'

Сказочная Баба-Яга

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Сказочная Баба-Яга Исследовательский проект по литературе Автор Горелышева Мария Руководитель работы учитель словесности Горелышева С.А.


Слайд 1

Что мы хотим выяснить? Какая она – Баба-Яга (добрая старушка или злая ведьма) ? И Что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?»


Слайд 2

Наше предположение Мы считаем, что Баба-Яга – злая ведьма Она всем вредит Создает на пути трудности Баба-Яга похищает детей Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть У нее страшный внешний вид Её бояться маленькие дети


Слайд 3

Вопросы, 1. Как появилась Баба-Яга? 2. Где живет Баба-Яга? 3. Какой характер у Бабы-Яги? на которые надо искать ответы


Слайд 4

Чтобы ответить на все вопросы, мы 1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. Должны научиться анализировать сказки Давать характеристики главным героям произведения Находить полезную информацию Учиться делать выводы План наших действий


Слайд 5

Для поиска ответов надо Изучить данные литературной энциклопедии Прочитать много русских народных сказок Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников


Слайд 6

Родословная Бабы-Яги Баба-Яга - змея Человекоподобное существо со змеиным хвостом Одноногое божество Божество , имеющее недостаток в ноге (хромоногое) Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой Что же мы узнали


Слайд 7

Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»


Слайд 8

Лесная старуха- волшебница Баба-Яга — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА -ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) — мать змеев, противников богатыря.  Кроме образов БАБЫ-ЯГИ — воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.


Слайд 9

Баба-Яга - пограничница Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.


Слайд 10

Роль Бабы-Яги в русских народных сказках Баба-Яга – воительница Яга - похитительница Яга -дарительница Яга - советчица Яга - повелительница Повелевает силами природы и животного мира Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью Дарит предметы, обладающие волшебной силой


Слайд 11

Наши выводы Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить


Слайд 12

В результате исследования мы выяснили Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма Она может быть разной – и доброй, и злой Часто она помогает герою, спасает его Баба-Яга может быть веселой и смешной А иногда даже красавицей


Слайд 13

Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.


Слайд 14

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПРО БАБУ-ЯГУ


Слайд 15

Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»


Слайд 16

Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А


Слайд 17

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С. Пушкин


Слайд 18

Использованные источники Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm - картинки по теме http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах http://www.bookshop.ru/docs/13069?PHPSESSID=c7ab959796eadd4cdec7a804e825304b - -изучение фольклора в школе http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы


×

HTML:





Ссылка: