'

Леопольд Антонович Сулержицкий (Лев Леопольд Мария) 1872 год, 27 ноября - 1916 год, 17 декабря

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

Леопольд Антонович Сулержицкий (Лев Леопольд Мария) 1872 год, 27 ноября - 1916 год, 17 декабря Русский театральный деятель, руководитель Первой студии МХТ, писатель, художник


Слайд 1

Детство 1872 год 27 ноября в Житомире в семье переплётчика и акушерки родился Лев Леопольд Мария Сулержицкий 1873 год – семья переехала в Киев, родился брат Алёша Около 1877 года умерла мать и вскоре у отца появилась новая жена, а у Поли с Алёшей новые братья 1881 – в 9 лет Поля поступает в киевскую гимназию. 1884 год – 12-ти летний Поля с товарищами по гимназии ставит «Гамлета» Шекспира. В том же году Леопольда Сулержицкого исключают из гимназии за посещение театров и театрального закулисья, что гимназистам строго запрещено. Он работаем в деревне недалеко от Киева батраком, вечерами учит грамоте крестьянских детей. 1885 год – в 13 лет Леопольд учится в Киеве в школе живописи И. Н. Мурашко.


Слайд 2

Юность 1887-1888 годы - Увлекается духовными и социальными учениями Кропоткина и Толстого. Работает во Владимирском соборе, помогая В. М. Васнецову создавать росписи. С Васнецовым работают Нестеров и Врубель. Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге, приехавшие на лето в Киев, заходят посмотреть на работы. Стиль Васнецова ими резко отрицается. Проводит лето в Киеве и К. С. Станиславский, который вспоминает о росписи собора и рабочих, висящих под куполом в люльках, как о сказке. В летние сезоны Леопольд по-прежнему батрачит и учит крестьянских детей.


Слайд 3

1890 год – Леопольд Сулержицкий (отныне все друзья будут звать его Сулер) поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагоги – Маковский, Поленов, Серов, Левитан. Однокурсники – Т. Толстая, Е. Борисова-Мусатова, супруги Росинские. В студенческие годы начинается дружба с ученицей скульпторов Антокольского и Родена – А. Голубкиной. 1894 год – перед самыми выпускными экзаменами Сулер исключён из училища за приверженность учению Толстого, за то, что вступился за студентов, вышедших на революционную демонстрацию, за то, что повёл студентов на выставку запрещённых картин Н. Ге, посвящённых теме Христа. Л. Н. Толстой с дочерьми Т. Л. Толстая. Портрет работы Н. Ге


Слайд 4

1894 год – нанимается матросом на корабли Одесского порта, учит грамоте матросов и портовых проституток. Отказывается от военной службы по убеждениям толстовского учения. Сулержицкий на фоне эскизов для волжских пароходов


Слайд 5

1895-1896 годы – за отказ от военной службы посажен в тюрьму, некоторое время содержится в тюремной психиатрической больнице. Помогает врачам в работе, пишет неграмотным больным письма и учит их грамоте. В это время на выпускной выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества Росинский выставляет в качестве экзаменационной работы «Портрет товарища», где нарисован Сулер. Так сокурсники пытаются поддержать опального товарища. 1896 год – из сострадания к отцу соглашается идти на военную службу вольноопределяющимся, на что получает благословение Л. Н. Толстого. Отправлен на службу в пустыню, на границу Туркестана и Афганистана, куда европейцев посылают вместо смертной казни. Служит в Серахсе, потом в Кушке. Занимается огородничеством, обустраивает гарнизонный быт, учит солдат и офицерских детей грамоте.


Слайд 6

1897 год – Сулержицкий возвращается с военной службы, въезд в столицы для него запрещён. Печатает в подпольной типографии на гектографе запрещённые произведения Л. Н. Толстого. Плавает матросом в Стамбул, Александрию, Индию, Цейлон, Сингапур. В знак протеста против притеснения матросов (хотя его персонально не трогают) увольняется с корабля, голодает, работает разнорабочим в порту. 1898 год – батрачит в Крыму в имении толстовцев Вульф.


Слайд 7

1898 – 1900 годы – Сулер в составе группы, куда вошли С. Толстой (сын писателя), А. Сац (сестра композитора Ильи Саца), Бонч-Бруевичи и др. осуществлял переселение 5100 духоборов, преследуемых царским правительством за отказ от службы в армии по религиозным убеждениям, из России в Америку.


Слайд 8

Огранизуя и осуществляя переселение Сулер был в Батуме, Тифлисе, Ливерпуле, в Канаде, и на Кипре, где заболел лихорадкой, в результате которой получил нефрит, от которого впоследствии умер. Сулер зафрахтовал флот и осуществил ремонт судов, вёл переговоры с Американским правительством, налаживал земледельческие работы, связи духоборов с индейцами и фермерами, принимал участие в лечении больных. Л. А. Сулержицкий и Мак-Крири, заведующий переселенческим отделом в Канаде, 1899 г. Шулер в канадских прериях


Слайд 9

Новый век 1900 год – Сулер работает водовозом в Крыму. В этот момент МХТ находится там на гастролях. Играют «Чайку», «Дядю Ваню». Начинается дружба Сулера с А. Чеховым. Чехов приводит его в дом к доктору Л. Средину, с которым дружны Ермолова, Немирович-Данченко, Нестеров, Достоевский и многие другие артисты, художники, писатели. У Срединных Сулер знакомится с М. Горьким. Потом начинаются знакомства с писателями Маминым-Сибиряком, Куприным, Буниным, Леонидом Андреевым, Сергеем Скитальцем. Этим же летом Сулер впервые представлен К. С. Станиславскому. Леонид Андреев, Леопольд Сулержицкий, Максим Горький


Слайд 10

1900 год – В том же году Сулер знакомится со своей будующей женой, пианисткой Ольгой Поль, на даче её родственников под Москвой в Кучино на гектографе размножает нелегальную литературу РСДРП. Затем Сулер по просьбе Горького работает связным РСДРП, едет во Францию и Швейцарию, где встречается с Лениным и побеждает его в споре. Из-за границы Сулер привозит Горькому шрифт для подпольного издания большевистской газеты «Искра».


Слайд 11

1901 год – Священный Синод отлучает Толстого от церкви за учение непротивления злу насилием и отрицание церковной и государственной организации. Сулер снова работает водовозом в Крыму: Ялте, где живёт Чехов, в Олеизе, где живёт Горький, в Гаспре, где живёт Толстой. Во время опасной болезни Толстого Сулер, как и Чехов, помогает ухаживать за стариком, потом вместе с Горьким прячет его крамольные документы от тайной полиции, для чего инсценирует нападение на переодетых шпиков местными грузчиками, лодочниками, садовниками. В этом же году Сулер пишет повести «Дневник матроса», «С духоборами в Америку» для издательства Горького «Знание». Сулер становится своим в закулисье МХТ. В том числе, во время спектакля «Доктор Штокман» по пьесе Генрика Ибсена, вторично представлен К. С. Станиславскому прямого у него в гримёрной.


Слайд 12

1902 год – Сулержицкий гостит у Горького в Арзамасе, куда тот сослан. В это же время у Горького в гостях В. И. Немирович-Данченко, Л. Андреев, С. Скиталец. Потом Сулер посажен в Таганскую тюрьму за хранение запрещённой литературы РСДРП. Это происходит после обыска в доме у его невенчанной жены Ольги Поль. Сергей Львович Толстой навещает обоих супругов в тюрьме и хлопочет об их освобождении. Ссылка в Новоконстантинов, еврейское местечко на реке Буг в Подольской губернии. Учится медицине у находящегося там в отпуску доктора. Лечит бедняков. Заболевает брюшным тифом. Сергей Толстой Сергей Скиталец


Слайд 13

1903 год – ссылка в Вильно. В костёле, рядом с домом, где живут Сулержицкие, служит ксёндз Иоанн Шверубович, отец актёра МХТ В. И. Качалова. Рождение у Ольги и Леопольда сына Мити.


Слайд 14

1904 год – Сулер служит санитаром на русско-японской войне в Харбине. Пишет повесть «Путь» об этой войне. В этом году умирает А. П. Чехов.


Слайд 15

Сулер вместе с режиссёром В. Э. Мейерхольдом едет в Ясную поляну к Л. Н. Толстому просить об участии в журнале «Факелы». Сулер присуствует на репетициях Мейерхольда в студии «На Поварской», где композитором его друг Илья Сац, а художниками бывшие товарищи по училищу – Егоров, Сапунов и Судейкин. 1905 год – Сулеру и Ольге Поль-Сулержицкой разрешено вернуться в Москву. Сулер и Илья Сац осуществляют постановку оперы «Евгений Онегин» со студентами Консерватории в доме К. С. Станиславского. Учат оперных певцов партнёрскому общению. Создают для оперы скромную, атмосферную декорацию. Залы полны. Исполнительницу роли Татьяны Лариной – Маргариту Гукову сразу после этого спектакля берут солисткой в Большой театр. Сулер и Качалов Сулер и Егоров


Слайд 16

1906 год – Сулер официально становится сотрудником МХТ. Вместе с театром едет на зарубежные гастроли: Берлин, Прага, Вена. В гостях у Боткиных. И. М. Москвин, А. С. Боткина, A. Г. Коонен, О. Л. Книппер-Чехова, Л. А. Сулержицкий, B. И. Качалов, Л. М. Коренева


Слайд 17

1906 год продолжается. Сулер помогает К. С. Станиславскому в режиссёрской работе над спектаклем «Драма жизни» по пьесе Г. Гауптмана. Композитор спектакля – Илья Сац. Летом снимает дачу под Алуштой в Профессорском уголке и увозит туда дикарями семью Качаловых. Сулер играет со всеми в индейцев: строят вигвамы, живут дикарями. Сулер и Качалов участвуют в Ялте в опере-сказке «Сын Мандарина» Кюи. Пока в Ялте идёт спектакль дача в профессорском уголке сгорает. Потом её строят своими руками заново.


Слайд 18

1908-1909 годы – доклад Сулержицкого «О критике» на всероссийском съезде режиссёров. Помогает К. С. Станиславскому в режиссёрской работе над «Синей птицей» по пьесе М. Метерлинка, а фактически становится основным режиссёром-педагогом спектакля. В работе с молодыми актёрами отрабатывает элементы рождающейся «системы» К. С. Станиславского. Композитор спектакля – Илья Сац. Художник – Егоров. Помогает К. С. Станиславскому в режиссёрской работе над спектаклем «Жизнь человека» по пьесе Л. Андреева. Композитор спектакля – Илья Сац. Художники – Егоров и Ульянов. Сопровождает по просьбе Станиславского в прогулках по Москве танцовщицу-босоножку Айседору Дункан. «Синяя птица» Сахар и дети «Синяя птица» Кот и Царица Ночи


Слайд 19

1910 год – Самовольно уезжает из театра в Кисловодск ухаживать за К. С. Станиславским, очень тяжело заболевшим брюшным тифом. 2 месяца не отходит от постели больного, сменяясь только с его женой, М. Лилиной. В это время записывает под диктовку Станиславского его мысли о «системе». К. С. Станиславский. Портрет работы Серова М. П. Лилина


Слайд 20

1910-1911 годы – работа над постановкой «Гамлета» совместно с режиссёрами К. С. Станиславским и англичанином Гордоном Крэгом. Сулер делает монтаж текста из трёх переводов. Переводит Крэгу репетиции и беседы на английский. Помогает художникам и рабочим в создании сценического оформления. Работает с актёрами как режиссёр-педагог. Французские театральные деятельницы Жоржета Метерлинк-Леблан и Габриэль Режан приглашают Сулера в Приж ставить «Синюю птицу» по мизансценам МХТ. Айседора Дункан Гордон Крег Качалов - Гамлет


Слайд 21

1911 год – Умирает Лев Николаевич Толстой. Сулер последним уходит с кладбища, дождавшись, когда уедут жандармы и можно будет проститься в тишине. Сулер ставит «Синюю птицу» в Париже. Выпуск спектакля «Гамлет». Крэг из ревности не разрешает поставить имя Сулера в афишу. Начало систематической работы с молдодыми актёрами МХТ по «системе» Станиславского. Начало дружбы с молодым Евгением Вахтанговым, которого Станиславский назначает помощником Сулера. Похороны Л. Н. Толстого


Слайд 22

Летом под Каневым создаёт коммуну с молодыми актёрами МХТ – все вместе работают на земле и учатся морскому делу. Сулер ведёт переписку с семьёй Л. Н. Толстого о возможности постановки «Живого трупа» и добивается разрешения ставить эту пьесу в МХТ. Помогает в работе над спектаклем Станиславскому и Немировичу, ставит сцену в суде, работает как педагог с молодой актрисой Алисой Коонен, исполнительницей роли Маши. Шаляпин приглашает Сулера работать над «Дон Кихотом» в Большом театре, предлагает Сулеру сыграть Санчо Пансу. Сулер отказывается – нет времени. Шаляпин и Гукова зовут Сулера в Большой театр ставить «Кармен». Сулер согласился. Разработал план постановки, утвердил макет. Но тут из дирекции императорских театров пришёл отказ – Большой театр не может работать с неблагонадёжным режиссёром, у которого нет к тому же специального образования. Позже Станиславский осуществит эту постановку по наброскам Сулержицкого. Л. А. Сулержицкий и крестьянка Прииска Перехрист учат жать Киру Алексееву и Женю Вахтангова. Канев. Вечерний чай. Канев. Слева – Е. Б. Вахтангов и О. И. Поль. Справа – Л. А. Сулержицкий, К. К. Алексеева.


Слайд 23

1912 год - Сулержицкий в качестве режиссёра работает над спектаклем «Провинциалка» по пьесе Тургенева. Актёры – Станиславский и его жена Лилина. Станиславский требует, чтобы Сулер заставлял их работать точно «по системе» и отрабатывать круги внимания. Спектакль играется до 1928 года. Но имя Сулержицкого в афише снова не появляется. Дарья Ивановна – М. П. Лилина


Слайд 24

1913 год - Открывается Первая студия МХТ на углу Гнездняковского переулка и Тверской (сейчас – учебный театр ГИТИС). Заведующий студией – Л. А. Сулержицкий. Первая студия работает над спектаклем «Гибель Надежды» Гейерманса. Сулер показывает образы моряков, рассказывает о своих морских приключениях, помогает актёрам искать индивидуальность образов. Первая студия работает над спектаклем «Праздник мира» Гауптмана. Сулержицкий учит: «Потому они мирятся, что хорошие по существу, а не потому ссорятся, что плохие». Первая студия работает над спектаклем «Калики перехожие» Волькенштейна. Пьеса о вере, о древней Руси. Сулер – художественный руководитель постановки. 1914 год – Первая студия работает над спектаклем «Сверчок на печи» Диккенса. Сулер – художественный руководитель постановки. Для него в спектакле главное – доброта, прощение, примирение. Идёт война, а спектакль призывает «Не убий!». Сцены из спектакля Первой студии МХТ «Сверчок на печи»


Слайд 25

«Сверчок на печи». Сцена в мастерской Калеба


Слайд 26

«Сверчок на печи»


Слайд 27

«Сверчок на печи»


Слайд 28

1915 год - Первая студия работает над спектаклем «Потоп» Бергера, и тут главной становится тема примирения людей друг с другом. Сцены из спектакля Первой студии МХТ «ПОТОП»


Слайд 29

Финал 1916 год, 17 декабря в Солдатенковской, ныне Боткинской больнице, умер Леопольд Антонович Сулержицкий.


Слайд 30

Из воспоминаний Шверубович вспоминает лето 1912 года на Украине. Много детей: Митя Сулержицкий - 9 лет, Володя и Федя Москвины - 8 и 6 лет, племянница Москвиных Таня - 11 лет, Маруся Александрова - 7 лет, сам Вася Шверубович - 11 лет, еще два мальчика 11 лет - всего 8 детей. “Он никогда не сердился, никогда ничем не грозил. Просто мы его любили и уважали так, как это могут дети по отношению к самому светлому герою их мечты, к идеалу их представлений о человеке. Часами он занимался нами, нашим воспитанием, нашими играми, прогулками, купанием. Неверно говорить “играми” - это была одна бесконечная на все лето игра, в которую входило все, чем бы мы ни занимались. Основное в этой игре было то, что все мы были моряки. Были плавания особо дальние, с ночевками у костра в “вигваме” (из брезента и парусины). Взрослые допускали эту нашу игру не очень охотно. Особенно женщины, особенно матери. Они портили игру. Портили, во-первых, тем, что волновались за нас - что мы утонем, что простудимся, что сгорим на костре, когда прыгаем через него в диком охотничьем танце племени дакотов; расшибемся, когда ласточкой летим с обрыва в прибрежный песок и т. д.; во-вторых, еще больше портили игру тем, что не верили в игру. Самое страшное для ребенка - если кто-то рядом не верит в его “как будто бы”.


Слайд 31

Мгновенно игра испорчена и становится скучно и противно. Сулер верил - не притворялся, не подыгрывал нам, а верил. Верил. Я знал это - ребенок не может ошибаться, его ни один гениальный актер не надует. Мы знали, что дядя Лёпа, Сулер, играя с нами верит в то, во что мы верим. Он вместе с нами поднимал со дна моря затонувший сто лет назад пиратский пятидесятипушечный фрегат и открывал боченки с изумрудами и рубинами, затонувшими на нем. Он раскапывал древний курган и находил там похороненную две тысячи лет назад принцессу (Таню Гельцер), которая спала “лекарическим” сном, и мы ее оживляли и учили говорить по-русски, так как она знала только древний сарматский (язык мы тут же сочиняли), и никогда Сулер не портил нам веры в истинность происходящего. В этом и была подлинность проникновения его в систему Станиславского, самую сущность Художественного театра. От этих наших игр, которых Сулер не был режиссером, а только участником, шел прямой путь к жизни «Первой студии», где Сулер был руководителем. Нами он не руководил, он только отвращал нас от грубого, жестокого, кровожадного. Можно было, например, охотиться на акулу - он сам тащил отяжелевшую от времени черную корягу со дна Днепра - “гигантскую пожирательницу детей” - падал под ударами ее хвоста, связывал ее и т. д.


Слайд 32

Но нельзя было, даже играя, стрелять из лука в Капсюля и Серку (наших собак), хотя они были в игре “вепрями” или “медведями” - надо было их (“вепрей” и “медведей”) приручать, искать дружбы с ними Трудно, конечно, представить себе, какими бы мы все получились без Сулера, но мне кажется, - и я думаю, что все те, кто рос под его влиянием, согласились бы со мной, - что все мы были бы много хуже и что из того хорошего, что есть в нас, мы большей частью обязаны ему. Следующее лето, уже без нас на Княжьей горе жил Е. Б. Вахтангов. Мне кажется, что из сулеровских игр, из его празднеств, которых в то лето было не меньше, чем в предыдущее, родилась через девять лет игра-праздник “Принцесса Турандот”, гениальное творение Вахтангова” (Сулержицкий Леопольд Антонович. «Искусство» М. 1970 г., стр. 625-635)


×

HTML:





Ссылка: