'

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Материалы к урокам литературы в 10 классе Исяндавлетова Эльмира Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ НПО ПЛ-24


Слайд 1

Главное меню: Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г. Общая характеристика поэмы. Пролог. Содержание глав: Глава «Поп»; Глава «Сельская ярмарка» Глава «Пьяная ночь» Глава «Счастливые» Глава «Помещик» Часть 3. «Крестьянка» Часть 2. «Последыш» «Пир на весь мир» 5. Достоевский о Некрасове. 6. Источники.


Слайд 2

Иллюстрация Н. И. Гришина к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, вольготно на Руси». Пролог


Слайд 3

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости Из смежных деревень- Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.


Слайд 4

Матрена Тимофеевна. Художник В. Серов. 1949 Глава «Крестьянка»


Слайд 5

Глава «Крестьянка» В главе “Крестьянка” предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер — независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.


Слайд 6

Глава «Крестьянка» Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.


Слайд 7

Глава «Крестьянка» Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился, Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо - зашипит! Осталась я с золовками, Со свекром, со свекровушкой, Любить-голубить некому, А есть кому журить! «Крестьянка». Художник Н. Воробьев


Слайд 8

Глава «Крестьянка» На старшую золовушку, На Марфу богомольную, Работай, как раба; За свекором приглядывай, Сплошаешь - у кабатчика Пропажу выкупай. И встань и сядь с приметою, Не то свекровь обидится; А где их все-то знать?


Слайд 9

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил… Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов. Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал. В свой угол не пускал; «Крестьянка». Художник Н. Воробьев


Слайд 10

Глава «Крестьянка» Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правду не найти". "Да почему же, дедушка?" "Ты – крепостная женщина!"- Савельюшка сказал. Матрена на могиле Дёмушки. Художник В. Нагаев


Слайд 11

В центре повествования оказывается крестьянская семья, но ее судьба, как и судьба рассказчицы – Матрены Тимофеевны – настолько типична, что может быть рассказана в народных песнях, которые странники сами знают и потому «подтягивают» их. Оказывается все, что рассказывала крестьянам героиня, они давно знали и сами, но этот рассказ помогает им понять безнадежность поисков счастливого человека среди народа, а читателю позволяет проникнуть во внутренний мир крестьянской женщины и посочувствовать ее судьбе. Общая идея счастья, взволновавшая семь мужиков в прологе, выражена здесь на примере яркой судьбы нескольких лиц , прежде всего – Матрены Тимофеевны. Глава «Крестьянка» начинается и завершается мыслью о счастье женщины. С вопросом: «В чем счастие твое?» — обращаются к Матрене Тимофеевне семь странников в одной из начальных строф. Горьким стоном о потерянных ключах от счастья женского завершается «Бабья притча» — финальная глава «Крестьянки». Примечательно, что здесь, как и во многих других случаях, понятие счастья ассоциируется с «вольной волюшкой»:


×

HTML:





Ссылка: