'

История украинской земли в Санкт-Петербургском Эрмитаже Сокровища одного из крупнейших и богатейших музеев мира hermitage.ru

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

История украинской земли в Санкт-Петербургском Эрмитаже Сокровища одного из крупнейших и богатейших музеев мира hermitage.ru


Слайд 1

Трипольская культура, IV тыс до н. э. Женская статуэтка. Глина, лепка, высота 16 см. Правобережная Украина, поселение Бернова-Лука. Такие статуэтки характерны для раннетрипольской культуры. Широкие и глубокие линии геометрического орнамента, когда-то заполненные белой пастой, покрывают всю поверхность фигурки. Декор дополняется наколами, которые, вероятно, имитировали оттиски зёрен. Биноклевидный сосуд. Глина; лепка, роспись. Выс. 15.5 см. Приднестровье, Черновицкая область, поселок Поливанов Яр, (ныне Украина). Источник поступления в музей: Институт истории материальной культуры (ИИМК) в Москве. 1955 Подобные сосуды появляются в конце раннего этапа Трипольской культуры и становятся ее характерной особенностью. Предположительно такие сосуды использовались в ритуальных действиях


Слайд 2

Лесостепная культура VII в. до н.э. Курган 455, Приднепровье, село Макеевка (ныне Украина). Сосуд круглодонный. Глина; лепка. Выс. 9.7 см. Источник поступления в музей: Артиллерийский исторический музей в Ленинграде. 1932. Этот вид посуды характерен для быта земледельческих племен лесостепи в скифское время, в частности, Среднего Поднепровья. В декорировке лощеной керамики у племен Среднего Поднепровья в VII-VI вв. до н. э. господствует геометрический узор, нанесенный при помощи резца или штампа и сочетающийся с инкрустацией белой пастой. Хотя в керамике скифского периода наблюдается эволюция форм и орнамента более ранних местных образцов, можно полагать, что художественная обработка сосудов в Среднем Поднепровье развивалась под воздействием культуры других племен, заселявших в те времена Пруто-Днестровское междуречье


Слайд 3

Мельгуновский клад скифской культуры, кон. VII - нач. VI вв. до н.э. Древнейшее богатое погребении (бывш. Херсонская губерния). Источник поступления в музей: Кунсткамера в С.-Петербурге. 1859 В 1763 г. херсонский губернатор А.П. Мельгунов приказал раскопать курган, теперь известный как Литой, находящийся на расстоянии около тридцати пяти километров к западу от Елисаветграда (ныне город Кировоград). Найден ряд золотых и серебряных предметов скифского периода, отправленных в Академию Наук. Оттуда они были переведены в Эрмитаж, который с этого времени стал центральным хранилищем подобных находок. Золотая бляха 6х4,8 см. На оборотной стороне имеются четыре ушка для крепления. В погребении было найдено 17 аналогичных массивных фигурок. Фрагмент обкладки. Золото; тиснение. 11x26 см


Слайд 4

Скифская культура. Первая половина V в. до н.э. Крым (ныне Украина) Фигурка крылатого хищника Золото, бронза; литье 10.7х8.8 см. Золотой курган близ г. Симферополя. Поступление 1890 Обкладка сосуда Золото; тиснение. 7.1x5.6 см Курган у Ак-Мечетской бухты, близ г. Черноморска Коллекция памятников Северного Причерноморья дает возможность воссоздать многогранную картину жизни античного общества от VI в. до н.э. до IV в. н.э. Особая научная ценность собрания, равного которому нет в мире, определяется происхождением вещей из археологических комплексов. Его основу составляют материалы раскопок греческих городов и некрополей (Ольвия, Херсонес, территория Боспорского царства, остров Березань), проводимых с начала XIX века. Памятники представлены вещами привозными из разных районов античного мира, а также работами, соединившими варварскую традицию с греко-римским влиянием.


Слайд 5

Ручка кратера (сосуда для смешивания вина с водой). Бронза; литье. 19.3x16 см, VI-V вв. до н.э. Найдена в Приднепровье, село Мартаноша (быв. Херсонская губерния). Импорт из Греции (?). Среди древностей Северного Причерноморья этот памятник выделяется как уникальный образец античной средиземноморской торевтики архаического периода. Поступление 1885 г. Ручка имеет вид волюты с фигурой Медузы-Горгоны, изображению которой греки приписывали защитные свойства. На Горгоне короткий хитон без рукавов, из-за спины выступают две пары крыльев. Под ногами узкий пьедестал, оканчивающийся полупальметками и протомами двух змей


Слайд 6

Такие миниатюрные геммы обычно имели тройное назначение, служа одновременно украшением, личной печатью и амулетом. Изображение устрашающей Медузы, по-видимому, должно было играть роль оберега от злых сил. Как и все греческое искусство, глиптика переживала в V веке до н.э. момент наивысшего развития. Резчик свободно и уверенно расположил на поверхности камня фигуру бегущей Медузы. Ее плавные контуры, изгибы крыльев и нижнего края хитона, украшенного орнаментом, гармонично вторят овальному очертанию халцедона. Созданная ионийским мастером инталья по стилю еще близка к архаическому искусству, но моделировка тела, просвечивающего сквозь прозрачный хитон, говорит уже о классической манере. Медуза Горгона. V в. до н.э. Халцедон, золото 2,9х2,3см Инталья в золотой оправе была найдена в одном из погребальных курганов Юз-Обы (по-татарски - сто холмов) под Керчью. Она исполнена на особо ценимой в классическую эпоху разновидности халцедона - добывавшемся в Малой Азии полупрозрачном голубом сапфирине.


Слайд 7

Курган Солоха, ныне Запорожская область (б. Таврическая губерния), IV в. до н.э. Раскопан в 1913 г. Н.И. Веселовским. Золотой гребень по своей композиции напоминает фасад греческого храма с колоннадой из девятнадцати зубцов, треугольным фронтоном с изображением трех сражающихся воинов и фризом из пяти лежащих львов. Детали, отлитые по восковой модели или кованные, тщательно отделаны с обеих сторон, затем спаяны. Уплощенные рельефные фигуры исполнены в реалистической манере, пластичны и естественны в своих движениях, хотя и подчинены симметрии общей схемы. По стилю и качеству исполнения гребень - шедевр греческого мастера, работавшего для скифского заказчика и хорошо знавшего реалии варварского мира своего времени, включая этнографические особенности одежд, причесок и вооружения (скифского, греческого или фракийского).


Слайд 8

Нашивная бляшка с изображением двух скифов Золото; штамповка. 2.5 см. Скифская культура. Конец V - начало IV вв. до н.э. Курган Солоха. Впускное погребение, ныне Запорожская область. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1914. Нашивная бляшка - одна из многих, обнаруженных при раскопках знаменитого кургана Солоха. Более 130 бляшек разного размера Н.И. Веселовский обнаружил лежащими вдоль ног скифского "царя". На каждой из них по четыре дырочки для пришивания бляшек на полосу ("лампас") вдоль шаровар. На каждой бляшке из тонкого золотого листка оттиснуты с помощью рельефного штампа изображения двух стоящих на коленях и прижавшихся друг к другу безбородых скифов, держащих один рог. Подобный сюжет известен у аналогичных (возможно, оттиснутых тем же штампом) бляшек из Бердянского кургана и в пронизи из кургана Куль-Оба. Датируются они 400-375 гг. до н.э. Обычно сцена считается иллюстрацией рассказа Геродота о ритуале побратимства у скифов, хотя не все детали совпадают. Есть более позднее сообщение Лукиана о побратимстве в Скифии и о божествах или героях-покровителях дружбы. Заключение союза, более прочного, чем родственные узы, - обычай, возникавший у многих варварских народов, когда слабели их родовые отношения и на смену им приходили социальные связи. Новым для скифского искусства было и обращение к антропоморфным образам, хотя способ, каким мастер вписывает изображение в прямоугольную рамку бляшки соответствует скифской манере начала IV в. до н.э.


Слайд 9

Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V - начало IV вв. до н.э. Ныне Запорожская область. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в Петрограде. 1914 г. Фиала с изображениями животных. Золото; чеканка. Диам. 21 см


Слайд 10

Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V - начало IV вв. до н.э. Ныне Запорожская область. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в Петрограде. 1906-1914 гг. Нашивная бляшка с изображением льва, терзающего голову оленя Золото; штамповка. 3 см Бляшка в виде фигуры оленя. Золото; тиснение. Дл. 2.5 см Бляшка с изображением рогатого льва. Золото; тиснение. 2.2 x 3.1 см


Слайд 11

Скифское погребение, курган Солоха (б. Таврическая губерния). Раскопан в 1913 г. Н.И. Веселовским. Сосуд со сценой охоты. Серебро, позолота, 400 - 375 гг. до н.э.


Слайд 12

Пластина трапецевидная с рельефным изображением боя конного и пешего воинов. Золото; металлопластика. 14x19 см Скифская культура. IV в. до н.э. Геремесов курган, село Геремясов хутор Запорожской области. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. После 1859 Возможно, пластина служила украшением конской сбруи. Она была найдена в кургане IV в. до н.э., в дромосе или в грабительском ходе, обнаруженном И.Е. Забелиным при раскопках кургана высотой 6 м, диаметром 53 м, в 10 км от правого берега Днепра. Курган оказался ограбленным, и раскопки 1859 г. не были завершены. Возможно, изображен один из ритуальных поединков, которые разыгрывались на ежегодных солярных праздниках или при погребальном обряде. Скорее всего, смысл поединка был в воспроизведении мифа о двух (а не трех как в Солохском гребне) братьях, потомках змееногой богини, родоначальниках различных ветвей скифского племени. По Диодору Сицилийскому братья Пал и Нап были предками кочевников и земледельцев. Пластина со сценой боя конного и пешего воинов - редкий, почти не имеющий аналогов, образец варварского сюжетного произведения искусства. В технике металлопластики подробно переданы доспехи и вооружение сражающихся, близкие тем, что изображены греческим мастером на Солохском гребне. Оба воина одеты в чешуйчатые панцири, у пешего - с металлическим нагрудником; их греческие (коринфские или халкидские) шлемы с наносниками, большими нащечниками и назатыльниками и навершиями в виде штырей увенчаны волосяными гребнями. На ногах бронзовые кнемиды. К поясам воинов слева подвешены гориты (колчаны). В руках всадника копье, оружие пехотинца неясно. У верхового коня подстрижена грива, но оставлен спереди клок, как у азиатских лошадей. Необычна "женская" посадка всадника - в позднеантичное время так сидели на конях тяжеловооруженные воины - катафрактарии.


Слайд 13

Уздечное украшение IV в. до н.э. Золото. Выс. 41,4 см. Запорожская обл. (б. Таврическая губерния), курган Большая Цымбалка На золотом конском налобнике из Цымбаловой могилы изображена змееногая богиня скифов Табити, от союза которой с Таргитаем, первым человеком в Скифии, прародителем племени и родоначальником царской династии, якобы и произошли скифы. Рельеф выполнен греческим мастером, и потому фигура одета в эллинское платье, а голову увенчивает античный головной убор - калаф с огромной пальметкой. Вместо ног у богини завитки, оканчивающиеся головами грифонов и змей. Так греческий художник в привычной для него стилистической манере рисует скифскую легендарную полудеву-полуехидну, имевшую, по словам Геродота, верхнюю часть тела женскую, а нижнюю - змеиную. hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_2_6f.html


Слайд 14

Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Огуз, ныне Нижнесерогозский район Херсонской области (бывшая Таврическая губерния). Уздечные украшения Серебро; литье, гравировка. 9.5x5.5 см, дл. 3.7 см, 4.2 см. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1906


Слайд 15

Скифская культура. Курган Чертомлык, IV в. до н.э. близ Никополя Амфора. Серебро Гривна со львами на концах. Золото; литье. Диаметр 14-15 см Рукоять меча. Железо, золото Нашивная бляшка: богиня с зеркалом и скиф, пьющий из рога Золото; тиснение 3.5 см


Слайд 16

Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Чертомлык близ Никополя. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1864. Обкладка горита (колчана для стрел). Золото; тиснение. 46x27 см


Слайд 17

Котел с тремя фризами орнамента. Бронза; литье. Выс. 47 см. Скифская культура 375-325 до н.э. Курган Раскопана Могила близ станицы Михайлово-Апостолово (ныне Украина). Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1897 Котел найденный в 1897 г. сочетает в себе признаки степных сосудов V-IV вв. до н.э. обычного типа и совершенно уникальный декор, использующий греческие мотивы. Бронзовые котлы отливались скифами в земляных формах, ножки-подставки в виде раструба изготовлялись отдельно. Обычны арочные ручки с тремя выступами, но известны и фигурные ручки в зверином стиле. В быту кочевников подобные сосуды, даже используемые утилитарно, для приготовления пищи, всегда имели и культовое значение. Вокруг котлов собирались отдельные семьи степняков, но могло сходиться и все племя. Во время культовых церемоний в них варили мясо жертвенных животных. Геродот (IV, 82) пересказывает скифское предание об огромном (он вмещал 600 греческих амфор) котле легендарного царя Арианта, на изготовление которого пошли бронзовые наконечники стрел, принесенных каждым скифом. Он стоял в общескифском святилище Эксампей в качестве сакрального центра и оси всей Скифии как ее вещественный эквивалент. Овальное тулово котла из Раскопаной Могилы украшено орнаментами греческого типа ("букрании" в сочетании с солярными знаками - "тетами", пальметками) и зигзагами, единственным обычным узором других скифских котлов. В этом декоре воплощены те же идеи, что лежали в основе замысла легендарного котла Арианта, и которые сводятся к простейшей космограмме: верхний фриз ассоциировался с небесной зоной Космоса, нижний - с хтонической, средний с его элементами растительного мира воплощает идею Мирового дерева. Строение скифской модели мира по вертикали находит аналогии в оформлении других памятников IV в. до н.э. - серебряной Чертомлыкской амфоры, пекторали Толстой могилы и др.


Слайд 18

Навершия. Скифская культура. IV в. до н.э. Нижнее Приднепровье, Томаковский район (ныне Украина). Относятся к группе литых бронзовых наверший, характерных для царских курганов степной Скифии. Они служили украшениями погребальных колесниц, но могли являться и деталью штандартов. Навершия, как правило, украшались фигурками фантастических существ или животных (хищных птиц, травоядных). Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. Аполлон на грифоне. Выс. 16.3 см. Курган Слоновская Близница. Всадник, оседлавший львиноголового грифона поражает копьем молодого оленя. Наиболее вероятна связь сюжета с Аполлоном Гиперборейским, культ которого был широко распространен в Северном Причерноморье. Очевидно, скифы отождествляли Аполлона с собственным религиозным персонажем - Гойтосиром. Искусная стилизация образов животных и вместе с тем неумелая трактовка человеческой фигуры выдают руку скифского мастера, скопировавшего композицию с античного произведения. Борьба грифона с хищником. Выс. 13.3 см. Краснокутский курган. Фантастическое чудовище стилизовано в манере, характерной для греческих изображений гиппокампа - морского коня с хвостом рыбы. Навеянная мотивами греческого искусства сцена выполнена мастером из скифской среды.


Слайд 19

Александропольский курган, Приднепровье, правый берег Днепра (ныне Украина). Скифская культура. 350-300 гг. до н.э. Бронза; литье. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. После 1851 Навершие с фигурками трех птиц. Выс. 28.9 см Навершие с фигурой грифона. 15.5x10 см Навершие с изображением скифской богини. Выс. 15.7 см


Слайд 20

Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы. Золото; штамповка. Диам. 2 см. Скифская культура. 340-330 до н.э. Деев курган, село Нижние Серогозы, ныне Херсонской области. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1897 Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы из Деева кургана найдена вместе с украшениями другого типа (с безбородой головой сатира), широко распространенными в Скифии. Чаще всего они воспроизводят, иногда достаточно точно, головы с лицевой стороны боспорских монет 340 - 330-х гг. до н.э. Ассоциировались ли они с каким-то персонажем скифского пантеона, сказать трудно. Изображения дают надежную дату - не ранее появления монетного прототипа на Боспоре: начала IV в. до н.э. Наиболее точные соответствия скифским бляшкам существуют во второй половине IV в. до н.э.


Слайд 21

Диск с изображением головы Афины и подвесками. 400-350 гг. до н.э. Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь. Золото, эмаль; тиснение, финифть, плетение, зернь Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками. 425-400 гг. до н.э. Некрополь Нимфей, курган 17. Крым


Слайд 22

Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников. 400-350 гг. до н.э. Боспорское царство, курган Куль-Оба. Керчь. Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть Фиала. Средина IV в. до н.э. Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым. Золото


Слайд 23

Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь, Крым. 400-350 гг. до н.э. Кубок шаровидный с изображениями сцен из скифской жизни. Золото; чеканка Бляшка с изображением сцены побратимства


Слайд 24

Пара золотых серег с фигуркой Артемиды 325-300 гг. до н.э. Крым, Некрополь Нимфей (найдены в 1866 г.) Бляшка - всадник 400-350 гг. до н.э. Курган Куль-Оба, Боспорское царство. Керчь. Золото; чеканка


Слайд 25

Лекиф "Охота" Ксенофант Ок. 380 г. до н. э. Глина Высота 37см Большой лекиф арибаллической формы найден при раскопках некрополя Пантикапея, столицы Боспорского царства (Керчь). Ваза украшена изображением сцены охоты: пешие и на колесницах воины преследую реальных и фантастических животных. Появление рядом с вполне реальным вепрем фантастического объекта охоты - голубого грифона - дало основание некоторым исследователям предположить, что лекиф создавался специально для боспорского потребителя: с IV в. до н. э. грифон, как символ Пантикапея, чеканился на местных золотых монетах. На плечиках сосуда -пояс миниатюрных рельефных фигурок, изображающий битву богов и гигантов. Выше - подпись мастера: "Ксенофант афинянин сделал". Лекиф интересен сочетанием рисунка с оттиснутым в форме и свободно моделированным, невысоким рельефом. Это сочетание, а также полихромия и перегруженность композиции характерны для афинских сосудов времени упадка краснофигурной росписи


Слайд 26

Ладьевидные серьги с филигранными пальметками. Вторая четверть IV в. до н.э. Боспорское царство, Пантикапей. Деревянная гробница 1845 г. Керчь. Филигрань, зернь Серьги с окончаниями в виде львиных голов. 300-280 гг. до н.э. Херсонес. Подстенный склеп 1012. Окрестности Севастополя. Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок. 330-300 гг. до н.э., Феодосия. Тиснение, филигрань, зернь, плетение, гравировка


Слайд 27

Ника на квадриге. Серьги. IV в. до н.э. Золото. Найдены во время раскопок в 1853 году в одном из курганов на окраине Феодосии. Золотые серьги филигранной работы являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени высочайшего уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток. Под дисками мастер поместил многофигурную группу - уменьшенную до минимальных размеров скульптурную композицию: четверку скачущих коней, везущих колесницу, управляемую богиней победы Никой. Рядом с конями летят крылатые гении, а на краю колесницы стоит воин со щитом. Это так называемый апобат - воин-атлет, который на всем скаку должен был спрыгнуть с колесницы, чтобы по правилам соревнований бегом пересечь финиш. Несмотря на крохотные размеры фигур, мастер сумел промоделировать тело, передать насечками перья на крыльях Ники и даже украсить щит апобата зернью и геометрическим узором.Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами.


Слайд 28

Пара серег с подвесками в виде женской головки Около 350 г. до н.э. Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница, находка 1840 г. Керчь. Золото, эмаль; тиснение, чеканка, филигрань


Слайд 29

Херсонес, окрестности Севастополя. Перстень с изображением Афины. 300-280 гг. до н.э. Подстенный склеп 1012. Золото; литье, резьба Ожерелье с подвеской в виде бабочки. Конец 2 в. - начало 1 в. до н.э. Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь


Слайд 30

Гера и Аполлон Метопы саркофага Аттика (?) Первая половина IV в. до н.э. Дерево Выс. 20см, шир. 10см Позолоченные рельефы с изображением Геры и Аполлона украшали метопы боковой стенки деревянного саркофага, найденного в каменной гробнице кургана "Змеиный" в окрестностях Керчи. Саркофаг, сделанный из тиса, инкрустированный слоновой костью, перламутром, украшенный яркой полихромной росписью и обильной позолотой, по роскоши декора и прекрасной работе в эрмитажной коллекции деревянных изделий не знает себе равных. Постановка фигур Аполлона и Геры, трактовка складок одежды, прически, архитектурные мотивы в общем декоре памятника очень близки искусству последней четверти V в. до н. э. Однако пышный растительный орнамент на других метопах, начертание букв прорезной надписи на пленке саркофага и расписная керамика из этого погребения свидетельствует о том, что саркофаг был изготовлен в первой половине IV в. до н.э., вероятно, в Аттике.


Слайд 31

Росписи отделены друг от друга живописно исполненными коринфскими колоннами и представляют собой сюжетные композиции, отражающие либо обстоятельства жизни умершего, .либо его религиозные воззрения и связанные с ними ритуалы. Появление темы мастерской художника- портретиста очевидно было связано с профессией погребенного. Сам художник, изображенный в костюме, обычном для жителей Боспора, сидит рядом с мольбертом, на котором установлен подрамник. Три готовых портрета висят на стене, причем два уже вставлены в нарядные круглые рамы. Эта фреска особенно ценна как доказательство существования на Боспоре не дошедшей до нас станковой живописи. Стилистика росписей представляет собой сплав восточно-эллинистических влияний и местного искусства. Роспись саркофага "Мастерская художника" Конец I в. Боспорское царство Известняк 92х215х57см. Саркофаг, сделанный из блока известняка, был открыт при раскопках на территории одной из площадей Керчи. Внутри он расписан подобно тому, как расписывались стены погребальных камер в склепах Северного Причерноморья.


Слайд 32

Сармато-аланская культура I-II вв. Нашивные бляшки (172 экз.). Золото; штамповка. 1.6x1.4 см. Раскопки А.А. Бобринского 1896 г., быв. Киевская губерния, курган около с. Цветна (ныне Украина) Сосуд. Глина; лепка. Диам. 11 см; выс. 16.4 см. Крым, г. Керчь (?) Россия (ныне Украина). Источник поступления в музей: Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИЛИ). 1932


Слайд 33

В III веке н.э. в результате передвижений различных народов в Северном Причерноморье сложилась Черняховская культура, охватившая территорию от Донца до Дуная. Гончарная ваза с пиктограммами - "календарём". III-IV вв. Высота 35,5см Поселение у села Лепесовка, (ныне Белогорский р-н Хмельницкой обл.) Ваза склеена реставраторами из черепков, которые были вмурованы в очаг древнего святилища. Ваза биконическая, на высоком кольцевом поддоне, с ажурным бордюром из треугольников под широким плоским воротниковым венчиком. На ручки надеты подвижные керамические кольца. Изготовлен сосуд на гончарном круге, покрыт серым лощением. Пролощенными линиями нанесён и орнамент на венчике, который распадается на 12 зон. Возможно, эти изображения - запись древнего календаря


Слайд 34

Фибула. Золото, серебро, гранаты, сердолик; ковка, пайка, инкрустация. 13,8 х 7,.5 см. Готская культура. Конец IV - начало V вв. Бывшая Черниговская губерния, в 5 верстах от г. Нежина по дороге на с. Пашковку, 1873 г. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1875. (Вместе с двумя фибулами найдено 1312 римских серебряных денариев. Клад денариев найден в Нежине и в 1957 г.) Декоративная застежка плаща из Нежина, состоит из ромбовидной головки, круглого щитка и арочной дужки, вырезанных из серебряной пластины, обтянутой тонким золотым листом. Края золотого покрытия загнуты внутрь и плотно прилегают к серебряному основанию. Лицевая сторона фибулы усыпана кроваво-красными каплями гранатовых вставок в гнездах разнообразной формы. Использованы два вида техники инкрустации. Вдоль спинки дужки - ряд прямоугольных ячеек, образованных золотыми перегородками со вставками плоских пластинок граната. На других частях фибулы гнезда-ячейки образованы напаянными золотыми перегородками выполнены из узкой ленточки с сомкнутыми концами и ободками филиграни из двух тонких перевитых проволочек (ободки-"веревочки"). Края головки и щитка окаймляет орнамент из закрученной в спираль плоской ленточки между двумя полосками филиграни. К оборотной стороне фибулы припаяна серебряная застежка. Если обилие красных вставок отражает вкусы новой гуннской эпохи, то форма фибулы восходит к застежкам Черняховской культуры. Сами гунны фибулами почти не пользовались.


Слайд 35

Боспорское царство Конец IV - начало V вв. Данная эпоха нашла своё яркое отражение в материале боспорского некрополя позднеантичного и раннесредневекового периода, который среди древностей, хранящихся в музее по праву считается одной из уникальнейших коллекций эпохи великого переселения народов. Представлены предметы вооружения, конская упряжь, украшения костюма, золотые ювелирные изделия, исполненные в полихромном стиле, а также стеклянная посуда местного и импортного происхождения, серебряные предметы византийских мастеров. Весь этот многообразный материал происходит из семейных усыпальниц - склепов боспорской знати. Значительную группу вещей представляют находки полихромного стиля, среди которых различают предметы, украшенные вставками из полудрагоценных камней или красного стекла в отдельно напаянных гнёздах и изделия, инкрустированные в технике cloissonne. Диадема. Золото, гранат; ковка, штамповка, инкрустация. Дл. 63 см. Конец IV - начало V вв. Курган "Две катакомбы" 24 июня 1904 г.,Керчь. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1907


Слайд 36

Блюдо с изображением императора Констанция II Серебро; выколотка, гравировка, инкрустация чернью, золочение. Диам. 25 см. Средина IV в. н.э. Боспорский некрополь. Склеп в имении Гордиковых, Керчь. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1891 Неглубокая серебряная чаша является уникальным образцом древнего искусства. Она была подарена Византийской империей одному из представителей правящей верхушки Боспора. Изображения выполнены линейным рисунком, нанесенным чеканом и гравировочным инструментом. Часть орнамента покрыта чернью. С лицевой стороны чаша позолочена и к ней припаяна петля для подвешивания. В основе композиции лежит традиционный римский монетный тип - император верхом на коне пронзает копьем упавшего врага. Всадника обычно сопровождают один или несколько воинов и венчающая победителя Ника. Однако в отличие от античного прототипа, где изображается заключительная сцена боя, на керченской чаше воспроизведено торжество победы. Император Констанций II восседает на коне, подняв вверх победоносное оружие. Изображение подчинено желанию возвеличить императора, подчеркнуть его божественную власть и недосягаемое положение. Воплощая эту идею, мастер нарушает привычные представления о пропорциях и пространстве. Эти художественные приемы характерны для византийского искусства переходного периода IV-V вв. н.э., в котором традиционные античные сюжеты трактуются новыми изобразительными средствами. Поэтому исследователи единодушно считают керченскую чашу ярким образцом ранневизантийского искусства.


Слайд 37

Меч двулезвийный Кон. IV- нач. V вв. н.э. Железо. бронза, золото, гранаты, паста Длина сохранившейся части клинка 87 см. Керчь. Ножны меча были украшены декоративными деталями:наконечник из золотого листа, обоймы от рукояти и перекрестие, прямоугольная накладка от верхней части ножен и узкая прямоугольная скоба для прикрепления портупейного ремня. Кроме того рукоять меча заканчивалась также декоративным навершием. Все детали украшены вставками граната в технике перегородчатой инкрустации. Подобные мечи известны на широкой территории в Восточной и Западной Европе, в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе и характерны для эпохи Великого переселения народов V-VI вв. н.э.


Слайд 38

Погребальная маска царя. III в. Некрополь Пантикапея. Керчь. Золото Фибула. Конец IV - начало V в. Керчь. Серебро, золото, гранаты


Слайд 39

Одно из богатейших сокровищ эпохи Великого переселения народов - значительная часть так называемого Перещепинского клада, датируемого VII веком: богатый погребальный инвентарь хана Великой Болгарии Кубрата (или Куврата). В 1912 году в окрестностях Полтавы у села Малое Перещепино произошла одна из самых сенсационных находок XX века: нога пастушка провалилась в горло скрывавшегося под землёй золочёного серебряного сосуда. Клад необыкновенно богат: около 800 отдельных предметов преимущественно из золота (общим весом почти 25 кг) и серебра (около 50 кг). Среди них 16 золотых и 19 серебряных сосудов; золотой ритон (чаша) и золотые украшения второго, несохранившегося ритона; золотая облицовка деревянного кувшинчика; посох в золотой облицовке; сохранившийся почти полностью железный меч с кольцевым навершием c золотой облицовкой рукояти и ножен, фрагменты других мечей и кинжалов, золотые и серебряные части от поясов, золотые украшения - гривна, серьга, семь браслетов и семь перстней со вставками из драгоценных камней - аметистов, сапфиров, тигрового глаза, гранатов, горного хрусталя и изумрудов; ожерелье из золотых византийских монет; накладки и монеты, нашивавшиеся на одежду; золотые квадратные облицовочные пластины деревянного погребального сооружения. Браслет с инкрустацией. Золото, инкрустация цветной пастой Пряжка с фигурным щитком. Золото, стекло


Слайд 40

Перещепинский клад VII в., Полтавщина Кубок высотой 10 см смонтирован из резервуара и ножки сложной формы, спаянной из нескольких частей. В кладе было одиннадцать золотых кубков такой конструкции. Кованый резервуар украшен рельефным орнаментом, выполненным чеканом с лица. Узор составляют пальметы и стебли с бутонами наверху. В полую шарообразную часть ножки помещён бубенчик. Он звенел, когда кубок поднимали во время пиров и торжественных церемоний. По поверью, звон бубенчика не только развлекал пирующих, но и отгонял злых духов. Облицовка погребального сооружения с остатками гвоздей (230 пластин) Листовое золото, железо; ковка. Дл. пластин 7 см


Слайд 41

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина). Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов, Средина VII в. Гривна со вставкой на щитке. Золото, изумруд; ковка. Диам. 17.5-21.2 см Ритон. Золото; ковка, пайка. Дл. 29 см Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1914


Слайд 42

Меч с кольцевым навершием в золотой облицовке. Перещепинский клад VII в. Золото, железо, стекло, ковка. Длина в ножнах 94,2см Однолезвийный меч в золотой облицовке входил в состав особого набора вооружения и снаряжения знатного воина. Сделан, предположительно, в византийской мастерской, изготовлявшей предметы роскоши для знатных кочевников. На обоймах облицовки рукояти процарапаны первые буквы греческого алфавита, что не противоречит этой версии. Кресты на облицовке меча, говорят в пользу отождествления погребённого с Кубратом, племянником Органы, который был крещён и воспитывался при императорском дворе Этот меч важен для интерпретации перещепинской находки в качестве погребения конкретного исторического лица. Поскольку в VII веке Византия была тесно связана с кочевниками Евразии и во многом зависела от мира с ними, такие наборы можно рассматривать как дары или контрибуции. Хан Кубрат мог получить такой дар от императора Ираклия в 634-640-х годах.


Слайд 43

Перещепинский клад, Полтавщина, средина VII в. Золотая гривна и парные золотые браслеты составляют набор, сделанный в одной мастерской - их изумруды идентичной огранки. Диам. 7,40 -7, 90 см, диам. 21,2 -17,5 см Центральная композиция этих украшений расположена на полой золотой коробочке, которая соединяется с кольцом посредством шарнира. Стержень шарнира представляет собой свёрнутую в рулон золотую пластинку. Щиток и кольца браслетов кроме изумрудной вставки украшали более мелкие круглые вставки, возможно тоже из драгоценных камней. Украшения выполнены мастером, предположительно из кочевнической среды, для знатной женщины, так как гривны и браслеты считались у кочевников знаками высокого социального положения. По-видимому, их владелица должна была надевать украшения при парадных церемониях.


Слайд 44

Рукомойный прибор Перещепинский клад 582-602 гг. Серебро, позолота Кувшин Выс. 28 см, диаметр ножки 9, 6 см Ковш Выс. 7, 25 см, диаметр 25, 2 см, длина с ручкой 38, 5 см На серебряном с позолотой рукомойном приборе, состоящем из ковша и кувшина, имеются пробирные клейма с монограммой императора Маврикия Тиберия (582-602). Орнамент ковша выполнен чеканом с оборота, с доработкой отдельных деталей на лицевой стороне гравировкой. На ручке греческая надпись: "Сиё есть рукомойный прибор, имеющий 8 литров, 1 унцию и 20 граммов". Указанный в надписи вес прибора, соответствующий 2634 граммам серебра, практически не отличается от современного. Ручка кувшина составлена из двух частей, отлита отдельно и припаяна к венчику и тулову. Имеющиеся на ней изображения: античная маска, дельфины, фигурка пантеры и растительный орнамент - выполнены комбинацией чеканки и снятия фона, отдельные детали пройдены резцом гравёра. Подобные рукомойные приборы употребляли в Византии как для светских, так, возможно, и для культовых целей, что восходит к античной традиции.В декоре обоих предметов использована жизнеутверждающая благопожелательная символика, широко распространённая в римское время, прежде всего изображение плюща. Учёные считают, что этот рукомойный прибор входил в состав даров византийского императора Ираклия (610-641).


Слайд 45

Перещепинский комплекс Монеты византийские с дырочками для нашивки на одежду (34 экз.). Золото; чеканка. Диам. 1.8 - 2.1 см. Между 607 - 646 гг. Источник поступления в музей: от археолога Николая Макаренко, 1914 г. Застежки от пояса с псевдопряжками Золото, стекло; литье, ковка, ложная зернь. Дл. 4.5 см. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге (от Богдана Ханенко), 1914 г.


Слайд 46

Музей хранит уникальное собрание археологических материалов и произведений древнерусского прикладного искусства X-XII веков. Несколько тысяч памятников - от фрагментов фресок и мозаик церкви Успения Богоматери (Десятинной), первого кафедрального храма Киевской Руси, до бытовых вещей из различных материалов дают всестороннее представление о культуре Киева периода расцвета - XI-XIII столетий. Памятники, уничтоженных татарами в 1240-41 годах - Изяславля на Волыни и крепости Райки на Днепре, характеризуют материальную и духовную культуру периферийных центров древнерусских княжеств. Ниже изображены женские серебряные украшения первой трети XIII в.: серьга-звезда, височная подвеска "рясно", трехбусинные височные кольца и височные подвески-колты


Слайд 47

Киев XII в. Золото; перегородчатая эмаль Пластина с изображением Богоматери 3,8х3см Пластина с изображением апостола Марка 4,5х2,9 см Фрагменты диадем, являвшихся элементами великокняжеского головного убора. Подобные диадемы состояли из нескольких соединенных друг с другом золотых пластин в виде киотцев, заполненных разного рода традиционными композициями деисуса (канонически обусловленного ряда святых, обращенных в позе моления к центральной фигуре Христа), отдельными фигурами святых, орнаментами. Пластины относятся к наиболее ранним и редким произведениям древнерусского прикладного искусства, украшенным финифью, и свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне художественных ремесел Древней Руси


Слайд 48

По некоторым свидетельствам, в спецхране Эрмитажа спрятаны архивы и личные вещи гетмана Ивана Мазепы. museum-ukraine.org.ua


Слайд 49

Многие украинцы внесли неоценимый вклад в сокровищницу империи. В средине XIX в. в коллекцию Эрмитажа вошли 330 полотен европейских живописцев из богатейшего собрания видного екатерининского вельможи Александра Андреевича Безбородько (1747-1799) – светлейшего князя, графа Священной Римской империи, многолетнего руководителя российской дипломатии. По его словам, "ни одна пушка в Европе не смела выпалить без нашего разрешения". Родом он был из Глухова Черниговской губернии, и на протяжении жизни принёс немало добра Украине. day.kiev.ua/56183


Слайд 50

11-12 марта 2004 г. в Эрмитаже состоялись чтения и выставка, посвященные 100-летию со дня рождения доктора исторических наук Ивана Георгиевича Спасского (1904-1990). Его яркие талантливые работы определили развитие нумизматики в нашей стране. Более пятидесяти лет напряженной деятельности ученого прошли в Эрмитаже. Иван Спасский родился на Украине (в Нежине, с которым он всю жизнь поддерживал связь; первым его ВУЗом был Нежинский институт, основанный графом Безбородько). В Ленинградском университете он блестяще защитил дипломную работу о народных украинских монетовидных украшениях - дукачах. Начинал работу в Эрмитаже заведующим секцией медалей. 1930-е годы принесли Спасскому тяжелые испытания - арест, лагерь и ссылку. От повторного ареста его спасла война, которую он прошел рядовым солдатом. После войны вернулся в музей, и вскоре стал главным хранителем Отдела нумизматики. В трудных условиях, когда основной задачей являлось восстановление экспозиций, он всегда работал с предельным напряжением сил, в 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1962 г. - докторскую. hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2004/hm11_2_144.html В 1852 г. археологической сенсацией стало открытие на окраине Нежина клада, датированного приблизительно 1020-м годом: около 200 серебряных монет чеканки Владимира Великого, с изображением княжеского трезубца


Слайд 51

Пусть эти драгоценности напоминают об иных сокровищах украинской истории и культуры, разбросанных по многочисленным музеям мира. Мы не можем вернуть их на нашу землю, но обязаны сохранить память о них. На основании материалов портала hermitage.ru © Валерий Лысенко, Киев 2007 Приватный проект «1000-летие украинской культуры» 1000years.uazone.net/treasures.htm


×

HTML:





Ссылка: