'

компонентный анализ: грамматика

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

компонентный анализ: грамматика Кузнецов, А.М. Компонентного анализа метод // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990: 233 – 234 Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/topic.html


Слайд 1

компонентный анализ: фонетика и фонология М.В. Панов: фонетика позволяет наблюдать звуковую стихию речи. звук речи /фонема Звук – минимальная единица речи или языка; элемент произносимой речи, образуемый с помощью органов речи. Звук речи – конкретный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретном речевом акте. Звук языка – множество звуков речи, близких по характеристикам и определяемых говорящими как одинаковые.


Слайд 2

компонентный анализ: фонетика и фонология Выделение отдельных звуков и их оценка как одинаковых или разных зависит от системы языка. Разница между р – л: Карл у Клары украл кораллы… о - у: бом – бум, гроб – груб… Французы считают, что вес – весь различаются не конечными согласными, а гласными.


Слайд 3

фонетика: анализ компонентов Органы речи представляют собой акустические резонаторы. Отдельные составляющие звука усиливаются или ослабляются, и формируется индивидуальное акустическое различие звуков.


Слайд 4

акустическая хар-ка звуков: М. Царев и В.Качалов -осциллограммы [с’н’] в снежный


Слайд 5

бинарная акустическая классификация звуков Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле предложили дихотомическую классификацию по парным признакам, в которой фиксируется наличие или отсутствие у звука того или иного признака.


Слайд 6

бинарная акустическая классификация звуков Классификация Р. Якобсона, Г. Фанта и М.Халле 1) практична – бинарность признаков позволяет пользоваться классификацией при работе с компьютером; 2) применима ко всем языкам мира; 3) дает возможность характеризовать гласные и согласные звуки на едином основании.


Слайд 7

бинарная акустическая классификация звуков Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле выявили 12 бинарных признаков для звуков. В русском языке – важны 9 признаков.


Слайд 8

бинарная акустическая классификация звуков 9 бинарных признаков звуков русской речи 1) вокальность – невокальность 2) консонантность – неконсонантность 3) компактность – диффузность 4) высокая тональность – низкая тональность 5) бемольность – небемольность 6) диезность – недиезность 7) прерванность – непрерванность 8) резкость – нерезкость 9) глухость – звонкость


Слайд 9

бинарная акустическая классификация звуков вокальность – невокальность вокальность - наличие голоса. Вокальные: гласные и сонорные согласные. Невокальные: шумные согласные.


Слайд 10

бинарная акустическая классификация звуков 2) консонантность – неконсонантность Консонантность – наличие шума. гласные – неконсонантные согласные – консонантные


Слайд 11

бинарная акустическая классификация звуков 3) компактность - диффузность Компактные звуки – более высокая по сравнению с диффузными концентрация произносительной энергии.


Слайд 12

бинарная акустическая классификация звуков 3) компактность – диффузность слово привет В спектре компактных звуков р’, э преобладает одна центральная область в спектре диффузных звуков п, и, в’, т, областей несколько.


Слайд 13

бинарная акустическая классификация звуков 4) высокая тональность – низкая тональность : гласные и согласные Звуки высокой тональности - уменьшается объем полости рта; звуки низкой тональности - увеличивается объем полости рта. высокие гласные переднего ряда и, э низкие гласные среднего и заднего ряда о, у, а


Слайд 14

бинарная акустическая классификация звуков 5) бемольность – небемольность Бемольность - понижение звучания на полтона. Признак бемольности - огубленность. Бемольные звуки – гласные [о], [у] и предшествующие им в слове согласные [т?от] [т?ут]


Слайд 15

бинарная акустическая классификация звуков 6) диезность – недиезность Диезность - повышение звучания на полтона. Диезные звуки - все мягкие согласные звуки и гласные в позиции между мягкими согласными. дядя [д’???д’ь] тётя [т’????т’ь] Юля [j??у?л’ь] мель [e], миссия [u]. Недиезные звуки – твердые согласные и гласные между ними.


Слайд 16

бинарная акустическая классификация звуков 7) прерванность – непрерванность Прерванные звуки - при образовании полость рта хотя бы на миг закрывается. Непрерванные звуки - гласные и щелевые согласные: в, в’, л, л’, j, з з’, с, с’, ж, ж’:, ш, ш’:, ф, ф’, х, х’


Слайд 17

бинарная акустическая классификация звуков 8) резкость – нерезкость При образовании резких звуков струя воздуха встречает в полости рта не одну, а несколько преград. Резкие звуки - ц, ч’ и р, р’; нерезкие – гласные и все остальные согласные.


Слайд 18

бинарная акустическая классификация звуков 9) глухость – звонкость Глухие - согласные, которые произносятся без участия голоса. Звонкие – гласные, сонорные согласные и звонкие шумные согласные.


Слайд 19

звуковой символизм Опираясь на акустическую классификацию звуков развивается направление, изучающее семантические, ассоциативные связи звуков – звуковой символизм.


Слайд 20

звуковой символизм У П.А. Вяземского есть рассказ о том, как итальянец понял слово телятина «нежное, ласковое, обращенное к женщине» – преобладание диезных и высоких звуков. Л.А.Введенская. Что ни звук, то и подарок. М., 1996


Слайд 21

звуковой символизм Обозначения звуковых явлений - соответствие лексического и фонетического значений: аккорд - красивый, яркий, громкий; бас - мужественный, сильный; писк - маленький, слабый, тихий; гром - грубый, сильный, злой; лепет - хороший, маленький, нежный, слабый, тихий… Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981


Слайд 22

звуковой символизм Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Корней Иванович Чуковский Преобладают звуки высокой тональности, диффузные, недиезные резкий – дрожащий р, открытый нижний гласный а и закрытые у, и / ы


Слайд 23

звуковой символизм Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Корней Иванович Чуковский Доминируют синий и черный цвета. Признаки звуков: противный, угловатый, трусливый, злой, - психологический портрет Таракана Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981


Слайд 24

соотношение понятий фонемы и звука Как соотносятся понятия фонемы и звука? Ряд словоформ: сад – садит – сядь – сяду [а] [а?] [?а?] [?а] гласные звуки под ударением – фонема <а> под ударением. Разные звуки воплощают одну фонему в разных позициях.


Слайд 25

соотношение понятий фонемы и звука фонема <о> под ударением слова потOм и пёсика


Слайд 26

фонология: анализ компонентов Фонема – языковая единица, реализующаяся в речи в звуковых вариантах. Как сгруппировать звуковые оттенки вокруг фонемы? Сделать это помогают понятия фонологической оппозиции и дифференциальных признаков.


Слайд 27

фонология: анализ компонентов Фонологическая оппозиция – противопоставление двух слов, которые отличаются одним звуковым элементом. Именно этот элемент различает план выражения слов. Ср.: том – дом, том – тон, кон – конь.


Слайд 28

фонология: анализ компонентов Одно из определений фонемы: совокупность дифференциальных признаков. В каждом языке свой набор дифференциальных признаков каждой фонемы и своя система фонем.


Слайд 29

фонология: анализ компонентов Дифференциальные признаки фонемы – артикуляционные и акустические признаки, которые отличают одну фонему от другой: том – дом: <т> - <д> оппозиция глухость / звонкость


Слайд 30

фонология: анализ компонентов фонема <д> по звонкости противопоставлена <т> и всем глухим; по твердости // <т’> и всем мягким; по способу артикуляции // всем невзрывным; по месту образования (переднеязычная) // всем непереднеязычным Описали фонему через сумму ее противопоставлений другим фонемам и одновременно выделили ее признаки: фонема <д>: звонкость, твердость, взрывность, переднеязычность.


Слайд 31

морфология: анализ компонентов значение совершенного вида Иван открыл окно = 1) ‘до t окно не было открыто (не имело место р) 2) в момент t происходил переход от не-р к р 3) в момент tf окно стало открыто момент tf фиксирован в тексте Падучева Е.В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке. - М., 1996


Слайд 32

актуальное членение предложения : анализ компонентов Понятие разработано в трудах Пражского лингвистического кружка для описания функциональных компонентов предложения. рема - сообщаемая часть тема - отправная точка сообщения


Слайд 33

актуальное членение предложения: анализ компонентов Эти девушки – чудесные. тема эти девушки рема чудесные


Слайд 34

актуальное членение предложения : анализ компонентов тема - топик (topic) рема - фокус (focus), или комментарий (comment)


Слайд 35

актуальное членение предложения: анализ компонентов Определение компонентов тема и рема Первый способ – с помощью интонации. Падение тона – нисходящая интонация = рема Эти девушки - чудесные. Тема не имеет единого средства выражения.


Слайд 36

актуальное членение предложения: анализ компонентов определение компонентов тема и рема Второй способ. Сообщаемое (рема) обычно соотносится с той информацией, о которой еще не было речи - естественно сообщать то, что для слушающего ново. Тема обычно включает то, о чем только что шла речь: Эти девушки – чудесные.


Слайд 37

компонентный анализ Разработка принципов компонентного анализа продолжается. Метод хорошо сочетается с принципами коммуникативной лингвистики.


Слайд 38

компонентный анализ Компонентный анализ показывает, как некое сложное явление можно объяснить через совокупность его компонентов, более простых и более доступных для наблюдения.


Слайд 39

компонентный анализ Кто построил пирамиды? – люди, завороженные космосом Каков принцип основания пирамиды? – отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает число "пи" (отношение длины окружности к ее диаметру) с точностью до шестого знака! Каков принцип граней пирамиды? – исключительна точность ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину - 0,015 процента! Зачем грани делались вогнутыми, если их вогнутость незаметна с земли? – вогнутые "зеркала" на гранях общей площадью около 15 гектаров фокусировали солнечные лучи в день летнего солнцестояния. Вверх поднимались волны раскаленного воздуха. Зачем построили пирамиды? – способ попасть в обитель богов (звезды смещаются, кроме одного темного пятна; вокруг него вращаются две яркие звезды) отверстие в камере фараона – телескоп, смотрящий на околополюсные звезды; фараон «может идти дальше и присоединиться к несокрушимым (неподвижным) звездам» пирамида – машина передвижения и не только для правителя, но и для всех египтян


Слайд 40

Благодарю ЗА БЛАГОСКЛОННОСТЬ Неужто всё? Чай, не всё.


×

HTML:





Ссылка: