты меня уважаешь?".


Слайд 27

Повышенная самооценка объясняется не только "возбужденной психикой", но и действительной способностью алкоголя подавлять "оберегающие" центры в коре головного мозга в начальной стадии отравления, что в свою очередь приводит к ослаблению или полному подавлению таких естественных поведенческих категорий, как "страх перед неудачей", "страх наказания", "страх риска", осмотрительность и самоконтроль.


Слайд 28

4. Алкоголь как средство общения Объединяющее начало этанола велико. Он развязывает языки даже людям некоммуникабельным, у которых без стакана и слова не вытянешь.


Слайд 29

Вследствие блокировки нравственных структур мозга (не храбрость проявляется, а совесть притупляется!), пьяные разговоры сводятся к спиртному, сексу, деньгам, конфликтам и "политике"; по содержанию они примитивны до безобразия (алкоголь, как отмечалось, подавляет функции правого полушария, т. е. образность мышления, и делает человека безобразным).


Слайд 30

В чем же заключается "секрет" способности алкоголя объединять личности, ничем друг с другом не связанные? Известно, как совершенно незнакомые люди (к примеру, профессор математик, музыкант и разнорабочий), "сообразив" бутылку на троих, прекрасно общаются, хотя в трезвом виде ни социальных, ни профессиональных, ни интеллектуальных причин для такого общения нет. А тут - "водой не разольешь"...


Слайд 31

Объясняется это следующим. В процессе эволюции живых существ те слои мозга, которые связаны с чисто человеческими (социальными) качествами (совесть, нравственность, духовность, ответственность и т. д.), формировались позже остальных (Пьер де Шарден) и поэтому в физиологической структуре мозга располагаются в самом верхнем слое коры больших полушарий.


Слайд 32

Напомним, что алкоголь распространяется в организме прежде всего по его поверхностным слоям. Проникая в мозг, алкоголь не делает исключения и начинает подавлять "верхние" (нравственные) слои коры, как отображено на рис. 12.


Слайд 33

На рис. 12 нравственные слои (Н) в схемах "а" и "б" намеренно изображены одинаковыми, хотя в жизни у высокоинтеллектуального и образованного человека нравственность может быть низкой и наоборот.


Слайд 34

Но зато "животный" слой (Ж), обусловленный миллионолетней эволюцией, у всех одинаков. Пьющие алкоголь тем ближе "подходят" к этому "животному" слою психики, чем в большем количестве употребляют зелье.


Слайд 35

Послойным блокированием нравственных структур мозга и объясняется, почему незнакомые (до выпивки) люди вдруг находят удовольствие в общении: просто их мозг выходит на один уровень животный. Не вписывающихся в этот уровень, опоздавших на "праздник" субъектов срочно награждают "штрафной". Общение это часто заканчивается плачевно ...


Слайд 36

5.Для поддержания ритуала Это, пожалуй, самое мерзкое из всех "свойств" алкоголя. Читателю не стоит доказывать, что ни один ритуал, начиная от "обмывания ножек" новорожденному до дня похорон, не обходится без спиртного, и это несмотря на то, что пьяные похороны считаются в православии величайшим грехом.


Слайд 37

Различные же банкеты и юбилеи, где "чествуют" начальство и происходит взаимоспаивание людей различной алкогольной ориентации, - вообще ритуал преступный. По шкале нравственных ценностей этот ритуал гораздо отвратительнее, чем распитие спиртного алкоголиками в подворотне, где, по крайней мере, преследуется одна цель выпивка. В алкоголефильном обществе вопрос о позорной сущности коллективных торжеств даже не ставится...


Слайд 38

6.Для восстановления здоровья, излечения Эта псевдотеория могла бы быть самой смешной из всех алкогольных мифов - если бы не столь грустная практика жизни. Действительно, ведь в «лекарственности» алкоголя убеждены не только люди, далекие от науки, но и некоторые работники здравоохранения.


Слайд 39

Собственно в дезинфицирующих (т. е. в антимикробных) свойствах спирта никто не сомневается. Алкоголь является универсальным убийцей всего живого, даже высокостойких вирусов, и именно этим определяется его использование в медицине - и в качестве защиты от инфекции (место укола смазывают спиртом), и в качестве консерванта в ряде микстур.


Слайд 40

Однако это вовсе не значит, что алкоголь является лекарством, более того, любую болезнь он усугубляет и отягощает. Поскольку авторы не являются специалистами в области медицины, придется обращаться к пространным цитатам из трудов ученых: медиков, физиологов и наркологов.


Слайд 41

Миф о "лечении" язвы желудка. "Больные, лечившиеся этим средством (спиртом. Авт.), рано или поздно непременно попадают к хирургам с прободной язвой или новообразованием...


Слайд 42

Спирт, попадая в желудок, обжигает слизистую поверхность и временно подавляет его секрецию, но способствует образованию большого количества слизи (защитная реакция). Это, в свою очередь, уменьшает болевые ощущения. Боль ослабевает не потому, что заживает язва, а потому, что ее не раздражает желудочный сок, содержащий соляную кислоту...


Слайд 43

Вследствие систематического приема спирта поверхность язвы покрывается рубцами, которые мешают ее заживлению... происходит постепенное истончение язвенной поверхности, а затем... прободение ее. Спирт, вызывая воспалительные изменения слизистой... снижает образование кислот и пепсина... Что является благоприятным условием для возникновения злокачественных опухолей (14, стр. 1011). Развеяв с помощью врачей этот миф, приступим ко второму


Слайд 44

Миф о лечении простуды С лечением простуды дело обстоит еще более странно, чем с "исцелением" язвы, ибо мы здесь сталкиваемся с явлением, которого объективно не должно бы существовать. Спирт действительно убивает микроорганизмы, но только при условии его высокой концентра-ции (выше 70%).


Слайд 45

Внутренняя среда организма человека на 90% состоит из воды. "Следовательно, для того чтобы уничтожить микробы, больному нужно было бы выпить не мене 10 л спирта, что в 20 раз превышает смертельную дозу" (14, стр. 11).


Слайд 46

Если после вечернего приема "лекарства", например водки с перцем, наутро больной действительно почувствовал облегчение, то объясняется это вовсе не целебными свойствами спирта, а так называемым эффектом "плацебо", который основан на вере больного в некое лекарственное средство, в действительности не обладающее никаким целебным свойством, а зачастую и вредное, как в случае с алкоголем.


Слайд 47

Именно вера в исцеление включает резервные, защитные системы организма и позволяет больному лучше справляться с болезнью. Этим способом широко пользуются всякого роды экстрасенсы и биоэнергетики, заряжающие воду, кремы и т.д. Поскольку секрет такого "выздоровления" нами раскрыт, то читатель на "лечении" простуды алкоголем может смело поставить крест.


Слайд 48

Думаем, что для читателя не представит большого труда самому разобраться во множестве других алкогольных мифов, например в таком: алкоголь - это средство возбуждения аппетита.


Слайд 49

Такое возбуждение (за счет раздражающего действия этанола) действительно происходит, но желудок при этом превращается в "ленивую лошадь", которая без кнута ни шагу. Кончается это плачевно: "в развернутой стадии алкоголизма" вместо аппетита испытывается отвращение к пище.


Слайд 50

Или миф о согревающем действии алкоголя (что на практике в лучшем случае приводит к обморожениям) и т. д. и т. п.


Слайд 51

Добавить к этому стоит лишь то, что хитрость алкогольных пропагандистов ныне переходит все границы. В Санкт-Петербурге все аптеки заполнены 40% настойкой овса*, а реклама захлебывается от восторга по поводу ее, настойки, лечебных свойств. В календаре "Лечебник" на 1999 г., выпущенном некой фирмой "Журна" (100 000 экз.), дается рецепт лечения от "белой горячки": "Перец горький, 50 г. стручков, измельчить, залить 0,5 л 70% спирта..." (!!!)


Слайд 52

Нам остается выразить удивление словами апостола Павла: "Что скажем?" Действительно, вроде сказать и нечего. Конечно, они получают баснословные прибыли, но... Итак, человек ищет в алкоголе значительно больше чем эйфорию - удовлетворение желаний, амбиций и разрешения конфликтов.


Слайд 53

Ищет... но находит пустоту. Да и сама эйфория часто является роковой находкой для молодых людей. Поскольку обучает их получать удовольствие без приложения труда (физического или умственного), если, конечно, за труд не посчитать поднятие стакана. Не зря Зигмунд Фрейд называл пьянство "умственным онанизмом".


Слайд 54

Перечислим заново, уже без комментариев, те "ценности", которые ищет человек в алкоголе, кроме эйфории: - "разрядку" напряжения; - изменение эмоционального состояния - повышение самооценки; - общение; - поддержание ритуала; - исцеление и др.


Слайд 55

Эти мифические свойства алкоголя лишь повышают вероятность "вхождения в алкоголизм" для людей, обладающих определенными чертами характера и индивидуальными склонностями. Нужно отметить, что перечисленные "достоинства" алкоголя проявляются лишь до поры до времени, как правило, на начальном этапе "алкогольного пути".


Слайд 56

Со временем человек приходит к ситуации, когда безалкогольное общение становится невозможным, а все интересы, кроме алкоголя, оттесняются, да и ценность собственной личности резко снижается.


Слайд 57

Если мы еще не дошли до этого -слава Богу. Читаем дальше. Нужно разобраться, почему один переступает грань привычки (становится алкоголиком), а другой остается на уровне "культурного" употребления. Почему именно у нас алкогольная программа "сработала" в полную силу?


Слайд 58

Естественно, что здесь вступают в силу индивидуальные черты характера каждой личности и даже ее окружения. Конечно, всех индивидуальных свойств, потенциально ведущих к зависимости от этанола, мы перечислять не будем, но главные знать надо. Сами по себе эти свойства ни плохи ни хороши, но в алкоголефильном обществе могут сыграть с человеком дурную шутку.


Слайд 59

1.Повышенная внушаемость Оговоримся, что под "внушаемостью" мы подразумеваем не общепринятое в медицинской (психотерапевтической) практике определение, близкое к гипнабельности, а придаем этому понятию социальной смысл.


Слайд 60

Определим "внушаемость" как способность личности усваивать поведенческие стереотипы общества, в котором она (эта личность) формируется. Личность (индивидуальность) с такой повышенной внушаемостью в алкоголефильном обществе с большой легкостью усваивает алкогольную программу (о которой мы говорим в главе 6) еще до начала употребления спиртного.


Слайд 61

Если же человек уже употребляет алкоголь, то в состоянии опьянения внушаемость неизмеримо возрастает. В пьющей компании происходит мощная взаимная психологическая обработка с "философским" обоснованием пьянства, а поведение стандартизируется в сторону, противоположную здравому смыслу. Следует оговориться: то, что авторы жестко отрицают методы кодирования, вовсе не значит, что они вообще против внушения (суггестии).


Слайд 62

Здесь мы полностью разделяем точку зрения религиозного просветителя священника Григория Дьяченко, который писал: "Не будь в человеческой душе способности воспринимать внушения, у педагогов, законодателей, пророков и посланников Божиих не было бы духовных основ для насаждения в человеческих обществах правил; эта способность воспринимать (внушения. - Авт.) весьма ценна.


Слайд 63

2.Эмоциональная неустойчивость Если повышенная внушаемость есть внутреннее (чуть ли не генетическое) свойство личности, то эмоциональная неустойчивость (ЭН) - черта приобретенная, являющаяся, как правило, следствием неграмотного воспитания ребенка родителями.


Слайд 64

Родители, конечно, не виноваты в этом, ибо кого же учили грамотному воспитанию? Как правило, родительское воспитание имеет два стандартных отклонения от нормы, способствующих формированию эмоциональной неустойчивости личности:


Слайд 65

а)воспитание ребенка в жестких "солдатских" рамках, ограничение его свободы, творчества при одновременном отсутствии любви и ласки родителей.


Слайд 66

Это неизменно приводит к внутреннему психологическому напряжению, повышенной возбудимости, агрессивности, плохой приспособляемости к жизни, вызывая явные или скрытые психозы и неврозы. В этом случае, вырвавшись из под опеки родителей, индивид пускается "во все тяжкие", легко приобщаясь к негативным сторонам жизни общества (алкоголь, распущенность, наркотики и т. д.), создающим в неокрепшей психике иллюзию свободы;


Слайд 67

б) воспитание ребенка в атмосфере вседозволенности, где он является центром внимания, а психика настраивается на то, что весь мир создан для удовлетворения его интересов и потребностей.


Слайд 68

Столкнувшись с самостоятельной жизнью, такой индивид обнаруживает, что есть интересы других людей, общества и государства, которые входят в противоречие с его собственными эгоцентрическими устремлениями.


Слайд 69

Сознанием, возможно, такой человек уже и понимает неправомерность своего эгоизма, однако более устойчивые (консервативные) подсознательные установки создают эмоциональную неустойчивость, подобную рассмотренному выше первому варианту воспитания.


Слайд 70

3.Переоценка фактора эйфории Иногда человек придает главное значение самому состоянию опьянения - эйфории


Слайд 71

В этом случае другие "радости", связанные с алкоголем (общение, "расслабление", лечение), ему просто не нужны. Этот вариант может присутствовать частично и в случае "повышенной внушаемости", и в случае "эмоциональной неустойчивости", но может существовать и сам по себе.


Слайд 72

Мы уже отмечали, что первое употребление алкоголя всегда коллективное, но в дальнейшем некоторые люди, вследствие индивидуальных свойств характера, как бы "переносят" удовольствие с коллективного па личное


Слайд 73

Они создают свой, замкнутый мир, в котором алкоголю отводится главное место. Например, в анкете один из слушателей антиалкогольного курса на вопрос, какой вид употребления (алкоголя) вы предпочитаете, ответил: "Люблю пить в одиночестве, а не в компании, потому что терпеть не могу пьяные морды".


Слайд 74

По незнанию в быту о таких говорят "пьет по-черному" и считают "пропащими"; на самом же деле это просто индивидуальный вариант пьянства, не хуже и не лучше коллективного.


Слайд 75

Естественно, что эти особенности личности (нами перечислены не все) вовсе не означают, что человек должен обязательно стать алкоголиком, но то, что они повышают вероятность "вхождения" в алкоголизм, думаем, ни у кого не вызовет сомнения. Ясно, что в трезвенническом мире (например в Ираке) эти черты проявляются по-другому.


Слайд 76

Однако в алкоголефильном обществе есть и "усилители", способные еще более повысить вероятность перехода от пьянства к алкоголизму, - социальные условия и социальная среда, т.е. жилищные условия, коллектив, семья, специальность, компании, жизненный уровень и т. д.


Слайд 77

Человек с повышенной внушаемостью или неустойчивой психикой, да еще имеющий пьющую семью (или коллектив), находит компенсацию своих неудач в наркотике. Таким образом, вероятностная модель вхождения в алкоголизм складывается в схему, представленную на рис. 13


Слайд 78

Мы описали лишь один из вариантов темы, почему человек становится алкоголиком, и хотя это знать необходимо, наша главная цель заключается в другом - как избавиться от алкогольной зависимости?


Слайд 79

Если у читателя хватило терпения дочитать до настоящей главы, то, во-первых, он уже должен определить свою зависимость или "независимость" от алкоголя, даже если он пьет "культурно", а во-вторых - определить, что же все-таки его "заставляет" пить: или болезнь, распущенность (слабая воля) и традиция, или следует согласиться с концепцией Г. А. Шичко, что все мы с детства запрограммированы на употребление алкоголя (см. главу 6).


Слайд 80

Только определив это, можно начинать самоизбавление (не путать с самолечением!) от беды - алкогольной зависимости.


Слайд 81

Система самораспрограммирования по Г. А. Шичко проста и надежна, но прежде, Чем приступить к ее изложению, нам придется затронуть вопрос, который мы до этого старались обходить: в чем заключается разрушительное действие алкоголя на отдельные органы человека?


Слайд 82

Ведь большинство пьющих, конечно, знает о вредности зелья, но, как правило, на уровне "пить - здоровью вредить".


Слайд 83

Поскольку авторы не являются врачами по образованию, то все "страшилки", изложенные в следующей главе, нами подобраны из различных медицинских источников. Вообще-то мы обещали не касаться вопросов физиологии, поэтому читатель следующую главу может и опустить.


×

HTML:





Ссылка: