'

Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна


Слайд 1

Лекция №5 Моделирование пользователей и контекстов использования (продолжение)


Слайд 2

Место в общем плане проектирования Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 3


Слайд 3

Сценарии Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 4


Слайд 4

Общая формула сценария Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 5 Сценарий = задача + контекст + «демография» Последовательность действий: Для каждого персонажа выбрать его задачи: Для каждой задачи сформулировать: что хочет сделать; почему хочет получить (мотивация); что ожидает получить (ожидания). В результате описать ситуацию: цель; потребность; поведение; условия.


Слайд 5

Разновидность сценариев Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 6


Слайд 6

Контекстные сценарии Считать интерфейс «волшебным». Ответить на вопросы: В какой обстановке будет использоваться продукт? Будет ли он использоваться в течение долгого времени? Часты ли прерывания в работе персонажа? Работает ли с компьютером/устройством более одного пользователя? Какие ещё продукты используются вместе с проектируемым? Какие основные действия выполняет персонаж, чтобы достичь своих целей? Каков ожидаемый конечный результат? Какова допустимая сложность продукта, исходя из частоты его использования и навыков персонажа? Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 7


Слайд 7

Пример «ЭБ Яуза». Контекстные сценарии. Персонаж студент Андрей (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 8 Сценарий №1. Типовой расчёт на тему «Матрицы» (загрузка методического указания). На семинаре по линейной алгебре преподаватель выдал задание для выполнения типового расчёта на тему «Матрицы» и отметил, что методические указания доступны в библиотеке МГТУ. Все сценарии можно найти по адресу http://peskova.ru/HcdCourse/2011/ YauzaUXResearchCase.zip Андрей из дома зашёл на сайт библиотеки МГТУ, просмотрел рекомендации литературы для первого курса, выбрал раздел «Математика» и в полученном списке выбрал методические указания – Агеев О.Н., Гласко А.В., Покровский И.Л. Матрицы и определители: Методические указания к выполнению типового расчета/МГТУ им. Н.Э. Баумана. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 67 с. – Библиогр.:с.66. – ISBN 5-7038-2542-3. Андрей прочитал подробное описание методички, увидел фотографию обложки и убедился, что это именно то, что он искал. Получил информацию, где и как это издание можно получить на руки, что для этого нужно заполнить (распечатать) требование и с ним отправиться в библиотеку. Андрей обратил внимание, что данная методичка также доступна в электронном виде, и решил этим воспользоваться, загрузил её на свой компьютер.


Слайд 8

Пример «ЭБ Яуза». Контекстные сценарии. Персонаж студент Андрей (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 9 Товарищи Андрея сказали, что есть другой «большой, коричневый» учебник по информатике. Тогда Андрей из дома заходит на сайт библиотеки, чтобы его найти. В рекомендациях для первого курса видит раздел «Информатика», а в нём учебник – Иванова Г.С. Основы программирования: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 415 с. – (Информатика в техническом университете). – Библиогр.:с.413. – ISBN 5-7038-1957-1. (2001 г.; 2004 г.). В этот раз рядом с названием издания отсутствовала информация о доступности в электронном виде, поэтому Андрей решил узнать, как эту книгу можно получить в библиотеке. Просматривая подробную информацию, Андрей увидел фотографию обложки издания, что позволило ему окончательно убедиться, то это тот самый учебник. Андрей решил заказать учебник, чтобы забежать на перемене в библиотеку и не тратить времени на подбор и оформление учебника. Система рассказала, как можно отслеживать состояние его заказа и предложила ввести дополнительные данные для немедленного оповещения об изменении состояния заказа. Андрей поинтересовался, какие учебники есть ещё по той же теме. Сценарий №2. Подготовка к экзамену по информатике (удалённый заказ учебника). Преподаватель информатики выдал экзаменационные билеты. Андрей в списке билетов обнаружил теоретические вопросы, неосвещённые в том задачнике, который он получил в процессе массовой выдачи в начале семестра.


Слайд 9

Пример «ЭБ Яуза». Контекстные сценарии. Персонаж Владимир Александрович Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 10 Владимир Александрович заходит на сайт библиотеки МГТУ с рабочего компьютера и первым делом бегло просматривает новости. В этот раз его ничего не заинтересовало. Владимир Александрович переходит к обзору РЖ ВИНИТИ. Указывает тематику, временной интервал, способ сортировки по убыванию даты и тип записи. Система выдаёт список рефератов. Владимир Александрович бегло просматривает полученный список, останавливается на интересном заглавии и читает подробное описание, сам реферат и получает подробную информацию о виде первоисточника и способах его получения. В этот раз Владимир Александрович заинтересовался публикацией из журнала, который есть в наличии в библиотеке МГТУ. Система рассказала, где и как можно получить и ознакомиться с данным выпуском журнала. Владимир Александрович переходит к просмотру реферативной БД EBSCO. Сценарий №1. Регулярная поддержка в актуальном состоянии информированности об интересующей научной отрасли. У Владимира Александровича закончились занятия со студентами, назначенные на сегодня, и есть возможность погрузиться в обзор новостей в мире науки.


Слайд 10

Пример «ЭБ Яуза». Контекстные сценарии. Персонаж Павел Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 11 Сценарий №1. Старт обзора всех трудов, посвящённых ракетным двигателям, в России и в мире за последние 5 лет. Сценарий аналогичен сценарию №4 для Владимира Александровича.   Сценарий №2. Ожидание необходимого ресурса библиотеки. Совершая обзор литературы, Павел выписывает описания публикаций, которые, по его мнению, необходимо в дальнейшем прочитать. Павел заходит на сайт библиотеки МГТУ и ищет по названию журнал, в котором опубликована необходимая статья. В этот раз такого журнала не найдено. Павел удалённо обращается к библиотекарям с вопросом, действительно ли такого журнала нет в нашем фонде, и не ожидается ли он в ближайшее время. Павел подписывается на рассылку новостей библиотеки МГТУ, чтобы быть в курсе появления новых ресурсов.


Слайд 11

Пример «Школьный веб-сайт». Контекстные сценарии. Персонаж Ершов Петя (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 12 Сценарий №1. Начало учебного полугодия: Пётр заходит на сайт лицея, просматривает новости и объявления; находит расписание занятий для его класса на текущее полугодие; переходит от расписания к предметам, просматривает тематические планы, графики контрольных и проверочных работ; узнает, какой учитель ведёт рассматриваемый предмет. Сценарий №2. Олимпиада: Пётр среди учебного года заходит на сайт, в разделе новостей узнаёт, что скоро состоится олимпиада по информатике; узнаёт график, требования и примерные задания олимпиады; готовится к олимпиаде и участвует в ней; по окончании олимпиады Пётр показывает на сайте лицея родителям и товарищам её результаты, где он находит личные поздравления как одному из призёров. 


Слайд 12

Пример «Школьный веб-сайт». Контекстные сценарии. Персонаж Ершов Петя (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 13 Сценарий №3. Празднование Нового Года: Пётр участвует в подготовке общелицейского праздничного мероприятия, посвящённого Новому Году; когда праздник проходит, Пётр хочет показать друзьям фотографии; заходит на сайт лицея, в новостях обнаруживает информацию о публикации фотоотчёта о событии; переходит к фотоотчёту, просматривает фотографии; хочет обсудить интересные детали проведения мероприятия с одноклассниками; переходит в форум лицейского сайта, общается. Сценарий №4. Подготовка для поступления в ВУЗ: В начале первого полугодия Пётр заходит на сайт лицея и интересуется, как сдали ЕГЭ его старшие товарищи (результаты), и в какие ВУЗы они поступили; в течение учебного года Пётр следит за новостями о публикациях на сайте материалов для подготовки к ЕГЭ и ГИА.


Слайд 13

Пример «Школьный веб-сайт». Контекстные сценарии. Персонаж Колобкова Мария Николаевна Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 14 Сценарий №1. Выбор образовательного учреждения: от соседей Мария Николаевна узнаёт о лицее №1524 и его сайте; заходит на сайт, просматривает новости с целью понять, насколько актуальную информацию можно здесь найти; переходит в раздел с общим описанием лицея, узнаёт о местоположении и профиле учебного заведения; здесь же узнаёт об успехах деятельности лицея – о результатах сдачи ЕГЭ и поступления выпускников в ВУЗы страны; заходит в раздел, описывающий принципы и методы обучения и воспитания лицеистов; переходит к просмотру учительского и административного состава; складывает впечатление о данном учебном заведении. Сценарий №2. Подготовка к поступлению: Мария Николаевна заходит на сайт лицея; переходит к просмотру информации для желающих поступить в лицей, знакомится с требованиями для поступления; здесь же узнает о наборе на подготовительные курсы, об условиях набора и контактную информацию.


Слайд 14

Пример «Школьный веб-сайт». Контекстные сценарии. Персонаж Кузнецова Ирина Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 15 Сценарий №1. Соскучилась: Мария время от времени грустит о том, что лицейские годы прошли, и желает снова вспомнить своих товарищей и радостные события в стенах лицея; заходит на сайт лицея, переходит в фотогалерею, выбирает в календаре дату особенно запомнившегося события и просматривает фотографии; затем переходит в форум и интересуется, будут ли пускать выпускников на ближайшего праздничное мероприятие в лицее, чтобы созвать бывших одноклассников и навестить любимых учителей; на сайте Мария заходит в раздел с описанием учительского состава, чтобы узнать, кого из её любимых учителей ещё можно встретить в лицее.


Слайд 15

Пример «Школьный веб-сайт». Контекстные сценарии. Персонаж Максимов Андрей Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 16 Сценарий №1. Обновления наполнения сайта: Андрей получил от администратора лицея новые материалы, которые надо разместить на сайте, - отчёт о предметной неделе иностранного языка и соответствующие событию новость и фотоотчёт; Андрей заходит в закрытый раздел сайта лицея, авторизуется; указывает, какие данные он собирается загружать; вводит новые данные и сохраняет изменения.


Слайд 16

Бизнес-цели продукта В течение года занять пустую нишу туристических навигаторов среди «организованных» туристов; Набрать большое количество партнеров – туристических агентств (3 крупных и 10 средних); Получать прибыль от аренды навигаторов и окупить проект (в течение 2х лет); Заработать первый миллион через 3 года; Маркетинговые цели Использовать туристические агентства как канал сбыта; Использовать навигатор в качестве рекламной площадки; Пользовательский интерфейс должен быть простым даже для пенсионеров и должен «продавать» услугу; Технические ограничения Вес устройства не большее 300 грамм; Возможно использование аппаратных кнопок; Экран сенсорный, допускающий управление пальцами; Возможно WiFi соединение с интернет. Пример «Проектирование устройства для путешественников» Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 17 © Копылов А., Design Act, 2009


Слайд 17

Личные цели Найти тихий и спокойный отдых; Повидать мир; Посетить исторические объекты; Отведать блюда экзотической кухни; Постараться потратить в отпуске минимум денег; Быть понятым местными жителями; Не иметь проблем с современной техникой. Сценарии Заказать в ресторане интересную еду, но не слишком острую и из знакомых продуктов Посетить исторический объект с применением электронного гида Пример «Проектирование устройства для путешественников» (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 18 © Копылов А., Design Act, 2009 Чета пенсионеров Евгений Петрович и Людмила Алексеевна вместе уже много лет. Они вырастили прекрасных детей и дождались внука и внучку. Евгений и Людмила любят путешествовать, хотя это удается не слишком часто. Обычно они любят посещать интересные и романтические города имеющую богатую историю. В этот раз дети помогли купить путевку в Китай. В Китае они больше всего боятся, что в ресторане им подадут блюдо из собаки или кошки.


Слайд 18

Личные цели Классно провести время с интересными людьми; Познакомиться с местными жителями; Найти самое интересное событие, которое только можно найти; Найти общий язык с теми, кто не знает английский. Сценарии Попасть на афтепати после кинопремьеры. … Пример «Проектирование устройства для путешественников» (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 19 © Копылов А., Design Act, 2009 Тусовщик Петру 25 лет, он завсегдатай ночных клубов и дискотек. Также Петр часто ездит в модные европейские города, чтобы весело провести время. В этот раз Петр поехал в Канны на кинофестиваль.


Слайд 19

Личные цели Отдохнуть максимально за минимальные деньги; Загореть, как следует, на море; Посетить исторические объекты; Отведать блюда экзотической кухни; Информация типа «куда деть ребёнка?»; Запастись впечатлениями до следующего лета. Сценарии Сориентироваться в новом месте (узнать все о стране; в том числе найти, где поесть вечером); Выбрать экскурсию (формирование собственной экскурсии; выбрать готовый маршрут); Планирование шопинга и сам шопинг; Поиск интересных событий и посещение; Поиск интересных объектов; Пример «Проектирование устройства для путешественников» (3) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 20 © Копылов А., Design Act, 2009 Семья с детьми Семье Шестаковых 8 лет, живут они в Тюмени. Раньше они ездили на море каждый год, но в прошлом году и них родился сын, и пришлось отдыхать дома. Эта семья ездила только в Турцию, но в этом в году им хозяин семьи, Василий, решил, что пора съездить в Арабские Эмираты. У Шестаковых есть дома компьютер, но пользуется им пока только дочь. Василий и Лена хотят также освоить компьютер, чтобы не отставать от дочери.


Слайд 20

Пример «Проектирование устройства для путешественников» (4) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 21 © Копылов А., Design Act, 2009 Абориген Чон Ван Тин работает в небольшом шанхайском ресторанчике. Он говорит только по китайски. Личные цели Обслужить клиента так, чтобы получить хорошие чаевые; Сценарии Попытаться понять, что хочет клиент и заказать именно эту еду; Попытаться объяснить клиенту, что блюдо нельзя заказать в данный момент времени;


Слайд 21

Выработка требований к проекту


Слайд 22

Место в общем плане проектирования Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 23


Слайд 23

Выработка требований к проекту Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 24


Слайд 24

Объектная модель Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 25


Слайд 25

Пример «ЭБ Яуза». Объектная модель в терминах проектирования взаимодействия (выборка) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 26


Слайд 26

Пример «ЭБ Яуза». Связь объектов и персонажей (выборка) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 27


Слайд 27

Пример «Инструмент лингвиста». Выдержки из стратегии дизайна Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 28 Требуется спроектировать программную систему – инструмент для лингвиста, позволяющий неспециалисту в области информационных технологий проводить вычислительные эксперименты по решению широкого класса задач обработки естественного языка. Целевая аудитория Продукта 1) лингвисты, не имеющие специализации в информационных технологиях, алгоритмически решающие лингвистические проблемы; 2) студенты специальности компьютерная лингвистика. Технологические особенности Продукта Тип интерфейса: однопользовательское настольное приложение. Программная платформа: Qt (http://doc.qt.nokia.com/latest/qt-gui-concepts.html)


Слайд 28

Пример «Инструмент лингвиста». Контекстные сценарии Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 29 Сценарий №1. Первый опыт Елену интересует задача автоматической генерации словаря устойчивых выражений в области биологии. Взаимодействие с системой: • Елена указала на коллекцию текстов биологической тематики; • настроила поток выполнения задач из имеющихся в системе модулей (схема эксперимента); • запустила эксперимент; • получила и просмотрела результаты; • сохранила результаты во внешний файл (например, в электронную таблицу); • отправила результаты коллегам для обсуждения. Сценарий №2. Повторный эксперимент. Новая коллекция Елена получила новую коллекцию текстов, на этот раз физико-математической направленности. Ей интересно, как будет выглядеть словарь устойчивых выражений для данной области. Взаимодействие с системой: • Елена выбрала новую коллекцию текстов; • выбрала эксперимент для повтора; • запустила эксперимент на выполнение; • просмотрела результаты; • отправила их коллегам для обсуждения.


Слайд 29

Пример «Инструмент лингвиста». Контекстные сценарии (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 30 Сценарий №3. Повторный эксперимент. Старая коллекция, новые правила/новые библиотеки Разработчики системы поставили Елене новую реализацию модуля предобработки русскоязычных текстов. Ей стало любопытно, как изменится словарь устойчивых выражений в области биологии, сгенерированный с применением нового алгоритма. Взаимодействие с системой: • Елена выбрала эксперимент для повтора; • просмотрела поток выполнения задач (схему эксперимента); • заменила в схеме один модуль на новый подходящий; • просмотрела и по необходимости отредактировала правила/настройки для компонент нового и оставшихся модулей; • запустила эксперимент и просмотрела результаты; • сравнила их с результатами предыдущего эксперимента (время обработки, diff словарей устойчивых выражений и др.); • записала краткое заключение и идеи для будущих экспериментов.


Слайд 30

Пример «Инструмент лингвиста». Контекстные сценарии (3) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 31 Сценарий №4. Массовый и отложенный эксперимент. Разные коллекции, разные условия Елена подготовила две разные коллекции текстов в области биологии и хочет сравнить результаты генерации словарей на разных коллекциях и с разными настройками. Взаимодействие с системой: • Елена создала несколько экспериментов, отличающихся коллекциями, правилами и компонентами модулей; • составила расписание пакетного выполнения этих экспериментов: указала порядок выполнения экспериментов, время общего старта и способ сигнализации об окончании; • просмотрела результаты каждого в отдельности эксперимента; • сравнила результаты пар экспериментов.


Слайд 31

Пример «Инструмент лингвиста». Объектная модель в терминах проектирования взаимодействия (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 32


Слайд 32

Пример «Инструмент лингвиста». Объектная модель в терминах проектирования взаимодействия (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №5. 33


×

HTML:





Ссылка: