'

Семинар

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Семинар


Слайд 1


Слайд 2

Как читать текст? Бахтин М.М. («Эстетика словесного творчества») говорил о двух задачах читателя: во-первых, нужно понять текст так, как понимал его сам автор, увидеть описанную в произведении картину мира "глазами автора»; во-вторых, включить произведение в свой духовный контекст, увидеть мир произведения собственными глазами, вступить с автором в диалог (спор или согласие); следовательно, цель читателя заключается в том, чтобы искать в произведении точки зрения рассказчика и героев, точку зрения автора, его мысли, чувства, оценки, сопоставлять их со своими. Поиск точки зрения автора и выражение собственной точки зрения является ведущей практической задачей школьников на протяжении всех лет обучения.


Слайд 3

Что такое комментарий Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; понять ход авторской мысли.


Слайд 4

Виды комментария Текстуальный Концепционный


Слайд 5

Концепционный комментарий В центре внимания - интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней. В.Е.Хализев «Теория литературы»: «Задача толкователя текста состоит в том, чтобы «понять речь сначала так же хорошо, а затем лучше, чем ее инициатор», т.е. осознать то, что для говорящего «оставалось неосознанным», а именно: придать высказыванию дополнительную ясность, как бы его высветить, обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном… Усилия толкователя в первую очередь должны быть направлены на анализ того, что сказано и как сказано. Он должен извлечь из текста мысли и чувства автора, понять его замысел и грамотно изложить свои наблюдения».


Слайд 6

Работаем с текстом (1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Её я никогда не называла бабушкой — только мамой. (3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего... (6)Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11)Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это. (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета. (15)Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16)У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.


Слайд 7

(17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась». (21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома. (26)Я была домашним ребенком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т. д. и т. п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее». (30)...В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя». (По Т. Щегловой)


Слайд 8

Как проследить развитие авторской мысли в тексте? Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы; выделить основную мысль каждой микротемы; сформулировать данную мысль; записать её в виде пункта плана.


Слайд 9

Образцы работы над комментарием Вариант 1: идём по тексту


Слайд 10


Слайд 11

Вариант 2: говорим об актуальности проблемы Проблема морально-этическая; нравственная. Актуальная (почему?) потому что дает возможность понять: Что значит быть Матерью? Почему материнство - это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями? Как овладеть искусством стать настоящей Матерью? потому что заставляет задуматься об ответственности быть матерью; позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства; понять, что с рождением ребенка мать принимает на себя массу проблем и обязательств; помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребенка и т.п. .


Слайд 12

Синтаксические маркеры к комментарию


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15

Нельзя в комментарии отождествлять автора и рассказчика! Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Её зовут — Лень. А.П.Чехов «Моя она»


Слайд 16

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. На каком материале автор раскрывает проблему? На какие аспекты проблемы он обращает внимание? Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты? Почему именно эти аспекты его волнуют?


Слайд 17

Роль типов речи в комментарии


Слайд 18

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы? С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин) композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте. типов речи; художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений; элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;


Слайд 19

выбора лица, от которого ведётся повествование:  а) Субъективное повествование.  В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства.  б) Объективное повествование.  В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.  в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива) Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.


Слайд 20

(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая… (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше. (9) В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со "второго фронта". (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать - и в рот! (14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: "Шакал!" (16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение - белая макаронина… (18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…(20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом. (21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе. (23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше. (24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение. (26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В.Астафьеву)


Слайд 21

Основной тип речи – повествование. Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные для писателя нравственные вопросы.


Слайд 22

Роль описания как типа речи Описание заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.


Слайд 23

Роль рассуждения как типа речи Рассуждение позволяет за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему и сформулировать её: в тексте поднимается проблема великодушия - свойства характера, выражающегося в бескорыстной уступчивости, снисходительности, в способности жертвовать своими интересами.


Слайд 24

Роль противопоставления как композиционного приёма Позволяет читателю понять поведение и мысли героев; их внутреннее состояние; отношение к жизни, окружающим. Вариант 1. Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Несобственно-прямая речь, использованная автором, передает чувства героя- рассказчика. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.


Слайд 25

Вариант 2 Великодушие…В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистичным потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания его рассказчика, одержимого одним чувством – утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую мысль.


Слайд 26

Пишем комментарий


Слайд 27

Синтаксические маркеры при текстуальном комментарии


Слайд 28

Варианты работы по критериям 1 и 2 Познакомьтесь с комментариями и сформулируйте проблемы, над которыми размышляли авторы исходных текстов. Вариант 1. Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь подчёркивает, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственной семьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим современникам. (Проблема равнодушия)


Слайд 29

Вариант 2. Используя ретроспекцию, автор дал возможность читателю понять, что героя многое связывает с покинутой Родиной: детальное описание родного дома, речки, деревенских жителей позволило передать непреходящую боль человека, принявшего опрометчивое решение покинуть страну. Но, подчеркивает писатель, такое состояние испытывают многие, оказавшиеся в подобной ситуации, и кольцевая композиция создает впечатление замкнутого круга, из которого невозможно вырваться, как невозможно забыть свои истоки, всё то, что когда-то наполняло жизнь смыслом и радостью. (Проблема ностальгии; любви к Родине)


Слайд 30

Вариант 3. Писатель с иронией рассказывает о том, что эта пагубная привычка стала почти что речевой нормой. Она, утверждает автор, проникла во все слои общества, «отравила» язык многих. Публицист обращает особое внимание на то, как много могло бы сделать для искоренения этого явления телевидение, но оно идет на поводу у той части зрителей, которая подобные «трёхэтажные речи» воспринимает как само собой разумеющееся. С другой стороны, отмечает он, было бы гораздо легче справиться с этим «языковым недугом», если бы каждый сам себе поставил диагноз и занялся «самолечением». (Проблема культуры речи; проблема сквернословия)


Слайд 31

Вариант 4. Нужно отметить, что автор одним из первых заговорил об этом с волнением и тревогой: в печати много публикаций о том, как физически изменится человек в далеком будущем: продолжительность жизни землян увеличится в среднем до 110 лет, люди станут выше, красивее и стройнее. А какие невероятные открытия и победы ждут их в будущем! Но вот о том, будет ли человечество нравственнее, и ученые, и писатели предпочитают умалчивать, и поэтому вполне оправдан сарказм публициста, когда он пишет о том, какими могут стать следующие поколения. Почему? Не потому ли, что история цивилизации «дает нам мало материала для такого анализа»? Ведь мы, к сожалению, видим, что прошедшие столетия почти не изменили человека в лучшую сторону… ( Проблема нравственности общества будущего; этического облика будущего человечества)


Слайд 32

Обратите внимание! Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.


Слайд 33

Текстуальный комментарий Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает' на примере воспоминаний одного из героев рассказа. Комментируя ее, нельзя не отметить мастерство Попова А. в передаче душевного состояния повествователя: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчеркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им, помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах: ретроспектива помогает увидеть диалектику души рассказчика. Используя контраст как композиционный прием, автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего ее смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильный путь к любимой, окружающим людям. А, Попов дает читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя рассказа. Его внутреннее перерождение, возрождение уже началось.


Слайд 34

Концептуальный комментарий Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка, автор обращает наше внимание на то, что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с повествователем. Мудрость деда связана с осенью из воспоминаний мальчика, и он не хочет отпускать ни осенних листьев из рук, ни память о деде из своей жизни. А. Попов показывает, как рассказчик пытается объединить эти два мира - прошлое и настоящее, чтобы найти ответы на самые важные вопросы о любви, о цене «собственной шкуры», о том, как перестать «шмыгать» и сыграть на скрипке мелодию для любимой, озвучить которую достоин лишь тот, кто горит, подобно метеориту, кто не проживает дни в ожидании «кости». Автор неспроста подчеркивает, что дед стал для повествователя «отчизной» самое доброе и нравственное закладывается в человеке в отчем доме память, о котором навсегда остается человеком


Слайд 35

Комментарии проблемы публицистического текста Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор встревожен тем, что всё чаше и чаще вынужден, наблюла п. «клиническое безумие ненависти» - проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг к другу в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.


Слайд 36

Концептуальный комментарий Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю. Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит, на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».


Слайд 37

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Критерий 4 ЕГЭ-2012


Слайд 38

Варианты банков аргументов из читательского опыта. Вариант 1.


Слайд 39

Вариант 2.


Слайд 40

Структура аргументации


Слайд 41

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д


Слайд 42

План-схема аргументации


Слайд 43

Образец аргументации


Слайд 44


Слайд 45

Что подарить бабушкам - мамам? Перед каждым праздником один и тот же вопрос. На прошлый Новый год я решила вместе с покупными подарками подарить…чашу детских воспоминании! Села писать письма. Письма-воспоминания. От руки, не на компьютере. Так увлек меня этот процесс, так унес он меня в детские дали, настолько увлекательным был, что захватило это действо меня с головой! Но больше одного письма в день – трогательного и нежного – у меня не получалось. Я писала своей маме, как я помнила ее запах и голос в раннем детстве, как ждала ее вечернего прихода за мной в детский сад. Как я искала щедрые подарки под елкой и свято верила, что это Дед Мороз мне туда их положил. Как мы ходили к папе в больницу на 8 марта и он подарил моей замечательной мамочке флакон «Рижской сирени». Мама так растрогалась, что взяла флакон за верх коробочки… Духи «рассыпались» на тысячи мелких молекул. Сиренью пахла вся палата! Как в свой день рождения папа подарил ей красивые дорогие серьги – и это был лучший подарок ему – ее восторг и счастливые глаза. Много других трогательных и интимных воспоминаний. И в каждом письме я писала о том, как я люблю ее, что она самый дорогой для меня человек. Как я хочу, чтобы она всегда была с нами, чтобы болезни обходили ее стороной. Писала, и светлые слезы застилали мои глаза, помогая мне вылить на бумагу всю свою трепетную нежность к самому дорогому человеку. Как редко мы говорим нашим самым близким о любви… К сожалению… Суета и будни поглощают наше время. А ведь нашим старикам нужно совсем немного: наше внимание и понимание, ощущение своей нужности. Иногда надо просто их выслушать и услышать. У них должен быть авторитет в семье. И только мы можем поднять их значимость! Думаю, что такие вот письма из детства – тому доказательство. Письма написала, заклеила их в красивые конверты и подписала: «Вскрыть 1 января». На другом – 2 января и так далее. Затем перевязала их яркой атласной лентой и положила в чашу. Мама просила ей красивую чашу подарить. Сверху приклеила броскую этикетку: «Именная чаша воспоминаний». И строго-настрого велела не открывать ее до вечера 1 января. Отпраздновали Новый год по-семейному – с играми, розыгрышами и лотереями, с подарками и поздравлениями из разных стран. Весело, шумно! Разъехались по домам… А вечером… Я столько услышала в свой адрес нежности и признательности… Мама плакала и благодарила… Вот как – обратная связь! Мама хранит эти письма и иногда их перечитывает. Говорит, что это ее шедеврики. Так их и называет. Попробуйте и вы побаловать своих старших родственников такими вот трогательными откровениями. Это нужно не только им! (По Ж.Магиной)


Слайд 46

Конспект-схема сочинения


Слайд 47


Слайд 48

Памятка для ученика 1. Найдите абзац сочинения, в котором вы аргументируете свою точку зрения. 2. Проверьте, доказывают ли аргументы то, что вы утверждаете. 3. Убедитесь в том, что не нарушена логика их изложения, нет противоречий в приведенных примерах, доказывающих ваше утверждение. 4. Уберите лишние, малоубедительные аргументы, заменив их двумя бесспорными. 5. Убедитесь в том, что у вас нет ошибок в фоновом материале.


Слайд 49

Типы аргументации. Поддерживающая Тезис Прямые доказательства Вывод


Слайд 50

При поддерживающей аргументации ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста. Пример 1. Тезис: милосердие свойственно только тем, кто способен действовать Фрагмент сочинения Позиция автора бесспорна. Действительно, способность сострадать требует душевных сил, действенной помощи, и только по-настоящему добрые и отзывчивые люди принимают чужую боль, беду как свои и спешат помочь, чем могут. О таких, как они, мы узнаем из рассказа Б.Екимова «Продажа». После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, зато ребенок обрел настоящую семью. Мы часто говорим о чувстве милосердия, но кто из нас способен взять на воспитание чужих детей, причем нескольких, как это сделали семьи, о которых недавно шла передача по телевидению? Или приютить чужие семьи, чьи дома разрушены войной или стихийными бедствиями? Да, добрый совет может дать нуждающемуся в нём каждый из нас, но только активная помощь в тяжелых жизненных ситуациях становится проверкой человека на одно из самых главных свойств души – способности к милосердию.


Слайд 51

Типы аргументации. Опровергающая Тезис Обратные доказательства Антитезис


Слайд 52

При опровергающей аргументации ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует мысль, противоположную авторской (контртезис) Пример 2. Тезис: В деревнях люди нравственнее, чем в городах Фрагмент сочинения Позиция автора вызывает сомнение. Мне кажется, бессмысленно сравнивать городских и сельских жителей, выясняя, кто нравственнее. Во-первых, нравственные качества человека не зависят от того, где он живет, тут дело в нём самом, в его жизненной позиции. Например, Егор Полушкин, лесник из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», - деревенский житель, безусловно, честный и добрый человек, готовый в любую минуту прийти на помощь. Но ведь его сосед, Федор Ипатыч Бурьянов, тоже сельчанин, однако это бессовестный и бесчестный хапуга. Во-вторых, нынешняя ситуация, сложившаяся во многих деревнях, свидетельствует как раз об ином: работы нет, народ спивается, деградирует. Прежние нравственные ценности – труд на земле, любовь к ней, семья – утрачиваются. Молодежь уезжает в города в поисках работы и лучшей жизни, рубль и в городе, и в селе становится основным критерием оценки достоинства человека. Об этом пишут в газетах, говорят на телевидении. Думается, что нравственность народа во многом зависит лишь от особенностей нашего времени. Когда люди теряют цель и смысл в жизни, постепенно утрачиваются и лучшие человеческие качества.


Слайд 53

В помощь ученикам Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что… ? Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… Автор, несомненно, прав, утверждая, что.., но я убежден, что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как… Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что… По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что… Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что… Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:… Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что… Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что… Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что… Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что… Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что… Вызывает сомнение тезис о том, что… Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений . Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.


Слайд 54

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? 1. С помощью слов и словосочетаний ? обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.) это можно доказать следующим образом… подтверждением сказанному может служить следующий аргумент… вспомним о… стоит обратиться к… свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.) данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.) приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы докажем важность данной проблемы с помощью… убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить… в этом легко убедиться, обратившись к… и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) может служить аргументом…и т.д.


Слайд 55

2. С помощью вводных слов и словосочетаний во-первых.., во-вторых.., в-третьих… (Обратите внимание: в этом случае должен быть вывод!) ? например, допустим, по свидетельствам кого-либо предположим, по утверждению кого-либо 3. С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения (придаточное предложение причины), используя союзы так как потому что оттого что ибо благодаря тому что в связи с тем что в результате того что поскольку и т.д.


Слайд 56

Обратите внимание! Высказывание приобретает функцию аргумента только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса.


Слайд 57

Варианты заданий Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. «Добро — не наука, оно действие» (Р.Роллан) а) Нужно быть добрым. б) Добро – это сострадание. в) Действенная помощь – лучшее свидетельство доброты человека. (Ответ: в))


Слайд 58

Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».(М.Твен) а) Доброе отношение к себе человек чувствует сердцем. б) Нужно быть милосердным. в) Силе добра ничто не может противостоять. (Ответ: б))


Слайд 59

Продолжите афоризм, добавив сначала слово потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь. Л.Н. Толстой а)Потому что… б)Поэтому… (Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а)Потому что рано или поздно тебя уличат в невежестве. б)Поэтому нужно спокойно говорить о том, что обсуждаемая тема тебе не знакома, и впоследствии изучить её.


Слайд 60

Постройте связный текст из приведенных ниже предложений с помощью союзов хотя, если, то, а, и, так как, потому что, поэтому и т.д. и вводных слов значит, следовательно и т.д., выявляющих логические связи. Построенный текст, может быть, поможет вам вспомнить произведения и тех героев, кому принадлежат эти высказывания. Революцию делают злые люди. Революция – это хорошее дело хороших людей. Хорошие дела делает хороший человек. Хорошие люди не убивают. А) 3, но 1, однако 4, следовательно, 2. Б) 3, 2, но 4, значит 1. В) 4, поэтому 1, однако 2, словом, 3 (Правильный ответ – Б). Это высказывание Гедали из повествования И.Бабеля «Конармия»: Хорошие дела делает хороший человек. Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди).


Слайд 61

Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется» ( Джон Ньюмен) а) Нужно бояться жизни и смерти. б) Нужно стремиться жить полноценно каждое мгновение. в) Жизнь скоротечна, человек многого не успевает сделать. (Ответ: б))


Слайд 62

Алгоритм проверки экспертом работы экзаменуемого по критерию 4 Эксперты выделяют ту часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации. Устанавливают соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать именно то, что утверждается). Оценивают степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии. Устанавливают соответствие аргумента смысловой функции: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение. Определяют количество аргументов.


Слайд 63

Система упражнений по обучению выпускников комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения ЕГЭ-2012


Слайд 64

Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года


Слайд 65

Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме. Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них. Методы и приёмы обучения аргументации. Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения). «Банк» аргументов по самым различным проблемам.


Слайд 66

Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; ход авторской мысли.


Слайд 67

Требования к комментарию Комментарий к проблеме может включать характеристику проблемы; анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию; анализ аспектов (микротем); синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:


Слайд 68

Роль типов речи в комментарии


Слайд 69

Варианты обучения написанию комментария


Слайд 70

Работаем с текстом СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА      (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.    (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»    (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.    (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"    (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.    (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."   


Слайд 71

(27) - Что вам, Семен Иваныч?    (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.     (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..." (39) - Что там еще?    (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?    (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."    (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался… (Ал.П.Чехов)


Слайд 72

Вариант 1. Обратимся к заданию А28. Какое высказывание противоречит содержанию текста? Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни. Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков. Безусловно, это вариант 2. Убираем его. Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.


Слайд 73

Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.


Слайд 74

Вариант 2. Анализируем композиционные и художественные приёмы З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?) «Говорящая» фамилия героя. Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий. Авторская ирония.


Слайд 75

Вариант 3. Говорим об актуальности проблемы


Слайд 76

Образцы работы над комментарием Вариант 4: анализируем аспекты проблемы


Слайд 77


Слайд 78

Вариант 5: анализ типов речи (повествование) Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные для писателя нравственные вопросы.


Слайд 79

Тип речи – рассуждение. В художественных текстах рассуждение показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки; помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей; передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого; доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.


Слайд 80

Учимся на готовых примерах Безусловно, это актуальная нравственная проблема, которую можно отнести к разряду «вечных». Пожалуй, нет ни одного человека, никогда не проявлявшего эту черту характера хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные маски, личности, личины. Но к некоторым эти маски прирастают намертво, и с такими людьми нельзя духовно сближаться: кто знает, что скрывают они за притворной добродетелью? И разве мало мы знаем примеров, когда люди предпочитают «казаться», а не «быть»? Особенно отвратителен этот порок, когда человек много и правильно говорит, кажется почти что святым в глазах окружающих, а на деле совершает поступки, отвратительные по своей сути. (Проблема двуличия, лицемерия)


Слайд 81

Размышляя о разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы. (Проблема исторической памяти)


Слайд 82

Обратите внимание! Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.


Слайд 83

Типичные ошибки в комментарии


Слайд 84


Слайд 85


Слайд 86

Работа над аргументацией


Слайд 87

Вариант «банка» аргументов


Слайд 88

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д


Слайд 89

Варианты заданий Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. Лицемерная любовь хуже ненависти. а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь. б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы. Ответ – в)


Слайд 90

Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I) а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами. б) Явный враг не скрывает своих намерений в) Человек - самый страшный враг сам себе. Ответ - в)


Слайд 91

Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой. (Франсуа Ларошфуко) а) Если вы говорите у меня за спиной, значит, вы в числе тех, кого я оставил позади. б) Живи открыто, честно и гордись тем, что ты – личность. в) Думай и делай только то, что хотят от тебя окружающие. Ответ б)


Слайд 92

Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан) а)(Потому что)… б)Поэтому… (Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а) (Потому что) свобода — это когда не нужно притворяться   перед   самим  собой . (Потому что) желая быть кем-то иным, а не самим собой, он и превращается в ничто. б)Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для человека, как лицемерие.


Слайд 93

Ищем ошибки в аргументации (Вторая мысль НЕ является аргументом для выдвинутого тезиса)


Слайд 94

Ищем ошибки в аргументации (Аргумент и иллюстрация связаны с другой проблемой текста)


Слайд 95

Ищем ошибки в аргументации (Иллюстрация не соответствует аргументу)


Слайд 96

Идём за учителем!


Слайд 97

Типы аргументации. Поддерживающая Тезис Прямые доказательства Вывод


Слайд 98


Слайд 99


Слайд 100

Типы аргументации. Опровергающая Тезис Обратные доказательства Антитезис


Слайд 101


Слайд 102


Слайд 103

Задания, позволяющие обнаружить степень адекватности восприятия текста выпускниками. Упражнения, позволяющие научить выпускников видеть аспекты проблемы, намеченные автором. Способы пояснения (истолкования) аспектов проблемы. Упражнения на отработку различных видов интерпретации проблемы. Упражнения и задания по аргументации собственного мнения. Иллюстративный материал для аргументации. Упражнения по предупреждению ошибок в критериях 2 и 4.


Слайд 104

Благодарю за внимание! Егораева Г.Т. Москва


Слайд 105

Любовь к своей стране, родному языку, природе родного края загорается в душе человека еще в детстве и горит вечным пламенем до последней минуты жизни. Известный русский поэт К. Бальмонт, покинувший России в 1920, пишет о своей искренней и неугасающей любви к родине, не смогли затмить даже изысканные красоты Франции. Поднимая в тексте несколько проблем, поэт акцентирует внимание на одной, самой главной: «Россия всегда есть, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство». Для Бальмонта родная страна – это мать, которая его вырастила, научила любить, наслаждаться жизнью, воспитала в нем личность. Страна, в которой прошло детство – самое трогательная и чистая пора в жизни, - не может быть забыта. «Но нет дня, когда бы я ни тосковал о России, нет часа, когда бы я ни порывался вернуться», - пишет поэт. На мой взгляд, позицию автора способен понять и разделить каждый человек, чье детство и юность связаны прочными узами со страной, которую он по праву может назвать родиной. Я согласна с Бальмонтом и в том, что родина, какие изменения бы в ней ни происходили, остается для человека вечно любимой и единственной. Период Советской власти в истории России – это время суровой цензуры и массовый литературных запретов. Немало писателей и поэтов, таких как Горький, Бунин, позже – Набоков, покинули родину в те «смутные» годы. В то же время, живя за границей, они, подобно Бальмонту, неизменно хранили в памяти счастливые мгновения, проведенные в родной стране. Эмигрантское творчество Бунина, полностью посвященное России, является тому достойным подтверждением. Ни Бальмонт, ни Бунин, ни Набоков не вернулись обратно в Россию, оставшись на чужбины до конца жизни. И все-таки найдутся те, кто «безбедной» заграницей предпочли родную страну и вернулись из вынужденной эмиграции. К таким писателям можно отнести Горького, Солженицына. Последний остается живой легендой русской литературы и по сей день. Напоследок стоит еще раз обратиться к главной мысли текста Бальмонта: родина для человека остается родиной, несмотря ни на что. Хочется верить, что такой искренний патриотизм присущ не только поэтам и писателям советской поры, но и молодым поколениям ХХI века.


×

HTML:





Ссылка: