'

ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Галина Владимировна Резапкина, ст.н.с. Федерального института развития образования, Академии социального управления (Москва) ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ И ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ


Слайд 1

Существует множество отечественных и зарубежных методик, цель которых – выявление ценностных ориентаций, мотивов и потребностей человека, в том числе: Диллемы Колберга Тест локус-контроля Дж. Роттера Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича, Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца, Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, Диагностика направленности личности В.М. Басса, Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и другие.


Слайд 2

Однако насколько достоверны результаты, основанные на самооценке тестируемого, "пропущенной" через представления авторов методик о смыслах и ценностях? Уязвимость подобных методов в том, что они восходят (или нисходят?) к идеям древнегреческих софистов, которые наиболее полно выразил Протагор: "Я — мера всех вещей" (в другой версии «человек есть мера всех вещей», имея в виду относительность всякого знания).


Слайд 3

Фрагмент бланка методики «Иерархия жизненных ценностей»


Слайд 4

Примеры утверждений методики «Иерархия жизненных ценностей» Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом) Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё – ничто» Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей За большие деньги я возьмусь за любую работу


Слайд 5

Методика «Иерархия жизненных ценностей» Здоровье (I) Материальная обеспеченность (II) Творчество (III) Семья (IV) Карьера (V) Служение (VI) Слава (VII) Отдых (VIII)


Слайд 6

Фрагмент бланка к методике «Мотивы труда»


Слайд 7

Примеры утверждений методики «Мотивы труда» 1. Я предпочитаю профессию, которая позволит мне А) всегда быть в центре внимания или Б) помогать людям 2. Если бы у меня было много денег, я бы вложил (а) их А) в рекламу своей деятельности или Б) в благотворительность 3. Мне ближе высказывание А) У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях, в приязни и доброжелательстве людей или Б) Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им 4. Мне привлекает профессия А) Телеведущего, журналиста или Б) священнослужителя, врача


Слайд 8

Деструктивные мотивы Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. Стремление к наживе как основной мотив труда характеризует «рыночную личность», воспринимающую себя как товар. Стремление к власти как самоцель, а не как инструмент достижения каких-то благородных целей, делает человека опасным для общества.


Слайд 9

Все три мотива ненасыщаемы и тесно переплетены: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Развитие этих мотивов приводит к патологическим состояниям, граничащим с психическими заболеваниями.


Слайд 10

Конструктивные мотивы Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или заработка. Творческое отношение может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум. Служение – мотив труда духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других выше собственных.


Слайд 11

Смысловыми носителями морали являются топы (общезначимые утверждения, «общее место») – ценностные суждения, прошедшие культурный отбор и определяющие основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств. Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.)


Слайд 12

Методика представляет собой двадцать семь пар различных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.


Слайд 13

I. Умеренность – Излишества 1. а) Умеренность — здоровье души 2. а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело 3. а) Сытое брюхо к ученью глухо б) Бери от жизни все б) Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды б) Ешь больше, проживешь дольше


Слайд 14

ЧРЕВОУГОДИЕ


Слайд 15

II. Нестяжание – Сребролюбие 4. а) Рука дающего не оскудеет 5. а) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает 6. а) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам б) Деньги отпирают все двери б) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество б) С деньгами и в аду не пропадешь


Слайд 16

СРЕБРОЛЮБИЕ


Слайд 17

III. Кротость – Гнев 7. а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти 8. а) На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного 9. а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей б) Гнев слаще меда б) Месть – это блюдо, которое подают холодным б) Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное


Слайд 18

ГНЕВ


Слайд 19

IV. Жизнелюбие – Уныние 10. а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности 11. а) Пессимист – человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом 12. а) Нет ничего утомительнее невеселого ума б) Пессимист – это хорошо информированный оптимист б) Оптимизм — религия революций б) Нередко оптимизм — всего лишь еще одно проявление лености мысли


Слайд 20

V. Скромность – Тщеславие 13. а) Не стремись быть первым во Вселенной 14. а) Кто много начинает, очень мало осуществляет 15. а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе б) Только большие проблемы дают большие возможности б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.


Слайд 21

ТЩЕСЛАВИЕ


Слайд 22

VI. Великодушие – Зависть 16. а) Зависть – это скорбь по благополучию близких 17. а) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий 18. а) Зависть непримиримее ненависти б) Лучше десять завистников, чем один сострадалец б) Нам мало добиться успеха – надо ещё, чтобы друзья наши потерпели крах б) Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем


Слайд 23

ЗАВИСТЬ


Слайд 24

VII. Доверчивость – Подозрительность 19. а) Просите – и дадут вам, ищите – и найдете, стучите – и откроют вам 20. а) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни 21. а) Доверяй людям, и они будут верны тебе; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие б) Не верь, не бойся, не проси б) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь б) Каждого незнакомца считай вором


Слайд 25

VIII. Трудолюбие – Безделье 22. а) Кто не работает – не ест 23. а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти 24. а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой б) Кто не работает, тот ест б) Работа не волк, в лес не убежит б) Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.


Слайд 26

ЛЕНЬ


Слайд 27

IX. Самостоятельность – Зависимость 25. а) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас 26. а) Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша 27. а) И один в поле воин б) Плетью обуха не перешибешь б) Вся рота не в ногу, один он в ногу б) Один в поле не воин


Слайд 28

Утверждения "а" соответствуют добродетелям, общим для всех культур, "б" – порокам, что, конечно, не может свидетельствовать о добродетельности или порочности человека, но говорит о его этической направленности. Расхождение между выбором модели поведения и реальным поведением человека, предсказуемо и почти неизбежно. Но в данной ситуации важно, принимает ли человек то или иное высказывание как созвучное своим убеждениям, или отвергает. Задачи данных методик выходят за рамки диагностики, которая бессмысленна и безнравственна, если не ставит своей целью развитие личности.


Слайд 29

metodkabi.net.ru, proftime.edu.ru, psychologia.edu.ru 5233942@mail.ru


×

HTML:





Ссылка: