'

Специфика наук об обществе. Появление политической науки.

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Специфика наук об обществе. Появление политической науки. Александр Сунгуров Курс ««Современные проблемы истории и методологии политической науки»», Лекция 2


Слайд 1

Структура лекции 1. Проблема применимости методологии естественных наук к социальным. 2. Аргументы В.Дильтея и других противников применимости 3. Социология как наука 4. Объясняющая и понимающая социология 5. Политические учения 6 Возникновение политической науки


Слайд 2

1. Проблема применимости методологии естественных наук к социальным. Позиция 1. Одни лишь методы естественных наук, приведшие к столь блистательным результатам, являются научными, и что лишь они во всей их полноте должны использоваться для изучения человеческих дел. Отказ от их использования не позволил социальным наукам развить объяснительные теории, по точности сравнимые с естественно-научными, и породил споры по эмпирическим основаниям небольшого числа наук, отвечавших этим требованиям, например экономики.


Слайд 3

Позиция 2. Признается фундаментальное различие в структуре социального и природного миров. Следовательно, социальные науки всецело отличны от естественных (А.Щюц. Методология социальных наук. – М.:2004)


Слайд 4

Аргументы: социальные науки являются идиографическими, им свойственны индивидуализирующая концептуализация и поиск единичных утвердительных суждений, в то время как естественные науки являются номотетическими, для которых характерны обобщающая концептуализация и поиск всеобщих достоверных суждений. Они имеют дело с постоянными отношениями, величина которых может быть измерена, могут проводить эксперименты, в то время как ни измерение, ни эксперимент не практикуются в социальных науках


Слайд 5

Резюме позиции 2 Естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, социальные же науки – с психологическими и интеллектуальными, следовательно, методом первых является объяснение, вторых – понимание.


Слайд 6

Ошибка сторонников 2 позиции методологическую ситуацию, сложившуюся в одной социальной науке, распространяют на методы социальных наук вообще. История имеет дело с единичными и неповторяющимися событиями – значит - содержание всех социальных наук ограничено единичными ассерторическими утверждениями. Эксперимент едва ли возможен в культурной антропологии – можно забыть, что социальные психологи могут успешно использовать лабораторные эксперименты


Слайд 7

Набор правил научной процедуры Имеет равную достоверность для всех эмпирических наук, изучают ли они объекты природы или деяния людей. И в естественных, и в социальных науках преобладают принципы вывода и обоснования, а также теоретические идеалы единства, простоты, универсальности и точности.


Слайд 8

2. Б.Вильгельм Дильтей (1833-1911),один из первых сторонников принципиального отличия наук, писал: «Первейшим отличием наук о духе от естественных служит то, что в последних факты даются извне, при посредстве чувств, как единичные феномены, между тем как для наук о духе они непосредственно выступают изнутри, как реальность и как некоторая живая связь Отсюда следует, что в естественных науках связь природных явлений может быть дана только путем дополняющих заключений, через посредство ряда гипотез. Для наук о духе, наоборот, вытекает то последствие, что в их области в основе всегда лежит связь душевной жизни, как первоначально данное. Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: «Алетейя», 1996, с. 15.)


Слайд 9

Эрнст Кассирер (1874-1945) (Философия культуры, М. 1988): «У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. Это новое приобретение целиком преобразовало всю человеческую жизнь. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности — он живет как бы в новом измерении реальности.


Слайд 10

Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия — части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть. Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека»


Слайд 11

3. Является ли социология наукой? (По «Социологии» Энтони Гидденса) Социология занимает первое место в группе дисциплин (включающих антропологию, экономику и политологию), которые обычно называют общественными науками. Но можем ли мы в действительности изучать общественную жизнь людей “научным” образом? Вспомним характеристики науки как формы интеллектуальной деятельности.


Слайд 12

Что же такое наука? Наука — это использование систематических методов исследования, теоретического мышления и логической оценки аргументов с целью развития знаний об определенном предмете. Научная работа состоит из смеси очень смелого мышления и тщательного подбора данных для доказательства или опровержения гипотез и теорий. Информация и озарения, полученные в результате научных поисков и дискуссий, всегда до некоторой степени предварительные и открыты для пересмотра, а в некоторых случаях даже для полного отказа от них.


Слайд 13

Два смысла поставленного вопроса “Может ли эта дисциплина быть построена согласно процедурам естественных наук”? И “Может ли социология достичь такого же уровня точного и хорошо обоснованного знания, которое разработали естественные науки в отношении физического мира”. Эти моменты всегда были спорны, но в течение долгого времени большинство социологов отвечало на них утвердительно. Они считали, что социология может и должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных (точка зрения, иногда называемая позитивизмом).


Слайд 14

Сейчас такой взгляд выглядит наивно. Подобно другим общественным “наукам”, социология является научной дисциплиной в том смысле, что она располагает систематическими методами сбора и анализа данных, методами оценки теорий в свете доказательств и логических аргументов. Тем не менее, изучение человеческих существ отличается от изучения событий физического мира, и поэтому ни логическое обрамление, ни выводы социологии не могут быть верно поняты в простых сравнениях с естествознанием.


Слайд 15

При изучении общественной жизни социолог сталкивается с действиями, значимыми для людей, их совершающих В отличие от объектов природы, люди обладают самопознанием, они видят смысл и цель в том, что они делают. Точно описать общественную жизнь невозможно, если мы прежде всего не уловим смысл, который люди вкладывают в свою деятельность. Так, чтобы описать смерть как “самоубийство”, необходимо располагать знанием о том, какие намерения были у человека в момент смерти. “Самоубийство” имеет место только в том случае, если индивид сам активно добивается саморазрушения. Человек, нечаянно шагнувший под автомобиль и погибший, не может считаться самоубийцей; смерть не была его целью.


Слайд 16

Невозможность изучения людей также, как и объектов природы С одной стороны дает социологии преимущества, а с другой — создает трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, — другим людям. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться “помочь” исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут.


Слайд 17

Проблема объективности Социологи стараются быть беспристрастными, пытаясь изучать мир без предубеждения. Хороший социолог пользуется любой возможностью отбросить предрассудки, которые могут помешать непредвзятой оценке идей или фактов. Но никто не может быть совершенно беспристрастным во всех отношениях, а развить беспристрастность взгляда на спорные предметы весьма сложно. Однако объективность не зависит исключительно, и даже прежде всего, от мировоззрения определенного исследователя. Она основана на методах наблюдения и аргументации.


Слайд 18

Важное значение имеет здесь публичный характер социологии Поскольку выводы и отчеты исследователей доступны для ознакомления, будучи опубликованными в виде статей, монографий и книг, те или иные заключения могут быть проверены. Утверждения, сделанные на основе результатов исследования, могут быть критически оценены, а личные склонности исследователя игнорируются остальными.


Слайд 19

Иначе, объективность в социологии Достигается посредством взаимной критики членов социологического сообщества. Многие темы, изучаемые в социологии, весьма противоречивы, поскольку они прямо затрагивают споры и конфликты, возникающие в самом обществе. Но путем публичных обсуждений, при тщательной проверке свидетельств и логической структуры аргументов такие проблемы могут изучаться эффективно и плодотворно.


Слайд 20

4. Социология объясняющая и социология понимающая Традиционно основной задачей научного знания является объяснение тех или иных процессов и явлений, их причин и на основе этого – выдвижение гипотез о будущем развитии. Макс Вебер первым сформулировал второй взгляд на социологию, как понимающую науку - Вебер М. О НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЯХ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ // Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 491-507.


Слайд 21

Понимающая социология В основу концепции "понимающей" социологии легли идеи Э. Дюркгейма о социальной реальности как реальности особого рода, которую можно познать с помощью соответствующего метода, которым является понимание. Понимание означает постижение субъективного смысла действий индивида, которое выступает предпосылкой социальных взаимодействий для создания на их основе социальных структур и институтов.


Слайд 22

Понимание объективного действия, а не действующего лица - первая ступень познания. Понимание мотивов и чувств действующего индивида -вторая ступень познания. Обнаружение смысла действий, проявляющегося в характере его связей с человеческими представлениями, потребностями, интересами, является итогом понимания.


Слайд 23

По М. Веберу, социология - это наука, которая, интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты. Под действием М. Вебер понимал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.» (Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем. - М.,1990. - С.602-603),


Слайд 24

Для "понимающей" социологии важно поведение, которое: 1) по субъективному смыслу соотнесено с поведением других людей; 2) определено...осмысленным соотношением; 3) может быть понятно объяснено. "Понимающую" социологию интересуют явления исключительно изнутри. Общество как объект познания может открыться только внутреннему взору человека. Так, согласно Г.Зиммелю познать социальное явление -это значит сопережить.


Слайд 25

Теория понимания подчеркивает субъективные элементы познания; включает в социальное познание интересы и ценности субъекта познания; считает необходимым для понимания смысла социально-исторического явления выяснение связи данного явления с интересами исследователя или его социальной группы.


Слайд 26

Конфликт между пониманием и объяснением (по П.Рикеру) принимает форму истинной дихотомии с того момента, как начинают соотносить две противостоящие друг другу позиции с двумя различными сферами реальности: природой и духом. Тем самым противоположность, выраженная словами "понимать-объяснять", восстанавливает противоположность природы и духа, как она представлена в так называемых науках о духе и науках о природе.


Слайд 27

Науки о природе имеют дело с наблюдаемыми фактами, которые, как и природа, со времен Галилея и Декарта подвергаются математизации; далее идут процедуры верификации, определяющиеся в основе своей фальсифицируемостью гипотез (Поппер); наконец, объяснение является родовым термином для трех различных процедур: генетического объяснения, опирающегося на предшествующее состояние; материального объяснения, опирающегося на лежащую в основании систему меньшей сложности; структурного объяснения через синхронное расположение элементов или составляющих частей


Слайд 28

Для наук о духе - следующие почленные противопоставления: открытым для наблюдения фактам противопоставить знаки, предложенные для понимания; фальсифицируемости противопоставить симпатию или интропатию; и наконец, что может быть особенно важно, трем моделям объяснения (каузальной, генетической, структурной) противопоставить связь (Zusammenhang), посредством которой изолированные знаки соединяются в знаковые совокупности (лучшим примером здесь является построение повествования).


Слайд 29

5. Средние века. Структура науки и структура университета Подготовительный факультет: «Семь свободных искусств» ( Septem artes liberales) Trivium – «Перекресток трех знаний» Quadrivium – «Перекресток четырех знаний Грамматика Риторика Диалектика Музыка Арифметика Геометрия Астрономия


Слайд 30

Старшие факультеты Юридический Медицинский Богословский


Слайд 31

История политических учений: три традиции: Религиозная традиция (самая ранняя) Юридическая традиция (античность) Политико-социологическая традиция


Слайд 32

Религиозная традиция первоначальное выражение получила в форме мифа. божественное начало -первоисточник, и ведущий принцип, и основная модель земного общественного и политического устройства, и господствующая тотальная идеология


Слайд 33

Аврелий Августин (Блаженный Августин) (353 - 430). где нет поклонения Богу, нет и права, нет общей пользы. Все политические и государственные порядки являются следствием греховности человека греховность предопределена Богом, наделившем человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, а не по-божески.


Слайд 34

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274) различал три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По сути власть есть установление божественное, то есть несет людям хорошее. Но конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога. Град небесный и Град земной


Слайд 35

Юридическая традиция Истолкование права и закона 1.Право и закон - не тождественные понятия. Право - нечто естественное, безусловная природа вещей и отношений, а законы - нечто искусственное, условный продукт человеческого творчества. 2. Право – не совокупность юридических норм, а метаюридический комплекс идей, отношений и явлений, существующих объективно. Поэтому оно и называется естественным правом


Слайд 36

Истолкование права и закона 3. Приоритет принадлежит праву, которое должно определять государственно-политические и юридические феномены вообще, Закон (и законодательство) в особенности. 4. Право и закон имеют своей гласной целью утверждение надежного социального порядка в обществе и достижение блага людей


Слайд 37

Политическая и правовая мысль Древнего Рима, Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства


Слайд 38

Представители юридической традиции Г. Гроций (1583-1645) - в Голландии, Т. Гоббс (1588 - 1679) и Д. Локк (1632-1704) - в Англии, Ш. Монтескье (1689 - 1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) - во Франции. И. Бентам (1745-1832) как основоположник утилитаризма


Слайд 39

Политико-социологическая традиция На основании логического и исторического анализа взаимосвязей между компонентами политии выявляют наиболее важные черты, тенденции и закономерности, свойственные функционированию и развитию политики в целом. Политика как часть более сложной, динамичной системы - общества


Слайд 40

Представители: Античность - Демокрит, Аристотель и Платон Возрождение - Никколо Макиавелли (1469-1527) Немецкие философы 18-19 вв., особо Гегель (1770-1831), представители классической социологической мысли: Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм


Слайд 41

книга А. де ТОКВИЛЯ (1805-1859) "Демократия в Америке" Людвиг ГУМПЛОВИЧ (1838-1909): «социология - философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними» Макс ВЕБЕР (1864-1920) – теория бюрократии, варианты власти и т.д. Вильфредо ПАРЕТО (1848-1923) – системный подход и теория элит Эмиль ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) - теория "социальной солидарности",


Слайд 42

6. Выделение политической науки: Франция В 1795 во Франции в рамках «Академии моральных и политических наук» замысел создания «Специальной школы политических наук». Эскиру де Парье в 1870 г . – «Принципы политической науки» 1872 – открытие Школы политических наук 1886 Журнал «Анналы Свободной школы политических наук» 1900 г. – Школа политических наук созывает «Конгресс политических наук»


Слайд 43

Выделение политической науки: Италия: 1876 – «Школа социальных наук «Чезаре Альфиере» во Флоренции 1883 г. – издается Ежегодник социальных и политических наук» Великобритания: Создание в 1985 году обществом английских социалистов «Лондонской школы экономики и политических наук»


Слайд 44

Выделение политической науки: США В 1857 г. в Колумбийском университете создана кафедра истории и политической науки - ИЛИ В 1857 г. Ф.Либер - профессор истории и политической экономии в Колумбийском колледже – курсы Теории государства и политической этики Дж. Берджес, сменивший его в 1876 г, основал в том же колледже в 1880 г. Школу политической науки – подготовка кадров и диссертации 1886 – журнал «Political Science Quaterly»


Слайд 45

Появление политологии в России При основании Московского в 1755 г. университета, одна из первых 10 кафедр была кафедра политики (юридический факультет) В первой половине XIX века (1804-1835 гг.) в составе Московского университета работал факультет нравственных и политических наук, где велась подготовка студентов по отдельным специализациям: политике, дипломатике, политической экономии


Слайд 46

Звание профессора "нравствен-ных и политических наук" существовало в России с начала XIX в. его имел профессор Царскосельского лицея А.П. Куницын (1783-1840 гг.) Одна из его работ была озаглавлена "Изображения политических наук. Лекции для студентов Лицея"


Слайд 47

В 1816 г. в Казанском университете доктор права, профессор Г.И. Солнцев, впервые в Российской империи разработал и предложил научно обоснованную концепцию "Правил об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических и привилегиях, означенные степени, по надлежащем испытанию получивших".


Слайд 48

В России, в конце XIX в в Санкт-Петербургской Императорской Академии открыто направление "истории и политических наук", исследования в русле "самодержавие; православие; народность". В СССР политологии официально не было вообще (буржуазная лженаука) – научный коммунизма, исторический материализм. Новый этап – 1990 г., создание (переименование) кафедр


Слайд 49

Политологические ассоциации 1903 г. - Американская ассоциация политических наук 1949 год – создание Международной ассоциации политической науки (при поддержке ЮНЕСКО) (МАПН) 1956 г. – Создана Советская ассоциация политических наук (для участия в МАПН)


×

HTML:





Ссылка: