'

ПУНКТУАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЕЁ РОЛЬ В СИНТЕЗЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ТЕКСТУ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

25 мая 2010 г. Диалог-2010 1 ПУНКТУАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ЕЁ РОЛЬ В СИНТЕЗЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ТЕКСТУ Лобанов Б.М. (lobanov@newman.bas-net.by), Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, Минск, Беларусь


Слайд 1

25 мая 2010 г. Диалог-2010 2 АННОТАЦИЯ В работе приводятся статистические сведения о частоте употребления различных знаков препинания, а также сведения о частоте употребления простых и сложных предложений в художественных произведениях различного жанра. Полученные статистические данные позволили выявить наиболее частотные знаки препинания и особенности их употребления, определить частотный и количественный состав простых и сложных предложений, формулировать особенности использования информации о знаках препинания для просодического оформления синтезированной речи по тексту.


Слайд 2

25 мая 2010 г. Диалог-2010 3 Введение -1 К настоящему времени системы синтеза речи достигли определённого совершенства и уже используются в ряде практических приложений, в том числе, при создании аудиокниг. Однако комфортность восприятия синтезированной речи в реальных условиях, в особенности в этом конкретном её применении, остаётся ещё далекой от удовлетворительной. Мировая тенденция развития речевых технологий указывает на актуальность создания систем синтеза выразительной речи (expressive text-to-speech). Исследования в области создания систем синтеза выразительной речи проводятся для ряда европейских языков: английского [1], немецкого [2], а также для синтеза речи на японском языке [3]. Некоторые аспекты создания системы синтеза выразительной речи на русском языке были рассмотрены ранее в наших докладах [4].


Слайд 3

25 мая 2010 г. Диалог-2010 4 Введение -2 Понятие «выразительность речи» в лингвистике и педагогике сформировалось как междисциплинарное понятие одной из функций устной речи человека [5]. Одним из главных компонентов звуковой реализации выразительности устной речи является просодика: мелодика, ритмика и динамика речи. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливают её выразительность. Пунктуационная структура текста отображается знаками препинания, которые выполняют функции выделения смысловых отрезков текста (абзацев, предложений и его частей, словосочетаний, слов, частей фонетического слова), указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции. Знаки препинания, синтаксически оформляют текст, а при синтезе речи по тексту помогают осуществить её просодическое оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).


Слайд 4

25 мая 2010 г. Диалог-2010 5 Введение -3 В данной работе мы коснёмся лишь одного из многих аспектов проблемы синтеза выразительной речи, а именно: выяснению, как воспользоваться информацией, заложенной в знаках препинания книжных текстов, для их выразительного «чтения» синтезатором речи? С этой целью мы проанализируем пунктуационную структуру 2-х произведений художественной прозы: Л. Толстой “Анна Каренина” А.Толстой“ Пётр Первый”, а также полное собрание стихотворных произведений Пушкина и пьесу Гоголя «Ревизор». На примере этих произведений мы рассмотрим далее статистические характеристики и роль различных знаков препинания в выражении тех или иных интонационных свойств синтезируемой речи.


Слайд 5

25 мая 2010 г. Диалог-2010 6 Общая структура синтезатора выразительной речи


Слайд 6

25 мая 2010 г. Диалог-2010 7 1. Статистика употребления знаков препинания в исследуемых текстах


Слайд 7

25 мая 2010 г. Диалог-2010 8 Среднее количество слов (А) и знаков препинания (Б) внутри предложений для текстов (1 – 4) А) Б) (1) “Анна Каренина” (2) “ Пётр Первый”, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».


Слайд 8

25 мая 2010 г. Диалог-2010 9 Относительное количество (в %) повествовательных (ряд 1), восклицательных и вопросительных (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4 (1) “Анна Каренина” (2) “ Пётр Первый”, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».


Слайд 9

25 мая 2010 г. Диалог-2010 10 2. Статистика употребления простых и сложных предложений


Слайд 10

25 мая 2010 г. Диалог-2010 11 Процентное содержание сложных (ряд 1) и простых (ряд 2) предложений в текстах 1 – 4 А) Повествовательные Б) Восклицательные В) Вопросительные (1) “Анна Каренина” (2) “ Пётр Первый”, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».


Слайд 11

25 мая 2010 г. Диалог-2010 12 Среднее и максимальное количество слов в простых предложениях


Слайд 12

25 мая 2010 г. Диалог-2010 13 Среднее (А) и максимальное (Б) количество слов в простых повествовательных (ряд 1), восклицательных (ряд 2) и вопросительных (ряд 3) предложениях для 4-х текстов А) Б) (1) “Анна Каренина” (2) “ Пётр Первый”, (3) Стихи Пушкина (4) Пьеса Гоголя «Ревизор».


Слайд 13

25 мая 2010 г. Диалог-2010 14 Примеры простых и сложных предложений максимальной длинны из романа “Анна Каренина”


Слайд 14

25 мая 2010 г. Диалог-2010 15 Примеры простых и сложных предложений максимальной длинны из стихотворений Пушкина


Слайд 15

25 мая 2010 г. Диалог-2010 16 3. Статистика употребления знаков препинания внутри и на концах предложений


Слайд 16

25 мая 2010 г. Диалог-2010 17 Процентные соотношения предложений с различными знаками препинания в конце предложения


Слайд 17

25 мая 2010 г. Диалог-2010 18 4. Использование информации о знаках препинания при синтезе выразительной речи по тексту В порядке уменьшения относительной длительности межсинтагменной паузы знаки препинания можно условно разбить на следующие группы: (2 – 5 сек) – суперабзац, отделяющий отдельные части произведения (параграф, глава и др.) – [ ||| ]. (1 – 2 сек) – абзацы, соответствующие разделам повествовательной – [ || ] и диалоговой речи [ || –]. (0,5 – 1 сек) – повествовательные – [ . ], [ . – ], [ …], […. – ], восклицательные – [ !], [ ! …], [ !!!] и вопросительные предложения – [ ? ], [? – ], [?!]. (0,2 – 0,5 сек) – вводные предложения – [ ( ) ], [ – / – ], а также части предложения, отделяемые знаками – [ ; ], [ : ], [ – ]. (0 – 0,2 сек) - части предложения, отделяемые запятыми. Примером нулевой длительности паузы является запятая перед вводным словом: « И, наконец, он сказал».


Слайд 18

25 мая 2010 г. Диалог-2010 19 Знаки препинания на концах предложений: [ |||], [ ||], [ . ], [ . – ], [ ) ], […], […–] – определяют тот или иной подтип интонации завершенности, знаки: [ !!! ], [ ! ], [ ! – ], [ !.. ] – тот или иной подтип восклицательной интонации, а знаки: [?!], [?], [? – ] – вопросительной. Знаки препинания внутри предложений: [ ; ], [ : ], [( ], [ , ], [ – ], [, – ] – определяют тот или иной подтип интонации незавершенности. Особенно разнообразную роль в реализации интонации незавершенности играют знаки [ , ] и [ – ].


Слайд 19

25 мая 2010 г. Диалог-2010 20 Заключение Информация о знаках препинания в тексте является безусловно полезной, но явно недостаточной для синтеза выразительной русской речи. Дальнейшее улучшение выразительности синтезированной речи может быть достигнуто за счёт качественного членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм. Очевидным путём улучшения качества членения на просодические синтагмы и расстановки акцентов внутри синтагм является использование механизмов глубокого синтаксического анализа предложений, что и явится предметом наших дальнейших исследований.


Слайд 20

25 мая 2010 г. Диалог-2010 21 СКАЗКИ Пушкина и Ершова О царе Салтане О золотой рыбке О золотом петушке О мёртвой царевне О попе и балде О Коньке-Горбунке


Слайд 21

25 мая 2010 г. Диалог-2010 22 Запятая может играть различную функциональную роль в предложении: отделение однородных членов предложения; отделение предикативных частей бессоюзного сложного или сложносочиненного предложения; отделение главного и придаточного предложений; при выделении обособленных членов предложения (причастий, деепричастий). В зависимости от этой роли реализуется тот или иной подтип интонации незавершенности. Тире в предложении также употребляется в разнообразной функциональной роли: отделение подлежащего и сказуемого в эллиптических предложениях; отделение однородных членов предложения перед обобщающим словом; для выражения неожиданности, резкой противоположности между членами предложения; для выделения вводных и вставных предложений; для выделения слов автора при прямой речи.


×

HTML:





Ссылка: