'

МОТИВАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ

Понравилась презентация – покажи это...





Слайд 0

МОТИВАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ «Когда у человека есть что сказать, и желание что-то сказать, слово и способность умело им пользоваться усваиваются легко» Ляудис В.Я., Негурэ И.П.


Слайд 1

Понятие письменной речи Письменная речь – один из видов специфической деятельности человека, который направлен на построение связных высказываний с помощью начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи


Слайд 2

Виды письменной деятельности МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЭПИСТОЛЯРНАЯ УПРАВЛЕНИЕ СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО МНЕСТИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ


Слайд 3

МОТИВАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ мотив речи, вступая в противоречие с отсутствием необходимых речевых и языковых умений, создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в их усвоении с целью осуществления желаемой письменной деятельности усвоение полного состава действий и операций письменной речи


Слайд 4

Понятие мотивации письменной речи Мотивация письменной речи - совокупность причин психологического характера, побуждающих человека к различным видам письменной деятельности, объясняющих его поведение в связи с построением письменных высказываний, направленность и активность


Слайд 5

Иерархическое строение мотивации письменной речи


Слайд 6

Характеристика структурных компонентов мотивации письменной речи


Слайд 7

Формирование мотивации письменной речи методом словесного творчества


Слайд 8

Теоретическое обоснование метода Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого воображения, следовательно его можно рассматривать как основной, психический процесс, порождающий мысли, потребности, мотивы, желания учащихся начальной школы. Из всех видов деятельности, опосредованных письменной речью только словесное творчество строится на активном воображении и творческом мышлении. Процесс создания литературных произведений всегда связан с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Наиболее приемлемым видом словесного творчества для младших школьников является сочинение сказок и фантастических историй, следовательно именно их лучше всего использовать в начальной школе для формирования мотивации письменной речи.


Слайд 9

Методика формирования мотивации письменной речи методом словесного творчества На основе специальных приемов фантазирования ученикам предлагается сочинить собственные оригинальные тексты, выражающие их мысли и чувства с учетом условий и задач общения. Это придает письменной речи и ее усвоению смысл для ребенка. Между мотивами и целями письменной речи, с одной стороны, и задачей: "Построить текст," – с другой, устанавливаются отношения взаимного соответствия. Такая взаимосвязь начинает оказывать влияние на характер всей мотивационной сферы школьника. Происходит последовательный переход от общего недифференцированного понимания значения письменной речи к более частному личностному, перестраивается система ее мотивов, появляется способность к целеполаганию. В конечном счете, это обеспечивает успешное усвоение всех внутренних функций письма и приводит к созданию полноценных, законченных высказываний.


Слайд 10

Приемы формирования мотивации письменной речи Отбор тематики ученических сочинений, соответствующей детскому мировосприятию, разнообразной, но обязательно "внутренней, волнующей" для учащихся, увлекательной; Организация естественной речевой деятельности детей; Использование специальных приемов фантазирования, активизирующих творческое воображение учащихся; Построение обучения на основе сотрудничества учащихся с педагогом и учащихся друг с другом; Разумная система поощрений; Специальная система заданий прямо направленных на упрочение и развитие отдельных сторон мотивации письменной речи.


Слайд 11

Условия формирования мотивации письменной речи Сформированность у учащихся речевых умений и навыков, необходимых для создания письменных высказываний; Общая доброжелательная атмосфера в классе; Обеспечение психологической защиты каждого учащегося; Варьирование социальной роли учеников; Учет уровня притязаний детей, их собственных оценок; Разнообразие в деятельности; Свобода в выборе задания; Уровень педагогического мастерства педагога


Слайд 12

Тематика сказок и фантастических историй о себе в воображаемой ситуации; о животных (рыбах, птицах, насекомых) и растениях; с вымышленными персонажами; об окружающих неодушевленных предметах; об известных литературных сказочных героях; о сказочных волшебных предметах; о необычных городах и странах и др.


Слайд 13

Сочинение сказки или фантастической истории на основе приема «Артист» Задание: 1. Из предложенных ситуаций выбрать одну наиболее понравившуюся. 2. Представить себя в роли какого-либо неодушевленного предмета, вещи, явления природы или животного, попробовать понять, что будут они чувствовать в подобной ситуации. 3. Сочинить сказку или историю от лица этого героя (или нескольких героев), в которой бы встречалась предложенная ситуация. Материал для работы: 1. Приготовление каши (герои: кастрюля, огонь, пшено, вода, человек); 2. Бег за автобусом (герои: ветер, ноги, сердце, автобус, голова); 3. Пришивание пуговицы (герои: пуговица, нитка, иголка, наперсток, рубашка); 4. Рыбалка (герои: рыболов, рыбка, червячок, поплавок, леска).


Слайд 14

Обеспечение ситуации общения Сочинение сказок и фантастических историй: для воспитанников детского сада, для классной и школьной библиотеки, для стенгазет, для утренников, к праздникам, для своей семьи, для выставок, посвященных детскому творчеству, для небольших книжек с рисунками самих учащихся, для сборников авторских сказок одного ребенка и лучших работ учеников всего класса


Слайд 15

«Сборники детских сказок и стихов»


Слайд 16

Формы сотрудничества Совместное – включение педагога в деятельность учащихся; Раздельное – распределение функций, этапов, средств построения высказываний между участниками деятельности; Групповое – организация внутри класса мобильных микрогрупп из 3 – 5 человек для совместной работы: - с включением педагога и без него (контроль); - одновременное участие всех членов группы; - последовательное участие членов группы; Индивидуальное – самостоятельная деятельность учащегося: - с помощью педагога; - без помощи педагога


Слайд 17

Система поощрений Похвала за усилия Сравнение успехов с моими прежними результатами Похвала за трудное задание


Слайд 18

Система заданий, направленных на развитие компонентов мотивации Постановка школьников в ситуации разной степени обязательности. Такие упражнения сводятся к написанию сочинений под контролем учи­теля, в условиях свободного выбора и предпочтения, в ситуациях помех и препятствий. Они тренируют устойчивость и действенность мотивационных компонентов письменной речи, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели. Вовлечение школьников в процесс проверки и оценивания работы. Данные упражнения предполагают самостоятельный контроль и оценку сочинения по ходу его написания, а также самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимооценку после завершения работы. Учитывая, что направлений контроля при проверке и оценивании пись­менного высказывания несколько, а способности восприятия у младших школьников еще ограничены, полезно использовать несколько прочтений текста, каждое из которых должно выполняться с определённой целевой установкой. Перечисленные приемы способствуют формированию у школьников навыков контроля и оценки своей деятельности, адекватного уровня при­тязаний, стимулируют развитие самостоятельности. Анализ мотивов и целей письменной речи. К данным упражнениям относится не только анализирование учеником своего поведения, но и сравнение своих мотивов и целей с мотивами и целями других учеников, а также задания на сопоставление и соподчине­ние мотивационных компонентов письменной речи. Эти приемы формируют активность и гибкость целеполагания, способс­твуют приданию мотивационным компонентам качества осознанности, су­щественно изменяют смысл поведения школьников, его направленность.


Слайд 19

Структура занятий I. Этап вызывания исходной мотивации. 1. Сообщение темы занятия. Постановка учебной задачи. 2. Создание речевой ситуации. II. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. 1. Работа с приемом сочинения сказки (фантастической истории). 2. Выбор формы выполнения задания. 3. Планирование содержания письменного высказывания. Выбор языковых и речевых средств реализации намеченного плана. 4. Сочинение сказки (фантастической истории). III. Этап завершения занятия. 1. Проверка и оценивание работы. 2. Редактирование. 3. Подведение итогов занятия.


Слайд 20

Выставки детского творчества


Слайд 21

Диагностика мотивации письменной речи младших школьников


Слайд 22

Типы отношений к письменной деятельности Отрицательное (негативное). Уход или отказ школьника от написания сочинений; Нейтральное (безразличное, пассивное). Отсутствие готовности школьника включиться в процесс написания сочинений; Положительное неявно активное (нерасчлененное, диффузно - положительное, эмоционально окрашенное, заинтересованное, избирательное или предотношение). Готовность школьника к включению в процесс написания сочинений; Положительное познавательно-активное (инициативное, сознательное, осознанное, рефлексивное) Включение школьника как субъекта учебной деятельности, направленный на написание сочинений; Положительное личностно­пристрастное, активное (творческое, преобразующее, гармоничное, ответственное, действенное, практически направленное включение школьника как субъекта общения, как личности


Слайд 23

Критерии отношений младших школьников к письменным сочинениям Критерии отношений младших школьников к письменным сочинениям, проявляющиеся на уроке Критерии отношений младших школьников к письменным сочинениям, проявляющиеся вне урока и в проведении досуга


Слайд 24

Критерии отношений младших школьников к письменным сочинениям, проявляющиеся на уроке Особенности поведения и учебной деятельности: готовность к включению в работу, быстрота вхождения в учебную ситуацию, прилежание, активность, стремление к инициативе, творческие проявления, увлеченность работой, сосредоточенность внимания, наличие отв­лечений, осознанность, самостоя­тельность, поведение при затруднениях, дейс­твия по завершению работы; Особенности устной речи: интонационная окрашенность реплик уча­щихся по поводу работы (урока), громкость высказываний, темп высказы­ваний, длительность высказываний (комментариев), содержание и форма комментариев монологов учителя и учеников, их действий; Особенности мимики и пантомимики: характер восприятия задания, проявления во время работы, характер восприятия замечаний учителя, реакция на трудности в работе, реакция на завершение работы, реакция на звонок; Особенности письменных сочинений: оригинальность, богатство фантазии, глубина и проработанность образов, цельность, логическая последова­тельность, связность, выразительность.


Слайд 25

Критерии отношений младших школьников к письменным сочинениям, проявляющиеся вне урока и в проведении досуга Особенности поведения и учебной деятельности: чтение дополнительной литературы, самостоятельные вопросы, беседы с учителем, беседы и спор с учащимися, добровольное принятие дополнительной и самостоятельной работы, чтение дополнительной литературы, участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях, самостоятельное выполнение работы дома; Особенности речи, мимики и пантомимики: характер комментариев урока, деятельности учителя, одноклассников на перемене.


Слайд 26

МОТИВЫ ЦЕЛИ ЭМОЦИИ У Р О В Е Н Ь М О Т И В А Ц И И Т И П О Т Н О Ш Е Н И Я


Слайд 27

Уровни мотивации письменной речи


Слайд 28

Изучение мотивации письменной речи 1. Неэкспериментальные приемы длительное наблюдение за особенностями поведения и учебной деятельности учащихся; изучение детских письменных сочинений; беседа; опрос; анкетирование 2. Экспериментальные приемы выбор из тем для сочинения репродуктивного и творческого характера наиболее интересной; выбор из тем для сочинения одного уровня (репродуктивного или творческого), но разной степени сложности наиболее понравившейся; выбор легкой (трудной( темы для сочинения или темы другого уровня после успеха (неудачи); выбор индивидуальной (групповой, совместной) формы написания сочинения; выбор партнера для совместного написания сочинения в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами; выбор типа оценивания работы (оценивание работы педагогом, другим учеником, самооценка); оценивание способа или результата деятельности); возврат к способу написания сочинения и его редактирование после выполнения работы; возвращение к прерванному процессу создания письменного высказывания и его возобновление; поведение при написании сочинения в ситуации разной степени обязательности; поведение при написании сочинений в условиях помех и препятствий; реакция на ошибку


Слайд 29

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


×

HTML:





Ссылка: